№ 4 (2016)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

О СТРАТЕГИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ

Матюшок В.М.

Аннотация

В условиях «новой реальности» Россия как никогда нуждается в четких ориентирах и стратегической программе действий экономического развития страны.В статье поставлена цель раскрыть основные подходы к формированию стратегии экономического развития страны, провести их сравнительный анализ и дать авторские рекомендации.Использована методология системного анализа, экономико-статистические методы. Раскрыт авторский подход к формированию экономической стратегии страны, базирующийся на концепции эндогенного экономического развития России. Дана авторская трактовка эндогенности экономического роста, под которой понимается использование имеющихся внутри страны конкурентных преимуществ и благоприятных экзогенных (внешних) факторов для выхода на траекторию самоподдерживающегося экономического роста, зависящего от производительности новых факторов производства (уровень образования, запасы и производительность капитала, объем НИОКР и др.), когда прирост ВВП в расчете на душу населения устойчиво будет положительной величиной. Проведен сравнительный анализ концепций формирования стратегии экономического роста: Центра стратегических разработок, Столыпинского клуба, руководства страны.При формировании стратегии экономического развития России реальный сектор экономики необходимо поставить в центр воспроизводственной системы, на нужды которой должна работать банковская система. Предложены авторские рекомендации по реформированию банковской системы.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2016;(4):7-19
pages 7-19 views

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ГЕРМАНО-РОССИЙСКОЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Гусаков Н.П., Жарикова М.В.

Аннотация

В статье исследуется влияние санкционных ограничений на торговое, экономическое и инвестиционное взаимодействие России и Германии. Авторы анализируют тенденции изменений торгового оборота России и Германии, а также России и Европейского союза для целей выявления места и роли Германии в региональной интеграционной группировке и приходят к выводу о доминирующем положении ФРГ в торговой политике ЕС. Авторы раскрывают сферы сотрудничества, которые в наибольшей степени подверглись санкционному влиянию, а также описывают их экономический эффект для России и Германии. В заключение подчеркивается разнонаправленность курса Германии и Европейского союза в отношении сотрудничества с Россией, в частности в сфере инвестиционного сотрудничества.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2016;(4):20-30
pages 20-30 views

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ НА ВНЕШНЕМ И ВНУТРЕННЕМ РЫНКАХ

Андронова И.В., Колбикова Е.С.

Аннотация

Концепция развития внутреннего рынка газа в России после нескольких попыток его реформирования, в частности с момента отказа доведения цен промышленности до экспортного паритета в 2013 г. фактически отсутствует. С одной стороны, остается неопределенность в отношении цен на газ, доступа независимых производителей к ЕСГ и трубопроводному экспорту, будущей экспортной стратегии. С другой стороны, сегодня активно прорабатывается концепция единого рынка газа ЕАЭС, подразумевающая не только унификацию нормативно-правовой базы, но также создание недискриминационного доступа к газотранспортной системе и определение единых подходов к ценообразованию, что формирует сроки для формирования новых рыночных подходов. Обе проблемы поднимают вопрос о проведении масштабного реформирования российской газовой отрасли. Целью данной статьи является проведение комплексной оценки российской газовой промышленности на внешнем и внутреннем рынках, а также анализ организации модели газовой отрасли в части ценообразования, тарифов и транспортировки газа.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2016;(4):31-38
pages 31-38 views

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИК СТРАН ЗОНЫ ЕВРО: СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Салинг К.

Аннотация

В данной статье анализируются направления развития конкурентоспособности стран - участниц зоны евро. Обеспечение макроэкономической стабильности в европейской валютной зоне требует повышения уровня национальной конкурентоспособности. Сохраняющийся разрыв в уровнях конкурентоспособности европейских стран препятствует дальнейшему углублению европейской интеграции и создает существенные проблемы для сохранения европейской валютной зоны в долгосрочной перспективе. Мировой финансовый кризис 2007-2009 гг., а позже европейский долговой кризис усилили дивергенцию стран - участниц зоны евро. Предпринятые антикризисные меры оказались не в состоянии полностью решить вопрос повышения национальной конкурентоспособности стран. В зоне евро сохраняется большой разрыв по позициям в индексе глобальной конкурентоспособности. Повышение удельных затрат на рабочую силу не во всех странах сопровождалось пропорциональным изменением производительности труда. Подобно этому экспортные цены отчасти менялись сильнее удельных затрат на рабочую силу и сильнее потребительских цен.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2016;(4):39-48
pages 39-48 views

ВНЕШНИЙ ДОЛГ - УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ?

Антонова А.Д., Пономаренко Е.В.

Аннотация

Статья посвящена одной из ключевых проблем современности - вопросу наращивания внешних государственных заимствований и способам управления государственным и совокупным долгами, применяемым в разных странах. Дается аналитический обзор текущего состояния мирового долгового рынка, краткий анализ структуры мирового долга. На примере ряда развитых и развивающихся стран показаны характерные направления проявления угроз национальной экономической безопасности страны, а также обосновывается острая необходимость выработки эффективной национальной стратегии по управлению внешним долгом, что крайне актуально и для развивающихся, и для развитых стран.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2016;(4):49-60
pages 49-60 views

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БАХРЕЙНА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Айдрус И.З.

Аннотация

Королевство Бахрейн характеризуется стабильными темпами экономического развития, несмотря на замедление темпов роста мировой экономики и ухудшение конъюнктуры на мировом рынке нефти. Сохранение экономической стабильности обусловлено рядом причин. В статье анализируются факторы конкурентоспособности Бахрейна в мировой экономике, в основе которой лежит несколько факторов, прежде всего проводимая политика диверсификации экономики, активное участие в международной экономической деятельности, развитие человеческого капитала и сотрудничество в рамках регионального интеграционного объединения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2016;(4):61-74
pages 61-74 views

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК УСЛОВИЕ НЕОИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

Ворончихина Е.Н.

