ПРИНЦИП ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ИЗБАВЛЕНИЯ В ИНДУИСТСКОЙ ТАНТРИЧЕСКОЙ СОТЕРИОЛОГИИ
- Авторы: Пахомов С.В.1
-
Учреждения:
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
- Выпуск: Том 23, № 3 (2019)
- Страницы: 278-289
- Раздел: РЕЛИГИОЗНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ПРАКТИКИ ВОСТОКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/344792
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2019-23-3-278-289
- ID: 344792
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Специфика тантрической сотериологии состоит в сочетании трех основных принципов - единства, избавления и блаженства. В настоящей статье исследуется принцип избавления. Духовное освобождение предполагает окончательное преодоление препятствий, мешающих новому мировоззрению. В отличие от принципа единства принцип избавления ориентируется на различие, а не на тождество, проводя резкую грань между желаемым состоянием освобождения и наличным состоянием зависимости. Избавление не предполагает возобновления того, от чего избавились. Главные препятствия для духовной свободы выражены в известной триаде «авидья - карма - сансара». Принцип избавления фигурирует в тантризме в двух взаимосвязанных модусах, аскетическом и шактистском. Оба они согласуются друг с другом в неприятии духовного невежества. Это состояние является основной «негативной целью»; без избавления от него не бывает свободы. Состояние неведения экзистенциально и наделено мощными охранительными «силами». Принцип избавления подразумевает освобождение не только от всего того, что обычно считается негативным (страсти, чувственные желания, страдания и т.п.), но и от «позитивных» вещей (добродетель). В шактистском модусе принципа избавления предполагается, что неправильный взгляд на реальность (совпадающий с неведением), устраняется правильным взглядом на нее. В связи с тем, что, по убеждению тантристов, в мире действуют энергии единой божественной Шакти, понимание этого факта приводит адепта к прекращению восприятия себя зависимым существом даже посреди бесконечного разнообразия процессов и событий мира. Жизнь тогда воспринимается как необусловленная, спонтанная «божественная игра», поток божественного наслаждения. Аскетический модус можно свести к онтологическому виду интерпретации принципа избавления, а шактистский - к когнитивному.
Ключевые слова
Об авторах
Сергей Владимирович Пахомов
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Автор, ответственный за переписку.
Email: sarpa68@mail.ru
кандидат философских наук, доцент кафедры философской антропологии и истории философии Института философии человека
Санкт-Петербург, РоссияСписок литературы
- Abhinavagupta. Paramārthasāra (“Essence of the Highest Truth”). Tr. by S Pakhomov. Vestnik Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii (Newsletter of Russian Christian Academy for the Humanities). St. Petersburg, 2013;14(1):127—139). (In Russ.).
- Abhinavagupta. Tantrāloka. With Commentary “Viveka” by Rajanaka Jayaratha. 12 vols. Vol. I. Ed. by M. R. Śāstrī. Allahabad: Indian Press; 1918.
- Abhinavagupta. Tantrāloka. With Commentary “Viveka” by Rajanaka Jayaratha. 12 vols. Vol. IX. Ed. by MS Kaul. Bombay: Tattva-Vivechaka Press; 1938.
- Abhinavagupta. Parātrīśikа Vivaraṇa. The Secret of Tantric Mysticism. Engl. tr. by J Singh, ed. by B Bäumer. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 1996.
- Akulavīra-tantra. Kaulajñānanirṇaya and Some Minor Texts of the School of Matsyendranātha. Ed. by PC Bagchi. Calcutta: Metropolitan; 1934. P. 85—106.
- Kaulajñānanirṇaya. Kaulajñānanirṇaya and Some Minor Texts of the School of Matsyendranātha. Ed. by PC Bagchi. Calcutta: Metropolitan; 1934. Р. 1—84.
- Kulārṇava Tantra. Ed. by A Avalon, Tārānātha Vidyāratna. London: Luzac and Co., 1917.
- Lakṣmītantra. Ed. with sanskr. gloss by Paṇḍita Kṛṣṇamacarya. Adyar: Adyar Library and Research Center; 1959.
- Mādhava. Sarvadarśanasaṃgrahaḥ. Ed. by M.M. Vāsudev Śāstri Abhyaṃkar. Mumbai: Nirṇayasāgaramudra; 1924.
- Pūrṇānanda Giri. Śrītattva-cintāmaṇi. Ed. by BM Sāṃkhyatīrtha, etc. Calcutta; 1936.
- Saundaryalaharī with the commentary of Lakṣmīdhara. Maisore; 1959.
- Yoga Bīja. Ed. and tr. by MM Brahmamitra Awasthi. Delhi: Swami Keshananda Yoga Institute; 1985.
- Pakhomov SV. Printsip edinstva v soteriologii induistskogo tantrisma (The unity principle in Hindu Tantric soteriology. Vestnik Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii (Newsletter of Russian Christian Academy for the Humanities). St. Petersburg, 2019;20(1):205—214. (In Russ.).
- Banerji SC. Tantra in Bengal. Calcutta; 1978.
- Dyczkowski MSG. The Doctrine of Vibration: An Analysis of the Doctrines and Practices of Kashmir Shaivism. Delhi, etc.: Motilal Banarsidass; 1989.
- Dyczkowski MSG. A Journey in the World of the Tantras. New Delhi, Varanasi: Indica Books; 2004.
- Flood G. The Tantric Body. The Secret Tradition of Hindu Religion. London, New York: I.B. Tauri; 2006.
- Gupta S, Hoens D, Goudriaan T. Hindu Tantrism. Leiden, Köln: E. J. Brill; 1979.
- Gupta S. The Pāñcaratra Attitude to Mantra. Understanding Mantras. Ed. by H.P. Alper. Delhi: Motilal Banarsidass, 1991. Р. 224—248.
- Mishra K. Kashmir Śaivism. The Central Philosophy of Tantrism. Delhi: Sri Satguru Publications; 1999.
- Torella R. Introduction. Utpaladeva. Īśvarapratyabhijñākārikā. Vṛtti. Ed. and tr. by R. Torella. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers; 2002. P. IX—LIV.
- White DG. The Alchemical Body. Siddha Traditions in Medieval India. New Delhi: Munshiram Manoharlal; 2004.
Дополнительные файлы

