Dostoevsky in Darovoe. Based on the Materials of the Manuscript Department of the Russian Literary History State Museum Named After V. I. Dahl
- Авторлар: Varentsova E.M.1
-
Мекемелер:
- The Russian Literary History State Museum Named After V. I. Dahl
- Шығарылым: Том 6, № 3 (2019)
- Беттер: 5-17
- Бөлім: Articles
- URL: https://journal-vniispk.ru/2409-5788/article/view/279920
- DOI: https://doi.org/10.15393/j10.art.2019.4121
- ID: 279920
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
There is very little documentary evidence of Fedor Dostoevsky’s childhood and adolescence. Besides the “direct” evidence, there are also the so-called “indirect” ones, in which the pages of Dostoevsky’s biography or events related to the life of the writer’s family are recorded indirectly. Such sources, first of all, are all sorts of official papers related to the property and economic sphere. In the the Manuscript Department of the Russian Literary History State Museum Named After V. I. Dahl there are “search books” of the Church of the Descent of the Holy Spiriton the Apostles in the village of Monogarovo, the analysis of which allowed us to make additional touches to the story of the daily life of Dostoevsky’s family, add some new dates into the “Chronicle of life and work of F. M. Dostoevsky”. The article gives an archaeographic description of the documents. A special attention is paid to the autographs of Maria Fedorovna, Mikhail Andreevich and Mikhail Mikhailovich Dostoevsky dated back to the 1830s–1850s.
Толық мәтін
Документальных свидетельств о детстве и отрочестве Федора Михайловича Достоевского известно немного: это книга записей о крещении и отпевании в храме святых апостолов Петра и Павла при Мариинской больнице для бедных, переписка Михаила Андреевича и Марии Федоровны Достоевских, несколько писем Ф. М. Достоевского к родителям. Основным источником наших знаний о детстве писателя являются воспоминания его младшего брата Андрея, а также рассыпанные по страницам художественных произведений и эпистолярия Достоевского фрагменты воспоминаний. Однако, кроме «прямых» свидетельств, существуют и так называемые «косвенные», в которых страницы биографии Достоевского или события, связанные с жизнью семьи писателя, зафиксированы опосредованно. Таковыми источниками в первую очередь являются разного рода официальные бумаги, относящиеся к имущественно-хозяйственной сфере.
В составе рукописного фонда Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля (второе название Государственного литературного музея — ГЛМ) хранятся обыскные книги церкви Сошествия Святого Духа на апостолов села Моногарова. Их анализ позволит дополнить биографию семьи Достоевских новыми событиями и датами.
Перед тем как перейти к обзору обыскных книг, приведем отрывок из воспоминаний В. С. Нечаевой об истории основания первого музея Ф. М. Достоевского: «…я предполагала использовать время для лучшего знакомства с Даровым, Черемошней и окружающей местностью. Прежде всего я направилась в соседнее Моногарово, бывшее имение Хотяинцевых, в котором хорошо сохранилась церковь конца XVIII в. Ее посещали Достоевские и их крестьяне, около нее был похоронен М. А. Достоевский. Церковь стояла открытая, пустая и явно никем не охранялась. Я обратила внимание на старинные бумаги, разбросанные при входе, пошла по их следам и увидела в полутемной сырой комнате церковный архив, из которого без разбора вырывали бумагу. Как архивист, я “прилипла” к этим полкам и здесь провела весь день, забыв обо всем остальном. Я очень скоро поняла огромное значение, которое могут иметь хранившиеся здесь “клировые ведомости”, книги “брачных обысков” и другие документы» [Нечаева, 1985: 293]. Ради спасения церковных документов В. С. Нечаева отправилась в сельсовет, где получила разрешение на вывоз материалов в фонд Музея Ф. М. Достоевского в Москве, и ее даже «снабдили хорошим мешком, в который можно было уложить десяток толстых томов церковных ведомостей за интересовавшие» ее годы пребывания Достоевских в Даровом.
