The experience of iconological interpretation of Internet memes (based on the material of "quarantines" from the collection of social cartoons of the Center for Social and Political History of the State Public Historical Library)

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

The object of the research is Internet memes as a product of modern mass culture and art. The subject of the study is the iconological interpretation of an Internet meme as an art object. Internet memes dedicated to the lockdown and the COVID-19 pandemic - "quarantine" from the collection of social cartoons of the Center for Socio-Political History of the State Public Historical Library, which was collected during the lockdown of 2020, and also relevant Internet materials were selected for interpretation. The purpose of the article is to conduct an iconological interpretation of selected Internet memes from the collection of social cartoons of the Center for Socio–Political History of the State Public Historical Library. The novelty of the research lies in the fact that for the first time an Internet meme was considered as an art object, and the possibilities of iconological interpretation of this phenomenon of modern culture and art were investigated using the example of several "quarantine" sites. The article shows that the construction of "quarantines" went both along the path of creating new memes and by transforming old memes based on recontextualization – using well-known plots, images, heroes to discuss new realities. The iconological interpretation of the "quarantines" made it possible to identify the features of the reflection of the pandemic in the public consciousness (the feeling of the "inversion" of the world, the catastrophic nature of changes, new security conditions) and to deepen knowledge about the nature of artistic self-help of society in conditions of social extremum (the use of the healing effects of the tragicomic).

