Деятельность крупнейших операторов электронных торговых площадок в России и Китае: теория и практика
- Авторы: Крашенинникова М.А.1, Цибулина А.Н.1
-
Учреждения:
- Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
- Выпуск: Том 33, № 3 (2025): Модернизация и инновации: новые вызовы мировой экономики
- Страницы: 481-494
- Раздел: Экономика развитых и развивающихся стран
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2329/article/view/353575
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2025-33-3-481-494
- EDN: https://elibrary.ru/FBWDTT
- ID: 353575
Цитировать
Аннотация
Развитие технологий и внедрение цифровых решений открыли новые возможности для пересмотра подходов к ведению бизнеса. Компании используют новые формы работы, в т.ч. в режиме онлайн, оптимизируют процессы и повышают эффективность своей деятельности за счет автоматизации, анализа крупных массивов данных, внедрения облачных платформ, электронного документооборота и применения искусственного интеллекта. Это привело к появлению новых бизнес-моделей на базе цифровых технологий, а также платформенных и экосистемных решений, что стало предпосылкой прихода новых участников рынка, например операторов электронных торговых площадок. Рассмотрены теоретические аспекты влияния цифровых платформ на экономические процессы в стране на основе положений ключевых теорий, а также проанализированы результаты деятельности пяти крупнейших российских операторов торговых площадок на рынке товаров и услуг в Российской Федерации. В связи с тем, что сами компании в открытом доступе публикуют преимущественно данные бухгалтерской отчетности, оценивать тенденции их работы приходится на основе сообщений информационных агентств и крайне сжатых пресс-релизов компаний. Освещены основные результаты и направления деятельности российских компаний «Вайлдберриз», «Озон», «Мегамаркет», «Яндекс Маркет» и «Авито» на современном этапе, а также китайских Taobao, JD.com и Pinduoduo. Установлено, что бурный рост электронной коммерции, с одной стороны, приводит к оптимизации и ускорению проведения торговых сделок, вовлечению большего числа поставщиков и потребителей в коммерческую деятельность, внедрению новых технологических и управленческих решений. С другой стороны, возникают риски, связанные с монополизацией рынка и ростом влияния цифровых платформ на предпочтения потребителей и, таким образом, усиления воздействия деятельности компаний на рыночные механизмы. С учетом этих тенденций сделан вывод о необходимости своевременного и грамотного государственного регулирования деятельности цифровых платформ России с учетом опыта Китайской Народной Республики как одного из мировых лидеров в области электронной коммерции.
Ключевые слова
Об авторах
Марина Александровна Крашенинникова
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Email: neomarinka@gmail.com
аспирант кафедры интеграционных процессов Российская Федерация, 119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 76
Анна Николаевна Цибулина
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Автор, ответственный за переписку.
Email: a.tsibulina@inno.mgimo.ru
ORCID iD: 0000-0002-8980-3058
SPIN-код: 8328-8882
кандидат экономических наук, доцент кафедры интеграционных процессов Евразийского учебного института
Российская Федерация, 119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 76Список литературы
- Alekseenko, A.P., & Sun, Q. (2022). Alibaba group case and antitrust regulation of E-commerce platforms: China’s experience. Courier of Kutafin Moscow State Law University, (7), 85–93. (In Russ.). https://doi.org/10.17803/2311-5998.2022.95.7.085-093 EDN: KHATTM
- Antipina, O. (2020). Platforms as multi-sided markets of the digital age. World Eсonomy and International Relations, 64(3), 12–19. (In Russ.). https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-3-12-19 EDN: XXUZWT
- Bespalov, A.А. (2011). History of e-commerce in of Russia. Finance and Business, (2), 150–162. (In Russ.).
- Caillaud, B., & Jullien, B. (2003). Chicken and egg: Competition among intermediation service providers. The Rand Journal of Economic, 34(2), 309–328.
