Современные торговые отношения между Республикой Южная Осетия и российскими регионами: особенности, тенденции, барьеры, риски

Обложка
  • Авторы: Дорошенко С.В.1, Джабиев В.В.2
  • Учреждения:
    1. Институт экономики Уральского отделения РАН
    2. Югоосетинский научно-исследовательский институт им. З.Н. Ванеева при Президенте Республика Южная Осетия
  • Выпуск: Том 30, № 4 (2022): НОВЫЕ ТРЕНДЫ, СТРАТЕГИИ И СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
  • Страницы: 530-547
  • Раздел: МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  • URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2329/article/view/324167
  • DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2022-30-4-530-547
  • ID: 324167

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Затронуты вопросы внешнеэкономических взаимодействий одного из частично признанных государств постсоветского пространства - Республики Южная Осетия. Развитие государств, возникших, как правило, в результате вооруженных конфликтов и обозначаемых в мировой практике через различные, часто взаимозаменяемые, термины (непризнанные государства, сецессии, государства де-факто и др.), имеет постоянный научный интерес. В последние годы актуализировались исследования в области поиска факторов и механизмов саморазвития таких государств, что не предполагает абсолютную экономическую и социальную замкнутость, поэтому одним из механизмов являются внешние связи и торговые взаимодействия. Цель исследования - обоснование особенностей, тенденций, барьеров и рисков экспортно-импортных отношений республики с регионами Российской Федерации. Исследование проведено с использованием методов эмпирического анализа статистических данных, а также нормативного и картографического анализа и представления результатов. Основными источниками аналитической информации послужили данные сайта ru-stat.com, где представлен экспорт и импорт России по товарам и странам в помесячном, поквартальном или годовом разрезе с детализацией по регионам и группам товаров. Временной период анализа - январь 2013 г. - январь 2022 г. Анализ выявил современные особенности и тенденции торговых отношений России и Южной Осетии, в том числе переход таможенных органов Южной Осетии на стандарты Евразийского экономического союза; увеличение объемов импорта и налоговых доходов бюджета от него более чем в 3,5 раза за период 2017-2021 гг.; превышение в 3,5 раза импорта над экспортом в РФ. Выделены три типа барьеров для наращивания импорта в Россию - транспортно-логистический, институциональный, структурный. Не исключается и возникновение определенных рисков развития внешнеторговых отношений с Россией, в частности возникновение пандемий подобно COVID-19, курсовые колебания российской валюты, санкционное давление. В целом, несмотря на существующие ограничения, Южная Осетия развивает внешнюю торговлю, в первую очередь, с российскими регионами. С определенными из них у республики сложились долгосрочные отношения, прежде всего, в плане импорта. Тем не менее перед правительством республики стоит стратегическая задача укрепления и наращивания торгового взаимодействия.

Об авторах

Светлана Викторовна Дорошенко

Институт экономики Уральского отделения РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: doroshenkos@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8282-6062

доктор экономических наук, заведующая сектором исследований адаптации региональных систем

Российская Федерация, 620014, Екатеринбург, ул. Московская, 29

Вячеслав Владимирович Джабиев

Югоосетинский научно-исследовательский институт им. З.Н. Ванеева при Президенте Республика Южная Осетия

Email: ir_les@mail.ru
научный сотрудник Республика Южная Осетия, 100001, Цхинвал, проспект Джиоты Аланы, 3

