Gaming Practices of S. M. Solovyov as a Reflection of the Young Symbolists on V. S. Solovyov’s Ideas and Positivist Approach

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The object of the study is the recollections of Solovyov's game practices, depicted in the memoirs of A. Bely and M. A. Beketova. The subject is those mental ideas of the Younger generation of Russian Symbolists about philosophical ideas of V. Solovyov and positivist method, which served as a structure-forming element of such practices. The article constructs a general abstract model of Solovyov's slapsticks. It is revealed that it contains many signs, the signifieds of which are connected with the Young Symbolists' reflection on the ideas of V.S. Solovyov and positivism. By means of the structural-semiotic method the semantic fields and relations of these signs within the game structure are revealed. It is established that the semantic content of such signs in Solovyov's slapsticks is revealed as two different types of epistemology. The conclusion is made that in the worldview of Young Symbolists such types of cognition are opposed to each other. It is concluded that their opposition is the subject pivot of these game practices. The novelty of the research is connected with the fact that the attempt to describe the Young Symbolists' reflection on different types of cognition is carried out not on the material of the artistic and theoretical texts of S. Solovyov, A. Bely and A. Blok, but on the material of their everyday life. This position makes it possible not to dwell only on those layers of reflection which the poets themselves realized and expressed verbally, but also to bring into the research field their ideas which are not were not fully verbalized. The results of this study can then be used to reconstruct more comprehensively the worldview paradigm of the Younger generation of Russian Symbolists.

References

  1. Бужор Е.С. Концепция теургического творчества у Вл. Соловьева и Вяч. Иванова // Общество: философия, история, культура. 2019. № 6(62). С. 12–23.
  2. Юрина Н.Г. В.С. Соловьев – первый символист или последний романтик? (эстетические взгляды и творческая модель) // Вестинк Томского государственного университета. Филология. 2021. № 73. С. 267–286.
  3. Рычков А.Л. «Бог есть всё. Всё становится Богом»: Религиозно-философское кредо «раннего» Владимира Соловьева и его первые читатели // Литературный факт. 2019. № 3(13). С. 223–249.
  4. Романов Д.Д. Рецепция философских концепций Вл.С. Соловьева в эпистолярном наследии А. Белого // Соловьевские исследования. 2022. № 3(75). С. 6–18.
  5. Самарина М.А. Стихотворение Вл. Соловьева «Три подвига» как один из источников цикла А. Блока «Снежная маска» // Соловьевские исследования 2022. № 2(74). С. 26–42.
  6. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста / под ред. Ю.М. Лотман; М.Л. Гаспаров. СПб.: Искусство-СПб, 1996.
  7. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / под ред. А. Гуревич. М.: Издательство «Искусство», 1970.
  8. Лотман Ю.М. О структурализме. Работы 1965–1970 годов / под ред. И. А. Пильщикова. Таллин: Издательство ТЛУ (Bibliotheca Lotmaniana), 2018.
  9. Эткинд А.М. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М.: ИЦ-Грант, 1996.
  10. Лебон Г. Книга I. Психология народов / Психология народов и масс. СПб.: «Макет», 1995.
  11. Корсаков А.И. Религия и наука в трудах основателя первого позитивизма // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие, Философия, Религиоведение. 2012. № 2(40). С. 80–92.
  12. Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция, М.: НЛО, 1998.
  13. Гофман В. Язык символистов // Литературное наследство [Символисты]. М.: Объединение, 1937. Том 27/28. С. 54-105.
  14. Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В.С. Соч. В 2 т. Т. 1. Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги. М.: Мысль, 1900.
  15. Куликова О.Б. Концепция субъекта познания в гносеологии Вл. Соловьева // Соловьевские исследования. Периодический сборник научных трудов. Онтология, теория познания и социальная философия В.С. Соловьева. Иваново: ОМТ МИБИФ, 2008. № 17. С. 56-67.
  16. Рычков А.Л. Доклад А. Блока о русском символизме 1910 года как развитие «мысли о Софии» Вл. Соловьева // Шахматовский вестник. 2011. № 12. С. 207–231.
  17. Рычков А.Л. «Софийный гнозис» Серебряного века: Источники и влияния // «Va, pensiero sull’ali dorate»: Из истории мысли и культуры Востока и Запада. М.: Издательство «Рудомино», 2010. С. 344–363.
  18. Овсянико-Куликовский Д.Н. Сектанты: очерки по истории народных религиозных движений. М.: Common place, 2017.
  19. Федоренко Ф.И. Секты, их вера и дела. М.: Политическая литература, 1965.
  20. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. Том II / пер. с англ. М.К. Рыклин. М.: «Азбука-Аттикус», 1980.
  21. Балановский В.В. Гносеология Владимира Соловьева как проявление особого типа рациональности // Соловьевские исследования. 2011. № 2(30). С. 117–134.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».