Том 29, № 3 (2025): МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО
- Год: 2025
- Статей: 14
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2337/issue/view/22125
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2025-29-3
Весь выпуск
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Отклоняющееся государство: отечественная и зарубежная практика
Аннотация
Поставлена задача исследовать оптимальную, здоровую государственность для общества, всех слоев населения. Речь идет об уровне жизни людей, обеспечении гарантий прав и свобод граждан, а также перспективы их развития. Автор отмечает, что правоведение очень слабо, где-то фрагментарно изучает так называемые промахи государства, неэффективную политику, провалы отдельных реформ и программ и др. Аристотель в своей книге «Политика» назвал эти явления отклонением в общественном развитии и ввел в научный оборот понятие «отклоняющееся государство». Вслед за Аристотелем проводится идея о том, что оптимальное государство - это ситуация, когда население, все его составляющие относительно довольны своей жизнью, ее условиями. В противном случае государство нужно считать слабым, малоэффективным или вообще неэффективным. По мнению Аристотеля, отклонение - это наихудший вред для общества. Государственная власть должна стремиться к добродетели и счастью, что требует немалых усилий со стороны структур государства и самого общества. К «вечным» болезням общества относятся непроизводительная экономика, низкий уровень рождаемости, алкоголизм, отсутствие достойного пенсионного обеспечения, отсутствие жилищных условий, плохая экология. Принимаемые государством меры для решения этих проблем либо недостаточны (часто в силу затратности), либо неэффективны по причине отсутствия достойных программ, надлежащей организации, заинтересованности должностных лиц и чиновников. Решению создания здорового и эффективного государства часто противостоят деформация в разделении государственной власти, кризис парламентаризма, утрата самостоятельности судебной власти, международные конфликты, отсутствие качественного местного самоуправления. Номинальная федерация в федеративных государства также не способствует борьбе за качество жизни населения и отклонениями в механизме государства. Попирание религиозных конфессий со стороны государства, его структур - немаловажная составляющая в деле оценки уровня отклонения государства. Результатом неэффективных решений государства относительно противостояния или лечения «вечных» болезней общества, а также внутренних разрушений государственного механизма являются формирование отчужденного государства, деформации в социальной и политической системах, расцвет коррупции. Отчужденное государство представлено как социальное и политическое образование, существующее само по себе и для себя. Однако констатируется, что государство - продукт общества, создано для общества, его структур и всецело ему обязано. Отклоняющееся государство само способствует росту отчуждения населения от государственной и муниципальной власти. Общесоциальное, политическое, юридическое отчуждение наиболее опасно для перспектив общества. Ставится проблема разумного устройства государства, о которой писал еще Гегель. Разумное устройство государственности создает определенное политическое умонастроение, благодаря которому «разумное» становится внутренним, субъективным содержанием индивидуумов. На таком обществе должно покоиться государство.
601-621
Путь мирного развития Китая и перспектив развития международного права в условиях изменившегося международного ландшафта
Аннотация
На фоне трансформации международного ландшафта наметилась тенденция к изменению баланса сил: «Восток поднимается, Запад падает». Рост международного влияния развивающихся стран, в частности Китая, оказывает влияние на традиционный миропорядок, требуя его изменения. Развивающиеся страны становятся все более активными на мировой арене, стремясь к созданию справедливого и разумного международного правопорядка. Учитывая частое возникновение региональных конфликтов, а также сложность и нестабильность глобальной обстановки, путь, выбранный развивающимися странами для содействия развитию международного права, имеет особое значение, и указанное обуславливает актуальность исследования. Цель работы - подчеркнуть, что модернизационный путь Китая в корне отличается от традиционного модернизационного пути западных стран, и его основной принцип - «идти по пути мирного развития». Этот путь полностью отличается от гегемонистской логики Запада, а именно, от пути колониальной экспансии и насильственного грабежа через войну и имеет огромное значение как модель для развивающихся стран. Методологически исследование опирается на комплекс общенаучных и частнонаучных методов, в особенности на исторический и сравнительный методы. Сделан вывод, что конкретные пути содействия развитию международного права по пути мирного развития включают: увеличение предложения международных общественных благ, укрепление национальной мягкой и жесткой силы, стабилизацию существующей многосторонности и т.д., чтобы придать импульс развитию международного права и накопить силы для изменения международного порядка.
