Historical excursion in the country of childhood, volunteering and mentoring
- Authors: Domracheva S.A.1
-
Affiliations:
- Mari State University
- Issue: Vol 10, No 4 (2024)
- Pages: 278-286
- Section: History
- URL: https://journal-vniispk.ru/2411-3522/article/view/294566
- DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2024-10-4-278-286
- ID: 294566
Cite item
Full Text
Abstract
The article presents some pages of the life and stage of professional formation of the personality of the scientist, professor, Doctor of Pedagogical Sciences Natalia S. Morova; ways to create a scientific school and its innovative potential; the major milestones of education and development of the faculty, which has grown into a forge of personnel not only for education, but also for the entire social sphere. The purpose of this article is to summarize historical facts and practical experience of the scientist, head of one of the first scientific schools of the Republic of Mari El “Socio-pedagogical rehabilitation of children with disabilities”. The research materials were the publications of Professor N. S. Morova, which considered the issues of scientific design were considered formation and development of a scientifically based model of personnel training for the education system on the example of the faculty she created. The contribution of the outstanding to the science and practice of modern higher education in connection with the 75th anniversary was noted.
Full Text
«Пединститут − это в моей судьбе ВСЕ!
Все, что я имею и умею, дал мне родной вуз!» [1, с. 42].
Наталья Сергеевна Морова / Natalia S. Morova
Прошел очередной юбилей профессора Н. С. Моровой, а вспышка интереса к ей биографии и научным трудам по-новому осветила, казалось бы, известные вехи ее жизненного пути, наполненного оптимизмом и безмятежной преданностью к профессии, а время дало подтверждение многим ее предвидениям... Ее творческая и житейская биографии сплетаются воедино и взаимодействуют, порождая итоги.
Морова Наталья Сергеевна ‒ педагог в четвертом поколении, доктор педагогических наук, профессор. В 1972 году закончила физико-математический факультет по специальности «учитель математики и физики». В 1977 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование познавательного интереса к математике в условиях применения учебного телевидения», в 1998 г. ‒ докторскую диссертацию на тему «Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями». Свыше 40 лет возглавляла факультет педагогики и психологии, институт педагогики и психологии Марийского государственного университета, по настоящее время профессор кафедры психологии развития и образования, наставник.
Введение
Система высокого качества образования современного университета может сформироваться благодаря перспективным ориентирам. Одним из них является профессорский состав вуза.
Профессура ‒ это связующее звено науки и практики, надежный фундамент в воплощении инноваций в практику. Критериями оценки профессора, значимыми для современного вуза, являются число лично подготовленных кандидатов наук, опубликованных монографий, учебников, учебных пособий, выигранных грантов и иных достижений. Выступая в роли научного руководителя, профессор формирует вокруг себя коллектив единомышленников, последователей трансляции знаний по различным векторам. Личный пример профессора-инноватора, как правило, благотворно влияет на развитие кафедр и формирование кадрового потенциала вуза. Известность, авторитет профессора приобретается не только в результате научных достижений. Многие ученые являются первопроходцами и в общественной, волонтерской деятельности, вовлекая подрастающее поколение в активность, полезную обществу.
Цель работы – исследование и анализ этапов становления ученого, наставника, руководителя научной школы и общественного деятеля.
Результаты исследования, обсуждения
Воспоминания из детства Натальи уходят корнями в один из малых городов России – Козьмодемьянск – город на Волге с его неповторимой культурой и самобытностью горожан.
Маленькая Наташа вместе со своими подружками всегда что-то придумывали, готовились к концерту, который показывали во дворе. Кто бы мог тогда представить, что потребность быть замеченной, делать жизнь других краше, наполняя ее позитивными эмоциями, реализуется в дальнейшем в жизненный путь ученого, руководителя, общественного деятеля!
Какие светлые воспоминания о школе у нашей героини в противовес современным ученикам с невысокой школьной мотивацией: «Родная школа! Куда бы меня ни забрасывала судьба почти за 40 лет со дня ее окончания, в мыслях я часто возвращаюсь в наш славный и тихий городок с резными наличниками на набережной, вижу себя маленькой девочкой с огромным букетом георгинов на школьном дворе или почти уже взрослой на выпускном вечере, когда директор школы Жирков Александр Михайлович вручил мне золотую медаль…» [2, с. 93].
