Vyatka Province Jews history documents of the Central State Archive of the Kirov Region
- Authors: Subbotina A.M.1
-
Affiliations:
- Udmurt Federal Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
- Issue: Vol 10, No 3 (2024)
- Pages: 240-247
- Section: History
- URL: https://journal-vniispk.ru/2411-3522/article/view/295288
- DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2024-10-3-240-247
- ID: 295288
Cite item
Full Text
Abstract
The article is devoted to the study of documents from the funds of the Office of the Vyatka Governor and the Vyatka Provincial Government of the Central State Archive of the Kirov Region as sources on the Vyatka Province Jews history in the second half of the XIX and early XX centuries. This is the first study in which the author summarizes the experience of the Jewish population living in the region during a difficult period for interethnic relations in Russia's past and how this experience is presented in documents. The author concludes that the governor and the provincial government played an important role in the management of Jews. Thanks to this, numerous and diverse materials have appeared in the studied archive funds. These documents sometimes complement or duplicate each other. Legislative acts, circulars of the Ministry of Internal Affairs, quantitative statements and personal lists, journals and resolutions of the general presence of the provincial government, reports of county police officers, protocols of inspection of residential premises, cases on the right of residence form the source basis of the study. The author conducts a comprehensive analysis of the documents and says that they reflect such aspects as the gradual formation of the Jewish population of the province, its quantitative and professional composition, legal and confessional status, relations with the local administration, state authorities and residents in different years. Military personnel, exiles and voluntary migrants lived in Vyatka Province, including artisans, doctors, pharmacists, etc. Changes in the course of state policy had a strong impact on the situation of the Jews of the region, contributing to its quantitative growth or reduction due to eviction.
Full Text
Введение
Российской империей в XIX – начале XX в. накоплен опыт сложных взаимоотношений с многочисленными проживающими на ее территории народами. История евреев Вятской губернии представляет пример того, как государство пыталось адаптировать к местным условиям оказавшееся в его границах население с чуждой конфессиональной принадлежностью, обладающее достаточно сильным экономическим потенциалом. Особое внимание к евреям со стороны органов управления способствовало появлению достаточно большого количества документов, которые сохранились в фондах Центрального государственного архива Кировской области (ЦГАКО). Их изучение поможет лучше понять особенности жизни евреев края и страны в целом в период XIX – начала XX века.
История еврейского населения Вятской губернии и ее отражение в архивных источниках не получили серьезного научного изучения, несмотря на существующий уже с 1990-х гг. интерес к данной теме. В 1994 году в ЦГАКО был составлен перечень документов о евреях, выявленных в фондах архива1. Анализ состава перечисленных в перечне документов показывает, что при достаточно широком охвате фондов он является неполным, выборочным, с явным предпочтением к материалам по губернскому городу Вятке. Немногочисленные региональные публикации по теме посвящены политической ссылке евреев в начале XX в. [1], кратким справочно-статистическим сведениям о еврейской общине и иудеях2, музейным проектам устной истории еврейских семей [2], краеведческим поискам отдельных персоналий и фактов3. В рамках активно изучаемой в последние годы истории евреев в России в целом для понимания ситуации в Вятской губернии представляют интерес исследования отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие вопросы правового положения евреев в стране в имперский период [3; 4; 5], в том числе находившихся на военной службе [6], их взаимоотношений с российским обществом [7], жизни еврейских общин в соседних с Вяткой и схожих по своим условиям проживания регионах [8; 9], сохранившихся документальных материалов [10; 11]. Учитывая слабую изученность прошлого еврейского населения Вятской губернии, автор своей работой стремится обозначить возможные направления дальнейшего научного поиска.
Цель исследования – рассмотрение документов фондов Канцелярии вятского губернатора (ф. 582) и Вятского губернского правления (ф. 583) ЦГАКО в контексте представления в них истории евреев края в XIX – начале XX века.
Материалы и методы исследования
Исследование опирается на комплексный анализ архивных и опубликованных материалов. Источниковую базу составляют разнообразные документы указанных двух фондов ЦГАКО (ф. 582 и 583): ведомости и именные списки евреев, журналы и постановления общего присутствия Вятского губернского правления, протоколы осмотра жилых помещений, рапорты уездных исправников, циркуляры Министерства внутренних дел, копии указов Правительствующего Сената и др. Их дополняют законодательные акты, раскрывающие основания пребывания евреев в регионе, а также опубликованные данные Первой всеобщей переписи населения 1897 года.