Bibliografia

  1. Струкова Е.Н., Леонтьев В.А., Голицына Е.В. Коллекция социальной карикатуры, собранная в период самоизоляции в Государственной публичной исторической библиотеке России// Библиография. Научный журнал по библиографоведению, книговедению и библиотековедению. 2020, № 5(430) С. 74-83.
  2. Струкова Е.Н., Голицына Е.В. Cамоизоляция vs вакцинация: коллекция откликов в социальных сетях на самоизоляцию и обязательную вакцинацию в фондах Государственной публичной исторической библиотеки России //Историко-культурное наследие в цифровом измерении: Материалы Международной конференции (г.Пермь, 20-22 октября 2021 года). Пермь, 2021. С.173-175.
  3. Докинз Р. Эгоистичный мем, 1993. 277с.
  4. Горошко Е.И. Теоретический анализ Интернет-жанров // Жанры речи. Вып.5: Жанр и культура. Саратов: Наука, 2007. С.370-389.
  5. Denisova A. Internet Memes and Society: Social, Cultural, and Political Contexts, Routledge, 2019.
  6. Shifman L. Memes in Digital Culture, MIT Press, 2014.
  7. Zittrain J. L. Reflections on internet culture // Journal of Visual Culture. 2014. Vol 13 (3). No. 3. Р. 388–394.
  8. Шомова С.А. Спонтанность как иллюзия: интернет-мем в структуре политической коммуникации. Медиа. Информация. Коммуникация. 2015. № 15. URL: https://mic.org.ru/vyp/15-nomer-2015/spontannost-kak-illyuziya-internet-mem-v-strukture-politicheskoy-kommunikatsii/ (дата обращения: 7.05.2023).
  9. Дин Ц. По законам жанра: особенности использования прописных букв в интернет-мемах и почтовых открытках // Litera. 2021. № 6. С. 124-143. doi: 10.25136/2409-8698.2021.6.35755 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35755 (дата обращения: 7.05.2023).
  10. Исхакова З.З., Майоров К.А. Лексические особенности интернет-мема в компьютерно-опосредованной коммуникации // Филология: научные исследования. – 2017. № 4. С. 50-56. doi: 10.7256/2454-0749.2017.4.24649 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24649 (дата обращения: 7.05.2023).
  11. Марченко Н. Г. Интернет-мем как хранилище культурных кодов сетевого сообщества // Казанская наука. 2013. № 1. С. 113–115. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18799537_22714974.pdf (дата обращения: 7.05.2023).
  12. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации// Филология. 2012. Выпуск № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kak-fenomen-internet-kommunikatsii(дата обращения: 7.05.2023).
  13. Щурина Ю. В. Речевые жанры комического в современной массовой коммуникации: монография. Чита: ЗабГУ, 2015. 223 с.
  14. Пушкарева Т.В. Цифровой фольклор в эпоху пандемии (на материале коллекции социальной карикатуры Центра социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки) //Наука телевидения 2022. 18 (2). С. 61–89. DOI: https://doi.org/ 10.30628/1994-9529-2022-18.2-61-89. EDN: GXEKWQ
  15. Сорокин Ю. А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. – М.: Наука, 1990. С. 180–181.
  16. Stöckl, Hartmut. In between modes: Language and image in printed media. In Eija Ventola, Cassily Charles & Martin Kaltenbacher (Eds.), Perspectives on multimodality (pp. 9–30). Amsterdam: John Benjamins, 2004.
  17. Yus F. Multimodality in memes//Analyzing digital discourse: New Insights and Future Directions edited by Patricia Bou-Franch & Pilar Garcés-Conejos Blitvich 105-131. Cham-Switzerland: Palgrave Macmillan, 2019.
  18. Yus, F. Cyberpragmatics. Internet-mediated communication in context. Amsterdam: John Benjamins, 2011. URL: https://www.researchgate.net/publication/242653814_Cyberpragmatics_Internet-Mediated_Communication_in_Context (дата обращения: 7.05.2023).
  19. Голованова Е. И., Часовский Н. В. Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ // Вестник Челябинского государственного университета, 2015 № 5. (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 135–141.
  20. Изгаршева А. В. Интернет-мем как медиатекст// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. М.2020, №5. № 5. С. 86–101. doi: 10.18384/2310-712X-2020-5-86-101
  21. Канашина С. В. Интернет-мем как современный медиадискурс // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 8 (131). С. 125–129.
  22. Канашина С. В. Что такое интернет-мем? // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 28 (277). С. 84–90.
  23. Лысенко Е. Н. Интернет-мемы в коммуникации молодёжи // Вестник Санкт Петербургского университета. Социология. 2017. Т. 10. Вып. 4. С. 410–424. doi: 10.21638/11701/spbu12.2017.403.
  24. Мигранова Л. Ш., Кромина Е. И. Интернет-мем как особое средство коммуникации // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам: материалы третьей международной научно-практической конференции (Брянск, 05–07 ноября 2015 г.) / под ред. В. С. Артемовой. Брянск: Брянская государственная инженерно-технологическая академия, 2015. С. 239–243.
  25. Рукомойникова В.П. «Виртуальный» фольклор в контексте народной смеховой культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ижевск, 2004.
  26. Суханова Т.Н. Игры в Рунете: «Балаган троллей» (к вопросу о взаимосвязи новых и традиционных форм игрового поведения)// Функционально-структуральный метод П.Г. Богатырева в современных исследованиях фольклора. М., 2015.
  27. Shifman L. Memes in a digital world: reconciling with a conceptual troublemaker// Journal of Computer Mediated Communication. 2013. 18(3): 362–377.
  28. Shifman L. Humor in the Age of Digital Reproduction: Continuity and Change in Internet-Based Comic Texts// International Journal of Communication 1. 2007, 187-209
  29. Щебланова В. В., Логинова Л. В., Суркова И. Ю. Дискурсы городского сообщества интернет-мемов: между конструктивной и деструктивной гражданской активностью молодёжи// ΠΡΑΞΗΜΑ. 2020. 3 (25). С.136-155
  30. Моисеенко Л.В. Интернет-мем как единица социально-культурного контента // Вестник МГЛУ. Выпуск 27 (738) . 2015. С.104-114
  31. Шомова С. А. Мемы как они есть: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2018. 136 с.
  32. Шомова С.А. Спонтанность как иллюзия: интернет-мем в структуре политической коммуникации. Медиа. Информация. Коммуникация. 2015. № 15. .
  33. Рыжков К.Л. Классификация интернет-мемов в реалиях 2021 года // Культура и искусство. 2021.№ 9. С. 18-28. doi: 10.7256/2454-0625.2021.9.36456 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36456
  34. Flecha Ortiz J.A., Santos Corrada M.A., Lopez E., and Dones V. Analysis of the use of memes as an exponent of collective coping during COVID-19 in Puerto Rico //Media International Australia 2021, Vol. 178(1) 168 –181.
  35. Aslan E. Days of our ‘quarantined’ lives: multimodal humour in COVID-19 internet memes. Internet Pragmatics. Available at https://centaur.reading.ac.uk/10026
  36. Smirnova O.V., Denissova G.V., Svitich L., Lin Ch., Steblovskaia S. Psychological and Ethnocultural Sensitivities in the Perception of COVID-19 Memes by Young People in Russia and China //Psychology in Russia: State of the Art, 2020, 13(4), 148-167.
  37. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства. СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. 394с.
  38. Дроник М.В. Иконологический метод как средство анализа произведений беспредметной живописи// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2017. № 6(80): в 2-х ч. Ч. 1. C. 62-65.
  39. Чернявская Ю. Советское как детское: опыт двора // Философско-литературный журнал «Логос». 2017.Т. 27, № 5.С. 219—240.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».