“Iskra” Versus “Vremya”: Controversy Over “Soil”

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

“Soil” (“pochva”) as a metaphorical name for the political and literary direction of the “Vremya” (“Time”) and “Epokha” (“Epoch”) journals was the subject of newspaper and journal polemics in many periodicals in the 1860s, including the satirical and humorous press. One of the implacable opponents of the Dostoevsky brothers' magazines was the weekly “Iskra“ (“Spark”) (1859–1873), whose publications are considered in this study. In the fight against opponents, the authors of “Iskra” used the possibilities offered by satirical genres: they published caricatures, cartoons, parodies, satires, pamphlets, feuilletons, jokes on literary topics, fantastic scenes and dramatic fantasies. A feature of the controversy was the sharp criticism of the political and literary program of the Dostoevsky brothers’ magazines and their direction. The periodicals' hostility was mutual. F. M. Dostoevsky called Iskra “Firebrand” on two occasions and created a negative image of an employee of the satirical magazine in the story “A Bad Joke.” In response to criticism, the Dostoevsky brothers calmly explained the “soil” ideas, notions and concepts of their journals.

Full Text

Одной из форм литературной критики являются сатира и юмор, которые направлены на опровержение суждений оппонента и его осмеяние. Они активно использовались в журнальной борьбе 1840–1870-х гг. Если в 1840-х гг. инициатива была на стороне литературной партии, к которой принадлежал Достоевский1 и которая боролась с Ф. Булгариным и его союзниками, то в 1860–1870-х гг. писателю пришлось самому обороняться от нападок авторов сатирических изданий, которые критиковали программу «Времени» и «Эпохи», пародировали и высмеивали литературную деятельность писателя2.

Юмористические и сатирические издания охотно публиковали фельетоны, шаржи, эпиграммы, сатиры, анекдоты на литературные темы, включались в полемику.

В 1860–1870-х гг. выходили еженедельные сатирические и юмористические издания: «Искра» (1859–1873), «Гудок» (1862–1863), «Заноза» (1863–1865), «Оса» (1863 — май 1865), «Будильник» (1865–1871), «Маляр» (1871–1878) и «Стрекоза» (1875–1918). Многие журналы были чисто юмористическими, их авторы не вмешивались в литературную борьбу.

Одним из изданий, в котором сатира и юмор принимали форму литературной критики, был еженедельник «Искра». Основным предметом полемики журнал избрал почвенничество3, объявленное идейной программой братьев Достоевских в подписке на журнал «Время» на 1861 г., вышедшей в октябре 1860 г. за подписью редактора М. Достоевского. Однако, на основании свидетельства Н. Н. Страхова, объявление атрибутируется Ф. М. Достоевскому начиная с первого посмертного полного собрания сочинений4.

11 ноября 1860 г. еженедельник «Искра» опубликовал карикатуру на журнал братьев Достоевских (см.: Илл. 1). Справедливости ради следует признать, что в этом номере осмеянию подверглось не только «Время», но и либеральное издание «Век» (1861–1862), невнятные журналы «Искусства» и «Зерно».

 

Илл. 1. Рисунок Н. Степанова «Новые журналы или пополнение литературных пробелов» («Искра», № 44 от 11 ноября 1860 г. С. 470–471)

Fig. 1. Drawing by N. Stepanov “New Magazines or Filling Literary Gaps” (“Iskra”, no. 44 of November 11, 1860, pp. 470–471)

 

На рисунке Н. Степанова бог земледелия Юпитер, олицетворяющий Время, превращается из категории бытия в журнал и поручает Осени рассылку объявлений. Утрируя и парадируя, Юпитер так объясняет от лица «Времени» направление своего журнала: будет «косить литературныя знаменитости, установившiяся идеи и мнѣнiя, спекулятивный духъ журналовъ», а также издавать его «изъ глубочайшаго уваженiя къ русской литературѣ. Мое дѣло косить, рубить, учить — брр!.. не попадайся никто — разшибу!...»5.

В последнем, 51-м, номере за 1860 г. «Искра» напечатала «трагедию, комедию или фарс, по усмотрению каждого смертного» под названием «1860 год». В фельетонном обозрении «Пр. Знаменский» (псевдоним В. С. Курочкина) привел разговор Сатурна, 1860 г., Гласности, Искусства и публики. Показав смену 1860 и 1861 гг., В. С. Курочкин изобразил «Искру», которая служит Сатурну, освещает и пробуждает публику. Новорожденный 1861 г. появляется со словом прогресс, которое все встречают аплодисментами. В преамбуле пьесы упоминается объявление об издании «Времени». Накануне Нового года на столе в кабинете Сатурна лежат последние номера газет «Times», «Siècles», «Zeit» и объявления об издании журнала «Время» и газеты «Век». В названиях русских периодических изданий обыгрываются заголовки известных европейских газет: английской «Times» («Времена»), французской «Siècles» («Века»), немецкой «Zeit» («Время»).

