Представления Розенцвейга и Левинаса о Другом в контексте понимания различия у Деррида

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью статьи является сопоставление позиций Франца Розенцвейга и Эмманюэля Левинаса по отношению к представлению о Другом, которое опирается на метафизические принципы модерна, с тем, чтобы выявить предпосылки их отношения к метафизике в целом. Особенностью предлагаемого подхода является анализ представлений о Другом Розенцвейга и Левинаса в ракурсе, задаваемым философией Жака Деррида. Исследование исходит из того, что национальные формы философии, понятые как своеобразная реакция подлежащих модернизации обществ на последствия своего соприкосновения с распространяющимся модерном, именно вследствие этого придают большое значение истолкованию смысла Другого. Подчеркивается, что схожие черты различных национальных школ философии указывают на соотнесение особенного с общим в качестве парадигмы понимания Другого, тогда как еврейская философия ранее осмыслила эту парадигму в виде противостояния «Афин и Иерусалима». Для того, чтобы оценить возможности этой парадигмы, анализ соответствующей проблематики включается в более широкий контекст, и она рассматривается в связи с переходом эссенциализма в антиэссенциализм, который присущ уже позднему модерну. В статье показывается, что позиция Розенцвейга все еще была эссенциалистской, тогда как Левинас уже пытался отойти от эссенциалистского понимания Другого и лежащих в его основе концепций тождества и различия, хотя он и не завершил переход к антиэссенциализму. Разрыв Левинаса с метафизикой был завершен Деррида, антэссенциалистская позиция которого по отношению к тождеству и различию радикально отличается от того мышления, которое твердо придерживается «метафизики присутствия». В результате Деррида, формально не принадлежа к еврейской философии, смог подвести итог подходам Розенцвейга и Левинаса к проблемe Другого и, таким образом, внести вклад и в общую, и в еврейскую философию.

Об авторах

Александр Иванович Пигалев

Волгоградский государственный университет

Email: pigalev@volsu.ru
доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник кафедры философии Университетский проспект, д. 100, Волгоград, Российская Федерация, 400062

Список литературы

  1. Hollander D. Exemplarity and Chosenness: Rosenzweig and Derrida on the Nation of Philosophy. Stanford (CA): Stanford University Press; 2008.
  2. Barker C. Cultural Studies: Theory and Practice. London, Thousand Oaks (CA), New Delhi: SAGE Publications; 2003.
  3. Frank DH. What is Jewish Philosophy? In: Frank DH, Leaman O, editors. History of Jewish Philosophy. London, New York: Routledge; 1997. P. 1-8.
  4. Morgan ML, Gordon PE. Introduction: Modern Jewish Philosophy, Modern Philosophy, and Modern Judaism. In: Morgan ML, Gordon PE, editors. The Cambridge Companion to Modern Jewish Philosophy Cambridge (UK) et al. Cambridge University Press; 2007. P. 1-13.
  5. Löwy M, Sayre R. Romanticism against the Tide of Modernity. Trans. by P.C. Durham (NC), London: Duke University Press; 2001.
  6. Dvorkin I. Jewish Philosophy as a Direction of the World Philosophy of Modern and Contemporary Times. In: RUDN Journal of Philosophy. 2020; 23(4): 430-442. doi: 10.22363/2313-2302-2019-23-4-430-442.
  7. Hughes AW. Rethinking Jewish Philosophy: Beyond Particularism and Universalism. Oxford (UK): Oxford University Press; 2014.
  8. Berman M. All That Is Solid Melts Into Air: The Experience of Modernity. New York: Penguin Books; 1988.
  9. Rosenzweig F. Hegel und der Staat. Aalen: Scientia; 1962. (Reprint München and Berlin: R. Oldenbourg; 1920. 2 Vols.)
  10. Rosenzweig F. The Star of Redemption. Trans. by Galli BE. Madison (WI): The University of Wisconsin Press; 2005.
  11. Pollock B. Franz Rosenzweig and the Systematic Task of Philosophy. Cambridge (UK): Cambridge University Press; 2009.
  12. Rubinstein E. An Episode of Jewish Romanticism: Franz Rosenzweig’s “The Star of Redemption”. Albany (NY): SUNY Press; 1999.
  13. Bielik-Robson A. The Story Continues … Schelling and Rosenzweig on Narrative Philosophy. International Journal of Philosophy and Theology. 2019; 80 (1-2): 127-142. doi: 10.1080/21692327.2017.1402693.
  14. Levinas E. Is Ontology Fundamental? In: Levinas E. Entre nous: On Thinking-of-the-Other, trans. by Smith MB, Harshav B. New York: Columbia University Press; 1998. P. 1-12.
  15. Levinas E. Totality and Infinity: An Essay on Exteriority. Trans. by Lingis A. The Hague: Nijhoff; 1979.
  16. Levinas E. Otherwise than Being, Or Beyond Essence. Trans. by Lingis A. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers; 1994.
  17. Levinas E. On Escape, trans. by Bergo B. Stanford (CA): Stanford University Press; 2003.
  18. Vries, de. H. Levinas. In: Critchley S, Schroeder W, editors. A Companion to Continental Philosophy. Malden (MA): Blackwell; 1999. P. 245-255.
  19. Critchley S. The Problem with Levinas. Oxford (UK): Oxford University Press; 2015.
  20. Spinosa C. Derrida and Heidegger: Iterability and Ereignis. In: Dreyfus HL, Hall H, editors. Heidegger: A Critical Reader. Oxford, UK, Cambridge (MA): Blackwell; 1992. P. 270-297.
  21. Spinosa, C. Derridean Dispersion and Heideggerian Articulation: General Tendencies in the Practices That Govern Intelligibility. In: Schatzki TR, Knorr Cetina K, von Savigny E, editors. The Practice Turn in Contemporary Theory. London, New York: Routledge; 2001. P. 209-222.
  22. Derrida J. Of Grammatology. Trans. by Spivak GC. Baltimore (MD), London. The Johns Hopkins University Press; 1997.
  23. Derrida J. Envoi. Trans. by Caws MA, Caws P. In: Derrida J. Psyche: Invention of the Other. Vol. 1. Camuf P, Rottenberg E, editors. Stanford (CA): Stanford University Press; 2007. P. 94-128.
  24. Derrida J. The Post Card: From Socrates to Freud and Beyond. Trans. by Bass A. Chicago (IL), London: Chicago University Press; 1987.
  25. Derrida J. Cogito and the History of Madness. In: Derrida J. Writing and Difference. Trans., with an intro. and additional notes, by Bass A. London, New York: Routledge; 2001. P. 36-76.
  26. Derrida J. Violence and Metaphysics. In: Derrida J. Writing and Difference. Trans., with an intro. and additional notes, by Bass A. London, New York: Routledge; 2001. P. 97-192.
  27. Derrida J. We Other Greeks. Trans. by Brault P-A, Naas M. In: Leonard M, editor. Derrida and Antiquity. Oxford (UK), New York: Oxford University Press; 2010. P. 17-40. doi: 10.1093/acprof:oso/9780199545544.003.0002.
  28. Derrida J. Abraham, the Other. Trans. by Anidjar G. In: Judeities: Questions for Jacques Derrida, trans. by Bergo B, Smith. MB. New York: Fordham University Press; 2007. P. 1-35.
  29. Heidegger M. Overcoming Metaphysics. In: Heidegger M. The End of Philosophy. Trans. by Stambaugh J. New York et al.: Harper and Row; 1973. P. 84-110.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».