У представителей каждой эпохи свои желания и традиции. «Одним из больших желаний каждого из нас было вступление в пионерскую организацию». Ритуал вступления в пионеры проходил на школьной или городской линейке на площади города» [2, с. 94]. Как правило, такие события сопровождались горнистами и барабанщиками, что придавало им особую значимость.
С первых лет обучения в школе Ната (так ее называла мама Лидия Георгиевна, педагог в 3-м по-колении) посещала и музыкальную школу по классу фортепиано в числе ребят «первого набора пианистов». «Выездные концерты, посвященные творчеству отдельных композиторов, тематические вечера – это была вторая, но очень важная сторона нашей школьной жизни» [2, с. 96].
Лидерские качества Натальи развивались в годы активной работы в городском пионерском штабе. Выполняя роль председателя Совета дружины средней школы № 1 г. Козьмодемьянска, она проводила линейки, возглавляла знаменательные мероприятия, вела за собой.
Став путеводной звездой для других, Наталья выбрала для себя образование. И это неслучайно! Что может быть в жизни лучше, чем зажигать других? И это решение было принято при непосредственном участии взрослых в профессиональном становлении будущего декана факультета и директора педагогического института.
«Собрался семейный педагогический совет в составе моей мамы Лидии Георгиевны и двух ее родных сестер – Галины и Евгении Котяковых, каждая из которых отдала свою трудовую жизнь школе» [2, с. 101]. Мою судьбу определила «теорема Пифагора» ‒ выбор пал на физико-математический факультет МГПИ им. Н. К. Крупской.
После окончания педагогического вуза Наталья Сергеевна Морова преподавала математику будущим учителям начальных классов. Она блестяще знала свой предмет, увлекая им студентов. Но судьба сделала резкий поворот: в связи с перспективой открытия нового факультета дошкольного воспитания ректорат вуза направил молодого специалиста в целевую аспирантуру при кафедре психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. Ее научная работа в 1977 году была отмечена премией им. А. И. Герцена с записью в трудовой книжке. Закончив аспирантуру с отличием, Наталья Сергеевна начала создавать новый факультет, назвав его «Маленькой страной детства».
«В конце 70-х годов потребность как в самом факультете, так и в подготовке квалифицированных кадров для системы дошкольного воспитания явно ощущалась» [3, с. 107].
Музыкальная, театральная и творческая жизнь, ставшая воплощением и прибежищем многих студентов психолого-педагогического факультета, сохранилась и поныне, вовлекая в свои ряды самую активную молодежь.
1980 год… Преподаватель университета на практическом занятии по психологии играет романс, а исполняет его Татьяна Товарова-Кошкина, одна из первых выпускниц факультета.
В 1983 году состоялся первый выпуск дошкольников – специалистов с высшим дошкольным образованием. Знаменателен тот исторический факт, что 100 % первых абитуриентов в количестве 50 человек, поступивших на дошкольный факультет в 1979 году, окончили его, в том числе 14 % выпускников получили дипломы с отличием.
Уделяя внимание профессиональному росту выпускников, Наталья Сергеевна поддерживала со многими связи, приглашала работать на факультет, открывала путь в большую науку.
«В 1990 году Н. С. Морова, как декан факультета, инициировала проект программы взаимодействия здоровых детей и детей-инвалидов «Детский орден милосердия» (ДОМ), и сама его представила. В результате блестящей защиты проект стал победителем Всесоюзного конкурса на разработку новых направлений в работе детских организаций страны. С этого момента пошел особый отсчет времени в работе Н. С. Моровой – как ученого, впервые в отечественной науке и практике поднявшей в новом ракурсе проблему социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» [4, с. 7].
В 1997 году публикуется книга Н. С. Моровой «Детский орден милосердия: вопросы теории и практики». В ней раскрываются основные подходы к организации движения детского милосердия, которое оформилось в Региональную общественную детскую организацию «Детский орден милосердия». Впоследствии программа «ДОМ» была адаптирована и реализована в деятельности общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» («ДИМСИ»). Истоки волонтерства, начало которому положила профессор Морова, давали ранее и дают свои плоды в настоящее время на всех уровнях образования ‒ от дошкольного до высшего.
