Защита интересов розничного инвестора в США, Китае и России: на примере брокерской деятельности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Основными целями при регулировании брокерской деятельности являются обеспечение защиты интересов клиентов брокеров при минимизации регуляторной нагрузки. В настоящий момент в связи с перетоком активов населения на рынок ценных бумаг Банк России активно развивает прямые инструменты защиты интересов инвесторов, в том числе механизм квалификации инвесторов. Однако его эффективность ставится по сомнение экспертным и профессиональным сообществом. Для оценки результатов применения прямых и косвенных инструментов регулирования, направленных на защиту розничных инвесторов, проведен сравнительный анализ регуляторной политики в данной сфере в странах, имеющих наиболее развитый финансовый рынок. По результатам анализа регулирования в США и Китае установлено использование ими инструментов как прямого, так и косвенного регуляторного воздействия. Несмотря на наличие отличий в регулировании в обоих случаях акцент в регулировании сделан на непрямые меры воздействия. Прямые запреты на доступ к финансовым инструментам определенных категорий инвесторов в рассмотренных странах не применяются. Также отмечено, что несмотря на применение в России отдельных мер, аналогичных непрямому регулированию в США и Китае, их реализация зачастую осуществляется недостаточно качественно, что снижает результативность таких мер.

Об авторах

Айнур Альфритович Бикташев

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Банк России; Масариков университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: abiktshev@hse.ru
ORCID iD: 0000-0001-7314-2980

аспирант, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Главный эксперт, Банк России

109028, Российская Федерация, г. Москва, Большой Трёхсвятительский пер., д. 3; Чешская Республика, 616 00, г. Брно, ул. Вэвэржи, д. 102

