Legends and facts about the life of M. A. Dostoevsky in Darovoe (1837–1839)
- Authors: Bessonova A.S.1
-
Affiliations:
- State Social and Humanitarian University
- Issue: Vol 8, No 1 (2021)
- Pages: 61-76
- Section: Articles
- URL: https://journal-vniispk.ru/2409-5788/article/view/277838
- DOI: https://doi.org/10.15393/j10.art.2021.5261
- ID: 277838
Cite item
Full Text
Abstract
The history of the Dostoevsky estate Darovoe, which is an important period in the life of Fyodor Dostoevsky, still contains unresolved issues. The most ambiguous is the fate of the writer’s father, who ended his days in Darovoe. The cause of the tragic death of M. A. Dostoevsky and the place of his burial are still controversial. The document from the State Archive of the Tula region, published for the first time, allows to dispel all doubts about the location of the grave of M. A. Dostoevsky. The article examines the history of the issue, including oral tradition, ana- lyzes well-known documentary sources, and the entry in the metric book of the Holy Spirit Church of the village Monogarovо in 1839 confirms the testimony of A. M. Dostoevsky about the burial of his father in the churchyard. The fact of M. A. Dostoevsky’s affair with the house serf Ekaterina Alexandrova is questioned, since it was based on rumors and undocumented. The author analyzes the oral tradition phenomenon and its influence on the formation of the image of M. A. Dostoevsky as a cruel landowner killed by peasants out of revenge. New archival docu- ments allow us to revise the stereotypes that have become entrenched in Dostoevsky studies.
Full Text
Трагическая судьба Михаила Андреевича Достоевского, отца писателя, давно вызывает повышенный интерес биографов и исследователей творчества Ф. М. Достоевского. Диапазон оценок личности штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных, а в последние полтора года жизни провинциального помещика широк: от объявления его прямым прототипом «случайного отца» Федора Павловича Карамазова [Достоевская], [Гроссман], до полной реабилитации как истового семьянина [Федоров]. Причиной такого противоречия стала безвременная кончина М. А. Достоевского в Даровом в июне 1839 г., сразу же ставшая источником слухов, взаимоисключающих версий и, как следствие, судебного расследования и местного устного предания. Последнее оказалось настолько живучим, что до наших дней в Даровом, Моногарове и Черемошне, где прошли детские годы Ф. М. Достоевского, среди коренного населения сохранилось твердое убеждение не только в насильственной смерти М. А. Достоевского, но и в том, что отец писателя похоронен на Нечаевском погосте, территории бывшей приходской церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в непосредственной близости от усадьбы.
К причине возникновения и устойчивости этого предания мы еще вернемся, сейчас же обратимся к документальным свидетельствам, которыми мы располагали до последнего времени. Первым о месте погребения М. А. Достоевского упомянул его сын, А. М. Достоевский: «…тело было предано земле в церковном погосте села Моногарова» [Достоевский: 110],
«бабушка, конечно, была на могиле отца в селе Моногарове, а из церкви заезжала к Хотяинцевым» (Там же). Посетив Даровое в 1887 г., Андрей Михайлович оставил запись в дневнике: «…мы втроем с Верой Михайлов<ной>, по заранее условленному предположению отправились пешком в село Моногарово. Пришед туда по очень знакомой мне дороге, мы вытребовали священника (свата Веры Мих<айловны>), и отслужили панихиду сперва в церкви, а потом и на могиле отца. Отец похоронен в церковной ограде. На могиле его лежит камень без всякой надписи и могила огорожена деревянною решеткою, довольно ветхою. Нужно будет озаботиться возобновить ограду» [Поездка в Даровое: 188]. (Заметим, что это обстоятельство — надгробие без надписи — сыграло свою роль в возникновении версии о захоронении М. А. Достоевского на Нечаевском погосте.) Ровно десятью годами ранее на могиле отца при храме побывал и сам Федор Михайлович, о чем косвенно свидетельствует запись в церковной книге: «За панихиду от Достоевск<ого> 1 <рубль>» [Викторович: 104] (см. Илл. 1).
Илл. 1. Кенотаф (условное захоронение) М. А. Достоевского у храма Сошествия Святого Духа в селе Моногарове
Fig. 1. Cenotaph (provisional burial) of M. A. Dostoevsky at the Church of the Descent of the Holy Spirit of the village of Monogarovo
Свидетельство А. М. Достоевского подтверждается метрической книгой Свято-Духовского храма за 1839 г., обнаруженной нами в Государственном архиве Тульской области в июле 2020 г.1. В разделе третьем «О умерших» за июнь читаем2:
«Счетъ умершихъ. / мужеска 16.