- Chandel, S., Jingji, Z., Yunnan, Y., Jingyao, S., & Zhipeng, Z. (2019). The golden shield project of China: A decade later — an in-depth study of the great firewall. International Conference on Cyber-Enabled Distributed Computing and Knowledge Discovery (CyberC), 111–119. https://doi.org/10.1109/CyberC.2019.00027
- Evans, D.S. (2011). Platform economics: Essays on multi-sided business. Chicago: Competition Policy International (CPI).
- Goloventchik, G.G., & Yanhai, He (2021). Ten drivers of the Chinese digital miracle. Digital Transformation, (3), 11–25. (In Russ.). EDN: RLKSFQ
- Gorelova, Т.P. (2024). Marketplace strategies in the context of consumer behavior. Journal of Modern Competition, 18(5), 124–139. (In Russ.). https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-5-124-139 EDN: OBILSZ
- Katz, M.L., & Shapiro, C. (1992). Product introduction with network externalities. The Journal of Industrial Economics, 40(1), 55–83.
- Larionova, М.V., & Doronin, P.А. (2024). Problems of digital platform regulation in BRICS: Challenges and perspectives of international cooperation. International Organisations Research Journal, 19(2), 70–92. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2024-02-04 EDN: ESNVNP
- Markova, V.D. (2019). Platform models of business: Approaches to creating. ECO, (5), 106–123. (In Russ.). https://doi.org/10.30680/ЕСО0131-7652-2019-5-106-123 EDN: YPFDAM
- Pikover, А. (2022). Essays on Socio-Economic Informatization and e-Commerce Development in PRC. Moscow: ICCA RAS. (In Russ.).
- Pogodin, S.N., & Yagya, T.S. (2022). On the development of Chinese e-commerce market. Eurasian Integration: Economics, Law, and Politics, 16(2), 60–69. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2073-2929-2022-02-60-69 EDN: MQEVTL
- Rochet, J., & Tirole, J. (2003). Platform competition in two-sided markets. Journal of the European Economic Association, 1(4), 990–1029. https://doi.org/10.1162/154247603322493212
- Sakharov, А., & Shelepov, А. (2024). China’s digital platforms regulation policy. International Organisations Research Journal, 19(2), 145–160. (In Russ.). https://doi.org/110.17323/1996-7845-2024-02-08 EDN: LGXRQI
- Shelepov, A.V. (2023). Assessing the role of digital platforms and ecosystems in economic development. International Organisations Research Journal, 18(3), 142–162. (In Russ.). https://doi.org/110.17323/1996-7845-2024-02-08 EDN: SVADRI
- Usmanov, М.М. (2023). Prospects for the development of the e-commerce market under the influence of retail giants. Regional and Branch Economy, (1), 32–39. (In Russ.). https://doi.org/10.47576/2949-1916_2023_1_32 EDN: BWKNBD
- Vlasenko, А.А., & Goloventchik, G.G. (2022). E-commerce of China: Its reasons for success and current development trends. Digital Transformation, 28(4), 43–52. (In Russ.). https://doi.org/10.35596/1729-7648-2022-28-4-43-52 EDN: QHTSKY
- Voskolovich, N.А. (2023). Marketplaces as a segment of the Russian market e-commerce. Moscow Witte University Bulletin. Series 1: Economics and Management, (4), 92–101. https://doi.org/10.21777/2587-554X-2023-4-92-101 EDN: MDPNMR
- Zubenko, V.V., Zubenko, V.А., & Sun, Yu (2023). Russian-Chinese cooperation in the field of digital economy. Humanitarian Sciences, 13(3), 86–93. (In Russ.). https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-3-86-93 EDN: GMLZVO
- Xiang, J., & Jing, L. (2014). Electronic commerce in China: current status, development strategies, and new trends. China Finance and Economic Review, 3(3), 71–94. https://doi.org/10.1515/cfer-2014-030306
Дополнительные файлы