В 1861 г. «Искра» избегала упреков в адрес «Времени». В публикациях за этот год встречаются редкие упоминания журнала, его редактора или сотрудников. Так, в стихотворении Б. Н. Алмазова «Московский поэт и петербургский обыватель»6 среди других деятелей печати, с которыми петербургский обыватель водит дружбу, назван М. Достоевский, отпускающий ему в долг папиросы7. В № 44 В. С. Курочкин привел «новость изъ драматическаго мiра», съязвив по поводу низкой оценки «нѣкоторыми цѣнителями искусства, аматерами» последних сцен комедии «Зачем пойдешь то и потеряешь» А. Н. Островского, которая была опубликована во «Времени»8. В фельетоне следующего, 45-го, номера «Газета "День" и Иван Яковлевич Корейша» В. С. Курочкин напечатал пародийную балладу на В. И. Аскоченского, в которой издатель «Домашней Беседы» изображен блуждающим в тщетных поисках соседа или друга. Издания встречают «Домашнюю Беседу» равнодушно или с неприязнью. Здесь имеется в виду и «грозное» «Время», которое «шумитъ Косой звенящаго металла»9. В последнем номере за 1861 г. В. С. Курочкин перечислил подарки, которые прошедший год назначает журналам в виде «елочных сюрпризов» на новый 1862 г. — «Время» получает «коллекцiю мухъ, пауковъ и всякаго рода насѣкомыхъ изъ зоопоэтическаго кабинета г. Кускова»10.

В 1-м новогоднем номере за 1862 г. «Искра» напечатала карикатуру (см.: Илл. 2) о русской журналистике, в которой изображены спускающиеся в мракобесие «Сын Отечества» и «Домашняя Беседа», идущие к допетровским временам «День», «Русская Беседа», склоняющиеся к английским нравам журнал «Русский Вестник» и к либеральному консерватизму газета «Наше Время», стремящиеся к светлому будущему петербургские издания «Современник», «Время», «Русская Речь», «Русский Инвалид», «Северная Пчела», «Русское Слово», «Отечественные Записки»11.

 

Илл. 2. Рисунок без подписи. «1862» («Искра», № 1 от 5 января 1862 г. С. 1)

Fig. 2. Drawing without caption. “1862” (“Iskra”, no. 1 of January 5, 1862, p. 1)

 

Полемика «Искры» и «Времени» по поводу «почвы» началась в 1862 г., когда в № 14 от 20 апреля издание откликнулось на редакционную статью «Н. А. Добролюбов. По поводу первого тома его сочинений», опубликованную в мартовской книжке журнала братьев Достоевских12. «Искра» упрекает «Время», «Отечественные Записки» и «Русское Слово» в предвзятом отношении к Добролюбову, потому что он писал в «Современнике», который «имѣетъ отрицательное направленiе»13. Хроникер «Искры» — Г. З. Елисеев14 — так описывает противоречия «Времени»:

«Преотмѣнный, говоритъ, былъ писатель, въ главѣ, говоритъ, русской литературы стоялъ, хотя, говоритъ, былъ явленiе и слабое, искаженное, на все смотрѣлъ на выворотъ, даже отъ мысли человѣчество отучалъ и т. п.»15

По мнению автора «Искры», «Современник» публикует значительно больше «хороших» статей, чем все остальные журналы, он «имѣетъ идею, каковой въ сказанныхъ журналахъ не предвидится»16. Его раздражает, что «Время» сравнивает «Современник» с «Библиотекой для Чтения». «Искра» защищает «Современник» от «Времени»:

«Развитiе общественнаго сознанiя, возбужденiе и развитiе извѣстнаго взгляда въ обществѣ на общественные вопросы — вотъ его цѣль. <…> направленiе "Современника" бьетъ изъ всѣхъ его статей и оно особенно же сдѣлалось очерченнымъ съ того времени, когда Добролюбовъ для той же цѣли приспособилъ критику литературныхъ произведенiй»17.

По мнению Г. З. Елисеева, Добролюбов основал «Свисток», чтобы «осмеивать все, что противодѣйствуетъ или не способствуетъ развитiю общества и въ литературѣ и общественномъ быту»18.

Сотрудники «Искры» редко оставляли без внимания полемические статьи «Времени». В девятом (сентябрьском) номере журнала «Время» за 1862 г. было опубликовано «Объявление о подписке на журнал "Время" на 1863 год» за подписью: «Редактор-издатель M. Достоевский»19. Именно это объявление стало объектом многочисленных нападок. На принадлежность объявления Ф. M. Достоевскому указал H. H. Страхов, который сообщил, с кем писатель вел полемику:

«Главное содержанiе, кромѣ настоятельнаго повторенiя руководящей мысли журнала, состоитъ въ характеристикѣ противниковъ. По терминологiи Ап. Григорьева одни изъ нихъ называются теоретиками — это нигилисты; другiе доктринерами — это ортодоксальные либералы, напр., тогдашнiй "Русскiй Вѣстник". Почти все объявленiе посвящено именно теоретикамъ и обличителямъ. Есть, однако, и оговорка объ уваженiи, такъ же какъ и въ предъидущемъ объявленiи на 1862 годъ. Объявленiе на 1863 годъ имѣло большой успѣхъ, то есть возбудило литературные толки, большею частiю враждебные. Живописное выраженiе объ "кнутикѣ рутиннаго либерализма", было подхвачено мелкими журналами, понявшими, что рѣчь идетъ объ нихъ»20.

Поскольку «Объявление» было подписано М. М. Достоевским, «Искра» адресовала свою полемику именно ему как редактору журнала.