Мѣсяцъ и день. [Июнь] 6 [умер]. 10 [погребен].
Званiе, имя, отечество и фамилiя умершаго. Сельца Дороваго помѣщикъ Гнъ Коллежскiй Совѣтникъ Михаилъ Андрѣевъ Достаевскiй.
Лѣта умершаго / мужеска. 52[3].
Отъ чего умеръ. Скоропостижно умеръ.
Кто исповѣдывалъ и прiобщалъ. По внезапной смерти не былъ исповѣдуемъ и прiобщаемъ Святыхъ Таинъ.
Кто совершалъ погребенiе и гдѣ погребены. Села Моногарова приходскiй Священникъ Григорiй Алексѣевъ, съ Дiакономъ Иваномъ Яковлевымъ, дьячкомъ Степаномъ Васильевымъ, и Пономаремъ Иваномъ Феодоровымъ. На приходскомъ въ селѣ Моногаровѣ при церкви кладбищѣ»[4] (см. Илл. 2).
Илл. 2. Метрическая книга Свято-Духовского храма села Моногарова. Запись о смерти М. А. Достоевского (ГАТО. Ф. 3. Оп. 15. Д. 893. Л. 43 об. — 44)
Fig. 2. Metric book of the Holy Spirit Church of the village of Monogarovo. Record of the death of M. A. Dostoevsky (State Archive of the Tula Region)
Анализ метрических записей в церковных книгах Свято-Духовского храма за 1820–1910-е гг. показал, что в подавляющем большинстве случаев место погребения — приходское кладбище. Так именовалось либо старое Нечаевское, либо новое в Моногарове, на краю села. Они предназначались для крестьян. При церкви хоронили только местных помещиков, церковно- и священнослужителей, поэтому отметка о погребении «в церковной ограде» или «при церкви» встречается крайне редко. В метрике за 1839 г. подобная запись единственная — о М. А. Достоевском.
Когда сложилось местное предание о могиле отца писателя на Нечаевском погосте? Предположим, что в 1920-е гг., когда к Марии Александровне Ивановой, племяннице Ф. М. Достоевского, жившей в Даровом с 1918 г., стали приезжать интересующиеся Достоевским журналисты, исследователи, музейные работники. «Тело Михаила Андреевича, рядом с телом его сестры, погребено на запущенном моногаровском кладбище. Каменная плита сброшена с его могилы, решетка разломана. Тропинка поросла травою, в которой путается нога. Жизнь забыла о нем» [Дроздов: 5]5, — пишет А. Дроздов, внося неопределенность искаженной информацией. Он не конкретизирует, о каком кладбище идет речь (новое моногаровское в это время уже существовало6), ошибочно называет дочь М. А. Достоевского Веру Михайловну его сестрой, каковой она приходилась Ф. М. Достоевскому. Вера Михайловна Достоевская (в замужестве Иванова) в 1852 г. выкупила у своих братьев и сестер доли наследства в Даровом и Черемошне и стала единоличной владелицей имения в Каширском уезде (см.: [Дементьева, Воронкина]). Запись метрической книги за 1897 г., когда скончалась В. М. Иванова, свидетельствует, что похоронена сестра писателя «на Моногаровском приходском кладбище»7. Стандартная формулировка, отсылающая либо к старому Нечаевскому погосту, либо к кладбищу села Моногарова. По сложившейся традиции, даровская помещица В. М. Иванова должна быть похоронена рядом с М. А. Достоевским в ограде при церкви, как ранее, в 1896 г., сказано про отца Павла Проферансова8, настоятеля храма с 1846 г., родственника Достоевских (дочь Веры Михайловны Нина Александровна Иванова была замужем за М. П. Проферансовым, сыном моногаровского священника) (см.: [Хроника рода Достоевских: 703, 716]). В случае с В. М. Ивановой могли сказаться два обстоятельства. Возможно, это была небрежность записи в метрической книге нового настоятеля, не указавшего важную подробность — в церковной ограде, и тогда свидетельство А. Дроздова особенно ценно, поскольку можно говорить о семейном некрополе Достоевских при Свято-Духовском храме. Другое объяснение: дети решили похоронить мать поблизости от Дарового, на Нечаевском погосте, но не рядом с ее отцом, М. А. Достоевским, что странно. В таком случае А. Дроздову местные жители указали именно легендарное захоронение отца писателя. Посещавший Даровое в 1920-е гг. директор Зарайского уездного музея И. П. Перлов в составленном им для Музейного отдела Главнауки «Описании истории усадьбы “Даровое” Ф. М. Достоевского» явно со слов племянницы писателя М. А. Ивановой сообщал: «Под конец своей жизни отец Достоевского, принужденный уйти со службы, уже постоянно жил в Даровом, где и умер якобы задушенный крестьянами и похоронен при церкви села Моногарово в 1 версте от Дарового»9. Бывавшая в Даровом в эти же годы В. С. Нечаева, создатель и первый директор московского музея Ф. М. Достоевского, ни словом не упоминает о могиле М. А. Достоевского, хотя она общалась и с М. А. Ивановой, и с крестьянами, вспоминавшими об отце писателя и обстоятельствах его смерти, а также посещала Моногаровский храм10.