Наталья Сергеевна Морова имеет свыше 450 публикаций, из них персонально и в соавторстве ‒ около 20 монографий, учебников и учебных пособий и свыше 30 статей в журналах ВАК и других рецензируемых изданиях.
Традиции факультета
А с каким трепетом вспоминают о Наталье Сергеевне коллеги: «У Моровой не удастся отсидеться, организуя очередное мероприятие на факультете, она любому из нас может дать слово для выступления перед студенческой аудиторией», поэтому готовились к тому, что сказать и как выглядеть. Она сама лично проводила День кадровика, проявляя уважение к секретарям и документоведам факультета, День распределения выпуск-ников, Татьянин день, Дни Психеи – неделя психологии и множество других. Жизнь на факультете кипела и бурлила, будущие лидеры молодежного движения рождались и закалялись здесь.
«Наши молодые специалисты «идут нарасхват», ‒ гордилась Наталья Сергеевна, все трудоустраиваются и многие по профессии, полученной на факультете. Все направления работы факультета: учебная, научная, методическая, воспитательная ‒ ориентированы на подготовку специалистов для оказания психологической помощи детям из социально уязвимых групп населения.
Студентам старших курсов удавалось успешно совмещать учебу и педагогическую работу в детских садах и школах. Такое совмещение обогащает процесс формирования профессиональных компетенций. Одной из традиций факультета является определение лучшего преподавателя и лучшего студента года, вручение им медалей, статуэток или других знаков отличия. Эта традиция получила распространение в стенах университета ‒ «Опора МарГУ», в рамках которой лучшие выпускники всех факультетов университета, а рядом с ними и «серебряные волонтеры» ‒ выходцы университета третьего возраста, наряду с молодыми, удостоены памятных наград. И все это психолого-педагогический факультет – «маленькая страна», в которой решаются большие проблемы сложного мира детей и взрослых, которыми переполнена наша жизнь [1, с. 42].
Н. С. Морова стала во всем примером, наставником преподавателей, студентов. Она тесно сотрудничала с министерствами и ведомствами, задавая тон в распределении выпускников и обеспечивая им место работы и профессионального роста в надежных коллективах.
«В годы становления как преподавателя, а впоследствии и молодой заведующей кафедрой, это были «мастер-классы» педагогической и управленческой деятельности от самого опытного декана пединститута», [4] ‒ вспоминает профессор Л. В. Лежнина, получившая эстафету по работе с аспирантами и подготовке кадров для системы высшего образования.
Педагогический отряд – трамплин в большое будущее
Особой вехой в ее биографии стали студенческие отряды, сначала строительные, а потом и педагогические. Это Моровой удалось убедить руководство вуза в том, что будущие педагоги должны работать летом с детьми, а не на стройке, набираться опыта руководства детскими коллективами. И с ней нельзя было не согласиться, поскольку педотрядовцы трудились не только в Республике Марий Эл, но и в Московской области, в Международном детском центре «Артек», во Всероссийском детском центре «Орленок».
«Именно в 1987 году наши бойцы, которые до этого работали на стройках в Параньгинском районе, прокладывали шпалы на железной дороге в Килемарской тайге и очищали ложе Чебоксарской ГЭС в Юринском районе, сменили профиль своей летней работы на желанную педагогическую деятельность с детьми. Так, Люльпанский, Волжский и Куярский детские дома и все дошкольные учреждения Советского района приобрели на лето сразу более 100 воспитателей, которые стали ребятам верными друзьями и главными помощниками», ‒ вспоминает Наталья Сергеевна.
