Деятельность крупнейших операторов электронных торговых площадок в России и Китае: теория и практика

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Развитие технологий и внедрение цифровых решений открыли новые возможности для пересмотра подходов к ведению бизнеса. Компании используют новые формы работы, в т.ч. в режиме онлайн, оптимизируют процессы и повышают эффективность своей деятельности за счет автоматизации, анализа крупных массивов данных, внедрения облачных платформ, электронного документооборота и применения искусственного интеллекта. Это привело к появлению новых бизнес-моделей на базе цифровых технологий, а также платформенных и экосистемных решений, что стало предпосылкой прихода новых участников рынка, например операторов электронных торговых площадок. Рассмотрены теоретические аспекты влияния цифровых платформ на экономические процессы в стране на основе положений ключевых теорий, а также проанализированы результаты деятельности пяти крупнейших российских операторов торговых площадок на рынке товаров и услуг в Российской Федерации. В связи с тем, что сами компании в открытом доступе публикуют преимущественно данные бухгалтерской отчетности, оценивать тенденции их работы приходится на основе сообщений информационных агентств и крайне сжатых пресс-релизов компаний. Освещены основные результаты и направления деятельности российских компаний «Вайлдберриз», «Озон», «Мегамаркет», «Яндекс Маркет» и «Авито» на современном этапе, а также китайских Taobao, JD.com и Pinduoduo. Установлено, что бурный рост электронной коммерции, с одной стороны, приводит к оптимизации и ускорению проведения торговых сделок, вовлечению большего числа поставщиков и потребителей в коммерческую деятельность, внедрению новых технологических и управленческих решений. С другой стороны, возникают риски, связанные с монополизацией рынка и ростом влияния цифровых платформ на предпочтения потребителей и, таким образом, усиления воздействия деятельности компаний на рыночные механизмы. С учетом этих тенденций сделан вывод о необходимости своевременного и грамотного государственного регулирования деятельности цифровых платформ России с учетом опыта Китайской Народной Республики как одного из мировых лидеров в области электронной коммерции.

Об авторах

Марина Александровна Крашенинникова

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

Email: neomarinka@gmail.com
аспирант кафедры интеграционных процессов Российская Федерация, 119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 76

Анна Николаевна Цибулина

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

Автор, ответственный за переписку.
Email: a.tsibulina@inno.mgimo.ru
ORCID iD: 0000-0002-8980-3058
SPIN-код: 8328-8882

кандидат экономических наук, доцент кафедры интеграционных процессов Евразийского учебного института

Российская Федерация, 119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 76

Список литературы

  1. Alekseenko, A.P., & Sun, Q. (2022). Alibaba group case and antitrust regulation of E-commerce platforms: China’s experience. Courier of Kutafin Moscow State Law University, (7), 85–93. (In Russ.). https://doi.org/10.17803/2311-5998.2022.95.7.085-093 EDN: KHATTM
  2. Antipina, O. (2020). Platforms as multi-sided markets of the digital age. World Eсonomy and International Relations, 64(3), 12–19. (In Russ.). https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-3-12-19 EDN: XXUZWT
  3. Bespalov, A.А. (2011). History of e-commerce in of Russia. Finance and Business, (2), 150–162. (In Russ.).
  4. Caillaud, B., & Jullien, B. (2003). Chicken and egg: Competition among intermediation service providers. The Rand Journal of Economic, 34(2), 309–328.
  5. Chandel, S., Jingji, Z., Yunnan, Y., Jingyao, S., & Zhipeng, Z. (2019). The golden shield project of China: A decade later — an in-depth study of the great firewall. International Conference on Cyber-Enabled Distributed Computing and Knowledge Discovery (CyberC), 111–119. https://doi.org/10.1109/CyberC.2019.00027
  6. Evans, D.S. (2011). Platform economics: Essays on multi-sided business. Chicago: Competition Policy International (CPI).
  7. Goloventchik, G.G., & Yanhai, He (2021). Ten drivers of the Chinese digital miracle. Digital Transformation, (3), 11–25. (In Russ.). EDN: RLKSFQ
  8. Gorelova, Т.P. (2024). Marketplace strategies in the context of consumer behavior. Journal of Modern Competition, 18(5), 124–139. (In Russ.). https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-5-124-139 EDN: OBILSZ
  9. Katz, M.L., & Shapiro, C. (1992). Product introduction with network externalities. The Journal of Industrial Economics, 40(1), 55–83.
  10. Larionova, М.V., & Doronin, P.А. (2024). Problems of digital platform regulation in BRICS: Challenges and perspectives of international cooperation. International Organisations Research Journal, 19(2), 70–92. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2024-02-04 EDN: ESNVNP
  11. Markova, V.D. (2019). Platform models of business: Approaches to creating. ECO, (5), 106–123. (In Russ.). https://doi.org/10.30680/ЕСО0131-7652-2019-5-106-123 EDN: YPFDAM
  12. Pikover, А. (2022). Essays on Socio-Economic Informatization and e-Commerce Development in PRC. Moscow: ICCA RAS. (In Russ.).
  13. Pogodin, S.N., & Yagya, T.S. (2022). On the development of Chinese e-commerce market. Eurasian Integration: Economics, Law, and Politics, 16(2), 60–69. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2073-2929-2022-02-60-69 EDN: MQEVTL
  14. Rochet, J., & Tirole, J. (2003). Platform competition in two-sided markets. Journal of the European Economic Association, 1(4), 990–1029. https://doi.org/10.1162/154247603322493212
  15. Sakharov, А., & Shelepov, А. (2024). China’s digital platforms regulation policy. International Organisations Research Journal, 19(2), 145–160. (In Russ.). https://doi.org/110.17323/1996-7845-2024-02-08 EDN: LGXRQI
  16. Shelepov, A.V. (2023). Assessing the role of digital platforms and ecosystems in economic development. International Organisations Research Journal, 18(3), 142–162. (In Russ.). https://doi.org/110.17323/1996-7845-2024-02-08 EDN: SVADRI
  17. Usmanov, М.М. (2023). Prospects for the development of the e-commerce market under the influence of retail giants. Regional and Branch Economy, (1), 32–39. (In Russ.). https://doi.org/10.47576/2949-1916_2023_1_32 EDN: BWKNBD
  18. Vlasenko, А.А., & Goloventchik, G.G. (2022). E-commerce of China: Its reasons for success and current development trends. Digital Transformation, 28(4), 43–52. (In Russ.). https://doi.org/10.35596/1729-7648-2022-28-4-43-52 EDN: QHTSKY
  19. Voskolovich, N.А. (2023). Marketplaces as a segment of the Russian market e-commerce. Moscow Witte University Bulletin. Series 1: Economics and Management, (4), 92–101. https://doi.org/10.21777/2587-554X-2023-4-92-101 EDN: MDPNMR
  20. Zubenko, V.V., Zubenko, V.А., & Sun, Yu (2023). Russian-Chinese cooperation in the field of digital economy. Humanitarian Sciences, 13(3), 86–93. (In Russ.). https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-3-86-93 EDN: GMLZVO
  21. Xiang, J., & Jing, L. (2014). Electronic commerce in China: current status, development strategies, and new trends. China Finance and Economic Review, 3(3), 71–94. https://doi.org/10.1515/cfer-2014-030306

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».