ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы функционирования системы контроля начисления и полноты уплаты таможенных платежей как инструмента таможенного регулирования, их влияние на экономическую безопасность государства. На основе анализа существующих государственных мер сделаны необходимые обобщения и обозначены направления повышения эффективности функционирования системы контроля начисления и полноты уплаты таможенных платежей.

Полный текст

Таможенные и иные платежи составляют значительную часть доходов федерального бюджета Российской Федерации (далее – РФ), а их своевременное и полное поступление обеспечивает финансирование государственных программ и выполнение стратегических экономических задач страны. Они включают в себя пошлины, налоги, сборы и иные платежи, которые взимаются при пересечении товарами таможенной границы. В связи с этим эффективное функционирование системы контроля за начислением и полнотой уплаты таможенных и иных платежей приобретает особую значимость. 

Актуальность исследования обусловлена тем, что система контроля начисления и полноты уплаты таможенных и иных платежей является важным и экономически значимым инструментом таможенного регулирования. В условиях роста объемов внешней торговли и усложнения международных товарных потоков эффективность данной системы становится критически важной для обеспечения экономической безопасности страны.

Целью исследования является выявление проблем системы контроля начисления и полноты уплаты таможенных и иных платежей.

Надо отметить, что таможенные платежи – это те платежи, которые являются обязательными и взимаются государством в лице таможенных органов при перемещении товара через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) [1]. 

В статье 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) обозначены виды таможенных платежей.

Классифицировать таможенные платежи можно по нескольким признакам:

– по цели взимания;

– по объекту обложения (по направлению перемещения товаров);

– по способу исчисления ставок;

– в зависимости от характера обложения (особые пошлины);

– в зависимости от страны происхождения.

Система контроля за уплатой таможенных платежей в Российской Федерации представляет собой комплекс правовых, организационных, информационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение своевременного и полного поступления таможенных платежей в федеральный бюджет [2].

Точное определение и своевременная уплата этих платежей обеспечивают государству доходы от внешнеторговых операций и способствуют контролю за перемещением товаров через границу. Регулирование порядка начисления и уплаты таможенных платежей закреплено в главах 7 и 8 ТК ЕАЭС, а также в разделе II Федерального закона РФ № 289-ФЗ.

Плательщик самостоятельно рассчитывает таможенные пошлины и налоги, за исключением отдельных случаев, предусмотренных статьей 52 ТК ЕАЭС.

Система контроля начисления и полноты уплаты таможенных платежей призвана обеспечивать соблюдение таможенного законодательства ЕАЭС и Российской Федерации, а также защиту экономических интересов государства.

Цифровизация таможенных процессов, «внедрение системы прослеживаемости товаров, развитие информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов, совершенствование системы управления рисками – все эти инструменты направлены на повышение эффективности контроля за уплатой таможенных платежей и минимизацию потерь бюджета» [3].

Также надо отметить, что в настоящее время ФТС России проводит работу, направленную на смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров и создание условий, исключающих возможность использования проверяемыми лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, администрируемых таможенными органами [4].

Существует несколько задач системы контроля начисления и полноты уплаты таможенных и иных платежей. 

Во-первых, непосредственно обеспечение полноты и своевременности уплаты вышеуказанных платежей. Это включает в себя контроль правильности определения таможенной стоимости товаров, классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, применения ставок таможенных пошлин, налогов и сборов; своевременное выявление и устранение ошибок и неточностей в таможенных декларациях, взыскание задолженности по таможенным платежам, пеней и штрафов. 

Во-вторых, предотвращение и выявление нарушений таможенного законодательства. Это представляет собой выявление случаев недостоверного декларирования (например, представление недостоверных сведений о товаре, его количестве, стоимости или стране происхождения); пресечение попыток уклонения от уплаты таможенных платежей (например, путем использования контрабанды).

