Национальный туристический рейтинг российских регионов: типологическое разнообразие
- Авторы: Кондратьева С.В.1
-
Учреждения:
- Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук»
- Выпуск: Том 30, № 1 (2022): НА ПУТИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ. ПОСТКОВИДНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ
- Страницы: 45-56
- Раздел: ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2329/article/view/324197
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2022-30-1-45-56
- ID: 324197
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В условиях усиления интереса к развитию туристско-рекреационной сферы деятельности рейтингование российских регионов, позволяющее выявить лидеров и аутсайдеров развития внутреннего и международного въездного туризма, является одним из эффективных инструментов стратегического планирования и управления на федеральном и региональном уровнях власти. Кроме того, туристическое рейтингование способствует формированию предпочтений российских граждан о возможностях проведения досуга и отдыха, стимулируя развитие внутреннего туризма. Целью работы является выделение типологических групп российских регионов и основных тенденций развития их туристической привлекательности на основе динамики значений Национального туристического рейтинга за период 2016-2020 гг. Предложенный в статье подход на основе динамики значений Национального туристического рейтинга за период 2016-2020 гг. и их медиан позволяет выделить типологические группы субъектов РФ по туристической привлекательности, потенциалу и популярности среди внутренних и иностранных туристов, а также определить основные тенденции ее развития. Исследование базируется на открытых данных официального сайта Национального туристического рейтинга за период 2016-2020 гг., а также научных наработках по исследуемой проблематике российских исследователей. Анализ позволил выделить пять типологических групп российских регионов по уровню туристической привлекательности: высокая (12,9 %), повышенная (16,5 %), средняя (18,8 %), недостаточная (32,9 %) и низкая (18,8 %). Кроме того, определены три основные тенденции развития региональной туристической привлекательности. Воздействие пандемии COVID-19 на туристическое развитие российских регионов проявилось разнонаправленно: часть субъектов РФ получила выгоды и усилила свои позиции с различной степенью роста в Национальном туристическом рейтинге (38,8 %), большая доля - пострадала, снизив значения (47 %), пятая часть субъектов РФ сохранила свои позиции в рейтинге (21,2 %). Материал представляет интерес для исследователей, фокусирующихся на проблематтике конкурентоспособности и туристической привлекательности России в целом и в региональном разрезе, представителей органов региональной власти, специалистов, преподавателей и студентов профильных учреждений.
Об авторах
Светлана Викторовна Кондратьева
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук»
Автор, ответственный за переписку.
Email: svkorka@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8832-9182
кандидат экономических наук, научный сотрудник отдела региональной экономической политики Института экономики
Российская Федерация, 185030, Республика Карелия, Петрозаводск, пр. А. Невского, д. 50Список литературы
- Brel’, O.A., Zajceva, A.I., & Kajzer, F.Yu. (2020). Kemerovo Region in the National Tourism Rating: Comparative Analysis. Bulletin of higher education institutes. North Caucasus Region Natural Sciences, (3), 37–43. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.18522/1026-2237-2020-3-37-43
- Buher, S. (2016). Competitiveness of Russia in the global travel market. Economy of regions, 12(1), 240–250. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.17059/2016-1-18
- Chernomyrdina, S.O. (2016). The value of the rating of tourist attractiveness of regions in the tourism industry. Science Time, (12), 738–743. (In Russ.)
- Gudkovskih, M.V. (2017). Methodology for a comprehensive assessment of tourist and recreational potential. Journal Geograficheskij vestnik, 1(40), 102–116. (In Russ.)
- Hodachek, V.M., & Shamahov, V.A. (2017). Tourist and recreational potential of the historical cities of the North-West of Russia. Baltijskij region, 9(4), 152–169. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.5922/2074-9848-2017-4-8
- Karabanova, I.V. (2016). Analysis of the position of the constituent entities of the South of Russia in the National Tourism Rating. Resort and recreational complex in the system of regional development: Innovative approaches, (1), 35–38. (In Russ.)
- Lindberg, K., Veisten, K., & Harkjerr, Halse A. (2019). Analyzing the deeper motivations for nature-based tourism facility demand: a hybrid choice model of preferences for a reindeer visitor center. Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism, 19(2), 157–174. http://dx.doi.org/10.1080/15022250.2018.1482565
- Lukin, Yu.F. (2016). Arctic tourism: rating of regions, opportunities and threats. Arctic and North, (23), 96–123. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.17238/issn2221-2698.2016.23.96
- Makkonen, T. (2016). Cross-border shopping and tourism destination marketing: the case of Southern Jutland, Denmark. Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism, 36–50. http://dx.doi.org/10.1080/15022250.2016.1244506
- Mamraeva, D.G., & Tashenova, L.V. (2020). Methodological tools for assessing the tourist and recreational potential of the region. Economy of regions, 16(1), 127–140. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.17059/2020-1-10
- Meksheneva, Zh.V. (2016). Rating systems in tourism activities as a strategy for promoting destinations. Modern Science Journal, 2(4), 100–102. (In Russ.)
- Moroshkina, M.V., & Kondrat’eva, S.V. (2021). Regional accessibility as a factor in the development of a tourist destination. Regionology, 29(1), 60–81. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.15507/2413-1407.114.029.202101.060-081
- Myakshin, V.N., Shaparov, A.E., & Tihanova, D.V. (2021). Improving the assessment of the tourist potential of the subjects of the Arctic zone of the Russian Federation. Economy of refions, 17(1), 235–248. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-1-18
- National rating. Official site. Retrieved August 12, 2021, from http://russia-rating.ru/info/category/%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B
- Omarov, M.M., Omarova, N.Yu., & Minin, D.L. (2019). Study of the maximum tourist potential of the Novgorod region by type of tourism based on benchmarking of leading Russian and foreign tourist cities. Scientific Works of the Free Economic Society of Russia, 218(4), 519–527. (In Russ.)
- Pobirchenko, V.V., & Shutaeva, E.A. (2019). Competitiveness of Russia in the world market of tourist services. Services in Russia and abroad, 13(3), 64–76. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.24411/1995-042X-2019-10306
- Polyakova, I.E., Ivanova, R.M., & Skrobotova, O.V. (2016). Methodology for assessing the tourism potential of the region. On the example of the Lipetsk region. Modern Science Journal, (8), 41–44. (In Russ.)
- Program Terms. Official website of the State Tourist Cashback Program. Retrieved August 17, 2021, from https://xn--b1afakdgpzinidi6e.xn--p1ai/
- Sarancha, M. A. (2020). Assessment of the competitiveness of the tourism sectors of the Baltic region states. Baltijskij region, 12(3), 147–165. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.5922/2079-8555-2020-3-9
- Shpil’ko, S.P., & Stepurenko, O.A. (2020). Cashback subsidies as a form of demand support in the field of domestic tourism. Vestnik RIAT, (4), 24–30. (In Russ.)
- Stepanova, S.V. (2019). Factors underpinning the development of tourism in Russian-Finnish borderland areas. Przegląd Geograficzny, 91(4), 573–587. http://dx.doi.org/10.7163/PrzG.2019.4.7
- Sujana, A.P., & Julian, M.W. (2019). Application of Web-based Travel Attractions as a Marketing Strategy. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. http://dx.doi.org/10.1088/1757-899X/662/2/022001
Дополнительные файлы
