Эстетический опыт в концепциях Р. Ингардена, В. Шаппа и К. Ставенхагена

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обобщаются взгляды представителей феноменологической эстетики ХХ века и самых известных учеников Гуссерля - Романа Ингардена, Вильгельма Шаппа и Курта Ставенхагена. Как удалось установить, мыслители сходились во мнении о том, что не всегда поиск идеальной сущности вещей и предметов окружающей реальности позволяет сформировать определенный эстетический опыт. Именно эстетический опыт становится одним из ключевых понятий в концепциях Ингардена, Шаппа и Ставенхагена. В них эстетический опыт связывается с возможностями субъектов к «онтологизации» вещей, к индивидуальной и коллективной реакции на статус вещей и предметов. Именно поэтому акцент в трудах представителей эстетики сделан на мудрости субъектов и определении их готовности к эстетическому опыту. Такая готовность может проявляться в убеждениях и нравственном выборе субъектов. Делается вывод о предлагаемых мыслителями способах «онтологизации» вещей. Она осуществляется за счет разделения вещей на физические и не-физические, а также за счет оценок полноты эстетических переживаний и сопряженного с ними нравственного выбора. На взгляды мыслителей в этих вопросах повлияла увлеченность философией истории, этикой и отчасти философией религии. Прослеживаются социально ориентированные мотивы в их концепциях эстетического опыта. Кроме того, мыслители определяли многомерность эстетического опыта, предлагая собственные конструкции для его измерения или фиксации. Рассматривается предложенная ими структура эстетического опыта, а также высказываются суждения о некоторых возможностях применения подходов в оценках формирования эстетического опыта в условиях современного мира.

Об авторах

Евгений Александрович Попов

Алтайский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: popov.eug@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3324-8101

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социологии и конфликтологии

Российская Федерация, 656049, Барнаул, ул. Димитрова, д. 66

Список литературы

  1. Dufrenne M. The Phenomenology of Aesthetic Experience. Evanston: Northwestern University Press; 1973.
  2. Rybakov VV. Informational experience and aesthetic experience: about two ways of synthesis of heterogeneous. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul’tura; 2020; 5(73):38—43. (In Russian).
  3. Landgrebe L. What is an aesthetic experience? In Modern Western European and American aesthetics: collection of translations, Moscow: University; 2002. P. 206—223. (In Russian).
  4. Rancier J. Sharing the sensual. St. Petersburg: House of the European University in St. Petersburg; 2007. (In Russian).
  5. Kiyashchenko NI. From aesthetic experience to aesthetic culture. In Aesthetic culture. Moscow: IFRAN, 1996. P. 9—27. (In Russian).
  6. Radeev AE. Aesthetic experience as a problem. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktii. 2016;7(69):129-132. (In Russian).
  7. Irvin S. The pervasiveness of the aesthetic in ordinary experience, The British Journal of Aesthetics. 2008;48(1):29—45. https://doi.org/10.1093/aesthj/aym039
  8. John E. Aesthetics, imagination, and the unity of experience. The British Journal of Aesthetics. 2007;47(2):215—216. https://doi.org/10.1093/aesthj/ayl057
  9. Jay M. Aesthetic experience and Historical experience: the Constellation of the XXI Century. In New Literary Review, 2009; 5]. https://magazines.gorky.media/nlo/2009/5/opyt-esteticheskij-i-opyt-istoricheskij-konstellyacziya-xxi-veka.html (аccessеd on 01.05.2022). (In Russian).
  10. Bychkov VV. Postnonclassical aesthetics: on the question of the formation of modern aesthetic knowledge. Philosophy Journal/ Filosofskij zhurnal. 2008;(1):90—108. (In Russian).
  11. Kurolenko YМ. An Aesthetic Experience and Kulture of a Person, Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2011;(4):512—520. (In Russian)
  12. Mitias MH. What Makes an Experience Aesthetic? Amsterdam: Rodopi Publ.; 1988.
  13. Tverdislova YS. The Secret Novel Ingarden. Preface. In Ingarden R. A little book about a man. Moscow: Moscow University Press; 2010. P. 5—20. (In Russian).
  14. Ingarden R. Schematicity of a literary work. In Ingarden R. Studies in aesthetics. Moscow: Publishing House of Foreign Literature, 1962. P. 40—71. (In Russian).
  15. Schapp V. Beitrage Zur Phanomenologie Der Wahrnehmung. Frankfurt am Main: Verlag Vittorio Klostermann; 2013.
  16. Schapp V. In Geschichten verstrickt. Zum Sein von Mensch und Ding. Frankfurt am Main: Verlag Vittorio Klostermann; 2012.
  17. Schultz SA. V.Van Gogh — K.Hamsun — M.Heidegger (on the question of the ontological status of art). Vestnik RGGU. Seriya: Istoriya. Filologiya. Kul'turologiya. Vostokovedenie. 2018;2-1(35):135—140. (In Russian) https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-2-135-140
  18. Dunlop F. Absolute Stellungnahmen: Eine Ontische Untersuchung Ueber Das Wesen Der Religion, by K. Stavenhagen. Journal of the British Society for Phenomenology. 1981;12(1):98—100.
  19. Stavenhagen К. Absolute Stellungnahmen. Eine ontologische Untersuchung über das Wesen der Religion. New York: Garland; 1979.
  20. Ingarden R. On the different cognition of a literary work. In Ingarden R. Studies in aesthetics. Moscow: Publishing House of Foreign Literature; 1962. P. 114—154. (In Russian).
  21. Ingarden R. On the different understanding of truthfulness («truthfulness») in works of art. In Ingarden R. Studies in aesthetics. Moscow: Publishing House of Foreign Literature; 1962. P. 92—113. (In Russian).
  22. Suvalko A. Book Review: Lubbe G. Keeping up with the Times: a Shortened Stay in the Present. Moscow: HSE, 2016. Sociologicheskoe obozrenie. 2017;16(2):360—365. (In Russian).
  23. Lubbe G. Keeping up with the times: on the reduction of our stay in the present. Voprosy Filosofii.1994;(4):94—113. (In Russian).
  24. Hubner B. Arbitrary experience and the compulsion of aesthetics. Minsk: Propilei; 2000.
  25. Lekhtsier VL. Basket of art: necessity and reception (ethical dimension of aesthetic experience). Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya «Filosofiya. Filologiya». 2009;2(6):53—59. (In Russian).
  26. Spiegelberg G. Phenomenological movement. Historical introduction. Moscow: «Logos»; 2002. (In Russian).
  27. Ingarden R. Two-dimensionality of the structure of a literary work. In Ingarden R. Studies in aesthetics. Moscow: Publishing House of Foreign Literature; 196. P. 20—39. (In Russian).
  28. Nanay B. Aesthetics as Philosophy of Perception. London: Oxford Publ.; 2016.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».