В-третьих, минимизация рисков для экономической безопасности государства. Данная задача осуществляется путем борьбы с незаконным ввозом и вывозом товаров, которые могут нанести ущерб экономике страны (например, контрафактная продукция, товары, в отношении которых введены санкции).

В–четвертых, совершенствование таможенного администрирования. Реализуется это при помощи анализа результатов контроля для выявления системных проблем и разработки мер по совершенствованию таможенных процедур и законодательства, а также внедрения новых технологий и методов контроля.

И, наконец, создание равных условий для всех участников внешнеэкономической деятельности.

Представленные выше задачи реализуются при помощи следующих инструментов:

– проверка таможенных деклараций и документов;

– таможенный досмотр товаров;

– запрос дополнительных сведений и документов;

– таможенные экспертизы;

– контроль после выпуска товаров;

– взаимодействие с другими государственными органами.

Система контроля начисления и полноты уплаты таможенных и иных платежей в Российской Федерации обладает рядом существенных недостатков. В современных условиях экономической и политической нестабильности необходимость её совершенствования становится особенно актуальной.

Проблемы и пути улучшения системы контроля за начислением и полнотой уплаты таможенных и иных платежей необходимо рассматривать не только на уровне отдельных таможенных органов, но и в рамках деятельности всей Федеральной таможенной службы. Именно этот государственный орган отвечает за разработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере таможенного дела.

Одной из ключевых проблем системы контроля начисления и полноты уплаты таможенных и иных платежей является ежегодный рост суммы непогашенной задолженности участников внешнеэкономической деятельности, в том числе, вследствие нарушения сроков уплаты таможенных платежей и противоречиях в существующей законодательной базе относительно таможенной стоимости и таможенных платежей. Это приводит к тому, что большая часть таможенных споров решаются в пользу декларанта. Так в 2024 году по таможенным спорам было рассмотрено 4 652 дела, из которых 2 004 дела (43%) были разрешены в пользу участников внешнеэкономической деятельности.

Также при анализе проблем существующей системы контроля за начислением и полнотой уплаты таможенных платежей необходимо также отметить обнуление ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и отдельные нефтепродукты. Обнуление ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с 1 января 2024 года регламентировано в рамках завершения «налогового маневра» и закреплено в ряде нормативных актов и документов.

Этот шаг стал ключевым этапом завершения налогового маневра в нефтяной отрасли России. Ранее экспортная пошлина на сырую нефть составляла 24,7 долларов за тонну, а на нефтепродукты – также значительные суммы, что обеспечивало существенные поступления в федеральный бюджет.

После обнуления ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и отдельные нефтепродукты с 1 января 2024 года таможенные платежи по этим позициям фактически перестали взиматься. Это означает, что прямых таможенных платежей с экспорта сырой нефти и основных нефтепродуктов в федеральный бюджет по вывозным пошлинам не поступало.

Однако в бюджете сохраняются поступления за счёт повышенного налога на добычу полезных ископаемых, который с 2024 года компенсирует снижение таможенных платежей. Таможенные пошлины на сжиженный газ и некоторые другие нефтепродукты частично сохраняются, но их доля значительно меньше.

На рисунке 1 продемонстрировано влияние вышеуказанного фактора, а именно, насколько меньше по объему таможенных платежей в части вывозных таможенных пошлин поступило в федеральный бюджет в 2024 году по сравнению с 2023 годом.

Рис. Динамика уплаченных в федеральный бюджет вывозных таможенных пошлин при экспорте сырой нефти и отдельных нефтепродуктов, млрд руб. [5]

 

По данным рисунка видно, что вышеуказанное обнуление привело к значительному сокращению суммы начисленных таможенных платежей по этим позициям на 86,76%, поскольку ранее они составляли значительную часть экспортных таможенных поступлений.

Следовательно, к важному направлению совершенствования системы начисления и контроля уплаты можно отнести и изменения в части утилизационного сбора.

В современных условиях развития экономики и усиления экологических требований особое значение приобретает эффективная работа системы начисления и контроля полноты уплаты утилизационного сбора — обязательного платежа, направленного на стимулирование экологически ответственного обращения с транспортными средствами. 