К сожалению, из этого «хорошего мешка» в рукописный отдел ГЛМ попали лишь три обыскных книги и одна ведомость за 1835 г. с записями о людях, прошедших исповедь и причастие. Данные о дворовых и крестьянах, принадлежавших Достоевским, из этой книги-ведомости В. С. Нечаева опубликовала в книге «В семье и усадьбе Достоевских» в 1939 г. [Нечаева, 1939: 128– 131]. Вернувшись из командировки, Вера Степановна сразу же поместила обыскные книги и ведомость в экспозицию недавно созданного ею (в 1928 г.) Музея Ф. М. Достоевского, тогда самостоятельного учреждения. Документы получили инвентарные номера музея (№№ 44, 57–59), и это спасло их от перемещения в другие архивохранилища.
Первая по времени обыскная книга относится к 1807–1832 гг.1 Она в темном мягком переплете с холщовым корешком, прошнурована и имеет большую сургучную печать, заверяющую запись о том, что всего «в сей книге номерованных сто тридцать шесть листов». Это листы голубой бумаги русского производства 1805 г. с филигранью “Pro Patria” со львом.
На первой странице книги имеется длинное заглавие: «Книга, данная изъ Тульской Духовной Консисторiи, Каширской округи села Моногарова церкви Сошествiя Святаго Духа священно и церковнослужителямъ, для вписыванiя имѣющимъ вступить въ браци приходскихъ людей обысковъ по данной формѣ».
Обыск брачный — это «свидетельство о неродстве, и записка об этом в церковной книге»2. Согласно статье в словаре Брокгауза и Ефрона, «обыск церковный — письменный акт, составляемый причтом церкви пред венчанием каждого брака и удостоверяющий наличность условий, требуемых законом для совершения брака. <…> Этот акт, установленный в 1765 году (нынешняя его форма составлена в 1837) подписывается женихом и невестою, двумя или тремя поручителями (и причтом церкви с 1837)»3.
В этой первой по времени обыскной книге нам интересна всего одна запись. Она находится на последнем, 136 листе, под № 5 за 1832 г. Это первое упоминание членов семьи Достоевских в качестве владельцев сельца Даровое.
В предыдущей записи, сделанной почти годом ранее, 17 мая 1831 г. (л. 130 об.), деревня Даровая принадлежала господину Павлу Петровичу Хотяинцеву. 24 июля 1832 г. деревня Даровая обозначена как сельцо, уже с другим хозяином. Для того чтобы иметь представление о записях в «Обыскных книгах», приведем первую запись полностью (см. илл. 1):
«1832го года iюля 24 дня. Каширскаго уѣзда, села Манагарова, церкви Сошествiа Святаго духа, предъ священно и церковнослужителами, желающiе совокупиться законнымъ бракомъ, приходу Оной церкви, сельца Доровои Господина, Каллежскаго ассессора, Михаила Андреевича Достаевскаго, крепостнои крестьянинъ, Ильа Васильевъ, первымъ бракомъ, и посягающая за него, тогожъ сельца и господина, крепостная крестьанская дѣвка, Елена Ѳеодулова. Еже ей ей въ самую сущую правду при ниже явствующихъ свидѣтеляхъ, показали, что ко вступленiю нашему, въ брачное супружество, никаковаго противнаго святымъ правиламъ, и Указамъ препятьствiя не имѣется. А имянно 1е, въ то супружество, въступаемъ мы, добровольнымъ согласиемъ, а принужденia въ томъ, какъ отъ господъ своихъ, такъ и отъ родителей своихъ, и ни отъ кого не имѣемъ, 2е, Какъ духовнаго, такъ и плотскаго родства и свойства, между собою отънюдь не имѣемъ же, 3е, Лѣта къ бракосочетанiю имѣемъ мы правильныя, а <и>мянно мнѣ жениху асьмнатцать лѣтъ, и мнѣ невѣсте семьнатцать лѣтъ, 4е, и что все вышеписанное, показали мы самую истинную правду. Въ томъ свидѣтельствуемся, рукоприкладствомъ Господъ нашихъ, родителей своимъ, такожъ и при бракѣ бывшихъ».
