Мотивационно-коммуникационный иммунитет бизнеса в формировании конкурентоустойчивой экономики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Обозначена необходимость обеспечения прорыва в производственно-технологическом обновлении отраслевых сегментов экономики для укрепления российской субъектности и достижения подлинной суверенности на основе интеграции усилий всех участников отношений для создания устойчивого конкурентного статуса России во всех его измерениях. Предложено новое понимание концепции конкурентной устойчивости в условиях мобилизационной экономики. Аргументируется, что ключевым звеном позитивных изменений в темпах экономического роста и поступательном движении к благополучию и накоплению потенциала конкурентной устойчивости является укрепление мотивационно-коммуникационного иммунитета бизнеса. Обосновывается необходимость установления комплементарного взаимодействия различных функциональных областей деятельности бизнеса, в рамках которого человеческий ресурс с его мотивационно-поведенческой доминантой приобретает свойство ключевого звена в преобразовательных процессах изменения внутреннего состояния российского социума в направлении укрепления его иммунного состояния. Конкурентоустойчивость субъектов бизнеса становится фокусом в позитивном цивилизационном движении российского общества к технологической суверенности посредством активизации человекоцентричного ресурса в рамках мобилизационной экономики. Предложена модель управления экономическим ростом бизнеса в условиях мобилизационной экономики, которая строится на инновационной изменчивости выстраиваемых цепочек создания стоимостей и на реинжиниринге бизнес-процессов, реализуемых в ходе рационализации использования совокупности различных ресурсов. Обосновывается, что ключевым инструментом в достижении обозначаемых целей и стратегических ориентиров выступает мотивационно-коммуникационный иммунитет субъектов бизнеса, формируемый под воздействием социального, мотивационного и поведенческого доминаторов, вплощаемых в социально-экономической системе человекоцентричным трудовым ресурсом

Об авторах

Михаил Борисович Щепакин

Кубанский государственный технологический университет

Email: shchepakin@mail.ru
доктор экон. наук, профессор, профессор кафедры рекламы и связи с общественностью института фундаментальных наук ФГБОУ ВО «КубГТУ»