Аннотация

Автором проанализирована инновационная активность экономики региона. Рассмотрены подходы ряда зарубежных и российских ученых к понятию «инновационная активность». Оценен уровень финансирования региональной научно-технологической сферы, проведен сравнительный анализ Пермского края и ряда субъектов РФ, сделан вывод о достаточно высоком месте Пермского края по финансовому оснащению региональных исследователей. По результатам проведения корреляционного анализа влияния фактора внутренних затрат на научные исследования и разработки на ВРП региона выявлено, что затраты на НИОКР оказывают влияние на обобщающий макроэкономический показатель с лагом в три года. Представлены сдерживающие факторы инновационной активности региона, определен вектор направления региональной экономики в контексте подъема инновационной активности промышленности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2016;(4):75-89
pages 75-89 views

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВИРУЮЩЕЙ СРЕДЫ

Саяпин А.В.

Аннотация

Исследована роль мотивирующей среды, основанной на значимости человеческого и интеллектуального капитала, которая выступает в качестве инструмента повышения эффективности инновационного процесса организации. Представлены методология и результаты анкетирования представителей российского среднего и крупного бизнеса в контексте оценки степени инновационности и особенностей реализации элементов мотивирующей среды. Сделаны выводы, согласно которым корпоративная культура, ориентированная на инновации, строится на принципе поощрения внутренней конкуренции и самостоятельного планирования; творческий потенциал реализуется в контексте отбора сотрудников по уровню их предпринимательских способностей и предприимчивости; инновационная инфраструктура формируется на основе активной обратной связи; атмосфера мотивов и стимулов к инновациям поддерживается методами материальной мотивации.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2016;(4):90-98
pages 90-98 views

РОЛЬ DIGITAL-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОДВИЖЕНИИ FMCG- БРЕНДОВ

Войткевич А.И., Эль-Смайли Д.П.

Аннотация

В настоящее время в секторе FMCG все чаще стали использоваться цифровые или digital-технологии. Они способствуют расширению возможностей компаний в борьбе за внимание целевой аудитории и помогают донести рекламное сообщение в максимально комфортной для потребителей среде. Одновременное использование и традиционных, и инновационных методов продвижения способно привести не просто к хорошим, но поразительным результатам. Однако как и любому другому маркетинговому инструменту, цифровым технологиям присущи свои достоинства и недостатки, которые выявляются в ходе их непосредственного использования. Кроме этого, недостаточно разработана теоретическая база вопроса, особенно касательно сферы FMCG.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2016;(4):99-109
pages 99-109 views

ОСОБЕННОСТИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ БРЕНДОВ В ИНДУСТРИИ МОДЫ

Конюхова Е.Е., Кузнецова Е.А.

Аннотация

В проводимом исследовании осуществляется анализ специфики брендинга в такой динамичной и жесткой с точки зрения конкуренции сфере, как индустрия моды, изучается исторический аспект разделения модных домов на категории в зависимости от способа производства одежды (индивидуальный заказ или готовая модель), в качестве примера приводится классификация, которая наглядно демонстрирует положение марки на рынке (от люксовых товаров до массового производителя). Наиболее важную часть работы составляет анализ позиционирования двух конкурирующих Домов - Chanel и Dior. На основе полученных результатов сформулированы выводы и составлены рекомендации относительно разработки универсальной схемы позиционирования брендов в индустрии моды.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2016;(4):110-119
pages 110-119 views

ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ МАКРОИНДИКАТОРОВ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В ПЕРИОД С 2003 ПО 2016 ГГ.

Балашова С.А.

Аннотация

Основной целью данной работы является анализ и моделирование динамики основных макроэкономических показателей. Применяется стандартный инструментарий для идентификации параметров трендов макроиндикаторов и определения структурных сдвигов. Глобальный финансово-экономический кризис нанес серьезный урон экономике России. Несмотря на усилия, направленные на стабилизацию положения, последствия кризиса не удалось преодолеть. Модель опоры на ТЭК, которая обеспечивала экономический рост в докризисный период, себя исчерпала. Зависимость российской экономики от экспорта минерального сырья не уменьшилась, однако отдача от благоприятной конъюнктуры снизилась. В период после кризиса динамика основных макроэкономических показателей характеризуются ∩-образной кривой. Спад в экономике начался задолго до обострения геополитической обстановки вокруг России, введения санкций и контрсанкций. Однако вкупе с резко снизившейся ценой на сырье эти внешние факторы привели к отрицательным темпам экономического роста. В случае снижения объема инвестиций, а в условиях продления санкций это вполне реальный сценарий, экономический рост не может последовать. Необходимо не только преодолеть последствия текущего кризиса, но и сменить экономическую модель для обеспечения устойчивого роста экономики.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2016;(4):120-132
pages 120-132 views

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕПОЧЕК СТОИМОСТИ

Волгина Н.А.

Аннотация

Обзор посвящен Конференции по международной торговле и макроэкономической взаимозависимости в эпоху глобальных цепочек стоимости, которая прошла в Вильнюсе (Литва) в сентябре 2016 г. В обзоре рассматриваются организационные и профессиональные аспекты конференции, анализируются основные идеи выступлений ключевых докладчиков, в частности, Ричарда Болдуина (идея “unbundling”) и Марселя Тиммера (идея о снижении интенсивности мировой торговли и дефрагментации международного производства). Автор делится личными впечатлениями об участии в данной международной конференции.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2016;(4):133-139
pages 133-139 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».