Илл. 1. Фрагмент рукописи. Ф. 81. Оп. 1. Ед. хр. 128. Л. 130.
Ниже следуют записи поручителей. Первая написана четким красивым почерком и занимает всего три строки: «Къ Сему обыску Сельца Дороваго Помещица Коллежская Ассессорша Марiя Федорова дочь Достоевская руку приложила»4. Это первый из двух имеющихся в обыскных книгах автограф Марии Федоровны.
Илл. 2. Автограф М. Ф. Достоевской. Ф. 81. Оп. 1. Ед. хр. 128. Л. 130.
Запись второго поручителя расположена ниже и занимает 16 строк, сделана с многочисленными ошибками, слева от нее — чернильное пятно от печати на обороте листа: «Ксиму обыска въ места жиниха и невесты и по женихе поручителей той же вотчины и тойже госпожи крѣпостныхъ ея крестьянъ, Савина Макарова Илие Лаврентьева Никиты Иванова по невѣсте села Моногарова Господина Павла Петровича Хотяинцова крестьянинъ Феодора Иванова и той же госпожи Дастаевской крестьянъ Петра Савинова и Феодота Иванова и по ихъ личному прошенiю той же Госпожи дворовой человекъ Григорий Васильевъ руку приложилъ»5 (эта запись воспроизведена в книге В. С. Нечаевой «В семье и усадьбе Достоевских» в виде иллюстрации на вклейке после 112 страницы. — Cм. илл. 3).
Илл. 3. Автограф Григория Васильева. Ф. 81. Оп. 1. Ед. хр. 128. Л. 130.
Григорий Васильев подписывается как дворовый человек Марии Федоровны Достоевской, таковым же он числится и по церковной ведомости 1835 г. Он не принадлежал к коренным жителям Дарового и был привезен из Москвы. В обиходе же он исполнял должность приказчика семьи Достоевских [Нечаева, 1939: 155] и имел полное доверие от своих хозяев. Он представлен на страницах романа «Братья Карамазовы» в образе слуги Федора Павловича Карамазова, которому автор дал то же имя — Григорий Васильев. Упоминается он как персонаж и в «Дневнике писателя» за 1876 г. в рассказе о пожаре деревни:
«Вдруг отворилась дверь, и на пороге показался наш дворовый человек, Григорий Васильев, сейчас только из деревни прибывший. В отсутствие господ ему даже поручалось управление деревней, и вот вдруг вместо “управляющего”, всегда одетого в немецкий сюртук и имевшего солидный вид, явился человек в старом зипунишке и в лаптях. Из деревни пришел пешком, а войдя, стал в комнате, не говоря ни слова.
— Что это? — крикнул отец в испуге. — Посмотрите, что это?
— Вотчина сгорела-с! — пробасил Григорий Васильев» [Достоевский: 112]6.
Вторая обыскная книга в собрании ГЛМ датируется с 26 сентября 1832 г. (продолжение предыдущей) по 11 ноября 1838 г. включительно7. Она утратила переплет и шнуровку. Заверительная запись о количестве листов отсутствует. Всего в книге 34 листа голубого цвета бумаги Московской округи Копинской фабрики Елизаветы Баташевой.
На обороте листа 4 в книге имеется запись под № 4 от 2 июля 1833 г.: «…желающiе совокупиться законнымъ бракомъ прихода оной церкви сельца Дороваго Госпожи Коллежской Ассессорши Марьи Ѳеодоровой Достаевской крѣпостной крестьянинъ Егоръ Макаровъ первымъ бракомъ, и посягающая за него тойже вотчины крѣпостная крестьянка вдова Матрена Максимова…». Далее следует типовой текст о добровольном вступлении в брак, об отсутствии родства между молодоженами, об их возрасте и об истинности их показаний.
