Анализ качества транспортно-логистического обслуживания в современных условиях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Статья представляет собой исследование качества транспортно-логистического обслуживания в современных условиях. Проводится анализ транспортной отрасли Российской Федерации с оценкой конкурентных преимуществ по основным четырем группам: производительных факторов, смежных и обеспечивающих отраслей, параметров внутреннего спроса, структуры и стратегии компаний отрасли и внутриотраслевой конкуренции. С использованием официальных статистических данных описаны и систематизированы признаки стадий экономического роста для транспортной сферы, проанализировано современное положение по этим признакам, отмечены катализаторы перехода из одной стадии в другую. Представлено описание реализации проектов международных транспортных коридоров с участием России, как признака перехода к стадии нововведений. Анализируются конкурентные преимущества отечественной транспортной отрасли, характерные для второй и третьей стадий экономического роста, оцениваются ресурсы, технологический потенциал и качество транспортно-логистической услуги для железнодорожного транспорта. Выводится комплексный показатель качества транспортно-логистического обслуживания, условия для его расчета. Определяются весовые коэффициенты для реализации качества ресурсов, технологии и конечной транспортно-логистической услуги.

Цель – повышение конкурентных преимуществ с использованием комплексного показателя качества транспортно-логистического обслуживания.

Материалы и методы. В статье использовались анализ существующего положения в сфере транспортно-логистического обслуживания, формулировка признаков перехода к стадии нововведений, вывод формулы комплексного показателя качества транспортно-логистического обслуживания.

Результаты. Определено положение транспортной сферы как переходной от конкуренции на основе инвестиций к конкуренции на основе нововведений. Обосновано, что качество транспортно-логистического обслуживания должно базироваться на трех составляющих – качестве ресурсов, качестве технологий и качестве конечной транспортно-логистической услуги. Реализация конкурентных преимуществ транспортно-логистического обслуживания может достигаться путем увеличения значения комплексного показателя качества при соблюдении ряда условий.

Область применения результатов. Полученные результаты целесообразно применять в системе железнодорожных перевозок, в работе операторских и транспортно-логистических компаний.

Об авторах

Гузель Ислямовна Никифорова

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Автор, ответственный за переписку.
Email: guzel.spb@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4908-3225

доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой», кандидат технических наук

 

Россия, пр. Московский, 9, г. Санкт-Петербург, 190031 , Российская Федерация

Список литературы

  1. Покровская, О. Д., & Шугаев, О. В. (2024). Логистика и эффективность тяжеловесного движения. Transportation and Information Technologies in Russia, 14(3), 174–187. https://doi.org/10.12731/2227-930X-2024-14-3-320. EDN: https://elibrary.ru/URXJJC
  2. Покровская, О. Д., & Шугаев, О. В. (2024). Опыт и перспективы развития тяжеловесного движения. Transportation and Information Technologies in Russia, 14(4), 185–198. https://doi.org/10.12731/2227-930X-2024-14-4-327. EDN: https://elibrary.ru/QBOQXL
  3. Покровская, О. Д. (2024). Транспортная сила и индекс потенциала развития тяжеловесного движения как новые индикаторы использования тягового бизнес-ресурса. Transportation and Information Technologies in Russia, 14(4), 199–211. https://doi.org/10.12731/2227-930X-2024-14-4-328. EDN: https://elibrary.ru/RFRMLO
  4. Марченко, М. А., & Никифорова, Г. И. (2025). Проблематика развития транспортной логистики Российской Федерации в условиях западных санкций. В Современные вызовы транспортной отрасли: новые возможности: материалы межвузовской научно-практической конференции транспортных вузов (20–21 февраля, с. 157–160). Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». EDN: https://elibrary.ru/IVVLFK
  5. Pokrovskaya, O. D., Nikiforova, G. I., Nikiforov, V. V., & Pankrateva, G. I. (2024). Modern approach in railcar fleet management. E3S Web of Conferences, 549, 04011. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202454904011. EDN: https://elibrary.ru/PLKFTC
  6. Толкачева, Е. В., Воронов, А. А., & Лукащук, П. И. (2025). Перспективы развития Международного транспортного коридора «Север-Юг» в условиях современных геополитических вызовов. Экономика устойчивого развития, 2(62), 295–297. EDN: https://elibrary.ru/TQQAOG
  7. Толкачева, Е. В., Лукащук, П. И., & Воронов, А. А. (2025). Роль международного транспортного коридора «Север-Юг» в развитии международной торговли Евразийского региона. Экономика устойчивого развития, 1(61), 303–305. EDN: https://elibrary.ru/TYYUIV
  8. Покровская, О. Д. (2013). Концепция транспортно-логистической интеграции региона в систему МТК. Наука и мир, 4(4), 87–90. EDN: https://elibrary.ru/RYZNTL
  9. Ivanyuk, V., Tsvirkun, A., Petrosov, D., et al. (2024). Econometric model of the indicator for identifying crisis situations. В Proceedings of 2024 17th International Conference on Management of Large-Scale System Development (MLSD) (24–26 сентября). Danvers, Massachusetts, USA: IEEE Xplore. https://doi.org/10.1109/MLSD61779.2024.10739537. EDN: https://elibrary.ru/KMIFMX
  10. Кузнецов, А. Л., Радченко, И. А., Кириченко, А. В., & Ситов, А. Н. (2025). Возможные направления развития национальной морской контейнерной транспортно-логистической системы. Транспортное дело России, 3, 148–150. EDN: https://elibrary.ru/YNLBZY
  11. Портер, М. Э. (2010). Конкуренция (Обновлённое и расширенное изд.). Москва [и др.]: Вильямс. 591 с. ISBN: 978-5-8459-1584-9. EDN: https://elibrary.ru/QUGLTR
  12. Куренков, П. В., & Соловьева, Л. В. (2014). Эффективное взаимодействие компаний-операторов и ОАО «РЖД» как основа конкурентоспособности транспортно-логистической системы России: модельный подход. Проблемы безопасности российского общества, 3–4, 75–94. EDN: https://elibrary.ru/TBXSYJ
  13. Федеральная служба государственной статистики [Росстат]. Официальный сайт. Получено с http://ssl.rosstat.gov.ru (дата обращения: 07.08.2025)
  14. Сергеева, Т. Г., & Никифорова, Г. И. (2020). Повышение конкурентоспособности транспортно-логистических компаний в условиях цифровизации. Известия Петербургского университета путей сообщения, 17(3), 428–436. https://doi.org/10.20295/1815-588X-2020-3-428-436. EDN: https://elibrary.ru/HADKPK
  15. Покровская, О. Д. (2023). Развитие логистической транспортной системы России в условиях санкций. Бюллетень результатов научных исследований, 3, 58–72. https://doi.org/10.20295/2223-9987-2023-3-58-72. EDN: https://elibrary.ru/QTHKZC

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Никифорова Г.И., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».