От Ego Conquiro к Ego Cogito: латиноамериканская история философии Дюсселя
- Авторы: Пинтон К.И.1
-
Учреждения:
- Римский Университет Ла Сапиенца
- Выпуск: Том 29, № 3 (2025): ФИЛОСОФИЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
- Страницы: 704-719
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325469
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2025-29-3-704-719
- EDN: https://elibrary.ru/CYOSHO
- ID: 325469
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Современная западная философия долгое время исключала Латинскую Америку из своего исторического и концептуального повествования, укрепляя евроцентристское понимание исторического развития. Данное исследование направлено на то, чтобы оспорить это исключение, проанализировав, как философия Энрике Дюсселя - особенно в том виде, в каком она была разработана в 1492 году: «Уединение от мира» и «Антикартезианские медитации» - реконструирует истоки современной субъективности с латиноамериканской, деколониальной точки зрения. Посредством текстологического анализа работ Дюсселя и сравнительного прочтения канонических европейских мыслителей, таких как Гегель и Декарт, в этом исследовании исследуется историческая и онтологическая связь между ego cogito и ego conquiro. Следуя философскому и критически-историческому методу, исследование сочетает тщательную экзегезу с генеалогической реконструкцией, чтобы определить, как миф о современности возник в результате колониальных завоеваний и стирания философских ценностей. Результаты показывают, что, согласно Дюсселу, картезианский субъект - основа современной философии - становится возможным только благодаря предварительному завоеванию и объективации колониального Другого. Эта встреча носит не периферийный, а основополагающий характер: Латинская Америка и более широкий колониальный мир сыграли решающую роль в зарождении современности как в экономическом, так и в философском и онтологическом плане. Как подчеркивается в выводах, это исследование представляет собой лишь начальный шаг: этап деконструктивизма в рамках более широкой традиции философии освобождения. Исследование призывает к воссозданию философского канона, который признает его колониальные основы и включает голоса, которые он исторически заставлял замолчать. В конечном счете в нем утверждается, что деколонизация философии, процесс, который широко распространяется от Латинской Америки до всего периферийного мира, не только возможен, но и необходим для более справедливого и инклюзивного глобального мышления.
Ключевые слова
Об авторах
Клара Изабель Пинтон
Римский Университет Ла Сапиенца
Автор, ответственный за переписку.
Email: pinton.2064408@studenti.uniroma1.it
ORCID iD: 0009-0004-5277-1218
магистр философии, аспирант кафедры философии
Италия, 00161, Рим, ул. Ц. Феа, д. 2Список литературы
- Dussel E. 16 Tesis de Economía Política. Interpretación Filosófica. Ciudad de México: Siglo XXI; 2014.
- Dussel E. Filosofía de la liberación. Buenos Aires: Siglo XXI; 1977.
- Solís Bello Ortiz NL, Zúñiga J, Galindo NS, González Melchor MA. Introducción. In: Dussel E. Filosofía de la liberación. Buenos Aires: Docencia; 2013. P. XVII-LXI.
- Dussel E. The Invention of the Americas: Eclipse of “the Other” and the Myth of Modernity. New York: The Continuum Publishing; 1995.
- Dussel E. Anti-Cartesian Meditations: On the Origin of the Philosophical Anti-Discourse of Modernity. Journal for Culture and Religious Theory. 2014;13(1):11-52.
- Dussel E. 1492: El encubrimiento del otro. Hacia el origen del “mito de la modernidad”. Buenos Aires: Docencia; 2012.
- Kant I. Was ist Aufklärung? Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht; 1994.
- Hegel GWF. Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte. Frankfurt: Suhrkamp; 1986.
- Hegel GWF. Encyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Berlin: Heimann; 1870.
- Hegel GWF. Grundlinien der Philosophie des Rechts. Leipzig: Meiner; 1911.
- Galeano E. Las venas abiertas de América Latina. Buenos Aires Siglo XXI; 2021.
- Dussel E. Meditaciones anticartesianas: sobre el origen del antidiscurso filosófico de la modernidad. In: Almanza Hernández R, Grosfoguel R, editors. Lugares descoloniales: espacios de intervención en las Américas. Bogotá: Editorial Pontificia Universidad Javeriana; 2012. P. 11-58.
- Bauman Z. Modernity and Ambivalence. Cambridge: Polity Press; 1991.
- Toulmin SE. Cosmopolis: The Hidden Agenda of Modernity. Chicago: University of Chicago Press; 2004.
- Hegel GWF. Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie. Frankfurt: Suhrkamp; 1993.
- O’Gorman E. La invención de América: investigación de la estructura histórica del nuevo mundo y del sentido de su devenir. Ciudad de México: Fondo de Cultura Económica; 1993.
- Descartes R. Discours de la méthode. Paris: J. Vrin; 1987.
- Weber M. Gesammelte Aufsätze Zur Religionssoziologie. Vol. 1. Tübingen: Mohr Siebeck Verlag; 1922.
- Dussel E. Marx y La Modernidad. Conferencias de La Paz. La Paz: Rincón Ediciones; 2008.
- Menzies G. 1421: The Year China Discovered the World. London: Bantam; 2002.
- Amin S. Eurocentrism. New York: Monthly Review Press; 1989.
- Torquemada J de. Monarquía Indiana. Ciudad de México: UNAM; 1975.
Дополнительные файлы