Предание о могиле помещика М. А. Достоевского на Нечаевском погосте родилось в среде потомков его крепостных крестьян. Работавшая с 2003 г. в усадьбе Даровое фольклорно-диалектологическая экспедиция филологического факультета ГСГУ (Коломна) зафиксировала воспоминания коренных жителей Дарового, Черемошни и Моногарова. Все они были единодушны в версии насильственной смерти М. А. Достоевского, о которой каждый рассказывает с собственными подробностями: «“Отец Достоевского был жестокий, крестьян бил. Держал, как говорят, на коротком поводке. За это и поплатился. Его повесили в лесу. Он девочек молодых обижал — за это его и наказали. За Черемошней в лесу его и повесили”, — Нина Терентьевна Чухнина слышала эту историю от своей бабушки — Марины Сергеевны Широковой, которая была экономкой у племянницы Достоевского Марии Александровны Ивановой» [Кондратова: 136].
Обратим внимание, что первоисточником подобной версии названа М. А. Иванова, что убеждает рассказчицу в достоверности сообщаемых ею сведений. Все информанты местом погребения М. А. Достоевского называли Нечаевский погост (старое кладбище), причем рядом с ним, согласно преданию, похоронена дворовая девица Екатерина Александрова и ее незаконный сын Симеон.
Эта подробность, на наш взгляд, является решающей в вопросе происхождения версии о могиле отца писателя на Нечаевском погосте. Уже В. С. Нечаева зафиксировала бытовавшее в Даровом объяснение насильственной смерти М. А. Достоевского — месть за женщину, т. е. соблазненную Екатерину [Нечаева, 1939: 58–59].
В свое время мы писали о возможных «сценариях» истории взаимоотношений помещика М. А. Достоевского и дворовой девицы, отличных от принятых в биографической литературе о Ф. М. Достоевском (см.: [Достоевский: 109], [Нечаева, 1939: 56–58], [Волгин: 258–259]). Еще раз приведем свои доводы.
Церковная ведомость 1837 г. свидетельствует о том, что девица Екатерина Александрова — дворовая г-на Достоевского и живет в Черемошне11, сам же помещик Михаил Андреевич Достоевский, как постоянно проживающий в имении, появился в числе прихожан со своими домочадцами только в ведомости 1838 г. Подписана ведомость 1837 г. благочинным священником Тимофеем Пашковым 29 августа. По воспоминаниям А. М. Достоевского, отец, вышедший в отставку и решивший переехать из Москвы в деревню, смог собраться в Даровое только в августе [Достоевский: 81]12. В письме же самого Михаила Андреевича к сыновьям в Петербург от 17 октября 1837 г. говорится: «Я заутра еду в деревню»13, что можно истолковать как указание на день переезда в Даровое.
В ведомости 1838 г., заверенной благочинным 2 сентября14, дворовая девица Екатерина Александрова с незаконнорожденным младенцем Симеоном (родившемся в апреле 1838 г.15) живут уже в Даровом. Странным кажется столь скорое сближение Михаила Андреевича с дворовой девушкой16, ведь воспоминания сына Андрея повествуют о глубочайшем горе отца, тосковавшего по безвременно скончавшейся Марии Федоровне. Можно по-разному объяснить этот факт. Так, Г. А. Федоров возразил В. С. Нечаевой, поспешно сделавшей выводы об аморальности помещика Достоевского: «…но ведь возможно увидеть и любовь — жалость к несчастному в бедах своих, и прежде всего в своем одиночестве, человеку» [Федоров: 181]. Безутешный, Михаил Андреевич искал и нашел утешение. И тогда сыновнее понимание отца слышится в словах Андрея Михайловича Достоевского: «При его летах и в его положении, кто особенно осудит его за это?» [Достоевский: 109]. К тому же он гостит у отца в деревне в июле 1838 г. и признается, что «ничего ненормального в жизни отца не заметил, несмотря на свою наблюдательность» (Там же). Другой сценарий событий: сближения не было — была сплетня, которая, как показывает и современная ситуация в Даровом, значительно более жизнеспособна, нежели достоверный факт17. Особенно если она усугубляется последующими трагическими событиями — внезапной кончиной М. А. Достоевского [Бессонова, 2019: 197–198]. Как видим, молва оказывается сильнее исторического документа и здравого смысла: соблазнителя и жертву с младенцем «хоронят» рядом, могилы их в назидание показывают внукам и правнукам.