Так, например, в 2024 году в части утилизационного сбора только Екатеринбургской таможней было перечислено 926 миллионов рублей в федеральный бюджет, что на 246 миллионов рублей больше, чем в 2023 году. При этом сумма задолженности по уплате составила 60,3 млн. руб.

В 2025 году в России значительно пересмотрены ставки утилизационного сбора, что означает дальнейший рост поступлений в федеральный бюджет. Для еще большего увеличения суммы поступлений, требуется повышение прозрачности, автоматизации и удобства процедур его начисления и уплаты. В этой связи разработка единой электронной платформы для расчёта, оплаты и контроля утилизационного сбора становится важным шагом к совершенствованию системы.

Основной целью создания единой электронной платформы является упрощение и ускорение процессов начисления и уплаты утилизационного сбора, повышение точности расчетов, снижение административной нагрузки на граждан, а также улучшение контроля и прозрачности системы.

Ключевые задачи платформы:

– автоматический сбор и обработка данных о транспортных средствах из интегрированных источников (таможенные органы, налоговые службы, ГИБДД);

– точный расчет утилизационного сбора на основе актуальных формул и нормативов;

– обеспечение удобных и безопасных способов онлайн-оплаты с автоматическим формированием электронных квитанций;

– мониторинг полноты и своевременности уплаты сбора с возможностью

оперативного реагирования на нарушения;

– предоставление пользователям удобных инструментов для самостоятельного расчёта и проверки суммы сбора.

Следует отметить преимущества создания единой электронной платформы.

Во–первых, интеграция с государственными информационными системами позволит автоматически загружать все необходимые данные о транспортном средстве, а именно марка, модель, год выпуска, объем двигателя, экологический класс и других характеристики транспортного средства, необходимых для корректного расчёта утилизационного сбора.

Благодаря автоматизации будет исключена необходимость ручного ввода информации, что снижает риск опечаток, дублирования и других ошибок, связанных с человеческим фактором. Все параметры будут загружаться из официальных источников, что гарантирует их актуальность и достоверность.

Во–вторых, в единой электронной платформе пользователям представится возможность ознакомиться с актуальной формулой расчёта утилизационного сбора. Формула включает базовую ставку, коэффициенты, учитывающие характеристики транспортного средства, а также возможные льготы или надбавки. Такой открытый доступ позволяет плательщикам понять, как именно формируется сумма платежа и на каких нормативных актах, постановлениях или законодательных нормах базируется начисление сбора.  

Как следствие, правильный расчет суммы утилизационного сбора гражданами в самостоятельном порядке позволит участникам рынка заранее планировать расходы и снизит количество споров с государственными органами. Пользователи смогут самостоятельно проверить корректность начисления и своевременно получить разъяснения через встроенные сервисы поддержки без необходимости личного визита государственных органов.

Технические аспекты реализации:

– платформа должна быть построена на современных облачных технологиях с высокой степенью защиты данных и удобным интерфейсом;

– необходима интеграция с федеральными информационными системами, включая базы данных таможни, ГИБДД и ФНС;

– внедрение модулей расчёта, оплаты, мониторинга и отчетности;

– обеспечение мобильного доступа и поддержки наиболее востребованных платежных систем.

Разработка и внедрение единой электронной платформы для расчёта, начисления и контроля уплаты утилизационного сбора – это важный шаг к цифровизации и совершенствованию системы уплаты таможенных и иных платежей в России. В итоге это будет способствовать упрощению процедуры уплаты утилизационного сбора и снижению нагрузки, возложенной на таможенные органы.

Благодаря созданию единой электронной платформы с интеграцией данных из государственных систем для автоматического расчёта, оплаты и мониторинга утилизационного сбора, плательщики будут простимулированы к своевременной и полной оплате. Кроме того, такая система повысит прозрачность и контроль над процессом сбора средств, минимизирует возможность ошибок и злоупотреблений, а также упростит взаимодействие между таможенными органами и плательщиками данного сбора.

