Формирование набора показателей для оценки результативности функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Состояние вопроса. Одной из важных составляющих оценки системы городского пассажирского транспорта общего пользования является формирование исходного набора показателей (критериев). На сегодняшний день не существует единого набора показателей функционирования городских пассажирских перевозок. Автор каждого исследования выбирает тот состав показателей (зачастую, единичный показатель), который считает наиболее существенным и достаточным для того, чтобы дать количественную оценку системе. В результате оценке подвергается только часть транспортного процесса, при этом многие показатели, которые достаточно полно могли бы отразить состояние системы, пренебрегаются. Это связано, в частности, с тем, что формирование большого набора исходных данных в значительной степени усложняет процедуру оценки. Чаще всего для оценки выбираются показатели, в улучшении значений которых заинтересован пассажир. Однако в системе городского пассажирского транспорта общего пользования функционируют также такие участники, как заказчик транспортных услуг и перевозчик, интересы которых тоже должны быть учтены для цели формирования адекватных оценочных значений и разработки рациональных корректирующих решений.

Цель – сформировать и обосновать набор показателей (критериев) оценки системы городского пассажирского транспорта общего пользования, который бы отражал интересы каждого из участников транспортного процесса.

Метод и методология проведения работы. Метод анализа, метод систематизации данных.

Результаты. Исследованы показатели оценки системы городского пассажирского транспорта общего пользования, предлагаемые учеными, а также регламентированные нормативными документами. По результатам исследования сформирован и сгруппирован по укрупненным блокам достаточно полный набор показателей для каждого из участников системы: для пассажира, для перевозчика, для заказчика транспортных услуг. Сформулированы требования к исходному набору показателей для оценки системы городского пассажирского транспорта общего пользования.

Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы учеными, а также специалистами в области транспорта для оценки функционирования городских пассажирских перевозок.

Выводы.  Выбранные показатели учитывают все стороны качественной составляющей транспортного процесса: комфортность, безопасность, контактность, надежность, доступность, информационный сервис и эффективность. Сформированный перечень может быть дополнен или скорректирован в зависимости от целей субъектов оценивания или мнения экспертов.

Об авторах

Юлия Андреевна Колебер

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: uljachabol@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6844-1895
SPIN-код: 5455-7507

преподаватель кафедры «Экономика, логистика и управление качеством»

Россия, пр. Мира, 5, г. Омск, Омская область, 644080, Российская Федерация

Сергей Михайлович Мочалин

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет

Email: mochalin_sm@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3651-0961
SPIN-код: 2302-7696
Scopus Author ID: 6507433262

профессор кафедры «Экономика, логистика и управление качеством», доктор технических наук