То, что Екатерина Александрова и ее незаконный сын Симеон погребены на Нечаевском погосте, не может вызывать сомнений. Метрическая книга 1839 г. содержит следующую запись за май:
«Счетъ умершихъ. / мужеска 14.
Мѣсяцъ и день. [Май] 29 [умер]. 31 [погребен].
Званiе, имя, отечество и фамилiя умершаго. Сельца Дороваго Гна Достаевскаго дворовой дѣвки Екатерины Александровой незаконнорожденный Сынъ Симеонъ.
Лѣта умершаго / мужеска. 1.
Отъ чего умеръ. Неизвѣстно отъ чего.
Кто исповѣдывалъ и прiобщалъ. — .
Кто совершалъ погребенiе и гдѣ погребены. Оный же Священникъ Григорiй Алексѣевъ, съ Дiакономъ Иваномъ Яковлевымъ и Пономаремъ Иваномъ Феодоровымъ. На приходскомъ кладбищѣ»[18] (см. Илл. 3).
Илл. 3. Метрическая книга Свято-Духовского храма села Моногарова. Запись о смерти младенца Симеона (ГАТО. Ф. 3. Оп. 15. Д. 893. Л. 42 об. — 43)
Fig. 3. Metric book of the Holy Spirit Church of the village of Monogarovo. Record of the death of infant Simeon (State Archive of the Tula Region)
6 ноября этого же года Екатерина Александрова выходит замуж:
«Сельца Черемошны Гна коллежскаго покойнаго Совѣтника Михаила Андрѣева Достоевскаго крепостной крестьянинъ Алексѣй Феодоровъ вторымъ, послѣ перваго бракомъ <…> 35ти лѣтъ»19 (см. Илл. 4).
Илл. 4. Метрическая книга Свято-Духовского храма села Моногарова. Запись о бракосочетании Екатерины Александровой (ГАТО. Ф. 3. Оп. 15. Д. 893. Л. 26 об. — 27)
Fig. 4. Metric book of the Holy Spirit Church of the village of Monogarovo. Record of the wedding of Ekaterina Alexandrova (State Archive of the Tula Region)
В настоящее время мы не располагаем метрическими книгами Свято-Духовского храма за 1840-е гг., в которых зафиксирована смерть Екатерины Александровой (есть косвенное свидетельство об этом в исповедной ведомости за 1845 г.: против имени Екатерины записано «умре»20). Однако можно утверждать, что похоронена она была на старом кладбище — Нечаевском погосте, рядом со своим отцом, крестьянином деревни Черемошни Александром Ильиным, и сыном Симеоном21.
Андрей Михайлович Достоевский, которому принято доверять как первому биографу писателя, в своих «Воспоминаниях» о драматических событиях в Даровом 1837–1839 гг. судит со слов няни Алены Фроловны, бабушки Ольги Яковлевны Нечаевой (он в это время учится в Москве в пансионе) [Достоевский: 109]. Приближение «девушки Катерины», злоупотребление спиртным, ввиду всего — отсылка дочерей Варвары и Веры в Москву — не более чем слухи и домыслы. Точно так же выглядят и подробности встречи О. Я. Нечаевой с помещиками села Моногарова Хотяинцевыми, Павлом Петровичем и Федосьей Сергеевной, которые «не скрывали от бабушки истинной причины смерти папеньки, но не советовали возбуждать об этом дела…» [Достоевский: 110]. Примечательно, что слух о насильственной смерти М. А. Достоевского исходит именно от Хотяинцевых, имевших основания недолюбливать соседа-помещика, с которым судились по причине чресполосного землевладения. Не жаловали М. А. Достоевского Нечаевы и Куманины, родственники М. Ф. Достоевской. С современной же точки зрения, слишком обыденным выглядит апоплексический удар как причина смерти отца-помещика, а до этого — его желание помочь забеременевшей Екатерине, забрав ее в Даровое. Девушка «приближена» раньше, еще Марией Федоровной Достоевской, в услужении у которой она была в Москве. Это известно из «Воспоминаний» А. М. Достоевского [Достоевский: 28, 109]. И. Л. Волгин, цитируя исповедные ведомости церкви Петра и Павла при Мариинской больнице в Москве, прихожанами которой были Достоевские, отмечает, что среди домочадцев в 1833 г. «возникает взятая из деревни 12-летняя “девка Катерина Иванова” <…> которой суждено будет сыграть известную роль в судьбе Михаила Андреевича» [Хроника рода Достоевских: 974], а в 1836 г. она значится как «девица Екатерина Андреева» (Там же: 979). Обратим внимание, во-первых, что дворовую девицу из Черемошни зовут Екатерина Александрова. Во-вторых, она значится в исповедных ведомостях Свято-Духовского храма села Моногарова в те же 1833 и 1836 гг. как бывшая на исповеди и у причастия. В случае отъезда прихожанина в ведомости, как правило, значилось, что он не причащался год или два «за отлучкою».