Затем идет запись поручителя: «Къ сему обыску вместо вступающихъ въ бракъ означеннаго крестьянина Егора Макарова и вдовы Матрены Максимовой и вместо поѣзжанъ по женихѣ и невестѣ онаго сельца Дароваго крестьянъ Марка Ефремова, Петра Ефремова, и деревни Чермошны той же вотчины крестьянина Елистрата Ѳедорова по прошенiи ихъ за безъ грамотствомъ ихъ означенной помещицы Марьи Ѳедоровой Достоевской малолетный сынъ Михаилъ Михайловъ Достоевскiй руку приложилъ» (выделено мной. — Е. В.)8. Это первый автограф почти 13-летнего Михаила Михайловича на страницах обыскных книг и первое упоминание деревни Чермошни (см. илл. 4).
Илл. 4. Ф. 81. Оп. 1. Ед. хр. 130. Л. 4 об.
«Малолетний сын» М. М. Достоевский засвидетельствовал, но уже вместе с матерью обыскную запись от «1834 года мая 21 дня» за № 2: «сельца Чермошной Господина Надворнаго Совѣтника и Кавалера Михаила Андрѣевича, сына Достоевскаго» крепостного крестьянина Федора Федорова с девицей Анисьей Автамоновой «изъ села Касяева Госпожи дѣвицы Екатерины Ларионовой, дочери Философова» в старой орфографии. Сначала стоит подпись «Надворная Советница Марiя Федорова дочь Достоевская». Это второй и, к сожалению, последний автограф матери Ф. М. Достоевского. Далее с новой строки расположился автограф ее сына: «Къ сему обыску вмѣсто поручителей по женихѣ сельца Черемошны оной же вотчины крестьянъ Алексѣя Феодорова, Михаила Леонтiева, сельца Дароваго крестьянина Семена Иванова, по невѣстѣ сельца Черемошны[9] крестьянъ Митрофана Григорьева, Егора Сергѣева, деревни Любиловки Господина Груздева крестьянина Ивана Петрова по незнанiю грамоты Господина Надворнaго Совѣтника Михаила Андрѣевича Достоевскaго малолѣтный сынъ Михаилъ Михайловъ Достоевской подписался»10. В отличие от первой приведенной записи «малолетний сын» теперь представляется как сын отца — Михаила Андреевича, а не матери, как в прошлом году (2 июля 1833 г.). Вместо традиционного «руку приложил» впервые стоит светское «подписался».
Следует обратить особое внимание на эти автографы Марии Федоровны и ее малолетнего сына Михаила Михайловича. Зная сложившиеся в семье отношения и принимая в расчет обычаи жизни барской усадьбы, можно с полной уверенностью утверждать, что свидетелем этих свадебных церемоний был и малолетний Федор Михайлович Достоевский. В это время ему 11–13 лет. Это возраст активного восприятия мира, знакомства с правилами и обычаями социальной жизни. Среди летних впечатлений мальчика Достоевского не только игры с братьями и крестьянскими детьми в «дикарей», не только чтение исторических романов Вальтера Скотта, наблюдения за трудовой жизнью сельских жителей, регулярные походы с матушкой в церковь, но и, как видим из записей в обыскных книгах, свадебные торжества и обряды — волнующая тайна взросления и освоения новых социальных ролей.
Даты 24 июля 1832 г., 2 июля 1833 г. и 21 мая 1834 г., не включенные в «Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского», должны быть учтены в дальнейших исследованиях биографии писателя и его родственников.
