SINGLE TAX PAYMENT IN 2025: ANALYSIS OF THE REFORM
- Авторлар: Esenzhulova L.S.1
-
Мекемелер:
- Western Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Admin-istration
- Шығарылым: № 10
- Беттер: 134-137
- Бөлім: Articles
- URL: https://journal-vniispk.ru/2411-0450/article/view/353959
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-10-134-137
- ID: 353959
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
This article analyzes the Unified Tax Payment (UTP) reform in the Russian Federation, based on expert opinions and statistical data. The implementation of the UTP in 2023 is aimed at streamlining tax processes and facilitating taxpayer interactions with tax authorities. The UTP simplifies tax administration by reducing the number of payment orders (one payment instead of several), minimizing technical errors in completing them, and distributing Federal Tax Service (FTS) funds across tax types. Statistics have confirmed the positive impact: by November 2023, 90% of taxpayers had switched to monthly payments through the UTP, and the number of tax debtors had more than halved. However, experts also point out certain shortcomings and risks. These include difficulties with offset priority, meaning that if funds in the Single Tax Account (STA) are insufficient, taxpayers cannot independently determine which tax to allocate the funds to, which may lead to penalties being assessed on other, priority payments. Complex cash flows and limited ability to manage funds in the STA must also be taken into account. Furthermore, payments such as "injury allowances" continue to be paid separately, outside the STA system. In 2025, the STA will continue to play a central role, requiring businesses to carefully adapt their accounting systems and strictly adhere to the conditions to minimize the risk of arrears and penalties. Thus, the STA has achieved significant results in simplifying procedures, but requires further attention and refinement to address emerging challenges.
Негізгі сөздер
Толық мәтін
Единый налоговый платеж (ЕНП) – это механизм, позволяющий налогоплательщикам уплачивать разные виды налогов, сборов и обязательных платежей в одном платежном документе. Актуальность ЕНП можно рассмотреть с нескольких точек зрения.
Анализ единого налогового платежа представляет собой ключевой инструмент для понимания современных налоговых инициатив и их воздействия на экономику. Этот платеж, объединяющий несколько налогов в одну форму, обеспечивает более простую и прозрачную систему налогообложения как для физических, так и для юридических лиц. Он позволяет сократить сроки и затраты на уплату налогов, а также уменьшить административные барьеры.
Система единого налогового платежа функционирует на основе принципа упрощенного учета, где налогоплательщики имеют возможность выбирать из нескольких режимов налогообложения в зависимости от размера дохода и характера деятельности. Это создает гибкость и способствует легализации бизнеса, улучшая общую налоговую дисциплину.
Однако, несмотря на свои преимущества, данный механизм требует постоянного мониторинга и адаптации к изменениям в экономической среде. Эффективность единого налогового платежа также зависит от уровня информированности граждан о его условиях и нюансах. В конечном итоге, успешная реализация этой системы может служить основой для более глубоких реформ в налоговой политике и улучшения финансовой устойчивости.
В 2025 году в Российской Федерации единый налоговый платеж (ЕНП) продолжит играть центральную роль в оптимизации налоговых процессов, упрощая взаимодействие между налогоплательщиками и экономикой [1]. Внедрение ЕНП, начатое в 2023 году, направлено на повышение эффективности налоговой системы [2].
Основная цель реформы – упростить уплату налогов для всех категорий налогоплательщиков, уменьшив количество необходимых платежных документов и связанных с ними ошибок.1Ключевым элементом системы является единый налоговый счет (ЕНС), который был автоматически открыт для всех налогоплательщиков с 1 января 2023 года. Следовательно, с 2023 года большинство организаций и предпринимателей используют ЕНП для уплаты налогов и сборов по одному платежному поручению [2].
Налогоплательщики уплачивают все налоги единым налоговым платежом [3], которые раньше платили в разные сроки Основной срок уплаты налогов – 28-е число каждого месяца, хотя есть исключения для некоторых налогов, включая НДФЛ, который устанавливается в течение дополнительного периода [1].
Для распределения средств, поступивших на ЕНС, налогоплательщики подают уведомление об исчисленных суммах налогов до 25-го числа месяцев, если авансовые платежи осуществляются до подачи деклараций или декларации не предусмотрены [2].
