Подходы к оценке научнотехнологической деятельности научных консорциумов в России и Европе
- Авторы: Белов Ф.Д.1
-
Учреждения:
- Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП)
- Выпуск: Том 32, № 4 (2024): ТРЕНДЫ, СТРАТЕГИИ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
- Страницы: 590-606
- Раздел: ЦИФРОВИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2329/article/view/324265
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2024-32-4-590-606
- EDN: https://elibrary.ru/JVDGGV
- ID: 324265
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Научные консорциумы (НК) - это популярные в России и мире коллаборации научных и образовательных организаций, которые позволяют эффективно решать мультидисциплинарные научные задачи, а также оказывают значительное влияние на научно-технологическое развитие страны. В России, как и в мире, существуют государственные программы, направленные на предоставление грантов для создания НК. В оценке деятельности НК, а также эффективности использования выделенных грантов в России и за рубежом применяются различные подходы. Представлен опыт оценки деятельности российских консорциумов, созданных за последние 5 лет в рамках национального проекта «Наука и университеты». К таким консорциумам относятся научные центры мирового уровня (НЦМУ), научно-образовательные центры мирового уровня (НОЦ), региональные научно-образовательные математические центры (НОМЦ). Помимо этого, проанализирован зарубежный опыт оценки деятельности консорциумов и организаций, осуществляющих научные исследования в странах Европы. Изучена европейская система оценки научной деятельности образовательных организаций Research Excellence Framework (REF), которая в большей степени основана на независимой экспертизе полученных научных результатов как прикладного, так и фундаментального характера. Также исследованы подходы к оценке консорциумов, созданных в рамках программы «Горизонт Европа» - ключевой программы ЕС (Европейского союза) по финансированию исследований и инноваций, сумма финансового обеспечения которой на период 2021-2027 гг. составляет 93,5 млрд евро. Программа способствует сотрудничеству и усиливает влияние исследований и инноваций на разработку, поддержку и реализацию политики ЕС при решении глобальных проблем. Рассмотрены применяемые в странах Европы и России индикаторы, характеризующие эффективность научной деятельности НК, результаты их сравнения представлены в удобной табличной форме. По итогам исследования подготовлены рекомендации по совершенствованию подходов оценки научно-технологической деятельности как научных консорциумов в целом, так и отдельных организаций - членов консорциумов в частности. Предложены к применению в российской практике отдельные зарубежные индикаторы, определяющие эффективность деятельности консорциума. Рекомендации могут быть полезны государственным органам власти и коммерческим структурам при создании международного консорциума на базе организаций, расположенных в России и зарубежных странах (например, странах Евразийского экономического союза).
Об авторах
Филипп Дмитриевич Белов
Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП)
Автор, ответственный за переписку.
Email: fdbelov@ya.ru
ORCID iD: 0000-0003-1725-6873
SPIN-код: 4154-7885
заведующий центром исследования организационных процессов в сфере науки и инноваций
Российская Федерация, 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, д. 20АСписок литературы
- Allen, L., Jones, C., Dolby, K., Lynn, D., & Walport, M. (2009). Looking for Landmarks: The Role of Expert Review and Bibliometric Analysis in Evaluating Scientific Publication Outputs. PLOS One, 4 (6): e5910. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0005910
- Averina, A.I. (2021). Opportunities for international cooperation within the framework of the new EU program «Horizon Europe». Student Science and the XXI Century, (1), 14–16.
- Belov, F.D. (2022). Priority areas for the creation of scientific consortia in the EAEU. RUDN Journal of Economics, 30(4), 467–483. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2022-30-4-467-483
- Bocharov, M.I. (2012). Analysis of foreign experience in organizing university scientific and educational consortia. Innovative information technologies, (1), 41–43.
- Danilova, E.A. (2021). Consortia as a key format for interaction between education and science. University city: architecture of meanings, (1), 72–79.
- Evstafieva, Yu.V. (2019). On the formation of scientific and technological consortia in the Russian economy. Russian Economic Journal, (6), 34–51 https://doi.org/10.33983/0130-9757-20196-34-51
- Goncharova, A.N. (2021). Methodological approaches to assessing the scientific, technological and innovative development of a region. International Scientific Journal «Bulletin of Science», (6), 99–107.
- Iskakov, I.Zh., & Lanina, E.E. (2023). On the history of the formation of the scientific and educational consortium «Eurasian Network University». Development of modern science and innovation in the education system: trends and prospects. Proceedings of the international scientific and practical conference, 143–145.
- Kharchishina, E.I. (2024). Main approaches to financial and institutional conditions for the emergence of scientific and educational consortia. Scientific Research and Development. Economics of the Firm, (1), 48–53.
- Kirichenko, I.V., & Shelyubskaya, N.V. (2019). The system of assessing the quality of scientific research in European countries. University management: practice and analysis, 23(4), 9–20. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.025
- Kirillova, O.V., & Soloshchenko, N.S. (2012). Comparative analysis of Russia and Eastern European countries by publication activity and citation. Education issues, (1), 148–175.
- Lesin, S.M., & Makhotin, D.A. (2020). Consortium as a form of network interaction of scientific and educational organizations to solve large-scale scientific and educational problems. Interactive education, (5–6), 31–34.
- Lesin, S.M. (2021). Foreign models of scientific and educational consortia as an effective form of network interaction of organizations. Interactive education, (1), 22–26.
- Sigova, M.V., & Bannikov, S.A. (2014). International consortia as a form of cooperation in science and education. Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics, (6), 114–117.
- Vityaz, P.A., & Shcherbin, V.K. (2020). Institutional development of the international association of academies of sciences: from scientific councils to international scientific and technological consortia. Journal of the Belarusian State University. Sociology, (2), 4–19. https://doi.org/10.33581/2521-6821-2020-2-4-19
Дополнительные файлы