Во второй обыскной книге есть записи о крестьянах, принадлежавших семье Достоевских, но уже без личных подписей господ: одна 1833 г. — от 29 октября (л. 9); пять от 1836 г. — от 19 (две) и 23 января (л. 18 об. — 19 об.), от 2 октября (л. 22) и 8 ноября (л. 23); три записи 1838 г. — от 4 февраля (л. 24 об.), 23 мая (л. 26) и 6 ноября (л. 32).
Из них наиболее интересными представляются записи от 19 января 1836 г. Вступающие в брак крестьяне (и жених, и невеста) из сельца Чермошны и сельца Дарового принадлежат, согласно тексту, «господину надворному совѣтнику и кавалеру Михаилу Андрѣевичу сыну Достоевскому». Поручителями за них были «по женихѣ тогожъ сельца Доровой и господина Достаевскаго крепостные крестьяне Илья Лаврентьевъ и сельца Чермошной крестьяне Егоръ Серьгѣевъ и Василей Никитинъ; по нѣвѣсте, сельца же Доровой господина маiора Павла Петровича Хотяинцова крестьяне Петръ Васильевъ и Денисъ Макаровъ» (л. 18 об.). Указаны два владельца. Согласно соседней записи (л. 19) от того же числа, «молодые» из Дарового и Чермошны принадлежат тому же Михаилу Андреевичу Достоевскому. Однако заверительная запись свидетельствует:
«…сельца Доровой Господина надворнаго совѣтника Михаила Андрѣевича Достаевскаго крестьяне Симѣонъ Ивановъ и Никита Ивановъ. По нѣвѣсте, сельца Чермошны тогожъ господина Достаевскаго крестьянинъ Ефимъ Максимовъ, и сельца Доровой Господина Хотяйнцова крестьянинъ Никифоръ Васильевъ». В этой записи снова указаны два владельца крестьян, проживающих в Даровом: прежний (П. П. Хотяинцев) и нынешний (М. А. Достоевский). Следовательно, по каким-то причинам часть своих крепостных П. П. Хотяинцев не продал, а оставил за собой. Дворы этих крестьян находились на территории имения Достоевских. Эта чересполосица была очень неудобна, и Достоевские подали иск в Каширский суд о выселении дворов Хотяинцева с их земли. Так началась долгая тяжба между соседями. Однако это не мешало им оказывать взаимные дружеские услуги. Например, двое грамотных дворовых людей из села Дарового и села Моногарова, принадлежавших Хотяинцеву, — Никифор Васильев и Алексей Сергеев, наряду с вышеупомянутым дворовым Достоевских Григорием Васильевым, подписывали («за неумением грамоты» у крестьян) обыскные записи в отсутствие членов семьи Достоевских.
Третья обыскная книга церкви Сошествия Св. Духа села Моногарова, хранящаяся в ГЛМ, датируется 1838–1855 гг.11 Она в твердом картонном переплете, оклеенном коричневой «мраморной» бумагой. Корешок утрачен. На верхней крышке переплета бумажная красная наклейка с узором по краям, на которой написано: «Книга обыскная с 1838 года». В связи с реформами императора Николая I, вводится обыскная книга нового образца12. Появляется в начале книги печатная статья «Форма обыска брачнаго», где вместо имевшихся прежде четырех пунктов теперь требуется заполнять десять, да еще и с подпунктами. Отпечатаны и «Примечания», где указываются необходимые документы (в том числе аттестат о службе жениха, официальное извещение «о летах» и другие). Ранее этого не требовалось. Язык документа утратил церковно-славянскую традицию, стал современным. Изменилась и форма записей на казенно-бюрократическую.