622-636
Зарубежный опыт стран-участниц БРИКС по правовому регулированию функционирования публичной власти в сфере здравоохранения: на примере Федеративной Республики Бразилия
Аннотация
Дан анализ реализации института публичной власти в сфере здравоохранения в странах-участницах БРИКС на примере Федеративной Республики Бразилия. Исследован ряд современных работ отечественных и зарубежных ученых-правоведов, которые посвящали свои труды современному устройству государства и вовлеченности в систему власти - органов, структур и институтов, осуществляющих свою деятельность на разных уровнях. Выявлены сильные и слабые стороны современного состояния реализации публичной власти в сфере здравоохранения Бразилии. Проведен анализ того, как определенные аспекты организации публичной власти в Бразилии могут послужить примером для совершенствования системы публичной власти в Российской Федерации с учетом современной макроэкономической составляющей международной политики и геополитической обстановки.
637-650
Регламентация прав животных и концепция «многовидовой семьи» в странах Латинской Америки
Аннотация
Цель статьи - сравнительное исследование этико-правовых и культурологических основ регламентации отношений людей с домашними животными в контексте укрепления традиционной ценности гармоничной семьи в странах Латинской Америки. В целом ряде из них законодательно закрепляется более четкий правовой режим, предполагающий учет основных прав животных и их благополучие в рамках «ответственного владения» в семьях и преодоления практики «видового спесишизма». Методологически исследование построено на сочетании критических исследований теории прав животных ( critical animal studies ) и социологического анализа власти с фукоистскими корнями (концепт биополитики). Используя юридико-технический анализ, приемы компаративистики и доктринальные концепции ибероамериканских и североамериканских правоведов, авторы концептуализировали ключевые категории и предлагаемые решения в области защиты прав животных. Отдельная часть статьи посвящена положению домашних животных в составе «многовидовой семьи», которая проанализирована нами как правовая концепция и как новый субинститут законодательства в ряде стран Латинской Америки. На конкретном примере в Бразилии выявлены и проанализированы законодательные инновации о правах домашних животных и судебная интерпретация их статуса в «многовидовой семье».
651-667
КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
Отраслевое ампаро в конституционном процессе: на примере Испании и Латинской Америки
Аннотация
Рассматривается процедура ампаро как средство защиты субъективных прав и свобод граждан в контексте отраслевых особенностей системы права. Проводится сравнительно-правовой анализ процедуры ампаро с известными мировой практике средствами конституционно-правовой защиты, и раскрывается феномен «отраслевое ампаро» на примере Испании и стран Латинской Америки. Приводится идея, что «отраслевое ампаро» выступает важным элементом национальной конституционной идентичности правопорядков многих государств мира. Делается акцент на опыт Мексики как государства, которое первым ввело в свою правовую систему процедуру ампаро. Благодаря нововведениям в Конституции Мексики институт ампаро стал широко известен в мировой практике.
668-676
Экстраординарные и иные юридические меры по разрешению конфликта между высшими органами государственной власти Республики Беларусь
Аннотация
Устойчивое развитие общества и государства во многом зависит от того, насколько успешно предотвращаются и разрешаются юридические и иные социальные конфликты. Оптимизация мер по их разрешению является важным фактором консолидации общества. Для современных государств характерно наполнение новым содержанием системы сдержек и противовесов, формирование которой изначально было задумано в качестве средства обеспечения баланса интересов различных ветвей власти. В истории любого государства случались конфликты. Важно их разрешать, используя легальные (юридические) меры. В доктрине проблематика юридических и иных социальных конфликтов остается в поле пристального внимания ученых, она также имеет практическое значение. Цель работы - исследовать доктринальные источники, а также национальное законодательство, особенности его применения и на этой основе высказать рекомендации, направленные на предупреждение и разрешение юридических конфликтов. Материалами исследования являются научные публикации, национальное законодательство. Использованы методы анализа, синтеза, дедукции и индукции. Выявлены потенциальные угрозы конфликта и намечены юридические меры их разрешения в современный период. Подчеркнута полезность типологизации конфликтов, состоящая в возможности выявления общего и особенного в конфликтах, осуществлении анализа их причин и путей разрешения. Обращено внимание на конфликты в условиях постсоветской турбулентности, что проявлялось в сфере формирования новой политической и правовой парадигмы. Одним из важнейших факторов разрешения юридических конфликтов между ветвями власти является их стремление находить компромиссы, формировать правоприменительную практику в строгом соответствии с конституционными принципами и нормами, а при необходимости - обращаться к использованию такого легитимного средства, как народное голосование. Подчеркивается, что гарантией правового государства, наряду с разделением властей, является развитое правовое сознание, базирующееся на общих конституционных ценностях. Юридическая наука, основываясь на конституционных предписаниях, обязана видеть возможные варианты событий, в том числе и негативного характера, предлагать варианты действий.