Автор октябрьского выпуска «Хроники прогресса», которая была опубликована в № 41 от 26 октября, писал, иронизируя над почвеннической программой журнала «Время»:

«Беру я объявленiе о выходѣ въ будущемъ году "Времени", не "Нашего Времени", а просто только "Времени", — мнѣ и тутъ дѣлается такъ хорошо, что я пересказать не умѣю! Я утопаю въ восторгѣ! "Время" продолжаетъ открывать давно открытую Америку, т. е. необходимость соединенiя съ народомъ, и изъ всехъ силъ рвется доказать, что оно первое говоритъ объ этомъ, дошло до этого своимъ умомъ. Подите, разубѣдите его! Никто, говоритъ, кромѣ насъ, не говорилъ, что нравственно надо соединиться съ народомъ вполнѣ и какъ можно крѣпче, что надо совершенно слиться съ нимъ и нравственно стать съ нимъ какъ одна единица. Этого — говоритъ, — не только никто доселѣ не говорилъ, а даже никто не понялъ и тогда, когда мы объясняли. Впрочемъ — прибавляетъ "Время" въ утѣшенiе тѣхъ, которыхъ бы могло подобное извѣстiе обеспокоить: "за нашу идею мы не боимся". Какое милое: мы пахали!!»21.

Г. З. Елисеев саркастически отозвался о программе журнала, исходящей из единения с народом, отрицал, что именно «Время» первым придумало эту идею и т. п.

Свои нападки на направление «Времени» Г. З. Елисеев продолжил в декабрьском выпуске «Хроники прогресса», празмещенной в № 47 «Искры» 1862 г.:

«...отчего "Время", трактующее постоянно о томъ, что оно открыло какую-то новую народность, которой прежде не только никто не примѣчалъ, но которой, будто бы, и теперь никто не можетъ понять, послѣ сдѣланнаго имъ, "Временемъ", истолкованiя, никакъ не можетъ добиться того, чтобы за нимъ признали это открытiе? Отчего тоже "Время", также неумолимо внушающее всѣмъ, что у него есть направленiе никого доселѣ не можетъ убѣдить въ этомъ? Твердятъ, напротивъ, всѣ въ одинъ голосъ, что это не журналъ, а что-то въ родѣ собранiя романовъ, куда, по временамъ, попадаютъ и ученыя статьи, также романическiя, какъ, напримѣръ, г. Фукса, или и дѣйствительно ученыя, но сильно обезображенныя по недостатку эрудицiи въ корректорѣ»22.

«Искра» снова уличает «Время» не только в несостоятельности, но и в абсолютной неспособности объяснить свою позицию и доказать состоятельность почвенничества.

Под псевдонимом Владимiръ Монументовъ концепт почвы высмеял В. Буренин, который в рубрике «Домашний театр "Искры"» (№ 46 от 30 ноября) опубликовал сатирическую пьесу «Шабаш на Лысой горе, или Журналистика в 1862 году (Драматическая фантазия)». Мефистофель вместе с Надимовым, чиновником при губернаторе, приходят на праздник, толпа веселящихся состоит из представителей отечественной журналистики: москворецких и киевских лягушек, московских и петербургских медведей, кротов-свистунов и т. п. публики. Мефистофель саркастически характеризует толпу «разныхъ лицъ литературнаго и, чортъ знаетъ какого, мiра»23:

«Тутъ доктринеры изъ Москвы,

Поклонники дворянскихъ хартiй,

Консервативныхъ и, увы!

При этомъ либеральныхъ партiй!

Какъ быть! ужь нынче вѣкъ такой,

Что можетъ быть вода сухой!»24

Иронизируя над идеологией «Времени», В. Буренин вкладывает в уста «петербургских медведей» слова, которые показывают превосходство журнала братьев Достоевских над другими изданиями:

«Хоть кричите день и ночь вы,

Не удастся ничего вамъ,

Оторвались вы отъ почвы

Дѣломъ, мыслiю и словомъ!

Отходите-же всѣ прочь вы —

Жизнь у насъ, въ ученье новомъ!»25

На этом шабаше среди присутствующих оказывается и «Редактор» М. М. Достоевский, который является перед Мефистофелем:

«Но признаюсь, бродя здѣсь, почвы

Боюсь лишится изъ подъ ногъ!

Что за толпа! Что за воззрѣнья!

Я слушалъ — разбери поди!..

Ахъ, это что? скользятъ каменья —

Здѣсь упадешь, того гляди!

А рухнешь — поминай, какъ звали!

Повиснешь въ воздухѣ и тамъ

Выдѣлывай сальто-мортали,

Какъ теоретики… Я вамъ

Скажу, но только по секрету, —

Вѣдь вы читали мой журналъ?

Честнѣй теперь изданья нѣту,

Я много получилъ похвалъ»26.

Согласно насмешкам В. П. Буренина, М. М. Достоевский упивается своим успехом, ставит свое издание выше других. Мефистофель осаждает редактора, упрекая его в низменности стремлений:

«Преинтересныя книжонки,

Я соглашусь, почтенный мой,

Но не журнальной стороной,

А тѣмъ, что вамъ даютъ деньжонки!»27

М. М. Достоевский признается:

«На это я, какъ вы, гляжу:

Насчетъ сотрудниковъ небреженъ,

За то къ журнальной знати нѣженъ,

И по слѣдамъ за ней хожу!»28

Под конец 1862 г., в № 49 от 21 декабря, «Искра» опубликовала карикатуру, высмеивающую М. М. Достоевского и сотрудников журнала «Время» (см. Илл. 3). На изображении Сатурн держит в руке косу, а М. М. Достоевскому пририсовали косицу, которая отсылает к псевдониму Н. Н. Страхова (Косица), одного из сотрудников «Времени». М. М. Достоевский стоит на пьедестале, на котором написано «На пьедесталѣ собственнаго издѣлiя». Это явный намек на то, что «Время», по мнению «Искры», всегда возвышает себя над другими изданиями. Текст под карикатурой представляет собой шуточный диалог, в котором автор для усиления комического эффекта использует игру слов:

«—Какая разница между временемъ и журналомъ "Время"?