Эта перемена стиля документов чувствуется в первой же записи на л. 1 третьей обыскной книги: «1839го года Апрѣля 2 Дня по указу Его императорскаго величества, Каширскаго уѣзда села Манагарова Святодуховской церкви священно-церковно служители производили обыскъ о желающихъ въступить въ бракъ, и оказалось слѣдующее. 1) женихъ сельца Доровáго (с ударением на а. — Е. В.) Господина Коллежскаго совѣтника Михаила Андрѣевича Достаевскаго крѣпостной крестьянской сынъ Петръ Сидоровъ, чухнинъ, православнаго вѣроисповѣданiя, жительствуетъ означеннаго сельца Доровой въ приходѣ сей церкви. 2) невѣста сельца Чермошной, тогожъ господина Достаевскаго крѣпостная крестьянская дочь Марина Ефимова, православнаго вѣроисповѣданiя…». И так далее. Появились и новые требования, в том числе обязательным стало письменное разрешение владельца крепостных на их брак. Заканчивается запись, ставшая вдвое длиннее, предостережением подписавшимся поручителям об ответственности за ложные показания перед судом церковным и гражданским. После этого следует подпись владельца будущих молодоженов. В данном случае очень лаконичная, но для нас очень важная: «Къ сему обыску Коллежской Совѣтникъ и Кавалеръ Михаилъ Достоевскiй руку приложилъ».
Илл. 5. Ф. 81. Оп. 1. Ед. хр. 131. Л. 1.
Вероятно, Михаил Андреевич в это время (2 апреля 1839 г.) жил в Даровом или специально приехал в связи с грозными новыми правилами о необходимости письменного разрешения на брак принадлежавших ему крестьян, но это единственный его автограф в обыскных книгах13. Далее в брачной записи поименованы крестьяне-свидетели, за которых «руку приложил» уже известный нам «Г-на Маiора Павла Петровича Хотяинцова служитель Алѣксей Сергѣевъ». В самом конце стоят подписи священника, дьякона, дьячка и пономаря (что требовалось по новым правилам).
Следующая обыскная запись о крепостных Михаила Андреевича Достоевского появилась 6 ноября 1839 г.14, т. е. после его смерти. Засвидетельствовал ее «покойнаго господина Достоевскаго чилавекъ Григорiй Васильевъ». Согласно брачным записям от 13 апреля, 1 и 8 октября 1841 г. крепостные крестьяне сельца Чермошны и сельца Дарового принадлежат все тому же покойному господину коллежскому советнику и кавалеру Михаилу Андреевичу Достоевскому15.
Изменения появляются 2 ноября 1841 г.16 Впервые упоминается как владелец уже взрослый Михаил Михайлович. «Женихъ сельца Чермошной Господина подпорудчика Михаила Михайлова Достоевскаго крепосной крестьянинъ Ларiонъ Васильевъ <…>, нивѣста сельца Дороваго господина Достаевскаго крепосная крестьянская дочь Лизовета Савинова…». Поручителем от лица новобрачных и поезжан выступает все тот же дворовый человек сельца Дарового Григорий Васильев.
Тот же владелец значится и в записи от 26 апреля следующего 1842 г.:
«… женихъ сельца Черемошны Господина Подпоручика Михаила Михайло- вича Достаевскаго крѣпостной крестьянской сынъ Василiй Михайловъ <…> невѣста съ тогожъ уѣзда сельца Дороваго означеннаго Господина Достаевскаго крѣпостная крестьянская дочь Наталья Сѣмеонова…». Вначале свидетельствует уже знакомый служитель господина Павла Петровича Хотяинцева Алексей Сергеев из села Моногарова. Далее следует по-своему интересная запись малоразборчивым почерком: «Къ сему обыску вмѣсто воченнаго Старосты сельца Дороваго Г<оспод> Достоевскихъ крисянина <так!> Савина Макарова, имѣющаго доверие отъ Госпотъ своихъ о позволѣнiи въ ступить въ законный бракъ выше писанаго сельца Чермошны кресьянскаго сына Василья Михайлова…» по просьбе венчающихся и поезжан «изключеный ученикъ села Моногарова дячка Степана Васильева сынъ Петръ Покровский руку приложилъ»17. В данной записи интересно и упоминание старосты села Дарового Савина Макарова, которое более в наших обыскных книгах не встречается.