На основе представленного в работе анализа в таблице приведена сводная информация о проблемах и направлениях совершенствования системы контроля начисления и полноты уплаты таможенных и иных платежей.

 

 

Таблица. Проблемы и направления совершенствования системы контроля начисления и полноты уплаты таможенных и иных платежей

№ п/п

Проблема

Меры по разрешению проблемы

Результат

1

Высокий процент разрешения таможенных споров, переданных на

рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ, в пользу участников ВЭД

Создание единого толкования Таможенного

тарифа таможенными и судебными органами

Уменьшение количества необоснованных решений о корректировке таможенной стоимости таможенными органами, и, как следствие, уменьшение количества таможенных споров

2

 Недопоступление таможенных платежей в федеральный бюджет вследствие обнуления ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и отдельные нефтепродукты с 1 января 2024 года

Рассмотреть возможность отмены закона об обнулении ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты с целью восстановления прежних ставок и увеличения таможенных платежей

Увеличение объёмов таможенных платежей от нефтяного экспорта и, как следствие, повышение доходов федерального бюджета

3

Большая сумма задолженности по уплате утилизационного сбора

ввиду сложности процедур, недостаточной автоматизация, отсутствия единой платформы и недостаточной информированности плательщиков

Создание единой электронной платформы с интеграцией данных из

государственных систем для автоматического расчёта, оплаты и мониторинга

утилизационного сбора

Упрощение и ускорение процессов начисления и уплаты, повышение

точности расчетов, снижение административной

нагрузки, улучшение

контроля и прозрачности, а также рост своевременных поступлений в бюджет

 

 

Таким образом, система контроля начисления и полноты уплаты таможенных и иных платежей, являясь эффективной, имеет ряд недостатков. Поэтому данной системе требуется непрерывное развитие для более качественного выполнения ее функций.

Таким образом, в работе были выявлены следующие проблемы системы контроля начисления и полноты уплаты таможенных и иных платежей: высокий процент разрешения таможенных споров в пользу участников ВЭД, снижение поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет вследствие обнуления ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и отдельные нефтепродукты с 1 января 2024 года, а также большая сумма задолженности по уплаты утилизационного сбора ввиду сложности процедур, недостаточной автоматизация, отсутствия единой платформы и недостаточной информированности плательщиков.

Для дальнейшего эффективного функционирования данной системы требуется поддержание стабильности, устранение недочетов и совершенствование. Предложенные в работе меры являются экономически оправданными и целесообразными для внедрения. Их реализация приведёт к увеличению поступлений в федеральный бюджет через Федеральную таможенную службу, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности фискальной деятельности таможенных органов и снижению задолженности участников внешнеэкономической деятельности перед государством.

×

Об авторах

Е. В. Рагозинникова

Уральский государственный экономический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: 9122802976@mail.ru

старший преподаватель

Россия, Россия, г. Екатеринбург

Список литературы

  1. О Евразийском экономическом союзе. Договор от 29.05.2014 г. подписан в г. Астане (в ре-дакции от 24.03.2022, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 03.04.2023) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Киосе Ю.В., Мигел А.А. Взимание таможенных платежей при импорте товаров в РФ: прак-тика реализации и направления совершенствования // Russian Economic Bulletin. – 2022. – Т. 5. № 2. – С. 271-275.
  3. Огородникова С.Г., Дзирун И.А., Петрушина О.М. Контроль за уплатой таможенных плате-жей в бюджет государства: современные тенденции и направления совершенствования // Эко-номика и бизнес: теория и практика. – 2025. – № 5 (123). – С. 267-272.
  4. Пейчев И.Э. Анализ деятельности таможенных органов в области контроля за уплатой та-моженных платежей / И.Э. Пейчев, А.А. Марченко // Вектор экономики. – 2024. – № 6 (96).
  5. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://customs.ru.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».