Истолкование истока у Ф. Розенцвейга и М. Хайдеггера
- Авторы: Литвинов М.Ф.1
-
Учреждения:
- Воронежский государственный университет
- Выпуск: Том 26, № 3 (2022): РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
- Страницы: 557-571
- Раздел: РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325308
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-3-557-571
- ID: 325308
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследуется проблема истолкования такого предельного для философской мысли концепта, как исток, фундирующего экзистенциально ориентированные построения Франца Розенцвейга и Мартина Хайдеггера. При всех пересечениях и совпадениях, сближающих диалогическое и бытийно-историческое мышление, аргументируется принципиальное различие интепретаций, сообщаемых истоку в «Звезде избавления» и в «Бытии и времени». Такое дифференцирование позиций определено необходимостью как нейтрализовать романтические коннотации, выставляющие исток (Ursprung) в качестве бездны (Abgrund) , так и методологически прояснить возможность не столько помыслить, сколько практически утвердить ограниченное и не замкнутое на самом себе интегральное бытие, включающее в себя измерения сущего и должного. Истоку забвения и возобновления, навязываемого хайдеггеровской герменевтикой фактичности, противопоставляется розенцвейговский исток «вечного сверхмира», реконструируемого с оглядкой на религиозно-философские интуиции Германа Когена и его анализ бесконечно малой величины как принципа реальности. Позицию Розенцвейга, нацеливающую на коррелятивное рассмотрение чисто логического содержания инфинитезимальной величины (почти-Ничто) и экзистенциального переживания конечности всего сущего, выгодно отличает отсутствие односторонней направленности на припоминание, где за-ступание хоть и декларируется, но тут же сдерживается бытием-к-смерти. Как следствие, розенцвейговский диалогизм оказывается свободен от переоценивания того, что в трактовке Хайдеггера называется решимостью, на деле мало чем отличающейся от оцепенения в просвете бытия. Актуализация в собственном учении когеновской проблемы реализации бесконечной задачи позволяют Розенцвейгу пойти дальше бытия-к-смерти в сочленении траекторий исходных элементов в истинный гештальт.
Ключевые слова
Об авторах
Максим Федорович Литвинов
Воронежский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: litvinov@phipsy.vsu.ru
ORCID iD: 0000-0003-0161-9254
кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии и культуры факультета философии и психологии
Российская Федерация, 394018, Воронеж, Университетская пл., 1Список литературы
- Dvorkin I. The fire and the rays. The philosophy of judaism and christianity in Franz Rosenzweig’s Star of Redemption. Judaica Petropolitana. 2016;6(1):17—38. (In Russian).
- Macina MR. Le «judéo-christianisme» de Franz Rosenzweig. Revue d'Histoire et de Philosophie Religieuses. 1986;4(66):429—450.
- Rosenzweig F. Star of Redemption. Мoscow: Mosty kultury/Gesharim; 2017. (In Russian).
- Poma A. The Critical Philosophy of Hermann Cohen. Moscow: Akademicheskij proekt; 2012. (In Russian).
- Bielik-Robson A. Franz Rosenzweig: How to Philosophize with the Star. In: Goodchild P., Phelps H., editors. Religion and European Philosophy. Key Thinkers from Kant to Zizek. London: Routledge; 2017. P. 184—195.
- Stepanishchev SA. Plato’s Phaedo and up-to-date continental thought. Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.YU. Vitte. Seriya 2: Yuridicheskie nauki. 2014;1(4):22—25. (In Russian).
- Pogorelskaja SW. «Enigmatic parallels». Heidegger and Rosenzweig in contemporary Heideggerian studies. About the books «Shadow of a Star» and «Traces. The Philosophical Path of Martin Heidegger» by S. Möbuß. Chelovek. Obraz i sushchnost’. 2021;4(48):122—128. (In Russ). https://doi.org/10.31249/chel/2021.04.09
- Zizic I. La priere et le temps chez Franz Rosenzweig. Communio. 2017;3—4(251—252): 180—186. https://doi.org/10.3917/commun.251.0180
- Rezvikh TN. The time and cult in the book «The Star of Redemption» by Franz Rosenzweig. Vestnik RGTU. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie. 2016;3(5):74—87. (In Russian).
- Bertolino L. A man as a «citizen of two worlds»: The development of Kantian themes by Rosenzweig. Kantovskij sbornik. 2014;4(50):82—97. (In Russian).
- Kostrova EA. Revelation as Dialogue: God and Self in the «Star of Redemption» by F. Rosenzweig. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2011;(7):115—127. (In Russian).
- Sokuler ZA. Hermann Cohen and Philosophy of Dialogue. Мoscow: Progress-Traditsiya Publ.; 2008. (In Russian).
- Bertolino L. Infinitizemal'nyj metod u Germana Kogena, Franca Rozencvejga i Zhilya Delyoza [The infinitesimal method by Hermann Cohen, Franz Rosenzweig and Gilles Deleuze]. Voprosy filosofii. 2018;(3):75—88. (In Russian).
- Levinas E. Dieu et l'onto-théo-logie. In: Dieu, la mort et le temps. Saint-Amand-Montrond (Cher): Grasset; 1993. P. 135—279.
- Heidegger M. Being and Time. Kharkiv: «Folio»; 2003. (In Russian).
- Deleuze G. Bergsonism. In: Empiricism and Subjectivity. Kant’s Critical Philosophy. Bergsonism. Spinoza. Moscow: PER SE; 2001. P. 227—322. (In Russian).
Дополнительные файлы
