Historical stories about the Erzya people in Russian folklore (on the material of "Tales of the Starling and the Woodpecker" and songs "On the mountains on the Dyatlovs")

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The subject of research in the article is the specificity of the reflection of historical events and persons in oral poetic works. The object of the study is the legend "About the Starling and the Woodpecker" and the song "On the Mountains on the Dyatlovs". The authors consider in detail such aspects of the topic as the artistic comprehension of the processes of development of statehood, the transformation of nationality, etc. Particular attention is paid to the consideration of contacts between neighboring peoples, influencing the formation of the historical context, in folklore works. The goals and objectives of the work determined the choice of research methods: historical and literary, descriptive, genetic, on the basis of which the analysis of the legend "About the Starling and the Woodpecker" and the song "On the Mountains on the Dyatlovs" is carried out. The scientific novelty of the study is determined for the first time by the analysis of "The Tale of the Starling and the Woodpecker" and the song "On the Mountains on the Dyatlovs" in the philosophical and sociological aspects in terms of the unification of Russians and Erzya into one people represented in them. The main conclusions were: the song and the legend unite the Russian and Erzya worlds, form a common society for them, where the co-existence of the two peoples does not have antagonism, social and moral forces directed against each other. A special contribution of the authors was the discovery that the song artistically interprets the unifying processes, idealizes them, turns them into a poetic image that is attractive to both Russians and Erzya. The unification of the Nizhny Novgorod Erzya with the Muscovite state was a mutual benefit, as the Russian Tsar also speaks of, thanking God for giving him the Erzya land. The Erzya elders also took what happened for granted, especially since it happened during their prayer to the Supreme God, who approved everything with his non-resistance.

References

  1. Абрамов В. К. По следу времени. – Саранск: Мордовское кн.изд-во, 1991. – 300с.
  2. Алексеев Н. Н. Исторические связи мордовского фольклора и фольклора славянских народов // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. С. 33 – 40.
  3. Ватанина М.Ф. Мордовские исторические песни: автореф. дис. …канд.филол.. наук. – Саранск, 1968. – 24 с.
  4. Гераськин Т. В., Шаронова Е. А. Русь и Мордва в фольклоре и исторической прозе. ‒ Саранск [Б.и.], 2013. ‒ 328 с.
  5. Евсевьев М. Е. Избранные труды. Т. 1. Народные песни мордвы. – Саранск: Мордов. кн. Изд-во, 1961. – 384 с.
  6. Евсевьев М. Е. Избранные труды. Т. 2. Народные песни мордвы. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. – 528 с.
  7. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. – 386 с. // https://imwerden.de/pdf/lotman_struktura_khudozhestvennogo_teksta_1970__ocr.pdf
  8. Маскаев А.И. Мордовская народная эпическая песня. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964. – 440 с.
  9. Мельников П.И. Очерки мордвы. – Саранск: Мордов. кн. Изд-во, 1981. –136 с.
  10. Осьмушина А. А. Человек и мир в мордовской сказке (в сравнении со сказками других этнокультур) // Финно-угорский мир. – 2022. – Т. 14, № 2. – С. 223-240.
  11. Путилов Б.Н. Русский историко-песенный фольклор ХIII-ХVI веков. М.-Л.: Наука, 1960. 300 с.
  12. Селиванов Ф.М. . Исторические песни // Русское народное поэтическое творчество. М.: Просвещение, 1971. С. 174‒189.
  13. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 1. Эпические и лиро-эпические песни. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. – 399 с.
  14. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.1. Кн. 2. Исторические песни XVI-XVIII вв. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. –352 с.
  15. Шаронов А. М. Русско-мордовские фольклорные отношения (исторические песни XVI-XVIII веков: автореф. дис. …канд.филол. наук. –Саранск, 1973. – 21 с.
  16. Шаронов А. М., Шаронова Е. А. Русский фольклор Мордовии как культурно-историческое явление // Проблемы методологии и методики мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации. – Саранск, 2017. – С. 413‒422.
  17. Шаронов А. М., Шаронова Е. А. О жанровой природе исторической песни: русско-эрзянский контекст // Вестник угроведения. – 2020. – Т. 10. – № 1. – С. 120–129.
  18. Юртов А. Ф. Образцы мордовской народной словесности. Вып. 1: Песни на эрзянском и некоторые на мокшанском наречии. – Казань: Издание Православного миссионерского общества, 1882. – 232 с. // https://elib.rgo.ru/safe-view/123456789/235523/1/NDU5OV9PYnJhemN5IG1vcmRvdnNrb2kgbmFyb2Rub2kgc2xvdmVzbm9zdGkuIC0gS2F6YW4nLnBkZg==
  19. Paasonen H. Uber der Versbau Mordwinische Volksliedes. Finnisch-Ugrische Forschungen. – B. X. – № 1–3. –1910. – S. 153–192.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».