Герменевтика Аристотеля и герменевтика софистов с точки зрения философии диалога. Часть I
- Авторы: Дворкин И.1
-
Учреждения:
- Еврейский университет в Иерусалиме
- Выпуск: Том 24, № 3 (2020): ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Страницы: 480-501
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ ДИАЛОГА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325060
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-3-480-501
- ID: 325060
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается логико-философское учение софистов, которое по мнению ряда современных исследователей, было более философским, чем это признавали их античные критики. Сравнение положений герменевтики Аристотеля с сохранившимися фрагментами Протагора и Горгия показывает, что учение софистов представляло собой своеобразную целостную философию, которая во многом предвосхитила философию диалога XX века. Несмотря на то, что философия Платона и Аристотеля пыталась преодолеть релятивизм и антионтологизм софистического учения, но некоторые элементы его диалогизма сохранились в последующей философии в диалектике и риторике. Первое, на что стоит обратить внимание - это различие между диалогической формой изложения философии у Платона и диалогом как фундаментальным основанием мышления, которое мы обнаруживаем у софистов. Сохраненный в диалектике Платона и риторике Аристотеля диалогизм оказывается скорее техническим методом убеждения собеседника, чем герменевтическим основанием, которым он является в философии диалога и в методе сократической дискуссии. Лингвистический поворот, который произошел в философии XX века, включает в себя не только повышенный интерес к языку и точности выражения. Не менее важна новая постановка вопроса о природе языка. Является ли язык инструментом формулировки мысли, как это полагал Аристотель и вслед за ним представители современной аналитической философии, или он обладает собственным фундаментальным статусом, как это считают представители философии диалога? В данном контексте для философии диалога очень важно найти в мышлении досократиков предшественников, которые уже две с половиной тысячи лет назад наметили пути для современной мысли. В первой части статьи анализируется связь герменевтики Аристотеля с герменевтикой софистов.
Ключевые слова
Об авторах
Илья Дворкин
Еврейский университет в Иерусалиме
Автор, ответственный за переписку.
Email: idvorkin@mail.ru
руководитель образовательных программ Международного центра университетского преподавания еврейской цивилизации
Mt. Scopus, Jerusalem, Israel, 9190501Список литературы
- The Linguistic Turn. Recent Essays in Philosophical Method. Ed. and with an introd. by R. Rorty. Chicago—London;1967.
- Rozenzwejg F. Zvezda izbavleniya. Otv. red. i sost. I. Dvorkin; per. s nem. yaz. E. YAnduganovoj. Moscow: Mosty kultury. Gesharim; 2017. (In Russian).
- Rosenzweig F. Das neue Denken. Eine nachträgliche Bemerkung zum „Stern der Erlösung“. In: Der Morgen: Monatsschrift der Juden in Deutschland. 1925; 4: 426–451. (In German).
- Gordon PE. Rosenzweig and Heidegger: Between Judaism and German Philosophy. Berkeley; 2003.
- Poulakos J. Sophistical rhetoric in classical Greece. University of South Carolina; 1995.
- Al-Farabi. Ob obshchnosti vzglyadov dvuh filosofov Bozhestvennogo Platona i Aristotelya. In: Al'-Farabi. Filosofskie traktaty. Alma-Ata: Nauka; 1980. (In Russian).
- Kojre A. Ocherki istorii filosofskoj mysli. O vliyanii filosofskih koncepcij na razvitie nauchnyh teorij. Moscow: Editorial; 2003. (In Russian).
- Schiappa Ed. Protagoras and logos: a study in Greek philosophy and rhetoric. University of South Carolina Press; 2003.
- Aristotle. Sochineniya v 4 tomah. Moscow: Mysl; 1976—1983. (In Russian).
- Aristotle. The Categories. On Interpretation. Prior Analytics. The Loeb Classical Library: London; 1983.
- Todorov C. Teorii simvola. Moscow: Dom intellektualnoj knigi; 1999. (In Russian).
- Porphyry. Aristotle. Kategorii. S pril. «Vvedeniya» Porfiriya k. Kategoriyam» Aristotelya. Moscow: Socekgiz;1939. (In Russian).
- Yagodinskij II. Sofist Protagor. Kazan: tipolitogr. Imp. un-ta; 1906. (In Russian).
- Laërtius Diogenes. O zhizni, ucheniyah i izrecheniyah znamenityh filosofov. Moscow: Mysl; 1979. (In Russian).
- Kassen B. Effekt sofistiki. Moscow—St Petersburg: Moskovskij filosofskij fond Universitetskaya kniga, Kulturnaya iniciativa; 2000. (In Russian).
- Heidegger M. Evropejskij nigilizm. In: Hajdegger M. Vremya i bytie. Moscow: Respublika; 1993. (In Russian).
- Johnstone ChL. Listening to the logos: speech and the coming of wisdom in ancient Greece. University of South Carolina; 2009.
- Lloyd GER. The Revolutions of Wisdom. Berkeley: University of California Press; 1987.
- Makovelskij AO. Sofisty. Vypusk 1. Baku; 1940. (In Russian).
- Dvorkin IS. Germenevtika logosa i germenevtika teksta. Greki i evrei: dialog v pokoleniyah. St Petersburg: Peterburgskij evrejskij universitet; 1995. (In Russian).
- Dvorkin IS. Na puti k filosofii dialoga. Tolerantnіst ta dіalog v suchasnomu svіtі. Zb. nauk. prac. Fіlosofs'kі dіalogni’ 2013. Kiev. 2013. P. 112—171. (In Russian).
- Dvorkin IS. Mezhdu prorochestvom i chistym razumom. Kak vozmozhna evrejskaya filosofiya. JUDAICA PETROPOLITANA. 2014; 3:10—33. (In Russian).
- Dvorkin IS. Astrolyabiya. Putevoditel po filosofii “Zvezdy izbavleniya” Franca Rozencvejga. In: F. Rozencvejg. Zvezda izbavleniya. Jerusalem—Moskva; 2017. P. 469—512. (In Russian).
- Dvorkin I. From Correlation to Gestalt. Cohen’s and Rosenzweig’s Foundations of Dialogue Philosophy. Filosofia. Rivista annuale Quarta Serie. Anno LXIII 2018. MilanoUdine. Mimesis.
- Dvorkin I. Hermann Cohen and the Philosophy of Dialogue. Proceedings of the 4th International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities. ICCESSH. Atlantis Press; 2019. Vol. 329. P. 164—169.
- Klatzkin J. Thesaurus philosophicus linguae hebraicae et veteris et recentioris. Vol. 1–4. Berlin: Eschkol Verlag; 1928. (In Hebrew).
- Zappen JPh. The rebirth of dialogue: Bakhtin, Socrates, and the rhetorical tradition. State University of New York Press, Albany; 2004.
Дополнительные файлы
