Теоретическое обоснование модели поиска оптимальных решений в сложных системах управления ресурсами
- Авторы: Халтурин Р.А.1, Судоргин Р.О.2,3, Акиньшин Н.С.1
-
Учреждения:
- Государственный университет управления (ГУУ)
- Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ)
- Выпуск: Том 15, № 1 (2025)
- Страницы: 214-233
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 31.03.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2328-1391/article/view/298900
- DOI: https://doi.org/10.12731/2227-930X-2025-15-1-356
- EDN: https://elibrary.ru/QRGCKZ
- ID: 298900
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Актуальность статьи обусловлена сложностью и динамичностью систем распределения ресурсов (РР-систем), которые включают множество изменяющихся во времени элементов, как внутри системы, так и во внешней среде, и требуют организации в виде иерархических подсистем. Неопределённость информационной составляющей и факторов влияния делает необходимым использование эффективных аналитических инструментов, основанных на теории принятия решений в условиях неопределённости, для объективной оценки и управления такими системами.
Цель. Разработать комплекс математических моделей поиска оптимальных решений в сложных системах управления ресурсами в условиях неопределенности, необходимый при разработке структуры распределения.
Материалы и методы. В материале используется комбинация математического моделирования, теории принятия решений и методов оптимизации для решения многокритериальных задач в сложных системах, особенно в РР-системах транспортных комплексов. Для задач оптимизации в условиях определённости модель включает множество допустимых решений XX и векторный критерий f(x)f(x) для оценки альтернатив. В многокритериальных задачах в условиях неопределённости отсутствие единого математического аппарата требует применения разнородных методов, таких как комбинаторика, теория графов, эвристика, линейное и динамическое программирование, а также поисковые алгоритмы. Исследование подчеркивает сложности применения этих методов в сложных системах, где внешние и внутренние неопределённости затрудняют формулировку ограничений и интеграцию качественных и количественных критериев. Также рассматривается преобразование многокритериальных задач в однокритериальные с набором ограничений, акцентируя внимание на ограничениях, вызванных непредсказуемыми внешними факторами, и необходимости экспериментальной проверки в сложных транспортных системах.
Результаты. Основная сложность в построении эффективных РР-систем связана с значительной мощностью множества качественных критериев, элементы которого, с трудом формализируются и встраиваются в математические модели. Качественные критерии требуют использования порядковых шкал, где допустимы только монотонные преобразования, что ограничивает количественное сравнение. Для решения многокритериальных задач предложены методы, основанные на бинарных отношениях и функциях ценности, которые позволяют формализовать предпочтения и ранжировать альтернативы. Эти подходы, включая линейные свертки и функции полезности, повышают объективность решений в сложных системах, таких как транспортные комплексы, где присутствуют как количественные, так и качественные критерии, однако их применение требует тщательного анализа и адаптации к специфике задач.
Об авторах
Роман Александрович Халтурин
Государственный университет управления (ГУУ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: ra_khalturin@guu.ru
кандидат экономических наук
Россия, Рязанский пр-т, 99, г. Москва, Российская ФедерацияРоман Олегович Судоргин
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ); Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ)
Email: ro_sudorgin@guu.ru
кандидат экономических наук
Ленинградский проспект, 64, г. Москва, 125319, Российская Федерация; ул. Политехническая, 29Б, г. Санкт-Петербург, 195251, Российская ФедерацияНикита Сергеевич Акиньшин
Государственный университет управления (ГУУ)
Email: Nikita14Akin@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0009-4229-7918
аспирант
Россия, Рязанский пр-т, 99, г. Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Перегудов, Ф. И., & Тарасенко, Ф. П. (1989). Введение в системный анализ. Москва: Высшая школа. 368 с. EDN: https://elibrary.ru/TFPWJJ
- Таха, Х. А. (2005). Введение в исследование операций. Москва: ИД «Вильямс». 912 с.
- Волкова, В. Н., & Емельянов, А. А. (2006). Теория систем и системный анализ в управлении организациями. Справочник. Учебное пособие. Москва: Финансы и статистика. 848 с.
- Тарасенко, Ф. П. (2004). Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем). Учебник. Томск: Издательство Томского университета. 186 с. EDN: https://elibrary.ru/TFPWDF
- Закиева, Е. Ш. (2022). Методология поддержки принятия решений при управлении социетальной системой на основе динамического моделирования и интеллектуальных технологий. Диссертация доктора технических наук. Уфа. 310 с. EDN: https://elibrary.ru/AYPLKR
- Поспелов, А. Б. (2011). Методы многокритериальной целочисленной оптимизации. USA: LAP Lambert Academic Publishing. 232 с.
- Моисеева, Т. В. (2022). Методологические основы поддержки принятия решений по управлению инновационным развитием социотехнических объектов на основе интерсубъективного подхода. Диссертация доктора технических наук. Самара. 359 с. EDN: https://elibrary.ru/HSBHXL
- Саати, Т. Л. (2008). Принятие решений при зависимостях и обратных связях: аналитические сети. Пер. с англ., науч. ред. А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. Москва: Издательство ЛКИ. 360 с.
- Рындин, Н. А. (2022). Компонентная оптимизация развивающейся цифровой среды управления в организационных системах. Моделирование, оптимизация и информационные технологии, 10(2), 1–9. https://doi.org/10.26102/2310-6018/2022.37.2.013 EDN: https://elibrary.ru/CLNOET
- Терентьев, А. В., Ефименко, Д. Б., & Карелина, М. Ю. (2017). Методы районирования, как методы оптимизации автотранспортных процессов. Вестник гражданских инженеров, (6), 291–294. https://doi.org/10.23968/1999-5571-2017-14-6-291-294 EDN: https://elibrary.ru/YPNFZF
- Terentyev, A., Evtiukov, S., & Karelina, M. (2017). A method for multi-criteria evaluation of the complex safety characteristic of a road vehicle. Transportation Research Procedia, 36, 149–156. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2018.12.057 EDN: https://elibrary.ru/DGMMDN
- Moiseev, V. V., Terentiev, A. V., Stroev, V. V., & Karelina, M. Yu. (2018). Enhancement of economic efficiency of transport performance using multi-criteria estimation. Advances in Economics, Business and Management Research, 61, 167–171. EDN: https://elibrary.ru/WHRSRR
- Terentiev, A. V., Yevtukov, S. S., & Karelina, E. A. (2020). Development of zoning method for solving economic problems of optimal resource allocation to objects of various importance in context of incomplete information. Advances in Economics, Business and Management Research, 128, 765–772. https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200312.108 EDN: https://elibrary.ru/LJQRIK
- Terentyev, A. V., Karelina, M. Yu., Cherepnina, T. Yu., Linnik, D. A., & Demin, V. A. (2020). Digital object-oriented control models in automobile-road complex systems. IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering, 832(1), 012058. https://doi.org/10.1088/1757-899X/832/1/012058 EDN: https://elibrary.ru/LTGFWV
Дополнительные файлы
