Vol 2, No 4 (2015)
Articles
Проблемы атрибуции в исследованиях о Ф. М. Достоевском (обзор предложенных решений)
Abstract
Статья дает краткий обзор существующих исследований, посвященных проблеме авторства — одной из важнейших задач текстологии, а именно: определению авторства анонимных и псевдонимных статей, опубликованных в журналах «Время», «Эпоха», еженедельнике «Гражданин». Вопрос о принадлежности этих статей Ф. М. Достоевскому занимал исследователей с начала XX века и до сих пор остается открытым, несмотря на то, что была проведена огромная работа в этой области, разработаны различные методики атрибуции текстов и предприняты некоторые успешные попытки определения авторства статей. Публикацией данного обзора редакция начинает дискуссию по проблемам атрибуции журнальных и газетных статей, авторство которых приписывают или следует приписать Достоевскому.



Достоевский. Коллективное «Гражданин» как творчество редактора
Abstract
Ф. М. Достоевский как редактор еженедельника «Гражданин» (январь 1873 — апрель 1874) критически вмешивался в тексты своих сотрудников. Рассматриваются две статьи В. Ф. Пуцыковича — о ночлежном приюте и о журнальной этике — в номере от 3 сентября 1873 года и делается попытка установить параметры участия в них Ф. М. Достоевского.



Приложение



Неизвестное письмо А. Г. Достоевской к Н. П. Вагнеру
Abstract
Данная статья продолжает тему, затронутую во 2-м выпуске журнала «Неизвестный Достоевский» — взаимоотношения Н. П. Вагнера с Ф. М. и А. Г. Достоевскими. После смерти писателя Н. П. Вагнер обратился с просьбой к вдове разрешить спиритуалистам вызвать дух покойного Ф. М. Достоевского. Эта просьба вызвала тяжелую реакцию А. Г. Достоевской и довела ее до психического расстройства. Письмо А. Г. Достоевской к Н. П. Вагнеру от 25 февраля 1881 года, публикуемое впервые, раскрывает дополнительные детали этого эпизода из жизни Достоевской, описанного в ее воспоминаниях и связанного с деятельностью отечественного сообщества спиритуалистов. В настоящей публикации уделено внимание специфике восприятия спиритического сообщества и практики Достоевской и Вагнером; раскрыты особенности понимания «семьи» в спиритуалистической идеологии и его значение для правильного осмысления данного эпизода в отношениях Достоевской и Вагнера.



«Вся ваша и с костылями Е. Штакеншнейдер»: переписка Е. А. Штакеншнейдер и А. Г. Достоевской
Abstract
Елена Андреевна Штакеншнейдер (1836—1897) — хозяйка литературнохудожественного салона в Санкт-Петербурге в 1870-х — начале 1880-х годов — большую часть жизни вела дневники и поддерживала переписку со многими знаменитыми современниками, в частности с супружеской парой Достоевских. Свидетельством дружеских отношений Е. А. Штакеншнейдер с семьей Достоевских стали ее дневниковые записи, воспоминания, а также 14 сохранившихся писем: Ф. М. Достоевский — Е. А. Штакеншнейдер (2); Е. А. Штакеншнейдер — Ф. М. Достоевскому (3); Е. А. Штакеншнейдер — А. Г. Достоевской (8); А. Г. Достоевская — Е. А. Штакеншнейдер (1). Переписка Е. А. Штакеншнейдер и А. Г. Достоевской свидетельствует об этих двух женщинах не только как о близких Достоевскому людях, но и как о больших труженицах в деле сохранения культурного наследия России. Фрагменты трех писем Е. А. Штакеншнейдер к А. Г. Достоевской были опубликованы в «Литературном наследстве», т. 86 (М., 1973). В полном объеме их переписка публикуется впервые.



Приложение



«Эпизод с современными позитивистами» в романе Достоевского «Идиот» (из дополнений к комментарию)
Abstract
VII–Х главы второй части романа Достоевского «Идиот» обычно рассматриваются в контексте полемики писателя с идеями позитивизма. Между тем в первую очередь эти главы направлены против философского анархизма: прямо против «социального анархизма» П.-Ж. Прудона и косвенно — против «индивидуалистического анархизма» М. Штирнера. С этим связаны детали биографии Штирнера, криптографически отображенные в рассказе Гани Иволгина о судьбе отца Антипа Бурдовского. В романе «Идиот» в связи с Бурдовским и Ко звучат мотивы не столько философского позитивизма, сколько анархизма, а интертекстуальность в этих главах проявляется не только через содержащиеся в некоторых декларациях героев аллюзии на идеи европейского и русского анархизма, но и через детали происхождения одного из них. Этим способом лишний раз удостоверяется внутренняя связь героев «Идиота», аттестованных Лебедевым как «некоторое последствие нигилизма», с идеями не столько позитивизма, сколько анархизма.