—У одного — коса, у другаго — Косица»29.

 

Илл. 3. Рисунок без подписи. Титульный лист («Искра», № 49 от 21 декабря 1862 г. С. 673)

Fig. 3. Drawing without caption. Title page (“Iskra”, no. 49 of December 21, 1862, p. 673)

 

В этом же номере в стихотворении «Ад. Сцена в трех песнях (Подражание Данте)», подписанном «Обличительным поэтом» (Д. Минаевым), изображены души и тени издателей и редакторов, журналистов и писателей: Ивана Аксакова, А. А. Краевского, С. С. Громеки, В. Д. Скарятина и т. д. В тексте есть строки, в которых утверждается, что сам журнал никак не может найти почву:

«Тамъ подъ собой, исполненный тревогъ,

Жрецъ "Времени" все ищетъ почвы прочной,

Но только пламя вьется изъ подъ ногъ

И пятки жжетъ ему…»30.

В последнем, 50-м, номере «Искры» от 30 декабря автор статьи «Литературные размышления в начале второго тысячелетия России» иронизирует, что «Время» объявило себя «единственнымъ во всей Россiи журналомъ»31. Фельетонист «Искры» дает ироничные комментарии к публикациям журнала братьев Достоевских:

«"Намъ труднѣе — говоритъ оно, — издавать журналъ, чѣмъ кому нибудь (!). Мы вносимъ новую (!) мысль о полнѣйшей народной нравственной (только то?) самостоятельности, мы отстаиваемъ Русь (это ужь точно Иванъ Сусанинъ!), нашъ корень (это точно Кузьма Прутковъ!) наши начала". "Въ сущности, — говоритъ, — одинъ только нашъ журналъ признаетъ вполнѣ народную (т.е. только нравственную) самостоятельность". "Мы, — говоритъ, — идемъ несравненно дальше и глубже, чѣмъ наши обличители, мы стоимъ за литературу, мы стоимъ за искусство"»32.

В начале 1863 г. почти каждый номер «Искры» содержал выпады против «Времени». Чаще всего журналисты писали, что «Время» открывает всем Америку, излагает на своих страницах то, что и так уже было сказано до него. Концепция почвы, по мнению «Искры», — это всего лишь пересказ давно известных истин.

В фельетоне «Наша любовь к народу» автор высмеял понятие народность, отношение журналов и их редакторов к народу. В одном ряду со «Временем» оказались такие издания, как «Народная Беседа», «Грамотей», «Домашняя Беседа». Публицист иронично заметил, что в обществе популярна любовь к народу, но журналисты, проповедуя ее, не пытаются понять народ и его нужды:

«У насъ развилась необыкновенно — сильная любовь къ народу; всѣ идутъ за народъ, всё дѣлаютъ во имя народа.

Наша журналистика въ этомъ случаѣ представляетъ самое умилительное зрѣлище. Посмотрите, какъ горяча, какъ безкорыстна эта любовь во всѣхъ, начиная съ Виктора Ипатьевича Аскочевскаго и Каткова до Льва Камбека и журнала "Время". Одни гонятъ прогрессъ во имя народа, другiе требуютъ англiйскихъ реформъ, увѣряя, что народу это угодно и что онъ не послушаетъ тамъ этихъ, какъ ихъ... третьи пишутъ "Ерунду" или кричатъ: "отъ почвы оторвались, народности держитесь, народности!" Четвертые вдругъ провозглашаютъ, что народъ требуетъ, чтобъ его сѣкли, пятые ещё что-нибудь... Такимъ образомъ все мѣшается, видна только одна общая любовь къ народу»33.

Полемика о народе продолжилась в фельетоне «Наша любовь к народу», опубликованном в № 9 от 8 марта. Автор иронично спрашивает: «Что такое в самом деле народ?», отвечая за редакцию «Времени»:

«Если же вамъ вздумается обратиться съ этимъ вопросомъ къ журналу "Время", то оно объяснитъ, что "народъ есть почва" и совершенно некстати прибавитъ, "а не свистуны". Не правда ли, что это вамъ покажется до того разнорѣчивымъ и неудобопонятнымъ, что вы собьетесь съ толку и станете въ тупикъ… Что же это подъ словомъ народъ разумѣется? задумаетесь вы»34.

На первой странице этого номера располагается большая карикатура, в которой высмеиваются «Современное Слово», «Домашняя Беседа», «Северная Пчела», «Голос», «Русский Листок», «Московские Ведомости» и др. Здесь же упоминается журнал братьев Достоевских. На рисунке рядом с М. М. Достоевским изображен Н. Н. Страхов. Последний запечатлен с длинной косой (отсылка к его псевдониму) (см. Илл. 4). Характерен диалог между изданием и Н. Н. Страховым:

«Время. — Косица, справься съ дѣлами и доложи мнѣ, примутся ли эти растенiя на нашей почвѣ.

Косица. — Осмѣлюсь доложить В. П-ву, что у насъ почва еще не отыскана»35.

