Социальная педагогика Пауля Наторпа в аксиологическом историзме Сергея Гессена


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Сергей Иосифович Гессен под влиянием идей Генриха Риккерта предложил аксиологическую трактовку истории как процесса воплощения ценностей в форме материальной культуры. Свободу человека Гессен раскрывает в аксиологической интерпретации кантовской этики долга и представляет ее как участие в воплощении ценностей в исторической действительности. Все многообразие содержания воплощенных ценностей составляет культуру, которая является продуктом не отдельного человека, а общества в целом. Аксиологический историзм Гессена нуждался в обосновании свободы воли индивида в качестве условия возможности социокультурного процесса. Под влиянием социальной педагогики Пауля Наторпа Гессен установил соотнесенность индивидуальной свободы с общественными целями развития. В своей социальной педагогике Наторп обосновал, что общество создает и развивает культуру при соотнесении индивидуальной свободы и общественных целей развития. Понимание взаимной зависимости индивида и общества обеспечивается школой. Создание и углубление содержания культуры зависит от творчества множества свободных людей. В этом исследовании выявлено, каким образом Гессен перенимает и интерпретирует идеи социальной педагогики Наторпа, чтобы обосновать принципы взаимодействия индивида и общества в процессе воплощения ценностей - формировании культурного содержания. Установлено, что Гессен вслед за Наторпом интерпретирует образование максимально широко как процесс социализации, а педагогику - как ее инструмент. Образование предлагает способ соотнесения индивида и общества, учит, что они взаимосвязаны и взаимозависимы в социокультурном развитии. Ограниченность подходов в понимании социума, сосредоточенных на приоритете индивида/общества Гессен преодолевает, акцентируя внимание на их взаимодействии. Эту идею организации социума как коллективного социального субъекта, состоящего из свободных людей, Гессен использует не только в педагогике, но и в социально-политической философии, формируя учение о социальном праве. Гессен рассматривает трактовку общества в социально-политических работах Наторпа как развитие идей его социальной педагогики. На этом основании можно заключить, что в своей педагогике Наторп сформировал понятие общества, которое распространяется за пределы педагогики на его социальную философию в целом.

Об авторах

Михаил Юрьевич Загирняк

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Автор, ответственный за переписку.
Email: MZagirnyak@kantiana.ru
ORCID iD: 0000-0003-4024-0044
SPIN-код: 3437-7747

доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, Образовательно-научный кластер «Институт образования и гуманитарных наук»