Email: email@example.com

Список литературы

  1. 1. Щепакин М.Б., Ильенкова К.М. Модель управления развитием розничной торговой сети на основе инновационных преобразований в условиях мобилизационной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 9. – c. 2443-2462. – doi: 10.18334/epp.12.9.116146.
  2. 2. Щепакин М. Б., Губин В. А., Хандамова Э. Ф. Структурная модернизация как основа устойчивого развития промышленности региона. / монография. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022. – 270 c.
  3. 3. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Губин В.А. Бренд-коммуникации в условиях модернизации экономики. / монография. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022. – 246 c.
  4. 4. Щепакин М.Б., Рушанова С.С. Разработка классификационной модели маркетингового интернет-инструментария для повышения конкурентоспособности товаров и услуг // Известия вузов. Пищевая технология. – 2022. – № 2-3. – c. 112‒120. – doi: 10/26297/0579-3009.2022.2-3.22.
  5. 5. Щепакин М.Б. Управление экономическим ростом бизнеса в агропромышленном комплексе посредством активизации кумулятивных антикризисных компонентов субъектов региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 10. – c. 2357-2380. – doi: 10.18334/epp.11.10.113575.
  6. 6. Щепакин М.Б., Губин В.А., Хандамова Э.Ф. Антикризисный компонент как инструмент маркетинговой адаптации предприятия в условиях априорной нестабильности // Креативная экономика. – 2019. – № 6. – c. 1133-1152. – doi: 10.18334/rp.20.4.40615.
  7. 7. Губин В.А., Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б. Ресурсный дефлектор как драйвер экономического роста в производственной сфере пищевой промышленности // Известия вузов. Пищевая технология. – 2021. – № 2-3. – c. 108‒116. – doi: 10.26297/0579-3009.2021.2-3.26.
  8. 8. Рубини Н. В России нужно стимулировать частный сектор // Мир новостей. – 2015. – № 47 (1143). – c. 3.
  9. 9. Аганбегян А. Долой застой! Как выбраться из экономического болота? // Аргументы и факты. – 2015. – № 34. – c. 10.
  10. 10. Рейтинг стран уровню ВВП на душу населения. Nonews. [Электронный ресурс]. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/gdp-per-capita (дата обращения: 15.11.2022).
  11. 11. Рейтинг стран по темпам роста ВВП. NoNews. ‒ 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/gdp-temp (дата обращения: 16.11.2022).
  12. 12. Спад ВВП России в 4 квартале может составить 7,1 %. Финам. ‒ 2022 (08.11.2022). [Электронный ресурс]. URL: https://www.finam.ru/publications/item/spad-vvp-rossii-v-4-kvartale-mozhet-sostavit-71-20221108-1911/ (дата обращения: 09.01.2023).
  13. 13. Щепакин М.Б. Реструктуризационный «зонтик» как инструмент управления инновационными изменениями в модернизируемой экономике // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 1. – c. 27-50. – doi: 10.18334/epp.11.1.111507.
  14. 14. Щепакин М.Б. Модернизационная составляющая экономики региона в обеспечении экономического роста и инновационного развития // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 249-276. – doi: 10.18334/vinec.10.1.41418.
  15. 15. Максименко И.А. Архитектура факторов конкурентной устойчивости ресторанного бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 709-728. – doi: 10.18334/epp.12.2.114277.
  16. 16. Симех Ю.А. Определение понятия конкурентоустойчивость предприятия // Вестник Международного Славянского университета. Серия: Экономические науки. – 2007. – № 1. – c. 12‒16.
  17. 17. Глухова Л. В. Структурный подход к управлению конкурентоспособностью предприятия // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2010. – № 20. – c. 208‒215.
  18. 18. Беспалько В.А. Методы формирования и развития конкурентной устойчивости промышленных предприятий как базы стратегического и тактического управления на рынках с дифференцированной интенсивностью // Экономические науки. – 2014. – № 3. – c. 52‒57.
  19. 19. Тридед А. Н. Стратегия развития предприятия в условиях кризиса. / дисс. … докт. экон. наук: 25.02.2013. - М.:, 2017. – 323 c.
  20. 20. Кривчанская А.В. Сравнительный анализ подходов к определениям понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие организации» // Стратегии бизнеса. – 2019. – № 3. – c. 26‒31. – doi: 10.17747/2311-7184-2019-3-26-31.
  21. 21. Путятина Л.М. Комплексный подход к оценке конкурентной устойчивости предприятий в отраслевой экономике // Экономика в промышленности. – 2013. – № 1. – c. 50‒52.
  22. 22. Тумаков Е.А. Научно-методический подход к комплексному анализу конкурентной устойчивости торгового предприятия // Вестник Института экономических исследований. – 2019. – № 1(13). – c. 52‒58.
  23. 23. Алексеев С.Б. Механизм обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия // Вестник Института экономических исследований. – 2019. – № 2(14). – c. 28‒34.
  24. 24. Кобец С.П. Конкурентная устойчивость промышленного предприятия: управленческий аспект // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2014. – № 2(7). – c. 29‒31.
  25. 25. Малёв В.А. Обеспечение организационно-функциональной устойчивости предприятия в конкурентной среде. / автореф. дисс.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Челябинск, 2007. – 23 c.
  26. 26. Дорошенко Ю.А., Полуянова Н.В. Анализ влияния факторов конкурентной устойчивости на предприятия промышленности строительных материалов // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2013. – № 6. – c. 117‒120.
  27. 27. Barney J. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage // Journal of Management. – 1991. – № 1. – p. 99‒120.