 

Илл. 4. Рисунок без подписи. Титульный лист («Искра», № 9 от 8 марта 1863 г. С. 125)

Fig. 4. Drawing without caption. Title page (“Iskra”, no. 9 of March 8, 1863, p. 125)

 

После публикации в первом номере «Времени» за 1863 г. статьи Достоевского «Необходимое литературное объяснение, по поводу разных хлебных и нехлебных вопросов»36 в № 7 «Искры» за 1863 г. была напечатана карикатура под названием «Мелкоплавающие и близорукие»37, высмеивающая идейную направленность журнала «Время» (см. Илл. 5).

На рисунке представлены М. М. Достоевский и Н. Н. Страхов, позади них — шкаф с первым номером «Времени» за 1863 г. и стеллаж «Дела» с папками, на которых написаны основные темы, поднимаемые в журнале «Время»: «О народности», «О соединении», «О примирении», «О почве». Диалог гласит:

«Время. — Косица! Объяви мелкоплавающимъ свистунамъ, что они надоѣли публикѣ, потомъ, въ видѣ назиданiя, напиши что нибудь этакое: эхъ вы! ... Ужь куда вамъ… Серьозно говорить съ нимъ не стоитъ, они портятъ только дѣло.

Косица. — Да у насъ никакихъ дѣлъ нѣтъ.

Время. — Какъ! — А въ шкафахъ что?

Косица. — Сами изволите знать: чужiя мнѣнiя; ну а заголовки точно наши»38.

Автор высмеивает редакционную статью «Необходимое литературное объяснение, по поводу разных хлебных и нехлебных вопросов», которая атрибутирована Ф. М. Достоевскому39.

Название статьи подразумевает постановку «хлебных» вопросов, злободневных и выгодных кому-либо в данный момент, и «нехлебных» — вечных. «Хлебными свистунами» автор называет издателей либеральных печатных органов и относится к ним с пренебрежением, т. к. эти люди продают свое мнение, не имеют принципов и готовы говорить что угодно за деньги. О «нехлебных свистунах» «Время» отзывается мягче. По мнению Ф. М. Достоевского, эти «свистуны» говорят о прогрессе и развитии, но не вникают в суть великих идей Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского, поэтому автор статьи и называет их «мелкоплавателями». Последователи «творцов идей» оказались «народомъ чрезвычайно легкомысленнымъ, спѣшливымъ и довѣрчивымъ»40 и не стали просветителями своей страны.

 

Илл. 5. Рисунок. Н. Степанова. «Мелкоплавающие и близорукие» («Искра», № 7 от 22 февраля 1863 г. С. 95)

Fig. 5. Drawing. N. Stepanova. “Small-Swimming and Short-Sighted” (“Iskra”, no. 7 of February 22, 1863, p. 95)

 

В этом же номере в рубрике «Домашний театр "Искры"» была напечатана сатирическая пьеса «Ванна из "почвы", или Галлюцинации М. М. Достоевского. Фантастическая сцена» под псевдонимом В. С. Курочкина — «Хлебный свистун». В его письме, размещенном на бланке редакции «Искры», устанавливается авторство текста: «…стихотворный фельетон принадлежит перу Буренина», в нем «сделан ряд вставок редактором "Искры" — Курочкиным»41.

В примечании к пьесе приведено письмо автора, который не мог определить адресата критики в журнале «Время» и принял все сказанное на свой счет:

«Нужно же кому нибудь принять ее на свой счетъ, хоть бы для того, чтобы не погибла она въ пучинѣ неизвѣстности, никѣмъ не прочитанная и неоцѣненная по достоинству, хоть бы для того, чтобы доставить удовольствiе г-ну Достоевскому тѣмъ, что находятся же темныя личности, которыя отзываются на самыя пустыя, безцѣльныя и безцвѣтныя статейки его вообще безцвѣтнаго журнальчика»42.

В изображении фельетониста М. М. Достоевский горд и доволен журналом, заявляет о его уникальности и оригинальности, противопоставляя «Время» другим изданиям:

«Третiй годъ издаю журналъ — я доволенъ: хорошо, выгодно. <…> направленiе какое я далъ журналу благородное, честное, гражданское! Каждая статья почвой, народомъ пахнетъ. Намъ труднѣе, чѣмъ, кому нибудь, издавать журналъ. Мы вносимъ новую мысль. Не изъ хлѣба вѣдь хлопочемъ, какъ какiе нибудь тамъ свистуны и теоретики: мы борцы за убѣжденiя, за идеалы!»43.

Он поет песню, в которой повторяются слова:

«Бьемся мы за почву храбро,

Полны чести настоящей.

И толпѣ за хлѣбъ свистящей

Нашъ принципъ — абракадабра!»44

Кроме М. М. Достоевского, в фантастической сцене карикатурно изображены почвенники Косица (Н. Н. Страхов) и Ап. Григорьев, которые состоят в свите редактора «Времени» и готовы всегда ему услужить, выполнить любое его пожелание.

Во время ванны, наполненной российской почвой, М. М. Достоевский поет еще один комический куплет, ритмически напоминающий песню «Очи черные»:

«Ахъ, "почва" моя,

"Почва" жирная,

Всероссiйская,

Пришпахтирная!

Новыхъ благъ полна

Ты задатками.

Я нырну въ тебя

Вмѣстѣ съ пятками!

Окунусь, нырну

Въ "почву" милую.

