Том 8, № 4 (2022)
Минералы и минеральные ассоциации
К онтогенезу эшинита в полевошпатовой жиле № 31 Вишнёвых гор на Южном Урале
Аннотация
Онтогенез мелких выделений акцессорного эшинита в полевошпатовой жиле № 31 Вишнёвых гор на Южном Урале заключается в его сокристаллизации с поздними зонами роста индивидов полевого шпата, ильменитом, титаномагнетитом, мусковитом, цирконом, монацитом, торитом, рутилом, колумбитом и другими минералами. После кристаллизации произошел метамиктный распад индивидов эшинита с образованием нанокристаллической структуры, а затем – многоактное растворение и метасоматоз по микротрещинам в минеральном агрегате. Параллельно метасоматозу эшинита развивалась микропористость в мусковит-ильменитовых сростках, контактирующих с зернами эшинита.
5-14
Минералогия хромититов Поклонной Горы Карабашского массива на Южном Урале
Аннотация
Методами оптической и электронной микроскопии изучен минеральный состав хромититов и вмещающих серпентинитов, вскрытых карьером Поклонной Горы на СВ склоне Карабашского серпентинитового массива. В дополнение к ранее установленным самородному осмию и лауриту, впервые для Карабашского массива описано восемь минералов элементов платиновой группы (ЭПГ): изоферроплатина, ирарсит, иридий, налдреттит, купроиридсит, сперрилит, толовкит и эрликманит. Установлено, что ранний магматогенный хромшпинелид представлен магнезиоалюмохромитом, позднемагматические – магнезиохромитом и феррихромитом. Наиболее ранними минералами платиновой группы (МПГ) являются самородные иридий и осмий, которые замещаются сульфидами, арсенидами и стибнидами ЭПГ. С магнезиохромитом ассоциируют самородное золото, некоторые халькогениды МПГ и Ni (герсдорфит, миллерит, пентландит, хизлевудит), халькопирит. С серпентинизацией связаны хроммагнетит, магнетит, самородные железо и никель. Образование карбонатов (кальцита и доломита) и связанных с ними андрадита, галенита, брусита, сепиолита и недиагностированного силиката Ca происходило на поздних этапах серпентинизации. Вторичные минералы Ni (гаспеит, непуит, «гарниерит»), вероятно, завершали процессы минералообразования.
15-33
Магнетит-ильменит-шпинелевые срастания в амфиболовых габбро массива Серебрянского Камня, Средний Урал
Аннотация
Онтогенический анализ магнетит-ильменит-шпинелевых срастаний в рудоносных амфиболовых габбро массива Серебрянский Камень на Среднем Урале и их взаимоотношений с породообразующими силикатами, апатитом и сульфидами Cu позволил выявить ряд особенностей, свидетельствующих об их близодновременном образовании. Морфологические черты силикатов, оксидов и сульфидов рудоносных амфиболовых габбро позволяют предположить возможность обособления силикатного, железооксидного и сульфидного расплавов. Кристаллизация минералов, образующих единый парагенезис, происходила в условиях, близких к эвтектическим. Установлено, что закономерно ориентированные пластинчатые выделения ильменита в магнетите, которые обычно трактуются как результат распада твердого раствора, часто рассекают границы различно ориентированных зерен магнетита, что не позволяет в этом случае рассматривать их как результат проявления этого процесса.Выявленные онтогенические особенности минералов необходимо учитывать при петрологических построениях.