  28. 28. Chaharbaghi K., Lynch R. Sustainable competitive advantage: towards a dynamic resource-based strategy // Management Decision. – 1999. – № 1. – p. 45‒50. – doi: 10.1108/00251749910252012.
  29. 29. Черкасов М.Н., Шароватов С.В. Формирование концепции «Конкурентной устойчивости предприятия» // Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2014. – № 17. – c. 161‒165.
  30. 30. Емельянова И.Ф. Сравнительный анализ понятий «конкурентоспособность» и «конкурентная устойчивость» предприятий // Вести Автомобильно-дорожного института. – 2019. – № 4(31). – c. 61‒69.
  31. 31. Стрелкова Л.В., Макушева Ю.А. Конкурентоустойчивость – комплексная характеристика устойчивого функционирования промышленного предприятия // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 2. – c. 458‒460.
  32. 32. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Губин В.А. Маркетинговое управление нестабильным предприятием при реализации модернизационных преобразований // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 1. – c. 11-36. – doi: 10.18334/epp.9.4.41322.
  33. 33. Щепакин М.Б. Ресурсно-интеграционный подход к разработке программы модернизации промышленности региона // Экономические отношения. – 2020. – № 1. – c. 257-278. – doi: 10.18334/eo.10.1.41399.
  34. 34. Щепакин М.Б. Стили инновационного поведения в предпринимательстве // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия «Общественные науки». – 1997. – № 3(99). – c. 61−65.
  35. 35. Патрушев Н. Нужны ли России «универсальные» ценности? Духовно-нравственные ценности общества как основа суверенитета государства. RG.ru. ‒ 2020 (17 июня). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/06/17/nuzhny-li-rossii-universalnye-cennosti.html (дата обращения: 18.12.2022).
  36. 36. Щепакин М.Б. Антикризисный адаптер как инструмент управления конкурентным положением бизнеса на нестабильном рынке // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 8. – c. 1945-1966. – doi: 10.18334/epp.11.8.112801.
  37. 37. Миловидов В. Научный суверенитет: технологическая зависимость России от Запада оказалась мифом. Федеральное агентство новостей (11 декабря 2022 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://riafan.ru/23794880-nauchnii_suverenitet_tehnologicheskaya_zavisimost_rossii_ot_zapada_okazalas_mifom (дата обращения: 31.12.2022).
  38. 38. Трысячный В.И. Экономическая безопасность России в условиях глобальных вызовов: подходы и решения. / монография. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2018. – 344 c.
  39. 39. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Жаманкулова Д.С. Личность как мишень в манипуляционных действиях бизнеса в условиях цифровизации экономики // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 323-342. – doi: 10.18334/lim.9.2.114581.
  40. 40. Щепакин М.Б., Губин В.А. К разработке механизма управления структурной модернизацией промышленности региона (на примере Краснодарского края) // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 875-904. – doi: 10.18334/vinec.9.3.41034.
  41. 41. Блинов С. Зависимость России от Запада. Дзен. – 2022 (30 марта). [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/YkN73Z9eCx-9lNMp (дата обращения: 30.12.2022).
  42. 42. Щепакин М.Б., Ксензова Г.В. «Кольчуга» конкурентоспособности субъекта бизнеса как инструмент управления изменениями в мобилизационной экономике // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 4. – c. 933-954. – doi: 10.18334/lim.9.4.116972.
  43. 43. Щепакин М.Б. Гибридный маркетинг как инструмент развивающегося digital-пространства // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 11. – c. 2513-2536. – doi: 10.18334/epp.11.11.113796.
  44. 44. Щепакин М.Б. Рекламно-маркетинговое манипулирование поведением субъектов при управлении экономическим ростом бизнеса в условиях диджитализации рыночных отношений // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 81-102. – doi: 10.18334/epp.12.1.114062.
  45. 45. Щепакин М.Б. Информационно-коммуникационный коннектор в обеспечении экономического роста производственной сферы // Известия вузов. Пищевая технология. – 2021. – № 5-6. – c. 108‒115. – doi: 10.26297/0579-3009.2021.5-6.20.
  46. 46. Щепакин М.Б. Внутренний маркетинг как инструмент управления конкурентоспособностью бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2671-2694. – doi: 10.18334/epp.11.12.113911.
  47. 47. Щепакин М.Б. Управление антикризисным маркетинговым поведением субъекта в условиях выбора им социального вектора развития // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 2. – c. 101‒120. – doi: 10.24143/2073-5537-2019-2-101-120.
  48. 48. Щепакин М.Б. Геоэкономическая «эмболизация» ресурсных потоков как фактор экономического роста российского бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5. – c. 1529-1554. – doi: 10.18334/epp.12.5.114788.
  49. 49. Щепакин М.Б., Михайлова В.М., Облогин М.В. Маркетинговое управление функционированием и раз-витием торговых сетей. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2023. – 266 c.
  50. 50. Проценко И.О., Ларионов В.Г. // Российское предпринимательство. – 2000. – № 2. – c. 51-57. – url: https://1economic.ru/lib/116.
  51. 51. Щепакин М.Б., Михайлова В.М. Управленческий демпфер хозяйствующего субъекта сферы услуг в обеспечении экономического роста бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 7. – c. 1869-1886.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Щепакин М.Б., ., 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».