Н. С. Морова – командир линейного студенческого отряда / N. S. Morova – commander of a linear student detachment
В 2007 году педотряд «Милосердие», участвуя в конкурсе Приволжского Федерального Округа, из 14 субъектов ПФО был признан лучшим, а через три года, в 2010, отряд поднялся на высшую ступеньку пьедестала почета, победив 39 субъектов РФ и завоевав во Всесоюзном открытом конкурсе звание «Лучший педагогический отряд Российской Федерации»! Эти драгоценные медали сейчас являются семейными реликвиями Тани Лежниной, Даши Малышевой, Саши Тыртышного, Наташи Поповой, Паши Сенишина, Насти Аверковой, а сам диплом хранится в музее истории Марийского государственного университета.
В 2024 году, в год 45-летнего юбилея факультета и 75-летнего своего юбилея, она реализует идею проведения межрегионального форума, собирая из разных регионов страны самых активных выпускников факультета и серебряных волонтеров, объединяя их социально значимой деятельностью по освоению финансовой грамотности, передаче социального опыта от представителей одних поколений к другим.
Ее детище – научная школа
Самое серьезное внимание уделяет Н. С. Морова проблемам детства. Ею была организована первая научная школа «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)», в рамках исследований дано обоснование подготовки кадров для работы с особыми детьми, нуждающимися в сопровождении [5].
Научная школа «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» возникла как отдельное направление по социальной работе с детьми-инвалидами в рамках фундаментальной комплексной научной программы «Социальная педагогика» Российской академии образования в 1989 г. [6]. Ее стартапом стал факультет дошкольного воспитания МГПИ им. Н. К. Крупской Республики Марий Эл, получивший статус экспериментальной площадкой № 26 ВНИК Российской академии образования «Школа-микрорайон» [4, с. 7]. В этом же году она получила звание «Заслуженный деятель науки Республики Марий Эл», а в 1991 году ‒ премию Ленинского комсомола за работу с детьми-инвалидами.
Суть данной концепции заключается в стимулировании процесса раскрытия внутреннего потенциала ребенка при активном использовании воспитательных возможностей социума и самой семьи в условиях квалифицированной педагогической помощи [1, с. 47‒48].
Н. С. Морова в программе «Абилимпикс» (2019) / N. S. Morova in the Abilympics program (2019)
В русле идей научной школы Н. С. Моровой защищено более 20 научных исследований, опубликовано более 500 работ [7, с. 34].
В апреле 2008 г. профессору Н. С. Моровой Президиумом Российской академии естествознания впервые в Марий Эл и одной из первых в России присвоено почетное звание «Основатель научной школы».
На базе научной школы создана новая перспективная концепция социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Обоснован и реализован многоуровневый подход к социально-педагогической реабилитации ребенка с ОВЗ [8, с. 277].
Сотрудники факультета один за другим защищали кандидатские диссертации, получали ученые звания, награды за вклад в развитие системы образования и подготовку квалифицированных специалистов. А деятельность результатов научной школы признана среди общественности на самом высоком уровне. Информация по научной школе занесена в «Энциклопедию лучших научных школ России» (2013).
Наставник, вдохновитель, оптимист
Сколько поколений педагогов выросло на факультете и успешно трудится в системе образования… Она учит стремиться к звездам, покорять вершины и не останавливаться на достигнутом. Вера в лучшее будущее, в потенциал личности студента, в ресурсы начинающего преподавателя, мотивация к активности и социально значимой деятельности – далеко не полный спектр профессиональных компетенций Натальи Сергеевны, которыми она щедро делится с наставляемыми: наставничество в совершении значимых качественных переходов на иной уровень знаний, профессиональных навыков [9, с. 5].
В 2021 году Н. С. Морова удостоена звания Почетного гражданина города Йошкар-Олы, а в 2024 ‒ знаком отличия «За вклад в развитие добровольчества (волонтерства) в Республике Марий Эл».
Наталья Морова, доктор наук, профессор кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета, награждена дипломом победителя (1 место) в региональном этапе Международной Премии #МЫВМЕСТЕ (2024) в номинации «Наставник года».
В своем эссе автор обосновала следующую позицию: «Наставничество – действенная форма профессиональной подготовки и нравственного воспитания молодежи. Оно включает в себя такие аспекты, как поддержка, руководство и содействие. Взаимодействие с моими «подопечными» осуществляется через взаимоотношения, основанные на доверии, честности, профессионализме, продуктивном сотрудничестве. Придерживаюсь следующего правила: наставник помогает осознать наставляемому свои сильные и слабые стороны и определить векторы, по которым ему следует развивать прикладные навыки и востребованные компетенции. И волонтерская деятельность предоставляет для этого огромные возможности!».