Средства, поступившие на ЕНС, восстанавливаются налоговым органом самостоятельно по порядку, начиная с недоимок по НДФЛ и заканчивая штрафами [2].
Некоторые налоги и сборы, такие как НДФЛ с выплатами иностранцам по патенту и причинам травматизма, не включены в систему ЕНП и уплачиваются отдельно [1].
Внедрение ЕНП предоставляет ряд преимуществ как для налогоплательщиков (упрощение, снижение ошибок, прозрачность), так и для государства (оптимизация, улучшение собираемости, снижение административной нагрузки) [1].
Однако существуют и потенциальные проблемы и риски для этой стороны, включая необходимость перехода к новым срокам, средства управления на едином счете и обеспечения точности отчетности.
С момента введения ЕНП в 2023 году наблюдаются значительные изменения в налоговом администрировании.
Статистические данные показывают, что объем и сумма платежей за 2023 год налоговых платежей сократился в 1,7 раза по сравнению с 2022 годом, что связано с переходом 90% налогоплательщиков на ежемесячную уплату через ЕНП. Сумма льготных платежей за этот период сократилась почти в 23 раза, составив 35 млрд рублей против 806 млрд рублей в 2022 году.
В начале 2023 года наблюдалось снижение доходности федерального бюджета, что могло быть связано с введением ЕНП и возвратами НДС и налога на прибыль. Однако, по данным ФинЭкспертизы, налоговые сборы в консолидированном бюджете РФ в 2023 году выросли на 7,7% по сравнению с 2022 годом, хотя темпы роста замедлились [4].
В 2024 году налоговые поступления в бюджетную систему РФ составили 56,3 трлн рублей, что на 20,3% больше, чем в 2023 году. Доходы федерального бюджета увеличились на 26,1%, консолидированных бюджетов субъектов Федерации – на 13,1%.
После введения ЕНС количество налоговых должников среди юридических лиц и частных предпринимателей сократилось более чем вдвое [5].
К ноябрю 2023 года 90% налогоплательщиков перешли на ежемесячную уплату налога через ЕНП [5].
Нормативно-правовая основа изменения ЕНП в 2025 году включает Федеральный закон № 263-ФЗ от 2022 года [6] и Федеральный закон № 259-ФЗ от 2024 года [7], а также ряд приказов и писем ФНС и Министерства финансов России.
Мнения экспертов в комплексе утвердили введение ЕНП как шаг к упрощению и автоматизации налоговой системы. Однако отмечаются и потенциальные риски, связанные с адаптацией и необходимостью строгого соблюдения сроков [1].
Единый налоговый платеж в 2025 году продолжает иметь значение для налоговой реформы в России, демонстрируя, насколько значительные результаты в упрощении процедуры и повышении собираемости налогов, а также режимные вызовы, требующие дальнейшего внимания и с нетерпением.
Как показывает анализ действие Единого налогового платежа (ЕНП) в 2025 году в целом отражают его преимущества, направленные на упрощение налогового администрирования, а также сохранение сложности и рисков для налогоплательщиков.
Действия ЕНП имеет положительные аспекты применения ЕНП, во-первых, происходит упрощение и сокращение рутинности, а это главный плюс, который сокращает количество платежных поручений (один платеж вместо объема платежа), что экономит время бухгалтерского учета и снижает рутинность. Во-вторых, снижается вероятность ошибок при заполнении платежных документов (неверный ЦБК, ОКТМО, налоговый период), так как большинство налогов пересчитывается одним платежом. В-третьих, ФНС автоматически переводит средства по видам налогов и обязательств, что позволяет обеспечить прозрачность расчетов с бюджетом и в-четвертых, удобный контроль, т.е. появилась возможность онлайн-контроля за состоянием Единого налогового счета через личный кабинет налогоплательщика.
