ОРГАНИЗАЦИЯ И ВИДЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ВВОЗОМ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ
- Авторы: Магрупов Т.У.1, Тер-Варданян А.В.1, Ахмедзянов Р.Р.1
-
Учреждения:
- Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
- Выпуск: № 9 (2025)
- Страницы: 66-70
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2411-0450/article/view/354932
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-9-66-70
- ID: 354932
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Анализируются изменения в ситуации с контрафактом в связи с легализацией параллельного импорта, а также статистические данные о выявленных нарушениях. Описаны методы выявления подделок, включая современные технологии и взаимодействие с правообладателями. Выделены основные проблемы в борьбе с контрафактом, такие как недостаточная автоматизация и квалификация сотрудников. Предложены меры по усилению контроля, развитию международного сотрудничества и совершенствованию мониторинга интернет-торговли.
Полный текст
Контрафактная продукция представляет собой товары, произведенные с нарушением прав интеллектуальной собственности, таких как патенты, товарные знаки, авторские права и другие права, защищенные законодательством. С ростом объемов международной торговли и глобализацией проблема контрафакта становится все более актуальной для экономики стран. В Российской Федерации борьба с контрафактной продукцией на внешней границе приобретает особое значение, поскольку она затрагивает не только интересы производителей и потребителей, но и экономическую безопасность государства.
Таможенные органы Российской Федерации играют ключевую роль в предотвращении ввоза контрафактных товаров. Они осуществляют контроль за соблюдением законодательства, защищающего права интеллектуальной собственности. В связи с этим эффективная организация таможенного контроля за ввозом контрафактной продукции является важной задачей как для государственных органов, так и для бизнеса и общества в целом.
Контроль за ввозом контрафактных товаров в Россию – это многоэтапный процесс, включающий несколько ключевых этапов, которые начинаются с планирования проверок и анализа рисков и заканчиваются изъятием контрафактных товаров с рынка. Ситуация с контрафактной продукцией на российском рынке претерпела значительные изменения в последние годы, что связано с введением параллельного импорта и реакцией властей на эти процессы. В 2022 году Федеральная таможенная служба (ФТС) зафиксировала резкий рост объема контрафактной продукции, который, по мнению заместителя руководителя ФТС Елены Ягодкиной, был частично связан с легализацией параллельного импорта. Однако в 2023 году ситуация была нормализована благодаря оперативным мерам, предпринятым российскими властями. По данным Росстата, в 2022 году было выявлено более 8 миллионов единиц контрафактной продукции. При этом она отметила, что хотя этот рост нельзя напрямую связывать с введением параллельного импорта, некоторые недобросовестные участники рынка могли воспринять данную меру как возможность ввоза контрафактных товаров. В ответ на это, Федеральная таможенная служба оперативно среагировала и направила усилия на более внимательное отслеживание товаров, попавших в перечень параллельного импорта. На текущий момент (по состоянию на 2023 год) ситуация стабилизировалась. В первом полугодии 2023 года было выявлено чуть более 3 миллионов единиц контрафактной продукции, что в 2,5 раза меньше, чем в 2022 году. В результате, удалось предотвратить ущерб для правообладателей на сумму около 3 миллиардов рублей. Кроме того, как подчеркнула Росстат, контрафактная продукция в основном выявляется при перемещении товаров через таможенную границу. Наиболее критичной категорией товаров остаются продукты питания, в отношении которых наблюдается наибольшее количество нарушений. В связи с этим заместитель главы ФТС призвала к более активному сотрудничеству с правообладателями, подчеркнув, что борьба с контрафактом требует совместных усилий. Правообладатели должны играть ключевую роль в защите своих прав, включая участие в мероприятиях по контролю за перемещением товаров через границу. Так же сфере ФТС предоставляет конкретные значение в знак подкрепления своих высказываний говоря, что рынок нелегальной продукции в России за последние 4 года увеличился на 58% (по текущим ценам). В результате, оборот нелегальных товаров в 2023 году составил 4,9 трлн рублей, что эквивалентно примерно 10,1% от общего объёма розничной торговли в стране. Этот показатель более чем в 5 раз превышает мировой средний уровень (1,8% от розничной торговли).
Рост нелегальной торговли приводит к значительным потерям для федерального бюджета. В 2023 году недополученные налоговые поступления по налогу на добавленную стоимость (НДС) составили 976,9 млрд рублей, что составляет около 13,6% от общего объёма поступлений НДС. Лидерами среди товаров, вызвавших такие потери, стали одежда, продукты питания и безалкогольные напитки.
Кроме того, контрафактная торговля снижает доходы от продажи подакцизных товаров. Потери бюджета от недополученных налогов и акцизов на табачную и никотинсодержащую продукцию оцениваются в 167,4 млрд рублей, а на алкоголь – в 127 млрд рублей.
