Философский аспект пространственно-временных ритмов социального пространства города в документальном фильме: на примере экранного хронотопа Дзиги Вертова
- Авторы: Кирсанова Ю.А.1, Черкасова И.К.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 28, № 4 (2024): ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Страницы: 1200-1211
- Раздел: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325390
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-4-1200-1211
- EDN: https://elibrary.ru/KQXLHH
- ID: 325390
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования состоит в изучении пространственно-временных ритмов социального пространства города в документальном фильме. Принято считать, что первый показ кинолент братьев Люмьер на бульваре Капуцинок и зародил документалистику - вид искусства, основанного на реальной съемке жизни, без постановочных сцен, актерской игры и авторского видения. Философский потенциал документального кино как жанра обеспечивает ему особое место в киноискусстве. Поэтому особый исследовательский интерес вызывает ритманализ городского пространства в кинореальности - экранный хронотоп городской повседневности в документальных работах. Город в документальном кинофильме - полноправный герой, а городское пространство и вся его архитектоника, повседневная жизнь, измененные монтажом, создают новое условное время и пространство киноработы. В документальной картине монтаж является важным смысловым инструментом, с помощью которого создается пространственная составляющая ритмики города. Ритмика города прослеживается с повторением определенных элементов, кадров, паттернов, что свидетельствует о глубине интенсификации художественной композиции. Анализ ритма городского пространства представляет исследование изменений и трансформации пульсации, слияния видимого и невидимого в киноискусстве. Время, пространство и ритм являются важными элементами повествования и динамичности специфики кинематографического опыта. Экранный хронотоп реализуется в различных специфических приемах для погружения зрителей во временные промежутки и множественные пространства, создавая иллюзию непрерывного времени. В этих условиях пространственно-временных ритмов городской жизни и рождается экранный текст, в непрерывном движении расплывчатых границ бесконечности. Данное исследование рассматривает пространственно-временные ритмы городской повседневности на примере хронотопа кинореальности Дзиги Вертова в авангардном документальном кино.
Ключевые слова
Об авторах
Юлия Алексеевна Кирсанова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: kirsanova-yua@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-1532-4086
SPIN-код: 4832-4940
ст. преподаватель кафедры теории и истории культуры, факультет гуманитарных и социальных наук
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Ирина Константиновна Черкасова
Российский университет дружбы народов
Email: cherkasova-ik@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-7993-0005
SPIN-код: 3756-9474
ст. преподаватель кафедры теории и истории культуры, факультет гуманитарных и социальных наук
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Lefebvre A. The production of space. Moscow: Strelka Press; 2015. (In Russian).
- Amin E, Trift N. Cities: rethinking the urban. Nizhniy Novgorod: Krasnaya Lastochka publ.; 2017. (In Russian).
- Poznin V. Artistic space and time in the screen chronotope. Bulletin of the St. Petersburg University. Series: Art Criticism. 2019;9(1):93–109. (In Russian).
- Ortega y Gasset H. Aesthetics. Philosophy of Culture. Moscow: Iskusstvo publ.; 1991. (In Russian).
- Bakhtin M. Questions of literature and aesthetics. Moscow: Khudozhestvennaia literatura publ.; 1975. (In Russian).
- Vertov D. From the heritage. Vol. 1: Dramaturgical experiments. Moscow: Eisenstein Center publ.; 2004. (In Russian).
- Sartre JP. Being and nothingness: The experience of phenomenological ontology. Kolyadko VI, transl, pref, note. Moscow: Respublika publ.; 2000. (In Russian).
- Merleau-Ponty M. Phenomenology of perception. Vdovina IS, Fokina SL, transl, editors. Saint Petersburg: Juventa, Nauka publ.; 1999. (In Russian).
- Deleuze J. Cinema. Skuratov B, transl. Moscow: Ad Marginem publ.; 2004. (In Russian).
Дополнительные файлы