Запись следующего брачного обыска, состоявшегося пять месяцев спустя, — 2 октября 1842 г. (за № 16)18, — в отличие от апрельской, возвращает нас к прежней формулировке «покойного господина коллежского советника (без кавалера. — Е. В.) Михаила Андреева Достоевского»: «…женихъ сельца Доровой покойнаго Господина Коллежскаго совѣтника Михаила Андрѣева Достаевскаго крепостной крестьянской сынъ Иванъ Сидоровъ <…>. Невѣста тогожъ господина сельца Чермошной…». Подписывается от лица свидетелей по личному прошению их снова Петр Покровский: «…села Моногарова вмѣстнаго дьячка Стефана Васильева сынъ Венёвскаго уезнаго училища исключеныной учиникъ».
Далее указания на владельца крестьян Дарового и Чермошны сводятся к формулировке: «покойный господин Михаил Андреевич Достоевский» — уже без указания званий, вплоть до 2 мая 1847 г. (л. 50 об.), когда формулировка сокращается: «Господина Достоевского». В записи от 3 ноября 1846 г. (л. 52) появляется множественное число: «Г<оспод> Достоевских». В последующих записях указания на владельцев беспорядочно чередуются: множественное число «Господ Достоевских» — 29 октября (л. 62 об.) и 14 ноября 1848 г. (л. 63), безликое «Господина Достоевского» — 10 апреля 1849 г. (л. 64), «покойного Господина Достоевского» — 12 мая (л. 55 об.) и 20 июля 1847 г. (л. 58), а также 17 октября 1848 г. (л. 61 об.); «покойного Надворного советника» — далее, видимо, было оставлено место, куда позднее попытались вписать имя: «Михаила Андревича Досто» (фамилия полностью не поместилась и отчество написано с ошибкой) — запись от 22 января 1850 г. (л. 76).
Интересная запись появляется 3 июля 1850 г. за № 11 (л. 84 об. — 85). Она посвящена свадьбе жениха «деревни Черемошны Г-на Достаевскаго» крепостного и невесты «сельца Даровой тогожъ Г-на Достаевскаго». Далее размещена запись поручителя: «Къ сему обыску вмѣсто жениха и невѣсты и вмѣсто поручителей по женихѣ: деревни Черемошны крестьянъ: Алексѣя Михайлова и Василiя Максимова; по невѣсте сельца Дароваго вмѣсто крестьянъ Бориса Иванова и Ивана Сидорова за неумѣнiемъ ихъ грамматы Подпоручикъ Достоевскiй руку приложилъ». Это последний автограф члена семьи Достоевских19.
Еще трижды в обыскных записях сельцо Даровое и деревня Черемошня упоминаются как владения господина или господ Достоевских: 11 сентября 1850 г., 4 ноября 1851 и 13 августа 1852 гг.
- 11 сентября 1850 г. (л. 85): «женихъ деревни Черемошны Г-на Достаевскаго», «невѣста тогожъ сельца Господина». Поручительство Александра Степанова.
- 4 ноября 1851 г. (л. 92): «женихъ Сельца Доровой Г. Достаевскихъ <…> невѣста тогожъ сельца и Господъ». Поручитель — священник Григорий Михеев.
- 13 августа 1852 г. (л. 96 об.): «женихъ сельца Черемошны Г-на Достаевскаго крепостный крестьянскiй сынъ Иванъ Алексѣевъ <…> невѣста сельца Доровой тогожъ Господина крепостная крестьянская дочь Лукерья Феодорова». Это последняя запись, в которой упоминается фамилия Достоевских.
С 18 января 1853 г. фамилия семьи писателя исчезла из обыскных книг. С этого времени сельцо Даровое (л. 99 об.) и сельцо Черемошна (л. 100) стали принадлежать госпоже Вере Михайловне Ивановой, замужней младшей сестре Ф. М. Достоевского. Сначала она просто именуется как «госпожа Иванова». С 24 июня 1855 г. она значится уже как «госпожа Коллежская Совѣтница Вѣра Михайлова Иванова»20.