Список литературы

  1. Broers, L. (2015). Resourcing de facto jurisdictions: A theoretical perspective on cases in the South Caucasus. Caucasus Survey, 3(3), 269–290. https://doi.org/10.1080/23761199.2015.1102450
  2. Buzard, K., Graham, B.A.T., & Horne, B. (2017). Unrecognized states: A theory of selfdetermination and foreign influence. Journal of Law, Economics, and Organization, 33(3), 578–611. https://doi.org/10.2139/ssrn.2491944
  3. Czyż, А. (2021). Fenomen parapaństw na obszarze poradzieckim. Rocznik Instytutu Europy Środkowo-Wschodniej, 19(2), 197–217. https://doi.org/10.36874/riesw.2021.2.10
  4. Doroshenko, S.V. (2020). Theoretical view on the factors of self-development of states in conditions of economic isolation. ETAP: economic theory, analysis, practice, (5), 27–46. https://doi.org/10.24411/2071-6435-2020-10042 (In Russ.).
  5. Doroshenko, S.V., & Dzhabiev, V.V. (2021). Efficiency of institutional mechanisms of entrepreneurship development in economically isolated territories. Management in modern systems, 4(32), 16–27. https://doi.org/10.24412/2311-1313-32-16-27 (In Russ.)
  6. Florea, A. (2020). Rebel governance in de facto states. European Journal of International Relations, 26, 1004 — 1031. https://doi.org/10.1177/1354066120919481
  7. Goncharova, K.S., Shelomentsev, A.G., & Savin, K.N. (2022). Institutional mechanisms of selfdevelopment of a partially recognized republic. Issues of modern science and practice. V.I. Vernadsky University, (1), 63–81. (In Russ.) https://doi.org/10.17277/voprosy.2022.01.pp.063-081
  8. Hoch, T. (2011). EU Strategy towards Post-Soviet De Facto States. Contemporary European Studies, 6(2), 69–85.
  9. Hoch, T., Souleimanov, E., & Baranec, T. (2014). Russia’s role in the official peace process in South Ossetia. Bulletin of Geography. Socio-economic Series, 23, 53–71. http://dx.doi.org/10.2478/ bog-2014-0004
  10. Ingiriis, M.H. (2021). Being and becoming a state: the statebuilding and peacebuilding conversations in southern Somalia and Somaliland. Journal of Contemporary African Studies, 39(1), 1–39. https://doi.org/10.1080/02589001.2020.1815677
  11. Krasniqi, G. (2018). Contested territories, liminal polities, performative citizenship: a comparative analysis. EUI Working Paper RSCAS, 13, 60. https://doi.org/10.2139/ssrn.3157555
  12. Markedonov, S.M. (2018). De facto states: the political phenomenon of the post-Soviet space. Bulletin of the Russian State University. The series “Political Science. History. International relations. Foreign regional studies. Oriental Studies”, (1), 24–40. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2018-1-24-40
  13. Miarka, A. (2020). Para-states as an instrument for strengthening Russia’s position — the case of Transnistria. Journal of Strategic Security, 13(2), 1–18. https://doi.org/10.5038/19440472.13.2.1750
  14. Mirilovic, N., & Siroky, D.S. (2021). International recognition, religion, and the status of Western Sahara. Acta Politica, 56(3), 548–566. https://doi.org/10.1057/s41269-020-00166-4
  15. Musa, A.M., & Horst C. (2019). State formation and economic development in post-war Somaliland: the impact of the private sector in an unrecognised state. Conflict, Security and Development, 19(1), 35–53. https://doi.org/10.1080/14678802.2019.1561621
  16. Nishikawa-Pacher, A. (2019). The diplomacy of post-Soviet de facto states: ontological security under stigma. International Relations, (33), 563–585. https:// doi.org/10.1177/0047117819856397
  17. O’Loughlin, J., & Kolosov, V.A. (2020). Building identities in post-Soviet “de facto states”: cultural and political icons in Nagorno-Karabakh, South Ossetia, Transdniestria, and Abkhazia. Eurasian Geography and Economics, (58), 691–715. https://doi.org/10.1080/1 5387216.2018.1468793
  18. O’Loughlin, J., Kolosovc, V., & Toalb, G. (2014). Inside the post-Soviet de facto states: a comparison of attitudes in Abkhazia, Nagorny Karabakh, South Ossetia, and Transnistria. Eurasian Geography and Economics, 55(5), 423–456. https://doi.org/10.1080/15387216.2015.1012644
  19. O’Loughlin, J., Toalb, G., & Kolosovc, V. (2016). Who identifies with the “Russian World”? Geopolitical attitudes in southeastern Ukraine, Crimea, Abkhazia, South Ossetia, and Transnistria. Eurasian Geography and Economics, 57(6), 745–778. https://doi.org/10.1080/15387216.2017.1295275
  20. Sabri, R., & Sakalli, B. (2021). The politics and ethical dilemmas of architectural conservation in an unrecognised state: insights from Northern Cyprus. International Journal of Heritage Studies, 27(12), 1245–1263. https://doi.org/10.1080/13527258.2021.1950031
  21. Semin, A.N., & Tretyakov, A.P. (2020). The development of the economy of South Ossetia: trends, problems, solutions. ETAP: economic theory, analysis, practice, (3), 55–66. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2071-6435-2020-10023
  22. Semin, A.N., Tretyakov, A.P., & Dzhabiev, V.V. (2021). Food security and consumer price growth in the Republic of South Ossetia. ETAP: economic theory, analysis, practice, (5), 7–24. https://doi.org/10.24412/2071-6435-2021-5-7-24 (In Russ.).
  23. Shelomentsev, A.G., & Goncharova, K.S. (2021). Factors of socio-economic development of partially recognized and unrecognized republics of the Caucasus. Bulletin of MGIMO University, 14(5), 203–223. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-5-80-203-223 (In Russ.).
  24. Shelomentsev, A.G., Doroshenko, S.V., Dzhabiev, V.V., & Goncharova, K.S. (2021). Endogenous factors of socio-economic development of the Republic of South Ossetia (an unrecognized state) in conditions of its economic isolation. Human Progress, 7(1), 16. https://doi.org/10.34709/IM.171.16 (In Russ.)
  25. Souleimanov, E.A., Abrahamyan, E., & Aliyev, H. (2018). Unrecognized states as a means of coercive diplomacy? Assessing the role of Abkhazia and South Ossetia in Russia’s foreign policy in the South Caucasus. Southeast European and Black Sea Studies, 18(1), 73–86. https://doi.org/10.1080/14683857.2017.1390830
  26. Ulas, H. (2021). The Dynamics of Social Movements in Unrecognized States — A Comparative Study. Front. Polit. Sci, 3, 724125. https://doi.org/10.3389/fpos.2021.724125

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».