Российская Федерация, 236041, Калининград, ул. А. Невского, д. 14

Список литературы

  1. Hessen SI. Principals of Pedagogy. Introduction to Applied Philosophy. Moscow: School-press; 1995. (In Russian).
  2. Belov VN. S.I. Hessen and the history of Russian Neo-Kantianism. Kantian Journal. 2014;1(47):59–65. (In Russian). https://doi.org/10.5922/0207-6918-2014-1-4
  3. Dmitrieva NA. Around the “social pedagogy” of Paul Natorp: Vladimir Dinze in the debates on national upbringing. Part 1. Kantian Journal. 2016;35(4):38–55. (In Russian). http://dx.doi.org/10.5922/0207-6918-2016-4-3
  4. Danilkina NV. The formation of S. Hessen’s theory of education as “the applied philosophy”. Pushkin Leningrad State University Journal. 2009;4(1):233–241. (In Russian).
  5. Vladimirov PA, Lebedeva AV. Moral Foundations of the Theory of Education in Russian Neo-Kantianism. Higher Education in Russia. 2022;31(3):96–107. (In Russian). https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-3-96-107
  6. Stepanov AA. Time and “applied philosophy”: to the question of the theoretical and socio-cultural assumptions of philosophical and pedagogic concepts by S.I. Hessen. TSPU Bulletin. 2013;9(137):222–228. (In Russian).
  7. Vorobiev MV. Legal Consciousness at the Early Stage of Personality Development from the Perspective of Russian Neo-Kantian Philosophy of Pedagogy. Kantian Journal. 2018;37(2):46–57. (In Russian). http://dx.doi.org/10.5922/0207-6918-2018-2-3
  8. Natorp P. Pestalozzi: sein Leben und seine Ideen. Saint Petersburg: School and life Newspaper’s publ.; 1912. (In Russian).
  9. Natorp P. Philosophic und Padagogik. Untersuchungen auf ihrem Grenzgebiet. In: Selected Works. Moscow: Territory of Future publ.; 2005. P. 295–383. (In Russian).
  10. Natorp P. Sozialpädagogik. Theorie der Willenserziehung auf der Grundlage der Gemeinschaft. Saint Petersburg; 1911. (In Russian).
  11. Luft S. The Space of Culture. Towards a Neo-Kantian Philosophy of Culture (Cohen, Natorp, & Cassirer). Oxford: Oxford University Press; 2015.
  12. Dmitrieva NA. Around the “social pedagogy” of Paul Natorp: Vladimir Dinze in the debates on national upbringing. Part 2. Kantian Journal. 2017;36(1):66–89. (In Russian). https://doi.org/10.5922/0207-6918-2017-1-6
  13. Kant I. Kritik der Urteilskraft. In: Works in 8 vols. Vol. 5. Moscow: Choro publ.; 1994. (In Russian).
  14. Natorp P. Philosophische Propädeutik (Allgemeine Einleitung in die Philosophie und Anfangsgründe der Logik, Ethik und Psychologie). In: Selected Works. Moscow: Territory of Future publ.; 2005. P. 55–118. (In Russian).
  15. Natorp P. Volkskultur und Persönlichkeitskultur: sechs Vorträge. In: Selected Works. Moscow: Territory of Future publ.; 2005. P. 145–294. (In Russian).
  16. Natorp P. Sozialidealismus. Neue Richtlinien sozialer Erziehung. Berlin: Verlag von Julius Springer; 1920.
  17. Hessen SI. Principals of Pedagogy. Introduction to Applied Philosophy. Berlin: Slovo publ.; 1923. (In Russian).
  18. Rickert H. Vom Begriff der Philosophie. In: Kulturwissenschaft und Naturwissenschaft. Moscow: Republic publ.; 1998. P. 15–42. (In Russian).
  19. Zagirnyak MYu The Notion of Free Will in Sergey Hessen’s Conception of Culture. Kantian Journal. 2018;37(4):67–82. (In Russian). http://dx.doi.org/10.5922/0207-6918-2018-4-3
  20. Hessen S. Paul Natorp (a publication by N.A. Dmitrieva and A.A. Sukhikh; comments by N.A. Dmitrieva). Kantian Journal. 2014;1(47):87–102. (In Russian). https://doi.org/10.5922/0207-6918-2014-1-7
  21. Hessen SI. Russian pedagogy in the 20th century. In: Pedagogical works. Saransk: Red October publ.; 2001. P. 445–475. (In Russian).
  22. Hessen SI. The idea of a labor school and the laboratory plan (Dalton plan). Towards a theory of the lesson. In: Pedagogical works. Saransk: Red October publ.; 2001. P. 304–323. (In Russian).
  23. Zagirnyak MYu. The nation as a social subject in Sergey Hessen’s philosophy. Dialogue With Time. 2022;(81):103–116. (In Russian). https://doi.org/10.21267/ AQUILO.2022.81.81.007
  24. Hessen SI. The Problem of Legal Socialism (Evolution of Liberalism). Sovremennye zapiski. Vol. XXII–XXXI. 1924. (In Russian).
  25. Hessen SI. State of Law and Socialism. In: Selected Writings. Moscow: ROSSPEN publ.; 2010. P. 43–394. (In Russian).
  26. Hessen SI. The Idea of Social Right. Sovremennye zapiski. Vol. XLIX. 1932. P. 421–435. (In Russian).
  27. Hessen S. Szkoła i demokracja na przełomie. Warszawa: Nakładem Naszej Księgarni; 1938.
  28. Hessen S. O sprzeczności i jedności wychowania: zagadnienia pedagogiki personalistycznej. Lwów: Książnica – Atlas; 1939.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».