677-692
Правовое регулирование межмуниципального сотрудничества в Аргентине в контексте муниципальной политической автономии
Аннотация
Межмуниципальное сотрудничество - инструмент, позволяющий муниципальным образованиям с большей эффективностью решать возложенные на них задачи даже в условиях ограниченности ресурсов. В то же время во многих государствах институт межмуниципального сотрудничества на практике сталкивается с определенными трудностями, которые могут быть вызваны несколькими факторами: несовершенство законодательства; применяемые в государстве подходы к определению природы муниципальной власти и др. В этой связи актуализируется исследование соответствующего зарубежного опыта. Одним из государств, имеющих богатый опыт регламентации вопросов межмуниципального сотрудничества, является Аргентина. Законодательство субъектов федерации в Аргентине по рассматриваемому вопросу отличается разнообразием, что позволяет проанализировать различные подходы в исследуемой сфере. Дополнительный интерес в контексте заявленной темы исследования представляет конституционно гарантированная муниципальная политическая автономия. Цель работы - комплексное исследование применяемых в Аргентине форм и механизмов межмуниципального сотрудничества. Методологическая основа исследования - общенаучные методы анализа и синтеза, а также сравнительно-правовой и исторический методы. Рассмотрено законодательство Аргентины (федеральное и, в большей степени, региональное), правоприменительная практика, доктринальные источники по теме исследования. Авторы пришли к выводу, что реализуемый в Аргентине подход к правовому регулированию межмуниципального сотрудничества представляет собой один из примеров реализации конституционной нормы о муниципальной политической автономии. Примечательно, в отдельных провинциях в основу правового регулирования межмуниципального сотрудничества положены как публично-правовые, так и частноправовые начала, в то время как в других провинциях оно рассматривается исключительно в качестве публично-правового механизма. Используемые в Аргентине подходы могут быть заимствованы в России при условии его надлежащей адаптации.
693-712
Гражданский и арбитражный процесс
Арбитраж ad hoc в Китае: эволюция, правовые дилеммы и перспективы развития
Аннотация
Арбитраж ad hoc, благодаря своей гибкости и эффективности, занимает важное место в разрешении международных коммерческих споров. Однако в китайском законодательстве об арбитраже ad hoc существуют пробелы. В последние годы в Китае предприняты попытки развития арбитража ad hoc в отдельных регионах, таких как пилотные зоны свободной торговли, и был накоплен соответствующий опыт. Хотя Закон КНР об арбитраже (проект пересмотра, 2024 г.) включает положения об арбитраже ad hoc, он также сталкивается с такими проблемами, как нечеткие критерии определения действительности арбитражных соглашений и недостатки в методах выбора и назначения арбитров. Целью является исследование формирования и развития арбитража ad hoc в Китае для выявления проблем применения права на практике. Особое внимание уделяется как теоретическим, так и практическим аспектам исследования предпосылок, эволюции, правовых дилемм и перспектив развития арбитража ad hoc в Китае. Анализируется, как концепция арбитража ad hoc изменяется в различных китайских нормативных правовых актах. Методологически исследование опирается на комплекс общенаучных и частнонаучных методов, включающих диалектический, исторический и сравнительный методы. Предложено в будущем пересмотреть Закон КНР об арбитраже, скорректировать элементы арбитражного соглашения ad hoc, добавить механизм раскрытия информации арбитров, сократить связь между арбитрами и арбитражным учреждением, заимствавоть международный опыт, такой как статьи из Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже и т.д, чтобы способствовать ускорению внедрения системы арбитража ad hoc в законодательство Китая, усилить международное влияние китайских арбитражных учреждений и обеспечить более эффективный и удобный способ разрешения коммерческих споров.
713-732
Особенности и перспективы развития виртуального арбитража и медиации в Руанде и Южно-Африканской Республике: новый фактор развития Африканских юрисдикций и укрепления международного сотрудничества
Аннотация
На сегодняшний день процессы цифровизации стали определяющим фактором XXI века в развитии экономики, общества и государств. Страны африканского континента не стали исключением. Несмотря на сдерживающие факторы, одни из которых выражаются в бедности населения, недостаточности электричества, покрытия сети Интернет, низком уровне дохода, многие страны смогли найти путь не только обеспечения привлекательности своих государств для инвестиций, но также гарантировать защиту прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов. В статье рассматриваются регламенты Кигалийского международного арбитражного центра и Арбитражного фонда Южной Африки. Анализируются процессуальные аспекты проведения виртуального арбитража и процедуры медиации. Особое внимание уделяется проблемам и возможностям укрепления международного сотрудничества в сфере альтернативного разрешения споров в Руанде и Южно-Африканской Республике. В рамках исследования использовался метод сравнительного анализа, с помощью которого проводилось сопоставление уровня развития виртуального арбитража и медиации, а методы причинно-следственного и системного анализа, позволили выделить основные позитивные и негативные аспекты интегрирования инновационных технологий в механизмы альтернативного разрешения споров. На основании диалектических методов познания процесса цифровизации были сформулированы направления по совершенствованию данного процесса в странах Африки.
