Interpretation of a musical work as a significant component of the professional activity of an accompanist

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The subject of the study is the conditions for the development of professional skills of the concertmaster in the music interpretation. The article deals with the problem of interpreting a piece of music as a basic quality of a musician's personality in general, and in particular, in the structure of the concertmaster's professional activity. This article is devoted to the description of the process of working on a musical work of a musician in general, and, in particular, an accompanist. The author considers the pedagogical conditions for the formation of skills and abilities of interpretation of musical works as an important component in the training of a musician-performer, concertmaster; the importance of the concertmaster's communicative skills as one of the factors in the work on the interpretation of a musical work is determined. The role of psychological and professional qualities of a musician in the artistic embodiment of interpretation is revealed, which depend on his musical and auditory representations, intelligence, temperament, emotional sensitivity, musical experience, performing endurance, concentration of attention, ability to control his playing. The novelty of the research lies in the identification of an algorithm of work aimed at creating an interpretation of a musical work in the joint performance of a soloist – concertmaster. The main conclusion of this work is that the use of artistic and pedagogical interpretation in the work of an accompanist on a piece of music can contribute to the development of professionally significant qualities of an accompanist.

References

  1. Матюшкова, Т.М. Некоторые аспекты специфики профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера в сфере музыкального образования / Т.М. Матюшкова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 20 (206). – С. 393-396. URL: https://moluch.ru/archive/206/50611/ (дата обращения: 15.04.2021).
  2. Мнацаканян, Э.К. Совместная деятельность педагога-хормейстера и концертмейстера в вокально-хоровой работе / Э.К. Мнацаканян // В сборнике: Научно-практические аспекты современного хорового искусства и образования. Сборник статей по материалам II Всероссийской конференции. Редактор-составитель: Рычкова М.А. – 2016. – С. 90-94.
  3. Философский энциклопедический словарь / гл.ред. Л.Ф.Ильичев и др.-Москва: Советская энциклопедия, 1983. – 839 с.
  4. Пилецкая, А.А. Коммуникативные и организаторские способности руководителя хора как основные компоненты модели специалиста / А.А. Пилецкая // В мире научных открытий. – 2009. – № 1 (1). – С. 124-133.
  5. Пустовая, Н.В. Работе концертмейстера в вокальном классе / Н.В. Пустовая // В сборнике: Музыкальное искусство в контексте современных проблем культуры и образования. Москва. – 2016. – С. 431-436.
  6. Романенко, Л.Н. О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными детьми / Л.Н. Романенко // Молодой ученый. – 2016. – № 5-3 (109). – С. 42-44.
  7. Кубанцева, Е.И. Концертмейстерский класс: учеб.пособие. Москва: Академия, 2002. – 192 с.
  8. Щербакова, Е.А. Специфика работы концертмейстера на занятиях хореографии / Е.А. Щербакова // Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции в области художественного образования детей «АРТ-ЕКАТЕРИНБУРГ» (с международным участием). Составители: Воинкова Т.Е., Перевышина Н.Ю. –2015. – С. 153-155.
  9. Хасьянова, Т.В. О Роли концертмейстера в вокальном классе / Т.В. Хасьянова // В сборнике: Педагогическое мастерство. Материалы IX Международной научной конференции. – 2016. – С. 79-81.
  10. Архангельская, В.Д. О профессиональных исполнительских задачах педагога-концертмейстера в хореографическом классе / В. Д. Архангельская // В сборнике: Актуальные проблемы развития современной науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. АР-Консалт. – 2015. – С. 15-16.
  11. Хазеева, И.Н. Проблема интерпретации в хоровом исполнительстве / И.Н.Хазеева // Университетский научный журнал.-2018.-№ 38. – С.130-138.
  12. Дмитриев, В.А., Швецова О.Ю. Проблемно-аналитический подход при освоении содержания музыкальных произведений / В.А. Дмитриев, О.Ю. Швецова // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Нижневартовск, 12 ноября 2019 года) / отв. ред. Д.А. Погонышев. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет. – 2019. – С. 141-143.
  13. Шамаева, Р.М. Креативность в музыкальной культуре: монография / Р.М. Шамаева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2010. – 171с.
  14. Семичева, А.А. Особенности деятельности концертмейстера в классе хорового пения / А.А. Семичева // В сборнике: Концертмейстерское мастерство в фортепианном классе на современном этапе. Сборник работ по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный за выпуск: Н.В. Усачева. – 2016. – С. 143-148.
  15. Хазеева И.Н. Особенности взаимодействия педагога и концертмейстера в образовательном процессе / И.Н.Хазеева, А.В.Семесько //В сборнике: Художественное пространство XXI века: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общ.ред.ММ.Новиковой. – 2020. – С.143-148.
  16. Николаева, Т.Е. Основные составляющие творческой деятельности концертмейстера в детской музыкальной школе / Т.Е. Николаева // Наука и образование: новое время. – 2017. – № 2 (2). – С. 259-261.
  17. Гладкова, Т.В. Педагогические аспекты деятельности концертмейстера в классе инструментов симфонической группы / Т.В. Гладкова // В сборнике: Концертмейстерское мастерство в фортепианном классе на современном этапе. Сборник работ по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный за выпуск: Н.В. Усачева, 2016. – С. 29-32.
  18. Иванова, И.А. Компетентностный подход в профессионально-педагогической деятельности концертмейстера / И.А. Иванова // Вестник научных конференций. – 2015. – № 3-1 (3). – С. 55-57.
  19. Калинина С.В., Моисеева А.А., Филиппович Е.В. Взаимосвязь коммуникативной компетентности личности с успешностью профессиональной деятельности представителей творческих профессий// Вестник новгородского государственного университета. 2017 № 4 (102) – С.56-59
  20. Кондакова, Е.П. Работа концертмейстера над художественным образом музыкального произведения в детской музыкальной школе / Е.П. Кондакова // В сборнике: Концертмейстерское мастерство в фортепианном классе на современном этапе. Сборник работ по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный за выпуск: Н.В. Усачева. – 2016. – С. 61-66.
  21. Николахина, А.В. Педагогические и творческие аспекты работы концертмейстера детской школы искусств / А.В. Николахина // В сборнике: Современные тенденции в образовании и науке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 26 частях. – 2013. – С. 87-88.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».