Записи от 24 июля 1855 г. — последние в книге о владельцах Дарового и Черемошны за 1838–1855 гг. Следует добавить, что Вера Михайловна Иванова (урожденная Достоевская, 1829–1896) жила в Даровом до самой своей смерти [Нечаева, 1939: 61].
Установленные нами факты из жизни семьи Достоевских в Даровом открывают новые перспективы в дальнейших исследованиях биографии писателя.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ф. 81. Оп. 1. Ед. хр. 128.
2 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. СПб.; М.: Издание М. О. Вольфа, 1881. Т. 2: И–О. С. 659.
3 Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Том XXIа. СПб., 1897. С. 643.
4 Лист с этой записью воспроизведен на с. 113 и дана запись до этого места на с. 155 в вы- шеуказанной книге публикации В. С. Нечаевой [Нечаева, 1939].
5 Ф. 81. Оп. 1. Ед. хр. 128. Л. 136.
6 Подробнее об этом пожаре и Г. Васильеве вспоминал А. М. Достоевский [Достоев- ский А. М.: 61–62].
7 Ф. 81. Оп. 1. Ед. хр. 130.
8 Подпись второго поручителя отсутствует.
9 Чермошня именуется то как сельцо, то как деревня. Само написание варьируется.
10 Ф. 81. Оп. 1. Ед. хр. 130. Л. 10.
11 Ф. 81. Оп. 1. Ед. хр. 131.
12 Видимо, малое число листов (всего 34) в предыдущей обыскной книге 1832–1838 гг. связано с реформами.
13 Ф. 81. Оп. 1. Ед. хр. 131. Л. 1.
14 Ф. 81. Оп. 1. Ед. хр. 131. Л. 6 об.–7.
15 Ф. 81. Оп. 1. Ед. хр. 131. Л. 14 об., 17 об., 18 об.
16 Ф. 81. Оп. 1. Ед. хр. 131. Л. 19 об.
17 Ф. 81. Оп. 1. Ед. хр. 131. Л. 21.
18 Ф. 81. Оп. 1. Ед. хр. 131. Л. 28 об.
19 Далее расположены подписи священника, дьякона, дьячка и пономаря церкви села Моногарова.
20 Ф. 81. Оп. 1. Ед. хр. 131. Две записи от 24 июня 1855 г. Л. 114 об., 115.
Авторлар туралы
Evgeniya Varentsova
The Russian Literary History State Museum Named After V. I. Dahl
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: orfglm@gmail.com
Head of Department of the manuscript holdings
Ресей, MoscowӘдебиет тізімі
- Dostoevskiy A. M. Vospominaniya [Memories]. Moscow, Agraf Publ., 1999. 432 p. (In Russ.)
- Dostoevskiy F. M. Polnoe sobranie sochineniy: v 30 tomakh [Complete Works: in 30 Vols]. Leningrad, Nauka Publ., 1981, vol. 22. 407 p. (In Russ.)
- Nechaeva V. S. V sem’e i usad’be Dostoevskikh: pis’ma M. A. i M. F. Dostoevskikh [In the Dostoevskys Family and Estate: Letters of Mikhail A. and Maria F. Dostoevsky]. Moscow, Gosudarstvennoe social’no-ekonomicheskoe izdatel’stvo Publ., 1939. 158 p. (In Russ.)
- Nechaeva V. S. From the Memories of the History of the Foundation of the First Museum of F. M. Dostoevsky. In: Dostoevskiy. Materialy i issledovaniya [Dostoevsky. Materials and Researches]. Leningrad, Nauka Publ., 1985, vol. 6, pp. 274—295. (In Russ.)
Қосымша файлдар