Развитие теневого рынка товаров обусловлено несколькими факторами, среди которых инфляция, легализация параллельного импорта, мораторий на проверки бизнеса (включая розницу) и активный рост маркетплейсов. Согласно данным аналитиков в сфере таможенного дела, 40,4% оборота теневого рынка приходится на розничные магазины, 37,3% – на онлайн-каналы (маркетплейсы и интернет-магазины), а 22,3% – на рынки, ярмарки и другие формы неформальной торговли.
Результаты всероссийского опроса, проведённого в рамках исследования, показали, что за последний год 36% россиян столкнулись с контрафактом. Наибольшие доли нелегальной продукции составляют табачные и никотинсодержащие товары (54,4% респондентов), одежда (42,8%) и обувь (37,8%).
Эксперты подчеркивают, что контрафактная продукция не только лишает экономику страны значительных налоговых поступлений и нарушает конкуренцию благодаря заниженным ценам от недобросовестных продавцов, но и часто отличается низким качеством и небезопасностью для здоровья, особенно в случае с продуктами питания, алкоголем, табачными изделиями, медикаментами и детскими товарами.
Для анализа ситуации использовались данные Росстата, ФТС РФ и другие открытые источники, а также результаты социологического опроса, проведённого в мае 2024 года среди 1981 респондента по всей территории России. Репрезентативность выборки была обеспечена учётом основных социально-демографических характеристик, таких как возраст, пол, уровень дохода и тип населённого пункта. Контрафактные товары часто поступают в Россию через страны, где производство подделок наиболее развито. Это включает в себя такие страны, как Китай, Индия, Турция и другие, где производство фальшивок имеет массовый характер. Поэтому таможенные органы России активно сотрудничают с международными партнерами для оперативного получения информации о возможных рисках ввоза контрафактной продукции.
За нарушения, выявленные в сфере контрафактной продукции, предусмотрена ответственность следующими нормативно-правовыми актами:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.11.2024).
- Статья 146 Нарушение авторских и смежных прав в ред. Федерального закона от 08.04.2003 N 45-ФЗ.
- УК РФ Статья 147. Нарушение изобретательских и патентных прав (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ.
- УК РФ Статья 180. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) в ред. Федерального закона от 06.04.2024 N 79-ФЗ.
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 13.12.2024).
После этапа планирования и анализа наступает непосредственно этап проведения проверок товаров. Здесь важно использовать комбинацию физического осмотра товаров и проверки их документации. На таможне проверяются документы, подтверждающие подлинность продукции, такие как товарные накладные и сертификаты качества. Однако этого недостаточно для выявления контрафактных товаров, особенно если подделки высококачественные. Поэтому, кроме визуального осмотра, применяется использование современных технологий, таких как системы ИНТЕГРАТОР для сверки информации о товарных знаках и других объектах интеллектуальной собственности с актуальными данными, предоставленными правообладателями. Также важным инструментом являются инспекционные проверки на складах и в логистических центрах, а также использование сканеров и рентгеновского оборудования для проверки целостности упаковки и содержания товаров.
Когда возникает подозрение в контрафактности товара, образцы направляются на экспертизу. Эксперты проводят химическое и физическое тестирование продукции, что позволяет точно определить ее происхождение и подлинность. Если товар признан контрафактным, таможенные органы принимают решение о его изъятии и уничтожении или возврате в страну отправления. В случае, если ситуация требует дополнительных действий, может быть подано заявление в суд, и нарушители могут быть привлечены к ответственности.
Важным аспектом в организации контроля является взаимодействие с правообладателями, которые могут предоставить таможенным органам сведения о характеристиках своих товаров. Это позволяет оперативно выявлять фальсификаты и ускоряет процесс проверки на границе. Прямое сотрудничество с компаниями, защищающими свои товарные знаки, и предоставление ими образцов своей продукции помогает существенно ускорить процесс.
В последнее время наблюдается рост контрафактной продукции, поступающей в Россию через интернет-магазины и малыми партиями. Товары, приобретенные через онлайн-платформы, часто пересылаются отдельными посылками, что делает их трудными для контроля на границе. В таких случаях не всегда удается эффективно отслеживать и идентифицировать контрафактную продукцию. Поэтому важно разрабатывать эффективные методы мониторинга интернет-торговли и пересылаемых товаров, особенно через международные платформы.
Проблемой остаются и серые каналы ввоза контрафактных товаров через транзитные страны. Многие контрафактные товары поступают в Россию через промежуточные государства, что затрудняет их идентификацию на стадии таможенной очистки. Для решения этой проблемы необходимо активизировать сотрудничество с таможенными органами других стран и развивать международные соглашения по защите интеллектуальной собственности и борьбе с контрафактом.