Список литературы

  1. Abbott, K., Levi-Faur, D. & Snidal, D. (2017) Theorizing regulatory intermediaries: The RIT model. The ANNALS of the American academy of political and social science. 670(1), 14-35. https://doi.org/10.1177/0002716216688272
  2. Abbott, K. & Snidal, D. (2000) Hard and soft law in international governance. International organization. 54(3), 421-456. https://doi.org/10.1177/0002716216688272
  3. Abramov, A., Radygin, A. & Chernova, M. (2014) Regulation of financial markets: models, evolution, efficiency. Problems of Economics. (2), 33-49. (in Russian).
  4. Alifanova, E. & Yevlakhova, Yu.S. (2011) Trends in reforming the institutions of regulation of national financial markets. Finance and credit. 35(467), 2-6. (in Russian).
  5. Aglietta, M. & Rigot, S. (2009) The regulation of hedge funds under the prism of the financial crisis. Policy implications. Recherches économiques de Louvain. 75(1), 5-34. https://doi.org/10.3917/rel.751.0005
  6. Baker, A. (2018) Macroprudential regimes and the politics of social purpose. Review of international political economy. 25 (3), 293-316. https://doi.org/10.1080/09692290.2018.1459780
  7. Baker, A. (2010) Restraining regulatory capture? Anglo-America, crisis politics and trajectories of change in global financial governance. International Affairs. 86(3), 647-663. https://doi.org/10.1111/j.1468-2346.2010.00903.x
  8. Bernstein, S. & van der Ven H. (2017) Best practices in global governance. Review of International Studies. 43 (3), 534. https://doi.org/10.1017/S0260210516000425
  9. Browne, J. (2020) The regulatory gift: Politics, Regulation and governance. Regulation & Governance. 14(2), 203-218. https://doi.org/10.1111/rego.12194
  10. Campbell-Verduyn, M., Goguen, M. & Porter, T. (2017) Big Data and algorithmic governance: the case of financial practices. New Political Economy. 22(2), 219-236. https://doi.org/10.1080/13563467.2016.1216533
  11. Crain, M. (2018) The limits of transparency: Data brokers and commodification. New media & society. 20(1), 88-104. https://doi.org/10.14763/2020.2.1469
  12. DeMenno, M. (2019) Banking on burden reduction: how the global financial crisis shaped the political economy of banking regulation. Journal of banking regulation. 1-28. https://doi.org/10.1057/s41261-019-00120-1
  13. Dunlop, C., Maggetti, M., Radaelli, C. & Russel, D. (2012) The many uses of regulatory impact assessment: A meta-analysis of EU and UK cases. Regulation & Governance. 6(1), 23-45. https://doi.org/10.1111/j.1748-5991.2011.01123.x
  14. Finlayson, A. (2009) Financialisation, financial literacy and asset-based welfare. The British Journal of Politics and International Relations. 11 (3), 400-421. https://doi.org/10.1111/j.1467-856X.2009.00378.x
  15. Fransen, L. & Burgoon, B. (2012) A market for worker rights: Explaining business support for international private labour regulation. Review of International Political Economy. 19(2), 236-266. https://doi.org/10.1080/09692290.2011.552788
  16. Golodnikova, A., Efremov, A. & Tsygankov, D. (2021) Under the sign of the “regulatory guillotine”: how to break the vicious circle of deregulation and re-regulation? Law. (2), 105-117. (in Russian).
  17. Grimmelikhuijsen, S., Jilke, S., Olsen, A.L. & Tummers, L. (2017) Behavioral Public Administration: Combining Insights from Public Administration and Psychology. Public Administration Review. (1), 45-56. https://doi.org/10.1111/puar.12609
  18. Grossman, E. & Woll, C. (2014) Saving the banks: The political economy of bailouts. Comparative Political Studies. 47 (4), 574-600. https://doi.org/10.1177/0010414013488540
  19. Horner, R. (2019) India’s Pharmaceutical Industry and the Enduring Public Regulation Challenge. Business Responsibility and Sustainability in India. 275-304. https://doi.org/10.4324/9781315684321
  20. Jones, E. & Zeitz, A. (2019) Regulatory Convergence in the Financial Periphery: How Interdependence Shapes Regulators’ Decisions. International Studies Quarterly. 63(4), 908-922. https://doi.org/10.1093/isq/sqz068
  21. Kastner, L. (2014) ‘Much ado about nothing?’Transnational civil society, consumer protection and financial regulatory reform. Review of International Political Economy. 21(6), 1313-1345. https://doi.org/10.1080/09692290.2013.870084
  22. Kaurova, N. (2012) Macroprudential regulation of financial markets. Financial journal. 1. (in Russian).
  23. Kulakova, V. (2017) Financial regulation in the United States under the new president D. Trump. Money and credit. 10, 57-63. (in Russian).
  24. Lall, R. (2015) Timing as a source of regulatory influence: A technical elite network analysis of global finance. Regulation & Governance. 9(2), 125-143. https://doi.org/10.1080/09638180500252078
  25. Larionova, I. (2014) Model for assessing the effectiveness of banking sector regulation. Vestnik MGIMO. (1), 127-135. (in Russian).
  26. Makarova, A. S. et al. (2019) Environmental performance assessment of the chemical industries involved in the Responsible Care® Program: Case study of the Russian Federation. Journal of Cleaner Production. (222), 971-985. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.02.218
  27. Mennillo, G. & Roy, S. (2014) Ratings and regulation: a case of an irreversible marriage? Weatherhead Center for International Affairs Working Paper. 14-0004. https://doi.org/10.1080/02646811.2016.1132825
  28. Nie, Y. & Han, X. (2019) Research on consumers’ protection in advantageous operation of big data brokers. Cluster Computing. 22 (4), 8387-8400. https://doi.org/10.1109/ACCESS.2021.3070017
  29. Overdevest, C. & Zeitlin, J. (2014) Assembling an experimentalist regime: Transnational governance interactions in the forest sector. Regulation & governance. 8 (1), 22-48. https://doi.org/10.1111/j.1748-5991.2012.01133.x
  30. Quaglia, L. (2019) The politics of state compliance with international “soft law” in finance. Governance. 32 (1), 45-62. https://doi.org/10.1017/bap.2019.3
  31. Pastushenko, E. & Zemtsova, L. (2017) The role of legal acts of the Central Bank of the Russian Federation in the regulation of relations in the sphere of the financial market. Actual problems of state and law. 35 (in Russian).
  32. Redert, B. (2020) Stakeholder Mobilization in Financial Regulation: A Comparison of EU Regulatory Politics over Time. JCMS: Journal of Common Market Studies. 1-19. https://doi.org/10.1111/jcms.13046
  33. Rixen, T. (2013) Why reregulation after the crisis is feeble: Shadow banking, offshore financial centers, and jurisdictional competition. Regulation & Governance. 7 (4), 435-459. https://doi.org/10.1111/rego.12024
  34. Selivanovsky, A. (2014) Protection of Investors' Rights in the Stock Market: Modern Challenges. Economy and Law. 37 (in Russian).
  35. Spendzharova, A. (2016) Regulatory cascading: Limitations of policy design in European banking structural reforms. Policy and society. 3, 227-237. https://doi.org/10.1016/j.polsoc.2016.09.001
  36. Stellinga, B. (2020) The open-endedness of macroprudential policy. Endogenous risks as an obstacle to countercyclical financial regulation. Business and Politics. 22 (1), 224-251. https://doi.org/10.1016/j.polsoc.2016.09.001
  37. Stellinga, B. & Mügge, D. (2017) The regulator's conundrum. How market reflexivity limits fundamental financial reform. Review of international political economy. 24 (3), 393-423. https://doi.org/10.1080/09692290.2017.1320300
  38. Underhill, G. R. D. & Zhang, X. (2008) Setting the rules: private power, political underpinnings, and legitimacy in global monetary and financial governance. International Affairs. 84 (3), 535-554. https://doi.org/10.1111/j.1468-2346.2008.00723.x
  39. Wolff, J. (2019) Fighting risk with risk: solar radiation management, regulatory drift, and minimal justice. Critical Review of International Social and Political Philosophy. 1-20. https://doi.org/10.1080/13698230.2020.1694214
  40. Zhao, M., Ke, Y. & Yi, Y. (2020) The effects of risk factor disclosure on analysts’ earnings forecasts: evidence from Chinese IPOs. Asia-Pacific Journal of Accounting & Economics. 1-30. https://doi.org/10.1080/16081625.2020.1772089

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».