пр. Мира, 5, г. Омск, Омская область, 644080, Российская Федерация

Список литературы

  1. Андреев, С. А. (2023). Разработка метода оценки качества транспортного обслуживания населения в системах планирования городских транспортных систем. Мир транспорта, 21(5), 84–92. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-5-10
  2. Володькин, Е. П., & Лазарев, В. А. (2023). Классификация показателей качества пассажирских перевозок в РФ. Автомобильный транспорт дальнего Востока, (1), 56–61. Получено с https://togudv.ru/media3/filer_public/4e/d6/4ed6a702-7c63-4a78-aa99-8915e7730786/atdv-2023.pdf (обращение 3 марта 2025 г.)
  3. ГОСТ Р 51004-96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества. (1997). Москва: ИПК Издательство стандартов. 12 с.
  4. Егорова, И. Н. (2023). Развитие мультимодальных пассажирских перевозок в логистической транспортной системе региона (на примере юга России). Диссертация кандидата технических наук. Ростов-на-Дону. 204 с.
  5. Епифанов, В. В., Тюрин, А. С., & Луконькина, К. А. (2018). Управление качеством пассажирскими автомобильными перевозками на основе оценки удовлетворенности потребителей. Качество и жизнь, (2), 88–92. Получено с https://www.ql-journal.ru/arc/2018_2.pdf (обращение 3 марта 2025 г.)
  6. Епифанов, В. В., & Тюрин, А. С. (2017). Повышение качества перевозок в системе городского пассажирского автомобильного транспорта на основе оценки удовлетворенности потребителей. Монография (под ред. М. Ю. Обшивалкина). Ульяновск: УлГТУ. 195 с.
  7. Колебер, Ю. А., & Мочалин, С. М. (2023). Логистическая система городского пассажирского транспорта общего пользования. Известия Транссиба, (3), 84–94. Получено с http://izvestia-transsiba.ru/images/journal_pdf/2023-3(55).pdf (обращение 3 марта 2025 г.)
  8. Колебер, Ю. А., & Мочалин, С. М. (2024). Развитие понятийного аппарата в области оценки организации городских пассажирских перевозок. International Journal of Advanced Studies, 14(1), 136–155. https://doi.org/10.12731/2227-930X-2024-14-1-273
  9. Лерман, Е. Б. (2016). Экономика предприятий городского пассажирского транспорта. Учебное пособие. Омск: СибАДИ. 132 с.
  10. Мочалин, С. М., & Каспер, М. Е. (2017). Формирование расчетных показателей для оценки результативности функционирования системы городского общественного пассажирского транспорта. Вестник СибАДИ, (6), 37–47. https://doi.org/10.26518/2071-7296-2017-6(58)
  11. Нгуен, Т. Т. Х. (2015). Повышение качества обслуживания населения г. Ханоя автобусными перевозками за счёт совершенствования технологии и организации перемещения пассажиров. Автореферат диссертации кандидата технических наук. Волгоград. 20 с.
  12. Семчугова, Е. Ю., Зырянов, В. В., Володькин, П. П., Денисов, Г. Г., & Цыплаков, В. Ю. (2012). Определение весомости показателя надежности транспортных услуг в качестве перевозок. Интернет-журнал «Науковедение», (4), 1–7. Получено с https://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-4-12-RGSU (обращение 3 марта 2025 г.)
  13. Букина, М. Д. (2023). Определение составляющих показателя «контактность» в системе оценки качества предоставления услуг при пассажирских перевозках. В Научно-технические аспекты развития автотранспортного комплекса: Материалы IX Международной научно-практической конференции в рамках 9-го Международного научного форума Донецкой Народной Республики «Инновационные перспективы Донбасса: инфраструктурное и социально-экономическое развитие (с. 234–237). Горловка.
  14. Гудков, В. А., Кузнецов, В. Ф., Осипов, С. Е., & Рудаков, Б. П. (2006). Пассажирские автомобильные перевозки. Учебник для студентов вузов. Москва: Горячая линия-Телеком. 448 с.
  15. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 16 октября 2020 г. № 30. Об утверждении санитарных правил СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры». Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372304 (обращение 4 марта 2025 г.)
  16. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586 (ред. от 23 марта 2024 г.). Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364025 (обращение 4 марта 2025 г.)
  17. Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 (ред. от 23 декабря 2021 г.). О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364706 (обращение 4 марта 2025 г.)
  18. Лебедев, Е. А., Коновалова, Т. В., Сенин, И. С., & Коцурба, С. В. (2023). Предпосылки создания единого оператора городских пассажирских перевозок. International Journal of Advanced Studies, 13(4), 62–78. https://doi.org/10.12731/2227-930X-2023-13-4-62-78
  19. Пышный, В. А. (2013). Повышение эффективности городского автомобильного транспорта. Автореферат диссертации кандидата технических наук. Орел. 20 с.
  20. Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 31 января 2017 г. № НА-19-р. Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Получено с https://docs.cntd.ru/document/456042774 (обращение 4 марта 2025 г.)
  21. Решение комиссии таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 (ред. от 27 сентября 2023 г.). О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125114 (обращение 4 марта 2025 г.)
  22. Спирин, И. В. (2020). Определение затрат времени пассажиров на поездки в городах. Мир транспорта, 18(3), 28–43. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-18-28-43
  23. Спирин, И. В. (2012). Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками. Учебник для учреждений среднего профессионального образования (7-е изд., стер.). Москва: Академия. 400 с.
  24. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ. Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182659 (обращение 4 марта 2025 г.)
  25. Фомин, Е. В. (2018). Повышение качества обслуживания пассажиров городского транспорта путём оптимизации структуры парка подвижного состава. Диссертация кандидата технических наук. Красноярск. 136 с.
  26. Якунина, Н. В. (2013). Методология повышения качества перевозок пассажиров общественным автомобильным транспортом. Автореферат диссертации доктора технических наук. Оренбург. 32 с.
  27. Яценко, С. А. (2012). Повышение качества обслуживания пассажиров на городских автобусных маршрутах в условиях применения подвижного состава разной вместимости. Автореферат диссертации кандидата технических наук. Иркутск. 20 с.
  28. Based on Determinants Set in the USA by Handbook for Measuring Customer Satisfaction and Service Quality. (нет года). Получено с https://www.trb.org/Publications/Blurbs/153801.aspx (обращение 4 марта 2025 г.)
  29. Dziaduch, I., & Peternek, P. (2024). Assessing Public Transport Quality Using AHP and SUTI Indicator 4: A Case Study of the Sustainable Mobility Plan in Wrocław, Poland. Sustainability, 16(24), 11182. https://doi.org/10.3390/su162411182
  30. De Aquino, J. T., de Melo, F. J. C., Jerônimo, T. d., & de Medeiros, D. D. (2019). Evaluation of quality in public transport services: The use of quality dimensions as an input for fuzzy TOPSIS. International Journal of Fuzzy Systems, 21(1), 176–193. https://doi.org/10.1007/s40815-018-0524-1
  31. Glock, J. P., & Gerlach, J. (2023). Berlin Pankow: a 15-min city for everyone? A case study combining accessibility, traffic noise, air pollution, and socio-structural data. European Transport Research Review, 15(7). https://doi.org/10.1186/s12544-023-00577-2
  32. Li, X.-H., Huang, L., Li, Q., & Liu, H.-C. (2020). Passenger satisfaction evaluation of public transportation using Pythagorean fuzzy MULTIMOORA method under large group environment. Sustainability, 12, 4996. https://doi.org/10.3390/su12124996
  33. Raoniar, R., Rao, A. M., & Velmurugan, S. (2015). Public Transport Performance Evaluation Techniques — A Review. Journal of Road Transport, 3(4).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Колебер Ю.А., Мочалин С.М., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».