О европейских корнях кризиса идентичности в японской эстетике ХХ-XXI вв.
- Авторы: Скворцова Е.Л.1
-
Учреждения:
- Институт востоковедения РАН
- Выпуск: Том 28, № 3 (2024): ПОСТНЕОКАНТИАНСТВО
- Страницы: 833-847
- Раздел: ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325409
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-3-833-847
- EDN: https://elibrary.ru/WKVCMK
- ID: 325409
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Во второй половине ХХ в. в Японии активизировалась эстетическая мысль, призывающая изучать художественное национальное наследие, с обязательным применением приемов герменевтики. Возникла насущная необходимость использования западной формы философствования и компаративистских исследований. Появились и другие направления мысли, ориентированные на национальное обособление, усиление акцента на специфичности своей культуры вообще и природы искусства и художественного творчества в частности. Они были представлены такими учеными, как Сакабэ Мэгуми, Сасаки Кэнъити, Иваки Кэнъити. В итоге обозначились две достаточно яркие, но разные тенденции в японской эстетике. Они расходятся по ряду вопросов, связанных со статусом эстетики как философской науки и искусства как профессионального занятия. При этом представители обоих направлений считают себя наследниками идей известного философа Нисиды Китаро. Так, Амагасаки Акира, разделяя позицию об изменении статуса искусства в эпоху доминирования массовой культуры, предложил отказаться от самого института искусства, подразумевающего профессионализм, высокое качество работы, систематическое обучение и так называемый сакральный горизонт, т.е. стремление к выходу за рамки обыденности, характерного для обычного западного представления об искусстве. Эстетика рубежа ХХ-ХХI вв. продемонстрировала разнонаправленность интенций японских ученых. С одной стороны, это стремление к теоретической реконструкции мировоззренческих оснований традиционной национальной художественной мысли, тяготеющее к философскому анализу обширного наследия национальной художественной практики с использованием приемов западной науки. С другой - наблюдается и обратное движение под лозунгом «назад - к традиции!», развивающее иную тенденцию и обосновывающее истинную реальность и уничтожающую любые генерализирующие формулы и схемы, которую можно охарактеризовать как радикальный эстетический номинализм.
Об авторах
Елена Львовна Скворцова
Институт востоковедения РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: squo0202@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9776-0847
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник
Российская Федерация, 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12Список литературы
- Skvortsova EL. “Christian century” in Japan. To the problem of the interaction of national cultures. In: Man and the world in the Japanese culture. Moscow: Nauka publ.; 1985. (In Russian).
- Skvortsova EL, Lutsky AL. About views of the Japanese educator Nishi Amane. The problems of the Philosophy. 2018;(3). (In Russian).
- Marra М. Introduction. In: Aesthetics. A Reader. Marra M, editor. Honolulu: University of Hawai’i Press; 2002.
- 今道 友信. 東洋の美学. TBS BURITANNICA; 1980.
- Sasaki Ken-ichi. Style in Japanese Aesthetics Onishi Yoshinori. In: A History of Modern Japanese Aesthetics. A Reader. Marra M, editor. Honolulu: Univ. of Hawai’I Press; 2001.
- Imamichi Tomonobu. Fine art of the Meiji period. In: Skvortsova EL. Japanese aesthetics of the ХХ centuries. Moscow-Saint Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives; 2021 (In Russian).
- 坂部恵. 西洋との へだたり, 美との へだたり. In: 美学. 全5巻収録作品の第5巻東京: 東京大学出版局; 1985.
- Sakabe Megumi. Mask and shadow in Japanese culture: implicit ontology of Japanese thought. In: Skvortsova EL. Japanese aesthetics of the ХХ centuries. Moscow-Saint Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives; 2021 (In Russian).
- Amagasaki A. Art Outside Life and Art as Life. In: Asian Aesthetics. Singapore: NUS Press, Kyoto: Kyoto Univ. Press; 2010.
- Sasaki Ken-ichi. Introduction. Japanese Aesthetic. In: Asian Aesthetics. Singapore: NUS Press, Kyoto: Kyoto Univ. Press; 2010.
- Marra М. Introduction. In: Modern Japanese Aesthetics. A Reader. Marra M, editor. Honolulu: University of Hawai’i Press; 2002.
- Imamichi Tomonobu. Aesthetics of the East. Tokyo: TBS Britannica; 1980.
- Iwaki Ken-ichi. Japanese Philosophy in the Magnetic Field between Eastern and Western Languages. In: Asian Aesthetics. Singapore: NUS Press, Kyoto: Kyoto Univ. Press; 2010.
- Kornilov MN. Japanese national psychology. Moscow: ISISS RAS; 1981. (In Russian).
- Alpatov VM. Japan: Language and culture. Moscow: Languages of the Slavic cultures; 2008 (In Russian).
- Alpatov VM. Japanese sociolinguistics. In: Sociolinguistics: yesterday and today. Moscow: ISISS RAS; 2004. (In Russian).
Дополнительные файлы
