«Новая логистика» внешней торговли России и неочевидные особенности определения статуса международного перевозчика
- Авторы: Голубчик А.М.1, Пак Е.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
- Выпуск: Том 32, № 3 (2024): ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА
- Страницы: 359-370
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2329/article/view/324250
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2024-32-3-359-370
- EDN: https://elibrary.ru/NCPKRQ
- ID: 324250
Цитировать
Полный текст
Аннотация
С формированием «новой логистики» внешней торговли участники ВЭД из России столкнулись с новыми вызовами. Помимо усложнения маршрутов доставки и увеличения ее стоимости на первый план выходят вопросы институционального характера, имеющие важное практическое значение: определение юрисдикции и статуса перевозчика, в том числе в части особенностей претензионно-исковой работы, предела ответственности за несохранную доставку и документарного обеспечения перевозки. При работе российских участников ВЭД с линейными мейджорами правила игры по этим трем направлениям были в целом понятны (хотя и не хотя и не для всех экспортеров и импортеров из России). Юрисдикция перевозчика, как правило, коррелируется с местом (страной) его регистрации. Вместе с тем на сегодняшний день нормой для крупного международного транспортно-логистического бизнеса является выбор перевозчиком юрисдикции, отличной от страны его регистрации. Так, например, датская MAERSK и швейцарская MSC в качестве места рассмотрения споров определили Высокий суд Лондона. При этом важно знать, что соответствующая информация содержится на лицевой стороне линейного коносамента в разделе «Jurisdiction». Установлено, что после февраля 2022 г. на российский рынок вышло большое количество малых и средних перевозчиков, и их юрисдикция значительным образом расширилась: теперь это преимущественно Турция, ОАЭ, КНР, особый административный район Гонконг, Малайзия и Сингапур. В этой связи российским участникам ВЭД необходимо максимально точно идентифицировать привлекаемого перевозчика, например, это фактический перевозчик или экспедитор, ставший договорным перевозчиком. Однако на практике сделать это довольно сложно. Таким образом, авторами выявлены и на реальных примерах проиллюстрированы «болевые точки» работы отечественных грузовладельцев с новыми игроками на рынке международных морских перевозок из России и в Россию.
Об авторах
Андрей Моисеевич Голубчик
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Email: pigeon_am@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-0582-3935
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры УГМК «Международные транспортные операции»
Российская Федерация, 119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 76Егор Вадимович Пак
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: e.pak@inno.mgimo.ru
ORCID iD: 0000-0001-5664-0435
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой УГМК «Международные транспортные операции», доцент кафедры МЭО и ВЭС им. Н.Н. Ливенцева
Российская Федерация, 119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 76Список литературы
- Golubchik, A.M., & Pak, E.V. (2022). Economic sanctions against Russia: A transport perspective. Russian Foreign Economic Journal, 3, 50–58. (In Russ.). https://doi.org/10.24412.2072-8042-2022-3-50-58
- Golubchik, A.M., & Pak, E.V. (2023a). Logistics of bypassing schemes of western economic sanctions against Russia. Russian Foreign Economic Journal, (5), 63–69. (In Russ.). https://doi.org/10.24412.2072-8042-2023-5-63-69
- Golubchik, A.M., & Pak, E.V. (2023b). ‘Alternative imports’ as a new category in Russia’s foreign trade. Russian Foreign Economic Journal, (9), 47–53. (In Russ.). https://doi.org/10.24412.2072-8042-2023-1-56-63
- Golubchik, A.M., & Pak, E.V. (2023с). Russia’s exports and the price cap: One can adapt. Russian Foreign Economic Journal, (1), 56–63. (In Russ.). https://doi.org/10.24412.2072-8042-2023-1-56-63
- Hufbauer, G.C., & Jung, E. (2020). What’s new in economic sanctions? European Economic Review, 130: 103572. Retrieved January 2, 2024, from https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0014292120302026?via%3Dihub.
- Hufbauer, G.C., & Jung, E. (2021). Economic sanctions in the twenty-first century. In A.G. Peter (Eds.), Research handbook on economic sanctions (pp. 26–43). Cheltenham: Edward Elgar Publishing Limited. https://doi.org/10.4337/9781839102721.00008
- Melnikov, S.E., & Golubchik, A.M. (2020). Organizational and legal problems of interpretation of forwarding boots in the performance of sea and mixed cargo transportation. Chernye dyry v Rossijskom zakonodatel’stve, (3), 27–30. (In Russ.).
- Shcherbanin, Y.A. (2018). Russian transportation: Three years of economic sanctions. Studies on Russian Economic Development, (16), 248–266. (In Russ.). https://doi.org/10.29003/m264.sp_ief_ras2018/248-266
- Shcherbanin, Y.A. (2020). Russian transportation: Six years of economic sanctions. Studies on Russian Economic Development, (3), 69–81. (In Russ.).
- Shcherbanin, Y.A. (2023). Russian transportation: Nine years of economic sanctions. Studies on Russian Economic Development, (5), 45–58. (In Russ.).
- Spartak, A.N. (2022). Assessment of Russia’s non-primary export potential under sanctions. Russian Foreign Economic Journal, (12), 30–44. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2072-8042-2022-12-30-44
- Spartak, A.N. (2023). Reshaping Russia’s international economic cooperation amid sanctions and new challenges. Russian Foreign Economic Journal, 4, 9–35. (In Russ.). https://doi.org/10.24412.2072-8042-2023-4-9-35
- Timofeev, I.N. (2022). Sanctions on Russia: A new chapter. Russia in Global Affairs, (4), 136–152. (In Russ.). https://doi.org/10.31278/1810-6439-2022-20-4-136-152
- Timofeev, I.N. (2023). Policy of sanctions in a changing world: Theoretical reflection. Polis. Political Studies, (2), 103–119. (In Russ.).
- Ushkalova, D.I. (2022). Russia’s foreign trade under sanctions pressure. Journal of the New Economic Association, (3), 218–226. (In Russ.). https://doi.org/10.31737/2221-2264-2022-55-3-14
- Ushkalova, D.I. (2023). Russia’s foreign trade: Preliminary results of the second year of counteraction to sanctions pressure. The Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, (6), 43–60. (In Russ.). https://doi.org/10.52180/2073-6487_2023_6_43_60
Дополнительные файлы