34-58
Гранатовая минерализация, связанная с позднемагматическими и гидротермально-метасоматическими процессами в дунитах Нижнетагильского клинопироксенит-дунитового массива, Средний Урал
Аннотация
В работе изучены миаролитовые дуниты Нижнетагильского массива на Среднем Урале, строение миарол и закономерности сонахождения в них минералов. Детально охарактеризованы гранаты из миарол, а также в сравнительном аспекте – гранаты из хромититов и аподунитовых метасоматитов. Строение миарол и миаролитовых дунитов описано с использованием онтогенических подходов. Строение и состав гранатов исследованы методами СЭМ и ЛА-ИСП-МС. В результате установлено три парагенезиса гранатов в породах Нижнетагильского массива: хромистый андрадит в миаролитовых дунитах, уваровит в массивных жильных хромититах и демантоид в аподунитовых метасоматитах. Гранаты изученных парагенезисов относятся к группе уграндитов, однако обладают выраженными особенностями химического состава, в том числе повышенным содержанием Cr2O3. Гранаты из разных парагенезисов характеризуются контрастно отличающимися концентрациями элементов-примесей, таких как V, Mn и Ti, а также различным характером распределения РЗЭ. На основании полученных данных предложена схема относительного времени образования основных породообразующих минералов в дунитах, хромитах и аподунитовых метасоматитах Нижнетагильского массива.
59-78
Благороднометалльная минерализация в габброидах Кумбинского массива, платиноносный пояс Урала (Северный Урал)
Аннотация
В работе приводится первая комплексная характеристика минералов медно-благороднометалльной ассоциации в габброидах Кумбинского массива (Северный Урал). Установлено, что с дигенит-борнитовыми, халькопирит-борнитовыми и пирит-халькопиритовыми рудами связаны минералы благородных металлов. Впервые для амфиболовых и амфибол-оливиновых габбро Кумбинского массива установлено девять видов минералов благородных металлов и их разновидностей. Среди них диагностированы самородное золото и его сплавы, теллуриды Ag и Pd (гессит, меренскиит), а также висмутотеллуриды (котульскит), арсенидо-антимониды (изомертиит), арсениды (арсенопалладинит, сперрилит) и станниды (атокит) Pt и Pd. Минералы благородных металлов из всех сульфидных ассоциаций в концентратах сопровождаются антимонитом и минералами Bi (самородный висмут, висмутин), реже встречаются баксанит и цумоит. Полученные результаты позволяют на новом уровне оценить перспективы выявления новых медно-благороднометалльных месторождений в габбро Платиноносного пояса. С учетом закономерностей проявления благороднометалльной и медной минерализации, большинство габбровых плутонов Платиноносного пояса Урала могут быть рассмотрены как перспективные объекты для выявления крупнотоннажных месторождений меди с попутными рудными концентрациями золота и палладия.
79-93
Золотоносность базальных конгломератов верхнего девона полуострова Канин (Ненецкий автономный округ, Россия)
Аннотация
Впервые описано шлиховое самородное золото и гранаты из грубозернистых отложений таяокуяхинской свиты верхнего девона, залегающих на размытых сланцах позднего рифея с угловым и азимутальным несогласием (среднее течение р. Мурсейяха, полуостров Канин, Ненецкий автономный округ, Россия). Особое внимание уделено индикаторам первичного источника сноса самородного золота для конгломератов верхнего девона. Состав слабо окатанных гранатов альмандин-спессартинового ряда указывает на их метаморфогенную природу и позволяет связать коренной источник самородного золота из конгломератов (D3tk) с подстилающими метаморфизованными толщами рифея или же интрузивными породами в них. Самородное золото преимущественно неоднородного состава с примесью Ag, Cu и Hg. Слабая окатанность зерен самородного золота, отсутствие гипергенных кайм и сохранность минеральных включений в краевых частях свидетельствуют о его ближнем сносе. Примесь Cu позволяет предположить связь с породами основного/ультраосновного состава: метаморфизованными дайками долеритов нехайтеяхинского комплекса метагабброидов (mνβRF3) или долеритовыми дайками канино-тиманского долеритового комплекса (βD3kt), прорывающими докембрийские метаморфизованные сланцы. Установлено, что конгломераты девона являются промежуточными коллекторами для предполагаемого современного россыпеобразования.
94-109