Так же анализ выявил и основные недостатки, и риски ЕНП, к которым можно отнести сложности с приоритетом зачета, это значит, что налогоплательщик не может самостоятельно определить денежные средства. При недостатке средств по ЕНС распределение происходит автоматически по установленной очередности. Это может привести к тому, что не будут зачтены важные платежи (например, по которым еще не наступил срок уплаты), и, как предполагает, могут быть начислены пени по другим налогам, которые были в приоритете. И автоматическое планирование и распределение средств усложняет планирование денежных потоков, особенно в тех случаях, когда требуется дополнительный контроль за состоянием счета. Еще одним недостатком является необходимость адаптации учетных систем компаний к требованиям и возможность учета при уточнении операций или корректировок ошибок. Ошибки с пополнением ЕНС или несвоевременное ознакомление с изменениями в законодательстве могут привести к налоговой недоимке, что грозит пенями и принудительным взыскание. Ограниченные возможности по самостоятельному управлению денежными средствами, которые осуществляются на едином счете.
Несмотря на ряд недостатков, введение Единого налогового платежа (ЕНП) в целом имеются положительные тенденции, направленные на упрощение и автоматизацию налоговых платежей.
Авторлар туралы
L. Esenzhulova
Western Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Admin-istration
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: genzels@mail.ru
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Ресей, Russia, KaliningradӘдебиет тізімі
- Единый налоговый платеж (ЕНП) в 2025 году: новый формат взаимодействия с налоговой // Финансы Mail. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://finance.mail.ru/card/edinyj-nalogovyj-platezh-775/.
- Единый налоговый платеж: что это и как платить в 2025 году // СберБизнес Live. – [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: https://sberbusiness.live/publications/edinyy-nalogovyy-platyozh-kak-platit-nalogi-po-novomu-s-2023-goda.
- Единый налоговый платеж в 2025 году: правила уплаты // Зарплата. – [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: https://www.zarplata-online.ru/art/163558-edinyy-nalogovyy-platej.
- Рост налоговых поступлений в 2023 году едва превысил инфляцию. – [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2024/rost-nalogh-post-2023/.
- ФНС назвала сумму ошибочных платежей после перехода на Единый налоговый счет. – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/12/13/1010902-fns-nazvala-summu.
- Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим досту-па: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421873/.
- Федеральный закон от 08.08.2024 г. № 259-ФЗ // Президент России. – [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/51021.
- ЕНП в 2025 году: платежка, сроки, новые правила // Упрощенка. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.26-2.ru/art/357417-edinyy-nalogovyy-platej-v-2024-godu-obrazets-platejki-novye.
- Единый налоговый платеж в 2025 году // Контур.Бухгалтерия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b-kontur.ru/enquiry/31140-perehod_na_edinyy_nalogovyy_platezh.
- Единый налоговый платеж 2025 // Главная книга. – [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: https://glavkniga.ru/situations/k518544.
- Всё, что нужно знать о Едином налоговом платеже (ЕНП) // Первый БИТ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.1cbit.ru/blog/vsye-chto-nuzhno-znat-o-edinom-nalogovom-platezhe/.
- Единый налоговый счёт (ЕНС): что это такое, зачем он нужен и как платить налоги. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sberbank.com/ru/person/blog/ens-chto-eto-takoye
- Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь 2023 года. – [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38368-predvaritelnaya_otsenka_ispolneniya_federalnogo_byudzheta_za_yanvar_2023_goda.
- Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-март 2023 года // Минфин России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38443-predvaritelnaya_otsenka_ispolneniya_federalnogo_byudzheta_za_yanvar-mart_2023_goda.
- Михаил Делягин о сокращении сроков представления налоговой отчетности и уплаты налогов // Справедливая Россия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spravedlivo.ru/15067010.
- Новая налоговая реформа 2025 в России – что изменится? // Самозанятые.рф. – [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80aapgyievp4gwb.xn--p1ai/blog/novaya-nalogovaya-reforma-2025-v-rossii.
- Налоговая реформа 2024-2025: кого коснется, когда начинает действовать, все изменения // Контур.Экстерн. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kontur-extern.ru/info/53235-nalogovaya_reforma.
- Налоговые изменения с 1 января 2025 года // «СберБизнес» – Сбербанк. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/nalogovye-izmeneniya-s-1-yanvarya-2025-goda.
Қосымша файлдар