Заметим, что с подобной ситуацией — появление незаконнорожденного у прислуги — Достоевские сталкиваются не впервые:
«Десятаго числа <августа 1833> сельца Дарового въ домѣ коллежской асессорши Марьи Ѳедоровой Достоевской живущая по отпускному письму крѣпостная полковника Михаила Дмитріева Куликова дворовая дѣвка Вѣра Александрова родила дочь Надежду. <Воспріемники> Онаго жъ сельца Дарового и госпожи Достоевской крѣпостные дворовые люди Григорій Васильевъ и дѣвица Анна Петрова»22.
Это та самая «горничная Вера», с которой, по воспоминаниям А. М. Достоевского, дети пешком ходили в Зарайск на почту и за покупками и однажды устроили обход поля близ Дарового с образами из старой часовни на Нечаевском погосте [Достоевский: 57–58]. При известной доле фантазии незаконнорожденную Надежду можно тоже приписать М. А. Достоевскому.
Во всей этой истории — связи М. А. Достоевского и его дворовой девушки, появления младенца Симеона, внезапной кончины Михаила Андреевича, их прямо-таки семейного захоронения на Нечаевском погосте — совсем не принимаются в расчет психологический (в плохое верится охотнее) и сословный аспекты (сутяжный и мстительный характер П. П. Хотяинцева прослеживается как в «Воспоминаниях» А. М. Достоевского, так и в более поздних архивных документах, поставивших точку в земельных спорах Достоевских и Хотяинцевых23). Особое же внимание следует обратить на легенду о «недобром барине», которая сложилась в среде местных крестьян в 1920-е гг. и дожила до наших дней. Здесь явно сработал «социальный заказ» (М. В. Волоцкой и В. С. Нечаева 8 июля 1925 г. «ездили в Даровое со специальной целью побеседовать c крестьянами на эту тему» [Нечаева, 1979: 93] — насильственной смерти М. А. Достоевского), и крестьяне Дарового поддались на политическую конъюнктуру: классовая борьба в имении Достоевских развернулась, по их свидетельству, задолго до Октябрьской революции24. Крестьяне рассказывают именно то, что хотят от них услышать визитеры, однако В. С. Нечаева стоит на своем: «Неужели можно допустить, что восьмидесятилетние старики-крестьяне взваливали на своих отцов и дедов обвинение в несовершенном ими убийстве лишь по злобному замыслу и наущению помещика Хотяинцева?» [Нечаева, 1979: 93]. Не заметила исследовательница и другое немаловажное обстоятельство: об убийстве барина единодушно рассказывают крестьяне Дарового, в то время как черемошнинские мужики излагают официальную версию смерти М. А. Достоевского [Волгин: 321].
В данном случае мы имеем дело с весьма ненадежным источником, который бытует в Даровом без малого двести лет по законам фольклора: слухи с течением времени обрастают новыми подробностями, желаемое выдается за действительное, что и питает местную легенду об убитом крестьянами «недобром барине», рядом с которым похоронена соблазненная им девушка и их незаконный сын. Еще более усиливают эту легенду литературные ассоциации с Федором Павловичем Карамазовым25. Материалы фольклорно-диалектологической экспедиции в Даровом свидетельствуют, что соседняя деревня Федоровка, по версии местных жителей, названа в честь Федора Михайловича Достоевского и не случайно: писатель имел незаконную связь с крестьянками, от которых родились дети, внешне очень похожие на Достоевского. При этом совершенно не учитывается возраст селения, известного по «Писцовым книгам» с XVI в., и тот факт, что писатель уехал из Дарового 15-летним подростком и после сорокалетнего перерыва гостил здесь всего два дня в июле 1877 г. Дурная слава отца распространилась на сына, что зафиксировали визитеры Дарового еще в 1920-е гг.: «О Федоре Достоевском Макаров мало знает: “Было у барина два мальчика и все тут. <…> Говорили, будто сын барина, Федор-то Михайлович, большим человеком стал. Не верю я, как хотите, этому. Не может, гражданин, быть, чтоб у этакого отца такой сын был. Не верю”»26.
