Буддийский подход к этическому анализу умышленного убийства
- Авторы: Островская Е.П.1
-
Учреждения:
- Институт восточных рукописей Российской академии наук
- Выпуск: Том 28, № 1 (2024): ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ
- Страницы: 19-36
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2302/article/view/325442
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-1-19-36
- EDN: https://elibrary.ru/CLUONK
- ID: 325442
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель настоящего исследования состоит в выявлении буддийских принципов этического анализа умышленного убийства как аморального поступка. Автор рассматривает этот вопрос, пользуясь методом проблемно-тематического исследования экзегетических трактатов выдающихся буддийских мыслителей Васубандху (IV-V вв.) и Яшомитры (VIII в.). Показано, что этический анализ умышленного убийства базируется на религиозной антропологической концепции - буддийском учении о человеческом действии, продуцирующем кармическую ретрибуцию. В экзегетических текстах греховный умысел трактуется как аморальное ментальное побуждение, порождающее словесно выраженное намерение убить конкретного человека или определенное животное. Согласно канонической позиции, существуют три ментальных корня аморальных поступков: алчность, ненависть и невежество. В соответствии с этим принципом буддийскими экзегетами были выделены три типа умышленного убийства. Этический анализ греховного умысла направлен на определение преимущественной обусловленности намерения каким-либо из трех ментальных явлений, известных в качестве корней аморального действия. Все три типа убийства приносят «черный» (неблагоприятный) кармический плод, т. е. несчастную форму нового рождения, усугубляющую физическое страдание. Огромное внимание уделено автором проблеме кармической ответственности индивидов, приказывающих совершать убийства, и исполнителей таких приказов. В рассмотренных источниках словесный приказ убивать и его физическое исполнение интерпретируются как равно аморальные действия, продуцирующие коллективную кармическую ответственность. В исследовании рассматривается и особый класс умышленных убийств, чреватых неотвратимой адской ретрибуцией. К нему отнесены убийства благодетелей (матери, отца, архата) и буддийских подвижников, практикующих аскезу. Эти злостные грехи трактовались как непреодолимое препятствие для достижения сотериологической цели даже в далеком трансцендентном будущем. Показано, что буддийские экзегеты разработали принципы диагностики этих грехов и охарактеризовали аморальные личностные особенности грешников (неуважение по отношению к родителям, буддийским проповедникам и религиозным подвижникам, еретическое отрицание духовных ценностей, бесстыдство, наглость, невежественное своеволие, человеконенавистничество).
Об авторах
Елена Петровна Островская
Институт восточных рукописей Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: ost-alex@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3613-4428
доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, заведующая сектором Южной Азии, отдел Центральной и Южной Азии
Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 18Список литературы
- Dhammajoti Bhikkhu KL. Adhimukti and Subjectivity in Cognitive Experience: Abhidharma and Yogācāra Perspectives. Voprosy Filosofii. 2018;(7):131—139. (In Russian).
- Lysenko VG. Dharmas. In: Buddhist Philosophy. Encyclopaedia. Stepaniants MT, editor. Institute of Philosophy RAS. Moscow: Vost. Lit. publ.; 2011. P. 317—321. (In Russian).
- Ostrovskaya EP. Buddhist Ethics in the Treatises of Post-Canonical Abhidharma. RUDN Journal of Philosophy. 2022;26(2):325—341. (In Russian). https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-2-325-341
- Dhammajoti Bhikkhu KL. Sarvāstivāda Abhidharma. Hong Kong: Centre of Buddhist Studies, University of Hong Kong; 2009.
- Pradhan P, editor. Abhidharmakośabhāṣya of Vasubandhu. Tibetan Sanskrit works series. Vol. VIII. Patna: K.P. Jayaswal Research Institute; 1967.
- Wogihara U. editor. Sphuṭārthā Abhidharmakośavyākhyā by Yaśomitra. Tokyo: The Publishing Association of Ahbidharmakośavyākhyā; 1932—1936.
- Kritzer R. Vasubandhu and the Yogācārabhūmi: Yogācāra Elements in the Abhidharmakoša. Tokyo; 2005.
- Lysenko VG. Indian Philosophers on the Nature of Perception: Dignāga and his Opponents. Texts and Research. Moscow: Vost. Lit. publ.; 2022. (In Russian).
- Charkova EYu. An Introduction to the Source Studies of Buddhism: Indian, Tibet, Mongolia. Nesterkin SP, editor. Saint Petersburg: Nauka publ.; 2019. (In Russian).
- Vasubandhu. Abhidharmakosha. Parts III and IV. Ostrovskaya EP, Rudoj VI, editors. Moscow: Ladomir publ.; 2001. (In Russian).
- Vasubandhu. Abhidharmakosha. Parts I and II. Ostrovskaya EP, Rudoj VI, editors. Moscow: Ladomir publ.; 1998. (In Russian).
- Vasubandhu. Abhidharmakosha. Parts V and VI. Ostrovskaya EP, Rudoj VI, editors. Saint Petersburg: SPbGU publ.; 2006. (In Russian).
Дополнительные файлы