Выйду вновь оттоль

Съ свѣжей силою!»45

Перед М. М. Достоевским, Косицей и Ап. Григорьевым проносятся фантастические видения, заимствованные из статей, опубликованных во «Времени»: «палочка, на которой выѣзжаютъ свистуны изъ хлѣба», «кнутикъ рутиннаго либерализма, которымъ они подхлестываютъ себя», «мелкоплаватели», «униженные и оскорбленные "Временемъ"», «дешевые обличители»46 и т. д. В каждом видении высмеивается направление журнала. Например, «кнутик рутинного либерализма» свистит под ухом М. М. Достоевского «Кнутикъ осторожно / Надо брать, конечно, / Ибо все возможно: Почва ненадежна, / Время скоротечно!»47. После этих стихов М. М. Достоевский хватается за спину с криком: «Ай! Ай! Караулъ! Почву бьютъ!»48. Сцена завершается тем, что редактор «Времени» в ужасе выскакивает из ванны.

В № 12 «Искры» за 1863 г. В. С. Курочкин создает собирательный образ Сидора Карпыча, «россiянина, толкующаго о дѣлахъ, хлопочущаго, суетящагося»49. Автор упрекает Сидора Карпыча, что он так и останется «дитей», поскольку не смотрит «никогда въ корень дѣла», рассматривает «мiръ сей черезъ <...> золотыя фантазiи, а не черезъ разумъ, искушенный въ горнилѣ житейскаго опыта»50. Если бы Сидор Карпыч читал «Время», то, по мнению Курочкина, увидал бы, что «въ Россiи пока существуетъ общая безпочвенность, что почва только еще изыскивается нашими учоными и литераторами, что именно съ той цѣлiю, чтобы отыскать, во что бы то ни стало, эту почву, "Время" явилось и на свѣтъ Божiй»51.

«Почва» как направление «Времени» была предметом полемики в карикатурах, размещенных в №№ 16 и 29 «Искры». Третий номер «Времени» изображен на двух карикатурах, напечатанных в № 16 от 3 мая (см. Илл. 6). На первой — приведен диалог Косицы с М. М. Достоевским о положении дел в «Головешке». Косица утверждает, что «намъ положительно извѣстно, что редакцiя "Головѣшки" съ открытiя новой подписки, сидитъ на постномъ маслѣ», и получает удивленный ответ:

«Какъ!.. При 7 т. подписчиковъ — Богъ съ вами M-r Косица! Да и это не бѣда, если только сама редакцiя постится, вотъ если сотрудниковъ угощаютъ постнымъ масломъ — это ужь больно нехорошо»52.

Рядом находится еще одна карикатура. На ней третий номер «Времени» пугается собственной тени. «Время» в ужасе восклицает:

«Косица! Твои громовыя статьи порождаютъ враговъ… Враги… всюду враги!».

Косица успокаивает «Время»:

«Успокойтесь мой, благородный другъ?53 Вы пугаетесь своей тѣни… нашихъ собственныхъ статей — вѣдь ихъ никто не боится»54.

 

Илл. 6. Рисунок Н. Степанова. «"Время", напуганное своей тенью» («Искра», №16 от 3 мая 1863 г. С. 226)

Fig. 6. Drawing by N. Stepanov. “"Time", Frightened by Its Shadow” (“Iskra”, no. 16, May 3, 1863, p. 226)

 

В № 29, опубликованном 2 августа 1863 г., помещены несколько карикатур Н. Степанова под названием «Петербург летом: на суше и на воде, в городе и в окрестностях» (см. Илл. 7). На одной из них изображена книжка журнала «Время», которая готова упасть на железную дорогу. Текст под карикатурой гласит, что «журнальные искатели почвы, окончательно теряютъ ее подъ ногами на петербургскихъ улицахъ»55.

 

Илл. 7. Рисунок Н. Степанова. «Петербург летом: на суше и на воде, в городе и в окрестностях» («Искра», № 29 от 2 августа 1863 г. С. 390)

Fig. 7. Drawing by N. Stepanov. “Petersburg in Summer: on Land and on Water, in the City and in the Surrounding Area” (“Iskra”, no. 29 of August 2, 1863, p. 390)

 

Неприязнь двух изданий была взаимной. «Искра» нападала на журнал братьев Достоевских. М. М. Достоевский был постоянной фигурой газетно-журнальной полемики. Ф. М. Достоевский дважды обозвал «Искру» «Головешкой»: в рассказе «Скверный анекдот» (ноябрь 1862) он создал образ сотрудника сатирического журнала, который является «иронической аллюзией на сатирический журнал "Искра"» [Захаров, 2004b: 719], в статье «Опять "Молодое перо"» (март 1863) автор сравнил молодого поэта с «краснощокимъ корнетомъ отечественной словесности (вродѣ "Корнета, играющаго на пистонѣ", о которомъ упоминалось какъ-то разъ въ "Головешкѣ")»56.

Сатирический еженедельник «Искра» активно участвовал в литературной борьбе, вел разностороннюю полемику. Его публикации были направлены на критику изданий, которые придерживались противоположных политических и художественно-эстетических позиций. Высок был градус полемики «Искры» с такими изданиями, как «Время», «День», «Отечественные Записки», «Народная Беседа», «Грамотей», «Домашняя Беседа» и др. Используя сатирические жанры (карикатуру, пародию) и приемы поэтики (иронию, сарказм), «Искра» вела непримиримую полемику с идейной и литературной программой журналов «Время» и «Эпоха». Братья Достоевские невозмутимо и достойно отстаивали и разъясняли идеи, концепты и концепции своего направления — почвенничества.

