Искусство и наука как предмет эстетической гносеологии
- Авторы: Коломиец Г.Г.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный университет
- Выпуск: Том 28, № 3 (2024): ПОСТНЕОКАНТИАНСТВО
- Страницы: 796-810
- Раздел: ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325406
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-3-796-810
- EDN: https://elibrary.ru/WERYKE
- ID: 325406
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Автор определяет предмет эстетической гносеологии во все более усложняющемся процессе единой метасистемы искусства, науки и техники. Используя понятие «эстетическая гносеология», автор следует изначальной предпосылке эстетики как философской науки в области гносеологии, открытой А.Г. Баумгартеном, как науки о чувственном познании, способности прекрасно мыслить образами, а затем обогащенной эстетической идеей И. Канта о трансцендентальной способности эстетического суждения, требующего выхода в творческую деятельность в искусстве и науке. Автор отмечает амбивалентность во взглядах современных философов и ученых-физиков по вопросу взаимоотношения искусства и науки, рационального и внелогического, логики и интуиции, ссылаясь на авторитет ученого Е.Л. Фейнберга. При этом подчеркивается мысль, что единству антропосоциоэкологической усложняющейся метасистемы способствует эстетическая гносеология. Внимание обращено к эстетическому идеалу гармонии, присутствующей в искусстве, науке, технике. Так, для музыкального творчества новейшего времени характерно математическое усложнение звуковых соотношений с помощью современных компьютерных технологий, подобно усложнению динамики развития в целом всей метасистемы науки и искусства, в которой важно подчеркнуть действие интуитивного начала в эстетическом сознании человека. Для эстетической гносеологии проблема врастания науки в искусство является актуальной. В современной эстетике наблюдается тенденция снижения «прекрасного» и усиления интереса к необычному в искусстве благодаря новым технологиям, открывающим тайны эстетического бессознательного. Резюмируя, автор утверждает мысль о том, что эстетическая гносеология обусловливает формы новейшего искусства и научного знания как единой метасистемы и что человечеству для цели своего существования необходимо единство искусства, науки и техники. Этому способствует интуиция и глубинное эстетическое свойство со способностью воображения и символического мышления. Искусство и наука стремительно эволюционируют в усложняющемся интеграционном процессе, направленном на желание человека реализовать творческие идеи на основе сверхчувственного, чувственного и эстетического познания.
Об авторах
Галина Григорьевна Коломиец
Оренбургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kolomietsgg@yandex.ru
доктор философских наук, почетный работник сферы образования Российской Федерации, профессор, кафедра философии, культурологии и социологии Российская Федерация, 460018, Оренбург, просп. Победы, д. 13
Список литературы
- Belov VN. S.I. Hessen in the history of Russian Neo-Kantianism. Kant collection. 2014;1(47):59–65. (In Russian). https://doi.org/10.5922/0207-6918-2014-1-4
- Baumgarten AG. Aesthetics. Belousov AV, Shakhov YuA, transl., editors. Moscow: Russian Foundation for the Promotion of Education and Science. Dmitry Pozharsky University Press publ.; 2021. (In Russian).
- Kant I. Criticism of the ability of judgment. Moscow: Iskusstvo publ.; 1994. (In Russian).
- Deleuze J. Kant's Critical Philosophy: the Doctrine of Abilities. In: Empiricism and subjectivity. Kant's critical philosophy. Bergsonism. Spinoza. PER SE; 2001. P. 145–228. (In Russian).
- Sokolova YuV. The relevance of interdisciplinary approaches in the study of consciousness. RUDN Journal of Philosophy. 2023;27(4):848–857. (In Russian).
- Feinberg EL. Two cultures. Intuition and logic in art and science. Fryazino: Vek2 publ.; 2004. (In Russian).
- Kolomiets GG. From the philosophy of “harmony of the world” to the post-non-classical philosophy of music in the context of the phenomenon of transdisciplinarity. Bulletin of the Samara State Technical University. The series “Philosophy”. 2023;5(4):91–96. (In Russian). https://doi.org/10.17673/vsgtu-phil.2023.4.13
- Snow CP. Two cultures. Collection of journalistic works. Rodman NS, transl. Moscow: Progress publ.; 1973. (In Russian).
- Migunov AS, Erokhin SV. Algorithmic aesthetics. Saint Petersburg: Aleteya publ.; 2010. (In Russian).
- Migunov AS. Palette of modern art. In: Philosophy. Culture. Humanism: history and modernity: materials of the international scientific and practical conference (Orenburg, November 9–10, 2006). Orenburg: IPK GOU OSU publ.; 2006. P. 24–29. (In Russian).
- Kagan MS. Aesthetics as a philosophical science. Saint Petersburg: LLP TC “Petropolis” publ.; 1997. P. 15 (In Russian).
- Novikova LI. Aesthetics and technology: alternative or integration? Moscow: Politizdat publ.; 1976. (In Russian).
- Stepin VS. Science. In: The Electronic Library of the IF RAS. The New Philosophical Encyclopedia. Available from: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/ page/about (accessed: 11.01.2024). (In Russian).
- Vizgin VP. Werner Heisenberg on the relationship between art and science. In: Science and Art. Moscow; 2005. P. 95–120. (In Russian).
- Markova LA. From dialogue to chaos: In science and art. In: Science and Art. Moscow; 2005. P. 133–163. (In Russian).
- Kolomiets GG. Ethics and aesthetics in the aspect of cognition and lifestyle engineering. In: Bagdasaryan NG, Gavrilina EA, editors. The Genius of V.G. Shukhov and the modern Era. Proceedings of the International Congress. Moscow: Publishing House of Bauman Moscow State Technical University; 2015. P. 103–106. (In Russian).
- Kolomiets GG. On the tendency of convergence of scientific and artistic ways of cognition. In: Mironov VV, editor. Scientific art: Materials of the I International Scientific and practical Conference. Lomonosov Moscow State University, April 4–5, 2012. Moscow: IEE; 2012. P. 60–64. (In Russian).
- Kolomiets GG. Man in the technosphere: the interaction of science and art in the aspect of creative human expression. In: IV Russian Cultural Congress with international participation “Personality in the cultural space”. Saint Petersburg, October 29–31, 2013. Abstracts and speeches of the participants. Saint Petersburg: Eidos; 2013. (In Russian).
Дополнительные файлы