Награждение победителей региональноuо этапа Международной премии #МЫВМЕСТЕ (2024) / Awarding the winners of the regional stage of the International Prize #WEARETOGETHER (2024)
Наставником она стала и для серебряных волонтеров, как только сама достигла такого возраста. В 2012 году по ее инициативе разработана образовательная программа для старшего поколения и создан «Университет третьего возраста». Свыше 6000 пенсионеров получили здесь новые знания, поддержку и социальную помощь, обрели родственные души, реализуя себя в культурно-творческой, спортивной и общественной деятельности.
Н. С. Морова с серебряными волонтерами на стадионе ‒ участники акции «В здоровом теле – здоровый дух» (2021) / N. S. Morova with silver volunteers at the stadium ‒ participants in the “A healthy mind in a healthy body” campaign (2021)
Благодаря ее оптимизму и настойчивости на базе Марийского государственного университета функционирует Региональный центр «серебряного» добровольчества, который сочетает образовательные и волонтерские активности. Центр зарекомендовал себя как место, где пожилые люди могут не только получать новые знания, но и активно участвовать в жизни своего региона. Эти люди, долгое время считавшиеся «пожилыми» и неактивными, благодаря своей энергии и жизненному опыту, вновь вступили в активную фазу жизни. Они готовы делиться своим опытом и помогать, участвуя в различных социальных инициативах.
В результате обеспечена разработка и практическое воплощение идеи «серебряного волонтерства» через реализацию социальных проектов для совместной деятельности старшего поколения жителей г. Йошкар-Олы и молодежи, которые способствуют интеграции поколений, развитию патриотизма, активной гражданской позиции и ответственности молодых жителей нашего города.
В отличие от других регионов, где данные центры действуют на базе комплексных центров социального обслуживания населения (или НКО), марийский региональный Центр «серебряного» добровольчества был открыт в образовательной организации высшего образования, что позволило привлечь к образовательной деятельности квалифицированных (дипломированных) педагогов и психологов, а впоследствиии и творческих деятелей Республики Марий Эл. Самые активные «серебряные» добровольцы впоследствии возглавили отдельные модули образовательной программы для лиц 55+, передавая свой опыт другим.
В октябре 2024 года делегация под руководством Н.С. Моровой представляла Республику Марий Эл на Форуме «серебряных» добровольцев в г. Ханты-Мансийске.
А какие стихи пишет Наталья Сергеевна: поздравительные, событийные, юбилейные, посвященные очередным выпускникам факультета:
Уже 5 лет остались за спиной
Педпрактика, экзамены и точка.
Они раскрылись, как цветок весной,
И каждый стал здесь сыном или дочкой.
Они в себе все лучшее хранят,
И ни в одном здесь не найти изъяна.
Они в работе как огонь горят,
Чисты душой, как Ларина Татьяна
Давайте пожелаем им добра,
Всем месте здесь на этом педсовете!
Для них пришла нелегкая пора
И мы за их судьбу всегда в ответе.
Делегация серебряных волонтеров в круглогодичном образовательном центре «Добрино» / Delegation of silver volunteers at the year-round educational Center Dobrino
Заключение
Результатом жизненного и профессионального пути Натальи Сергеевны Моровой является ее весомый вклад в науку и практику современного высшего образования. Особенно ценно, что многие вехи ее жизненного пути сопряжены с событиями, происходящими в общественной жизни нашего общества, этапами развития волонтерства в России. С учетом свойственного ей вдохновения, трудолюбия и верности педагогической профессии она креативно думающий педагог, наставник, яркий представитель профессуры современного университета. Таким образом, профессиональное становление не сводится лишь к карьерным достижениям, оно обретает глубинный смысл, обогащая жизнь ученого и оставляя след в научном сообществе.
About the authors
Svetlana A. Domracheva
Mari State University
Author for correspondence.