1 Здесь необходимо вспомнить планы на участие Ф. М. Достоевского в запрещенном альманахе Н. А. Некрасова «Зубоскал», о выходе которого было объявлено в журнале «Отечественные Записки», а также повесть «Как опасно предаваться честолюбивым снам» в юмористическом альманахе «Первое апреля».

2 Полемика «Времени» с изданиями 1860-х гг. отражена в работах: [Нечаева], [Викторович, Захарова].

3 Почвенничество как идеологема неоднократно становилось предметом анализа. Подробнее см.: [Захаров; 2012].

4 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: канонические тексты / изд. в авторской орфографии и пунктуации под ред. проф. В. Н. Захарова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. Т. 4. С. 824.

5 Степанов Н. Новые журналы или пополнение литературных пробелов // Искра. 1860. № 44 (11 ноября). С. 470–471.

6 Адамантов <Алмазов Б. Н.> Московский поэт и петербургский обыватель // Искра. 1861. № 15 (28 апреля). С. 226.

7 Намек на табачную торговлю редактора журнала — см.: [Шипова].

8 Пр. Знаменский <Курочкин В. С.> Новости «Искры» // Искра. 1861. № 44 (17 ноября). С. 639–640.

9 Пр. Знаменский <Курочкин В. С.> Газета «День» и Иван Яковлевич Корейша // Искра. 1861. № 45 (24 ноября). С. 657.

10 Пр. Знаменский <Курочкин В. С.> Подарки русским журналам на елке по назначению самого 1861 года // Искра. 1861. № 50 (29 декабря). С. 750.

11 1862 // Искра. 1862. № 1 (5 января). С. 1.

12 <Страхов Н. Н.> Н. А. Добролюбов. По поводу первого тома его сочинений // Время. 1862. № 3. С. 30–54.

13 <Елисеев Г. З.> Хроники прогресса. Апрель // Искра. 1862. № 14 (2 апреля). С. 203.

14 Автором фельетонов «Хроника прогресса» являлся сотрудник журналов «Искра» и «Современник» Г. З. Елисеев. См. об этом: [Западов, Прохоров].

15 <Елисеев Г. З.> Хроники прогресса. Апрель. С. 203.

16 Там же. С. 204.

17 Там же.

18 Там же. С. 205.

19 Достоевский М. М. <Достоевский Ф. М> Объявление о подписке на журнал «Время» на 1863 год // Время. 1862. № 9. С. 1–12.

20 Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского: с портретом Ф. М. Достоевского и приложениями. Санкт-Петербург: Типография А. С. Суворина, 1883. С. 245–246.

21 <Елисеев Г. З.> Хроники прогресса. Октябрь // Искра. 1862. № 41 (26 октября). С. 542–543.

22 <Елисеев Г. З.> Хроники прогресса. Декабрь // Искра. 1862. № 47 (7 декабря). С. 641.

23 Монументов Владимир <Буренин В. П.> Домашний театр «Искры». Шабаш на Лысой горе, или Журналистика в 1862 году (Драматическая фантазия) // Искра. 1862. № 46 (30 ноября). С. 627.

24 Там же. С. 628.

25 Там же.

26 Монументов Владимир <Буренин В. П.> Домашний театр «Искры». С. 632.

27 Там же.

28 Там же.

29 <Карикатура> // Искра. 1862. № 49 (21 декабря). С. 673.

30 Обличительный поэт <Минаев Д. Д.> Ад. Сцена в трех песнях. (Подражание Данте) // Искра. 1862. № 49 (21 декабря). С. 685.

31 <Курочкин В. С.> Литературные размышления в начале второго тысячелетия России // Искра. 1862. № 50 (30 декабря). С. 700.

32 Там же.

33 Наша любовь к народу // Искра. 1863. № 2 (11 января). С. 24.

34 Наша любовь к народу // Искра. 1863. № 9 (8 марта). С. 130.

35 <Карикатура> // Искра. 1863. № 9 (8 марта). С. 125.

36 <Достоевский Ф. М.> Необходимое литературное объяснение, по поводу разных хлебных и нехлебных вопросов // Время. 1863. № 1. С. 29–38.

37 Степанов Н. А. Мелкоплавающие и близоруки // Искра. 1863. № 7 (22 февраля). С. 95.

38 Степанов Н. А. Мелкоплавающие и близоруки. С. 95.

39 Подробнее об этом см.: [Захаров, 2004a], [Захарова], [Рогов, Абрамов, Бучнева и др.], [Алексеева, Зинкова, Мехралиева и др.].

40 <Достоевский Ф. М.> Необходимое литературное объяснение, по поводу разных хлебных и нехлебных вопросов. С. 30.

41 Ф. М. Достоевский. Новые материалы и исследования. М.: Наука, 1973. С. 388–389. (Сер.: Литературное наследство; т. 86.)

42 <Буренин В. П., Курочкин С. В.> Домашний театр «Искры». Ванна из «почвы», или Галлюцинации М. М. Достоевского. Фантастическая сцена // Искра. 1863. № 7 (22 февраля). С. 105.

43 <Буренин В. П., Курочкин В. С.> Домашний театр «Искры». С. 105.

44 Так же.

45 Там же. С. 106.

46 <Буренин В. П., Курочкин В. С.> Домашний театр «Искры». С. 106.

47 Там же. С. 107.

48 Там же.

49 <Курочкин В. С.> Хроники прогресса // Искра. 1863. № 12. 7 апреля. С. 165.