733-746
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
Совместимость международных и национальных стандартов строительных контрактов: опыт внедрения и правовые перспективы
Аннотация
Aннотация. Исследование посвящено интеграции стандартов Международной федерации инженеров-консультантов и Международной организации по стандартизации в правовые системы США, Китая, России, Индии и Европейского союза, с учетом роста трансграничных инфраструктурных проектов и требований международных финансовых институтов. Анализируются изменения нормативно-правовой базы России, включая отмену ряда обязательных требований в рамках политики «регуляторной гильотины» и последующее создание нового реестра строительных норм, что существенно повлияло на правоприменение. Особое внимание уделяется терминологическим коллизиям (например, переводу Common Data Environment) и специфике внедрения международных стандартов в различных юрисдикциях. Показано, что США и Китай демонстрируют гибкость при адаптации норм, тогда как в ЕС ключевую роль играет наднациональное регулирование. Новизна исследования заключается в выявлении препятствий и возможностей для гармонизации международных и национальных строительных норм, позволяющей снизить правовые конфликты и повысить конкурентоспособность российских компаний. В качестве выводов предложены рекомендации по четкому разграничению обязательных и рекомендательных строительных норм, обеспечению единообразия правовой терминологии и корректировке законодательства, восстанавливающей персональную ответственность технических заказчиков в РФ.
747-768
Международно-правовые и национально-правовые аспекты регулирования стандартизации в государственных закупках
Аннотация
Рассматриваются вопросы формирования подходов к правовому регулированию стандартизации в государственных закупках на международном и национальном уровнях. Основной проблемой применения правил о стандартах в закупочной деятельности является соотношение требований, установленных в правовых актах разных уровней, а также вопросы юридической силы отдельных источников. В этой связи автором прослеживаются ключевые тенденции по имплементации на национальном уровне международных обязательств в сфере стандартизации, имеющих место, в том числе в документах Всемирной торговой организации (ВТО), Европейского союза (ЕС), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), анализируются проблемы взаимодействия межгосударственных и национальных систем стандартизации. В частности, подчеркивается, что в Российской Федерации порядок проведения государственных закупок предполагает обязательное использование национальных стандартов, несмотря на добровольный характер документов по стандартизации, закрепленный в Договоре о ЕАЭС и законодательстве о стандартизации. В исследовании выявлено, что на международно-правовом уровне преимущество отдается международным и межгосударственным стандартам, что направлено на снижение торговых барьеров. Национальный уровень регулирования демонстрирует наличие разнонаправленных тенденций, наиболее заметной из которых является активная защита внутреннего рынка с помощью инструментов стандартизации. Рассмотрены правовые средства преодоления технических барьеров в сфере стандартизации, включая запрет новых ограничений, взаимное признание стандартов и результатов оценки соответствия техническим регламентам, согласование новых вводимых стандартов. Наряду с государственными стандартами исследованы возможности для применения частных (негосударственных) стандартов в государственных закупках, включая увеличение возможностей для приобретения инновационной продукции. Предмет исследования - правовое регулирование стандартизации в государственных закупках на международном и национальном уровне. Цель исследования - выявление закономерностей, а также изучение возможных направлений для совершенствования указанного правового регулирования. В работе применены различные методы исследования, включая формально-логический, сравнительно-правовой методы, метод анализа и синтеза, метод толкования права.
769-786
РЕЦЕНЗИИ. НАУЧНЫЕ ФОРУМЫ
787-796
797-804
Право на пути к устойчивому развитию: обзор Международной научной конференции студентов и молодых ученых, 19 апреля 2025 г.
Аннотация
19 апреля 2025 г. прошла ежегодная Международная научная конференция студентов и молодых ученых «Право на пути к устойчивому развитию», которая посвящена исследованию роли права в обеспечении устойчивого развития. Конференция проводится юридическим институтом РУДН совместно с Сочинским институтом (филиалом). В рамках конференции была реализована масштабная научная программа, включающая проведение пленарного заседания, работы на секциях. Участники смогли обсудить основные проблемы, затрудняющие реализацию устойчивого развития.
805-811