К сожалению, фольклорный источник оказывается решающим даже в серьезных научных исследованиях, подобных «Хронике рода Достоевских», где Екатерина Александрова и Симеон включены в родословное древо писателя без знака вопроса. Не способствует местное предание делу музеефикации и реставрации усадьбы Даровое и Моногаровского храма (см. Илл. 5). Так, генеральный план развития Зарайска указывает местом погребения М. А. Достоевского Нечаевский погост, «понижая» мемориальную ценность Свято-Духовского храма. В данных обстоятельствах новые архивные документы приобретают исключительное значение. Они показывают, что не все столь однозначно в ранней биографии Ф. М. Достоевского. Сквозь призму официального документа по-иному воспринимаются «Воспоминания» А. М. Достоевского, которые, как видим, тоже не свободны от устного предания. Его недостоверность, как показывает история с местом погребения М. А. Достоевского, заставляет усомниться в ряде обстоятельств его жизни, представлявшихся до последнего времени бесспорными фактами.
Илл. 5. Открытие кенотафа М. А. Достоевского у храма Сошествия Святого Духа в Моногарове. 2005 г.
Fig. 5. Opening of the cenotaph of M. A. Dostoevsky at the Church of the Descent of the Holy Spirit in Monogarovo. 2005
Примечания
1 Об этой находке в числе других ранее неизвестных архивных документов по истории Дарового, обнаруженных в ГАТО, автором настоящей статьи был сделан доклад на конференции «VIII Летние чтения в Даровом» 28 августа 2020. Видеозапись доклада доступна по ссылке: https://vimeo.com/454180809?bclid=IwAR2LH3q54mekIK6A1E8DF 4S9xfFGSi0TRZlR8-V1lQwJ3SC3KgfackpYyvo
2 Текст цитируется с сохранением орфографии и пунктуации источника.
3 Здесь мы вновь сталкиваемся с проблемой точной датировки года рождения М. А. Достоевского. В опубликованном нами «Формулярном списке о службе М. А. Достоевского» 1837 г. указан его возраст — 48 лет (см.: [Бессонова, 2020: 19]). А согласно Ведомости Свято-Духовской церкви за 1838 г., М. А. Достоевскому 51 год (ОР РГБ. Ф. 365. К. 3. Ед. хр. 16. Л. 7). Подробный анализ вопроса см.: [Тихомиров].
4 ГАТО. Ф. 3. Оп. 15. Д. 893. Л. 43 об. — 44.
5 Републикация и комментарии Г. С. Прохорова: http://darovoe.ru/wp-content/uploads/2012/04/ drozdov_usadba_darovoe.pdf (10.11.2020).
6 Пока мы не располагаем документами об открытии этого кладбища. Однако отдельные сохранившиеся в его центральной части надгробия датированы 1850-ми гг.
7 ЦГАМО. Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 182. Метрическая книга Свято-Духовской церкви села Моногарова. 1897. Л. 91 об. — 92 (консисторский экземпляр); см. также аналогичную запись в приходском экземпляре метрической книги: Архивный сектор Зарайского муниципального района. Ф. 103. Оп. 1. Д. 129. Л. 315 об. — 315, опубл.: [Тарасова: 233–234].
8 Павел Васильевич Проферансов скончался 14 августа 1896 г. Погребен 17 августа «в ограде при церкви» // ЦГАМО. Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 171. Метрическая книга Свято-Духовской церкви села Моногарова. 1896. Л. 270 об. — 271.
9 Цит. по: [Переписка: 197].
10 См.: Нечаева В. С. Поездка в Даровое // Новый мир. 1926. № 3. С. 128–134.
11 ОР РГБ. Ф. 365. К. 3. Ед. хр. 15. Л. 9.
12 По архивным документам, отставку М. А. Достоевский получил 1 июля 1837 г.
13 Цит. по: [Нечаева, 1939: 116].
14 ОР РГБ. Ф. 365. К. 3. Ед. хр. 16. Л. 7 об.
15 «Апрель. Двадцать пятого числа сельца Дарового в доме г-на Михайла Андреева Достоевского крепостная девка Екатерина Александрова родила сына Симеона.
