Понятие материи в типологии философских мировоззрений
- Авторы: Нижников С.А.1, Марцева А.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 29, № 3 (2025): ФИЛОСОФИЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
- Страницы: 931-947
- Раздел: ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325483
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2025-29-3-931-947
- EDN: https://elibrary.ru/EPFJPW
- ID: 325483
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В исследовании определяется типология философских мировоззрений, от натуралистического (различные виды материализма и позитивизма) до пантеистического (натуралистического и мистического или панентеистического) и трансцендентного, лежащего в основе мировых религий и соответствующей философии. Два последних типа относятся авторами к собственно метафизическим или идеалистическим. Отмечается, что для античной мысли характерен не материализм как таковой, являющийся продуктом новоевропейского мышления, а гилозоизм, не исключавший духовность. Материалистическое определяется в трактовке Г.В.Ф. Гегеля, Вл. Соловьева, В. Зеньковского, А. Лосева и др. как «метафизическое», необоснованно приписывающее себе «научность». Собственно метафизические (идеалистические - пантеизм и трансцендентизм) концепции не отрицают понятия материи, но наряду с ним мыслят и другие начала, что позволяет развивать диалектику и исходя из противоречий тем или иным образом конструировать действительность. Признавая Абсолют, метафизические концепции, однако, мыслят его по-разному: пантеизм во всех его разновидностях сталкивается с проблемой обоснования свободы, морали и, в конечном итоге, теодицеи. Креационистский трансцендентизм, особенно в его персоналистическом (теистическом) варианте, вынося Абсолют за пределы сущего, оказывается способным построить теодицею, опираясь на понятие свободной воли как источник зла. При этом материя и тело оказываются не темницей и клеткой души (как в орфизме, пифагореизме и платонизме), не источником или вместилищем зла (как в неоплатонизе), а «соработником» души, ибо все сотворенное есть благо. Не только дух, но и тело освящаются. Таким образом, именно в трансцендентизме материя занимает свое достойное и необходимое место.
Ключевые слова
Об авторах
Сергей Анатольевич Нижников
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: nizhnikov_sa@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0002-3456-2445
SPIN-код: 5287-4805
доктор философских наук, профессор кафедры истории философии, факультет гуманитарных и социальных наук
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Анна Владимировна Марцева
Российский университет дружбы народов
Email: martseva_av@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0002-6461-8139
SPIN-код: 8788-1786
кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии, факультет гуманитарных и социальных наук
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Losev AF. Nicholas of Kuzan in translations and commentaries. In 2 volumes. Vol. 2. Мoscow: YaSK; 2016. (In Russian).
- Zenkovsky VV. (Book Review) N.O. Lossky. Types of Worldviews. Introduction to Metaphysics. In: Zenkovsky VV. Collection of works. Vol. 1. Moscow: Russian way; 2008. P. 123–125. (In Russian).
- Semushkin AV. Myth as the mother’s womb of philosophy. In: Selected works in 2 vol. Vol. 2. Moscow: RUDN publ.; 2009. P. 385–398. (In Russian).
- Nizhnikov SA, Lagunov AA. Typology of philosophical worldviews. Problems of the naturalistic worldview. Philosophical Thought. 2024;(1):56–68. (In Russian). https://doi.org/10.25136/2409-8728.2024.1.44169 EDN: JEJPCW
- Nizhnikov SA, Martseva AV, Lagunov AA. Typology of philosophical worldviews: pantheism and its varieties. Philosophical Thought. 2024;(4):34–43. (In Russian). https://doi.org/10.25136/2409-8728.2024.4.70471 EDN: MEVERN
- Aristotle. Metaphysics. In: Works in 4 volumes. Vol. 1. Moscow: Mysl’ publ.; 1975. P. 63–368. (In Russian).
- Plotinus. The Second Ennead. Saint Petersburg: Oleg Abyshko publ.; 2004. (In Russian).
- Losev AF. Dialectics of Myth. Мoscow: Mysl’ publl.; 2001. (In Russian).
- Hegel GVF. Encyclopedia of Philosophical Sciences. Vol. 1. Moscow: Mysl’ publ.; 1974. (In Russian).
- Engels F. Anti-Dühring. The Revolution in Science by Mr. Eugen Dühring. Moscow: Politizdat; 1988. (In Russian).
- Engels F. Ludwig Feuerbach and the End of Classical German Philosophy. Moscow: Politizdat; 1971. (In Russian).
- Holbach P. Selected Works. In 2 volumes. Vol. 1. Moscow: Izdatel’stvo social’no-ekonomicheskoj literatury publ.; 1963. (In Russian).
- Lenin VI. Materialism and Empirio-Criticism. In: Complete Works. 5th ed. Vol. 18. Moscow: Izdatel’stvo Politicheskoj literatury publ.; 1968. (In Russian).
- Vladimirov YuS. Metaphysical Foundations of Physics: Justification of the Metarelational Paradigm. Moscow: Lenand; 2024. (In Russian).
- Antonov AV. Lenin and empiriocritics about matter. Is the discussion over? Vestnik of Saint-Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies. 2021;1(37):16–29. (In Russian). https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.102 EDN: GGDIAK
- Aristotle. Physics. In: Works in 4 volumes. Vol. 3. Moscow: Mysl’ publ.; 1981. (In Russian).
- Zenkovsky VV. On the alleged materialism of Russian science and philosophy. In: Collection of works. Vol. 1. Moscow: Russian way; 2008. P. 258–317. (In Russian).
- Bulgakov SN. К. Marx as a religious type. In: Composition in 2 volumes. Vol. 2. Мoscow: Nauka publ.; 1993. P. 240–272. (In Russian).
- Mamardashvili MK, Pyatigorsky AM. Symbol and Consciousness (Metaphysical Discourse on Consciousness, Symbolism, and Language). Moscow: Progress-Traditsiya, Merab Mamardashvili Foundation; 2009. EDN: SUMCJX
- Russell B. The analysis of mind. London: Watchmaker Publishing; 1921.
- Russell B. The analysis of matter. New York: Routledge Classics; 2023.
- Russell B. Why I Am Not a Christian: Selected Atheistic Writings. Moscow: Politizdat publ.; 1987. (In Russian).
- Solovyov VS. Philosophical principles of integral knowledge. In: Works in 2 volumes. Vol. 2. Moscow: Mysl’ publ.; 1990. P. 139–288. (In Russian).
- Bulgakov SN. Religion of human Godlikeness by L. Feuerbach. In: Composition in 2 volumes. Vol. 2. Мoscow: Nauka publ.; 1993. P. 162–221. (In Russian).
- Zenkovsky VV. Upology. In: Fundamentals of Christian Philosophy. Moscow: Kanon+ publ.; 1997. P. 307–449. (In Russian).
- Zenkovsky VV. Fundamentals of Christian Philosophy. In: Collection of works. Vol. 4. Moscow: Russian way; 2011. P. 213–507. (In Russian).
- Losev AF. History of ancient aesthetics. Results of a thousand years of development: In 2 volumes. Vol. 1. Moscow: Iskusstvo publ.; 2000. (In Russian).
- Jacobi F. [“The last saying to contemporaries”]. In: Chernov SA, Shevchenko IV, editors. Friedrich Jacobi: faith, senses, reason. Moscow: Progress-Tradition; 2010. P. 553–559. (In Russian).
- Gaidenko PP. Vladimir Solovyov and the philosophy of the Silver Age. Moscow: Progress-Tradition; 2001. (In Russian).
- Majorow GG. Forming of middle-aged philosophy. Moscow: Mysl’ publ.; 1979. (In Russian).
Дополнительные файлы