Несмотря на внедрение современных технологий и методов контроля, процесс борьбы с контрафактной продукцией на российской таможне сталкивается с рядом вызовов. Основной из них является недостаточная автоматизация и интеграция существующих баз данных с международными и внутренними системами контроля. Многие таможенные органы, несмотря на наличие некоторых автоматизированных систем, сталкиваются с трудностями в быстром обмене данными с правообладателями и другими государственными органами. Часто информация о возможных контрафактных товарах поступает с задержками, что снижает эффективность работы.
Еще одной проблемой является недостаточная квалификация сотрудников таможни в области интеллектуальной собственности. Несмотря на внедрение различных автоматизированных систем и баз данных, проверка контрафактной продукции требует высокой квалификации и подготовки специалистов, которые должны понимать специфику выявления подделок, а также быть в курсе новейших технологий.
Для повышения эффективности контроля за ввозом контрафактных товаров в Россию можно предложить несколько мер. Во-первых, необходимо усилить автоматизацию процесса проверки товаров и улучшить интеграцию с международными системами и базами данных правообладателей, что позволит ускорить идентификацию контрафакта на всех этапах. Во-вторых, необходимо усилить контроль за интернет-торговлей и создать эффективные механизмы мониторинга онлайн-продаж и пересылаемых товаров, особенно через международные платформы. В-третьих, развитие международного сотрудничества с зарубежными таможенными органами и правообладателями для предотвращения ввоза контрафактных товаров через серые каналы и транзитные страны также поможет повысить эффективность борьбы с контрафактной продукцией.
Важно также инвестировать в повышение квалификации сотрудников таможенных органов, чтобы они могли более эффективно выявлять контрафакт и обучать новым технологиям и методам борьбы с подделками. Создание специализированных обучающих программ, повышение осведомленности о современных методах выявления контрафакта и новых технологиях, таких как системы маркировки товаров и сканеры, поможет значительно повысить эффективность контроля. Международные соглашения, такие как соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), регулирующие международные обязательства России по защите интеллектуальной собственности и борьбе с контрафактом.
Таким образом, организация процесса контроля за ввозом контрафактной продукции в Россию представляет собой многоуровневую задачу, требующую комплексного подхода. Успешное применение современных технологий, улучшение взаимодействия с международными партнерами и развитие квалификации сотрудников таможенных органов позволит значительно повысить эффективность борьбы с контрафактными товарами.
Об авторах
Т. У. Магрупов
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Автор, ответственный за переписку.
Email: temur_magrupov@mail.ru
студент
Россия, Россия, г. КалугаА. В. Тер-Варданян
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Email: temur_magrupov@mail.ru
студент
Россия, Россия, г. КалугаР. Р. Ахмедзянов
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Email: temur_magrupov@mail.ru
канд. экон. наук, доцент
Россия, Россия, г. КалугаСписок литературы
- Алёхина О.В., Игнатьева Г.В., Смирнова И.А., Тарасова Н.Л. Цифровые технологии в та-моженном деле // Вестник Саратовского государственного социально-экономического универ-ситета. – 2022. – № 3 (72). – С. 56-63.
- Андреева Е.И. Искусственный интеллект: перспективы цифровизации таможенных техно-логий / Е.И. Андреева, А.Е. Суглобов // Russian Journal of Management. – 2023. – Т. 7. – № 2. – С. 1-5.
- Боброва О.Г. Международные стандарты взаимодействия контролирующих органов на границе // Вестник Российской таможенной академии. – 2022. – № 3. – С. 38-45.
- Головлев Д., Ахмедзянов P.P. Анализ результатов таможенного регулирования в сфере противодействия ввоза контрафактной продукции // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2024. – № 5-1 (92). – С. 85-87.
- Дорожкина Т.В., Татарченко К.Р. Анализ современной системы показателей эффективно-сти таможенных органов // Вестник Калужского университета. – 2022. – № 2 (55). – С. 14-18.
- Мигел А.А., Анистратова А.В., Япрынцева В.А., Баранова Ю.С. Вопросы развития тамо-женного контроля в условиях реализации системы управления рисками / Экономика и управле-ние: проблемы, решения. – 2024. – Т. 6. – № 5 (146). – С. 207-214.
- Непарко М.В. Особенности перемещения объектов интеллектуальной собственности через таможенную границу ЕАЭС / М.В. Непарко, В.А. Семененкова, Ю.С. Баранова // Международ-ный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2024. – № 3-1 (90). – С. 112-115.
Дополнительные файлы