<Крещен> 25. <Восприемники> Того ж сельца и г-на дворовый человек Григорий Васильев и крестьянская женка Матрена Максимова» // ГАТО. Ф. 3. Оп. 15. Д. 890. Л. 486 об. Примечательно, что восприемник незаконнорожденного младенца Григорий Васильев — прототип слуги Федора Павловича Карамазова. Матрена Максимова — мать Екатерины (см. также: [Бессонова, 2019: 198 (сноска)]).
16 Это обстоятельство, однако, не вызывает сомнений у исследователей биографии Ф. М. Достоевского, приводя, например, к такому заключению: «Запись в церковной ведомости относится к февралю 1838 года (что, как видим, неверно. — А. Б.). Таким образом, выясняется, что сводный брат Достоевского появился на свет Божий ровно через девять месяцев после смерти Марии Федоровны и был, так сказать, следствием тех утешений, которые позволил себе овдовевший супруг» [Волгин: 313].
17 Не далее как летом 2020 г. Е. В. Романцова, коренная жительница Моногарова, уверяла автора настоящей статьи в том, что кенотаф М. А. Достоевского у Свято-Духовского храма в Моногарове установили неправильно: отец Достоевского похоронен на старом Нечаевском кладбище. Аргумент: так все местные жители говорят.
18 ГАТО. Ф. 3. Оп. 15. Д. 893. Л. 42 об. — 43.
19 Там же. Л. 26 об. — 27.
20 ОР РГБ. Ф. 365. К. 3. Ед. хр. 23. Л. 8 об.
21 Церковные книги подтверждают, что и после строительства в 1763 г. нового каменного храма Сошествия Святого Духа в селе Моногарове крестьян Дарового и Черемошни продолжали хоронить на Нечаевском погосте: «…А первый мой муж в 1798 году августа 3-го дня волею Божию умре, и погребен при Покровской церкви священником Петром Феодоровым…» (Ф. 365. К. 4. Ед. хр. 4. Книга брачных обысков Свято-Духовской церкви села Моногарова Каширского округа с 1803 по 1806 гг. Л. 2 об.).
22 ГАТО. Ф. 3. Оп. 15. Д. 884. Л. 757.
23 См. об этом дела полюбовного межевания Дарового, Моногарова и Черемошни 1840 — 1850-х гг.
24 На это, в частности, обратил внимание Г. С. Прохоров [Прохоров].
25 Обратим внимание, что у Федора Павловича есть «предшественник» — Версилов, а у Смердякова — Аркадий Долгорукий.
26 Стонов Д. Сельцо Даровое // Красная нива. 1926. № 16. С. 8.
About the authors
Albina S. Bessonova
State Social and Humanitarian University
Author for correspondence.
Email: abessonova13@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2925-3162
PhD (Philology), Leading Researcher
Russian Federation, KolomnaReferences
- Bessonova A. S. Unknown Darovoe. In: V Letnie chteniya v Darovom [The 5th Summer Rea- dings in Darovoe]. Kolomna, Izdatel’skiy Dom “Liga” Publ., 2019, pp. 193–200. (In Russ.)
- Bessonova A. S. Dismissal from Service (Resignation of M. A. Dostoevsky According to Archival Documents of 1837). In: Neizvestnyy Dostoevskiy [The Unknown Dostoevsky], 2020, no. 2, pp. 5–23. Available at: https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1595606667. pdf (accessed on November 10, 2020). doi: 10.15393/j10.art.2020.4621 (In Russ.)
- Viktorovich V. A. Expedition to Darovoe (2005). In: Letnie chteniya v Darovom. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii 27–29 avgusta 2006 g. [Summer Readings in Darovoe: Materials of the International Scientific Conference on August 27–29, 2006]. Kolomna, Kolomna State Pedagogical Institute Publ., 2006, pp. 101–106. (In Russ.)
- Volgin I. L. Rodit’sya v Rossii: Dostoevskiy i sovremenniki: zhizn’ v dokumentakh [Born in Russia. Dostoevsky and His Contemporaries: A Life in Documents]. Moscow, Kniga Publ., 1991. 607 p. (In Russ.)
- Grossman L. P. Dostoevskiy za ruletkoy: roman iz zhizni velikogo pisatelya [Dostoevsky at Roulette: A Novel from the Life of a Great Writer]. St. Petersburg, Poligraf Publ., 2011. 382 p. (In Russ.)
- Dement’eva T. N., Voronkina L. A. Darovoe Estate and Its Owner (According to New Archival Documents). In: Neizvestnyy Dostoevskiy [The Unknown Dostoevsky], 2020, no. 4, pp. 106–131. Available at: https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1607584171.pdf (accessed on November 10, 2020). doi: 10.15393/j10.art.2020.5121 (In Russ.)
