Цифровые торговые площадки и их влияние на бизнес-модели и структуры корпораций


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Началом эры цифровизации считаются 20-е гг. XX в., когда были изобретены электронные вычислительные машины, ускоренное развитие и внедрение которых в дальнейшем захватило все виды экономической деятельности. К XXI в. цифровизация затронула не только производственные процессы и сектор услуг, но и привела к трансформации форм взаимодействия между участниками рынка: не только по линиям «бизнес - потребитель», «бизнес - бизнес», «бизнес - государство», «государство - потребитель/гражданин», но и с точки зрения необходимости «физического присутствия» и «визуального» взаимодействия между участниками рынка. Более того, цифровизация привела и к значительному пересмотру бизнес-моделей, используемых компаниями, что в значительной мере увеличило результаты деятельности одних и «потеснило» на рынках товаров и услуг тех его игроков, которые так и не смогли адаптироваться к новым меняющимся условиях. Целью данного исследования является выявление особенностей трансформации бизнес-моделей компаний в условиях цифровизации, и, в частности, изменения роли цифровых торговых площадок, которые от посреднических функций переходят к прямому замещению производителей товаров и услуг. Авторами показаны этапы трансформации и постепенной интеграции диджитализации во все структурные компоненты бизнес-модели «традиционной компании»: от взаимодействия с потребителем до внедрения в формирование конечного продукта, взаимодействия с работниками, инфраструктурой/производством и поставщиками. Предметом данного исследования являются цифровые торговые площадки, которые, как доказывается в данном исследовании, приводят к разрушению «традиционных» стереотипов и функционирования всех структурных компонентов «традиционных бизнес-моделей». Авторами особенно подчеркивается тот факт, что, если первоначально цифровые торговые площадки не являлись заменителями производителей товаров или услуг, а представляли из себя посредников или хабы, соединяющие участников рынка, то в настоящее время они взяли на себя большее участие и больший функционал, которым ранее должна была обладать «традиционная бизнес-модель». Подчеркивается, что наряду с конкурентными преимуществами, которыми бесспорно обладают маркетплейсы, сокращая издержки производителей, они также несут в себе определенную угрозу, которая заключается сегодня в потенциальном вытеснении с рынков других участников - прямых производителей товаров и услуг.

Об авторах

Сергей Николаевич Лавров

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: lavrovsn@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-2087-8646
SPIN-код: 7521-1788

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры международных экономических отношений экономического факультета

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Сергей Вячеславович Неклюдов

Российский университет дружбы народов

Email: 1142230419@pfur.ru
аспирант кафедры международных экономических отношений экономического факультета Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Bernanke, B.S. (2010). Implications of the financial crisis for Economics. Board of Governors of the Federal Reserve System. Retrieved July 15, 2024 fromhttps://www.federalreserve.gov/newsevents/speech/bernanke20100924a.htm
  2. Chaffey, D., & Ellis-Chadwick, F. (2016). Digital marketing: Strategy, implementation and practice. Pearson, 96.
  3. Falk, M., & Hagsten, E. (2015). E-commerce trends and impacts across Europe. International Journal of Production Economics, 170, 357-369. https://doi.org/10.1016/j.ijpe.2015.10.003
  4. Fradkin, A. (2017). Digital marketplaces. In: The new palgrave dictionary of economics, 1-14. https://doi.org/10.1057/978-1-349-95121-5_3052-1
  5. Laumeister, G. (2014). Why Online Marketplaces Are Booming. Forbes. Retrieved July 15, 2024 from https://www.forbes.com/sites/groupthink/2014/08/20/why-online-marketplaces-are-booming
  6. Maitland, M. (2019). Digital marketplaces: Driving growth in online transactions. Strategy&. Part of PwC network. Retrieved July 15, 2024 from https://www.pwc.co.uk/entertainment-media/publications/digital-marketplace-31-Dec.pdf
  7. O’Connell, B. (2020). History of Alibaba: Timeline and facts. The Street. Politics and Business news & opinion. Retrieved July 15, 2024 from https://www.thestreet.com/politics/history-of-alibaba-15145103
  8. Popkova, E.G., & Abrashitov, R.K. (2022). Change management for sustainable business development in the conditions of pandemic and COVID-19 crisis: Сase experience of Russia and France. RUDN Journal of Economics, 30(3), 259-291. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-2329-2022-30-3-259-291 EDN: MEQDKR
  9. Revinova, S.Y., & Ivashchenko, E.A. (2021). E-commerce in China amid COVID-19 pandemic restrictions. RUDN Journal of Economics, 29(4), 699-715. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2021-29-4-699-715 EDN: XUIIIO
  10. Taher, G. (2021). E-commerce: Advantages and limitations. International Journal of Academic Research in Accounting, Finance and Management Sciences, 11(1), 153-165. https://doi.org/10.6007/ijarafms/v11-i1/8987 EDN: LPWPFQ
  11. Zervas, G., Proserpio, D., & Byers, J.W. (2014). The rise of the sharing economy: Estimating the impact of airbnb on the hotel industry. Journal of marketing research, 54(5), 687-705. https://doi.org/10.1509/jmr.15.0204

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».