Email: domrachevamargu@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7133-9579
Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology of Development and Education
Russian Federation, 1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000References
- Morova N. S. Nam est', chto v serdtse sokhranyat' [We have something to keep in our hearts]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya “Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki”. Yubileinyi vypusk = Vestnik of the Mari State University. Chapter “History. Law”. Anniversary issue, 2021, pp. 37‒50. (In Russ.).
- Vechno molodaya. 100-letnii yubilei Koz'modem'yanskoi gimnazii [Forever young. 100th anniversary of Kozmodemyansk gymnasium]. Yoshkar-Ola, Publishing house of Mari printing plant, 2006, 184 p. (In Russ.).
- Morova N.S. Stanovlenie vysshego professional'nogo obrazovaniya v Respublike Marii El: ot novoi spetsial'nosti k nauchnoi shkole [Evolvement of higher special education in the Republic of Mari El: from new speciality to a scientific school]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education, 2008, no. 4, pp. 107‒109. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11735490 (accessed 08.09.2024). (In Russ.).
- Miloserdie cherez vsyu zhizn': kniga k 20-letiyu nauchnoi shkoly professora N. S. Morovoi : sb. statei [Mercy throughout life: a book for the 20th anniversary of the scientific school of professor N. S. Morova : a collection of articles]. Edited by S. A. Domracheva, L. V. Lezhnina, Mari State University, Yoshkar-Ola, 2011, 395 p. (In Russ.).
- Morova N. S. Nauchnaya shkola “Sotsial'no-pedagogicheskaya reabilitatsiya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya”: ot zarozhdeniya traditsii do sovremennoi praktiki [Scientific school “Socio-pedagogical rehabilitation of children with disabilities”: from the origin of traditions to modern practice]. Sotsial'naya pedagogika kak nauka, professional'noe obrazovanie i sfera sotsial'noi praktiki : materialy Mezhdunarodnogo foruma vedushchikh spetsialistov v oblasti sotsial'noi pedagogiki, Moskva, 22‒23 marta 2012 g. = Social pedagogy as a science, professional education and sphere of social practice. Materials of the International Forum of Leading Specialists in the Field of Social Pedagogy, Moscow, March 22‒23, 2012. M., Publishing House “Modern Education”, 2012, pp. 140‒151. (In Russ.).
- Morova N. S. Detskii Orden Miloserdiya: voprosy teorii i praktiki [Children's Order of Mercy: issues of theory and practice]. M., Scientific and Practical Center of Secondary Professional Education (FDO), 1998, 136 p. (In Russ.).
- Morova N. S. Sotsial'no-pedagogicheskaya reabilitatsiya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Social and pedagogical rehabilitation of children with disabilities]. Sotsial'naya pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskii zhurnal = Social pedagogy in Russia. Scientific and methodological journal, 2012, no. 2, pp. 33‒34. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=oxgkwj (accessed 07.09.2024). (In Russ.).
- Domracheva S. A., Kuznetsova L. V. Nauchnaya shkola kak instrument razvitiya innovatsionnoi deyatel'nosti sovremennogo vuza [Scientific school as a tool for the development of innovative activities of a modern university]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2021, vol. 15, no. 3, pp. 275−282. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-275-282
- Shchavinskaya L. A., Navrotskaya E. A., Bektasheva S. V., Cherkasskaya V. V., Salin K. S. Nastavnichestvo kak protsess bucheniya i peredachi opyta [Coaching as a teaching process and transfer of experience]. Volonter = Volunteer, 2018, no. 4 (28), pp. 39‒56. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ysedal (accessed 07.09.2024). (In Russ.).
- Morova N. S., Grunina S. O., Dremina I. E. Dinamichnoe razvitie: fakul'tet pedagogiki i psikhologii segodnya [Dynamic development: faculty of pedagogy and psychology today]. Mariiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut im. N. K. Krupskoi : ocherki istorii fakul'tetov i kafedr v litsakh i sobytiyakh = Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya: essays on the history of faculties and departments in persons and events. Under the general editorship of G. V. Rokina; compiler and scientific editor R. A. Kudryavtseva; Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya. Yoshkar-Ola, 2006, pp. 304–325. (In Russ.).
Supplementary files