- Dostoevskiy A. M. Vospominaniya [Memories]. Leningrad, Izdatel’stvo pisateley v Leningrade Publ., 1930. 432 p. (In Russ.)
- Dostoevskaya L. F. Moy otets Fedor Dostoevskiy [My Father Fedor Dostoevsky]. Moscow, BOSLEN Publ., 2017. 512 p. (In Russ.)
- Drozdov A. Dostoevsky’s Estate: (“Darovoe”). In: Izvestiya Tsentral’nogo ispolnitel’nogo komiteta SSSR i Vserossiyskogo Tsentral’nogo ispolnitel’nogo komiteta Sovetov [Proceedings of the Central Executive Committee of the USSR and the All-Russian Central Executive Committee of Soviets]. Moscow, 1924, no. 253 (2283), p. 5. (In Russ.)
- Kondratova T. I. Darovoe: Modern Legends and Myths. In: Letnie chteniya v Darovom. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii 27–29 avgusta 2006 g. [Summer Readings in Darovoe: Materials of the International Scientific Conference on August 27–29, 2006]. Kolomna, Kolomna State Pedagogical Institute Publ., 2006, pp. 131–140. (In Russ.)
- Nechaeva V. N. V sem’e i usad’ be Dostoevskikh: pis’ma M. A. i M. F. Dostoevskikh [In the Dostoevsky Family and Estate: Letters of M. A. and M. F. Dostoevsky]. Moscow, Gosudarstvennoe Sotsial’no-ekonomicheskoe izdatel’stvo Publ., 1939. 158 p. (In Russ.)
- Nechaeva V. S. Ranniy Dostoevskiy. 1821–1849 [The Early Dostoevsky. 1821–1849]. Moscow, Nauka Publ., 1979. 288 p. (In Russ.)
- Correspondence with the Main Museum and the Kashirsky District Executive Committee on the Protection of the Darovoe Museum-Estate, Which Belonged to the Writer Dostoevsky. In: A. P., F. D. i V. V.: sbornik nauchnykh trudov k 60-letiyu professora V. A. Viktorovicha [A. P., F. D. and V. V.: Collection of Scientific Works on the 60th Anniversary of Professor Vladimir A. Viktorovich]. Kolomna, Moscow State Regional Socio-Humanitarian Institute Publ., 2010, pp. 183–228. (In Russ.)
- Trip to Darovoe (From A. M. Dostoevsky’s 1887 Diary). In: IV Letnie chteniya v Darovom [The 4th Summer Readings in Darovoe]. Kolomna, Izdatel’skiy Dom “Liga” Publ., 2016, pp. 185–192. (In Russ.)
- Prokhorov G. S. “It Was Said that the Master’s Son, Fyodor Mikhailovich, Had Become a Great Man. It can’t be, Mister, that such a Father Has such a Son”: to the Question of the Ideological Arrangement in the 1920s Texts About the Darovoe. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo sotsial’no-gumanitarnogo instituta. Gumanitarnye nauki [Herald of Moscow Regional State Institute of Humanities and Social Studies. Humanities], 2010, no. 2 (10), pp. 149–156. (In Russ.)
- Tarasova L. A. Metrical Books of the Holy Spirit Church of the Village of Monogarovo as a Source for the History of the Ivanov Family Stay in Darovoe. In: V Letnie chteniya v Darovom [The 5th Summer Readings in Darovoe]. Kolomna, Izdatel’skiy Dom “Liga” Publ., 2019, pp. 230–234. (In Russ.)
- Tikhomirov B. N. When Was Dostoevsky’s Father Born? (Critical Analysis and Source Classification). In: Dostoevskiy i mirovaya kul’tura. Filologicheskiy zhurnal [Dostoevsky and World Culture. Philological Journal], 2020, no. 3 (11), pp. 218–239. (In Russ.)
- Fedorov G. A. Moskovskiy mir Dostoevskogo. Iz istorii russkoy khudozhestvennoy kul’tury ХХ veka [The Moscow World of Dostoevsky. From the History of Russian Art Culture of the 20th Century]. Moscow, Yazyki slavyanskoy kul’tury Publ., 2004. 464 p. (In Russ.)
- Khronika roda Dostoevskikh; Igor’ Volgin. Rodnye i blizkie: istoriko-biograficheskie ocherki [The Chronicle of the Dostoevsky Dynasty; Igor Volgin. Nearest and Dearest: Historical and Biographical Essays]. Moscow, Fond Dostoevskogo Publ., 2012. 1232 p. (In Russ.)
Supplementary files