50 Там же.

51 Там же.

52 Степанов Н. [Без названия]; «Время», напуганное своей тенью // Искра. 1863. № 16. 3 мая. С. 226.

53 В тексте «Искры» допущена опечатка. Правильно: Успокойтесь, мой благородный друг!

54 Степанов Н. [Без названия]; «Время», напуганное своею тенью. С. 226.

55 Степанов Н. Петербург летом: на суше и на воде, в городе и в окрестностях // Искра. 1863. № 29. 2 августа. С. 390.

56 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: канонические тексты. 2004. Т. 5. С. 379.

×

About the authors

Olga V. Zakharova

Petrozavodsk State University

Author for correspondence.
Email: ovzakh05@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0426-4145

PhD (Philology), Associate Professor of the Department of Classical Literature, Russian Literature and Journalism of the Institute of Philology

Russian Federation, Petrozavodsk

References

  1. Alekseeva L. V., Zinkova V. S., Mekhralieva G. A. i dr. Redaktsionnyy arkhiv zhurnalov brat’ev F. M. i M. M. Dostoevskikh “Vremya” i “Epokha” [Editorial Archive of the Brothers F. M. and M. M. Dostoevsky “Vremya” and “Epokha”]. St. Petersburg, The Russian Christian Academy for the Humanities Publ., 2021. 560 p. (In Russ.)
  2. Viktorovich V. A., Zakharova O. V. F. M. Dostoevskiy v russkoy kritike. 1845–1881 [F. M. Dostoevsky in Russian Criticism. 1845–1881]. Kolomna, Liga Publ., 2021. 536 p. (In Russ.)
  3. Zapadov A. V., Prokhorov E. P. Сomments. In: Russkiy Fel’eton [Russian Feuilleton]. Moscow, 1958. 456 p.
  4. Zakharov V. N. The Ideas of “Vremya”, the Deeds of “Epokha”. In: Dostoevskiy F. M. Polnoe sobranie sochineniy: kanonicheskie teksty [Dostoevsky F. M. The Complete Works: Canonical Texts]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2004, vol. 5, pp. 697–712. (In Russ.) (a)
  5. Zakharov V. N. Notes. In: Dostoevskiy F. M. Polnoe sobranie sochineniy: kanonicheskie teksty [Dostoevsky F. M. The Complete Works: Canonical Texts]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2004, vol. 5, pp. 693–925. (In Russ.) (b)
  6. Zakharov V. N. Pochvennichestvo in Russian Literature: the Metaphor as Ideologeme. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrosavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2012, issue 10, pp. 14–24. Available at: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1457946697.pdf (accessed on January 10, 2023). doi: 10.15393/j9.art.2012.335 (In Russ.)
  7. Zakharova O. V. Attribution in the Statistics Mirror Anonymous Articles in the “Vremya” and “Epokha” Journals Published by the Dostoevsky Brothers’. In: Neizvestnyy Dostoevskiy [The Unknown Dostoevsky], 2021, vol. 8, no. 2, pp. 81–106. Available at: https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1625856515.pdf (accessed on January 10, 2023). doi: 10.15393/j10.art.2021.5481 (In Russ.)
  8. Nechaeva V. S. Zhurnal M. M. i F. M. Dostoevskikh “Vremya”. 1861–1863 [The Journal of Mikhail and Fyodor Dostoevsky “Vremya”. 1861–1863]. Moscow, Nauka Publ., 1972. 316 p. (In Russ.)
  9. Rogov A. A., Abramov R. V., Buchneva D. D. i dr. Problema atributsii v zhurnalakh “Vremya”, “Epokha” i ezhenedel’nike “Grazhdanin” [The Problem of Attribution in the Journals “Vremya”, “Epokha” and the Weekly “Grazhdanin”]. Petrozavodsk, Ostrova Publ., 2021. 391 p. (In Russ.)
  10. Shipova T. N. M. M. Dostoevsky as a Businessman (Based on Materials of Russian Periodicals of the 19th Century). In: Neizvestnyy Dostoevskiy [The Unknown Dostoevsky], 2014, no. 1, pp. 28–34. Available at: https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1436957561.pdf (accessed on January 10, 2023). doi: 10.15393/j10.art.2014.12 (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Drawing by N. Stepanov “New Magazines or Filling Literary Gaps” (“Iskra”, no. 44 of November 11, 1860, pp. 470–471)

Download (618KB)
3. Fig. 2. Drawing without caption. “1862” (“Iskra”, no. 1 of January 5, 1862, p. 1)

Download (376KB)
4. Fig. 3. Drawing without caption. Title page (“Iskra”, no. 49 of December 21, 1862, p. 673)

Download (232KB)
5. Fig. 4. Drawing without caption. Title page (“Iskra”, no. 9 of March 8, 1863, p. 125)

Download (336KB)
6. Fig. 5. Drawing. N. Stepanova. “Small-Swimming and Short-Sighted” (“Iskra”, no. 7 of February 22, 1863, p. 95)

Download (360KB)
7. Fig. 6. Drawing by N. Stepanov. “"Time", Frightened by Its Shadow” (“Iskra”, no. 16, May 3, 1863, p. 226)

Download (205KB)
8. Fig. 7. Drawing by N. Stepanov. “Petersburg in Summer: on Land and on Water, in the City and in the Surrounding Area” (“Iskra”, no. 29 of August 2, 1863, p. 390)

Download (198KB)

Copyright (c) 2025 Захарова О.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».