Исторические условия формирования еврейского населения Вятской губернии
Вятская губерния находилась далеко от западных российских территорий черты еврейской оседлости. Возможность их проживания здесь ограничивалась законодательством. Колебания численности евреев в крае в XIX – начале XX в. находились в зависимости от перемен государственной политики по еврейскому вопросу. Для самих еврейских переселенцев регион был привлекателен благодаря наличию городов и заводских поселков с устойчивым спросом на торгово-предпринимательскую и ремесленную деятельность, близости Нижнего Новгорода с крупнейшей в стране ярмаркой, относительно терпимому отношению местного населения на фоне периодически происходивших в черте еврейской оседлости погромов.
Первые свидетельства о появлении в Вятском крае евреев относятся к концу XVIII века4. Добровольно приехать сюда могли те, кто отказался от иудаизма и принял православие. Вятская губерния для некоторых евреев становилась местом ссылки. Временно выезжать за пределы обозначенных в положении 1804 г. губерний постоянного проживания могли фабриканты, ремесленники, художники, купцы5. Более многочисленным еврейское население Вятки и некоторых других населенных мест губернии стало после того, как Николай I в 1827 г. распространил натуральную рекрутскую повинность на евреев6. Служба в армии стала легальным основанием для нахождения во внутренних губерниях России за пределами черты еврейской оседлости. В 1867 году бессрочно-отпускные и отставные нижние воинские чины получили право проживать повсеместно, «где пожелают»7. Введенная в 1874 г. всеобщая воинская повинность была распространена на еврейских мужчин на общих основаниях8 с некоторыми ограничениями по месту службы, получению офицерских званий и др. [6, с. 176–177]. Александром II было принято еще несколько законодательных актов, разрешавших некоторым категориям евреев выбирать место пребывания за пределами их постоянного места жительства. В 1859 году купцам первой гильдии разрешили приписываться к купечеству в городах вне черты еврейской оседлости9. В 1861 году право повсеместного проживания получили обладатели дипломов доктора медицины, доктора медицины и хирургии, ученой степени доктора, магистра и кандидата по любым другим направлениям наук10. С 1865 года переселиться за пределы черты оседлости могли ремесленники, получившие в городах с цеховым устройством свидетельства на звание мастера или подмастерья, в случае с нецеховыми ремеслами – засвидетельствованные полицией удостоверения о знании мастерства и благонадежности от заводчиков и фабрикантов11. В 1865 году было разрешено принимать на военно-медицинскую службу евреев-врачей, даже не имевших высшей ученой степени12. С 1866 года эта категория еврейских медиков получила право служить на должностях по Министерству народного просвещения13, с 1867 г. – Министерству внутренних дел (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга)14. В 1879 году право повсеместного жительства было предоставлено выпускникам высших учебных заведений, аптекарским помощникам, дантистам, фельдшерам, повивальным бабкам, изучающим фармацию и повивальное искусство15. Правление Александра III и Николая II в литературе рассматривается как время антисемитской реакции, юдофобии, погромов, новых ограничений в отношении евреев [3, с. 7]. На региональном уровне это проявилось в более строгой проверке документов проживающих в Вятской губернии евреев с немедленной отправкой за ее пределы в случае возникавших сомнений, увеличении числа сосланных за преступления из других губерний. Несмотря на это, введенные Александром II законодательные нормы, предоставлявшие основания для проживания за пределами черты оседлости, продолжали действовать и в этот период, хотя и с некоторыми изъятиями. В 1904 году Николай II подтвердил, что все принятые до этого постановления о причислении евреев к купечеству или мещанскому обществу городов внутренних губерний остаются в силе. Также было установлено право повсеместного проживания для выпускников высших учебных заведений, мануфактур и коммерции-советников, их жен даже после смерти мужей и детей до совершеннолетия, окончания обучения в вузе или замужества; купцов первой гильдии; отставных нижних чинов, служивших по Рекрутскому уставу; отличившимся беспорочной службой и получившим знаки отличия воинским чинам, участвовавшим в Русско-Японской войне. Купцы второй и первой гильдии по торговым и промысловым делам могли приезжать в города на срок 3 и 6 месяцев в течение года16. Законодательство XIX – начала XX в., интерес к Вятской губернии самих евреев способствовали формированию в крае постоянного еврейского населения.
Сведения об истории евреев в документах архивных фондов Канцелярии вятского губернатора и Вятского губернского правления
Состав документов фондов Канцелярии Вятского губернатора и Вятского губернского правления сложился благодаря той роли, которую играли данные органы в жизни евреев края17. Через губернатора и губернское правление проходили дела о правомочности пребывания евреев в губернии, их жалобах и прошениях, о еврейских кладбищах, об открытии синагог и молельных домов, проведении молельных собраний, переходе в православие и др. Некоторые материалы фондов Канцелярии вятского губернатора и Вятского губернского правления дополняют, а иногда повторяют друг друга. В обоих фондах содержатся министерские циркуляры и копии указов Правительствующего Сената по еврейскому вопросу, ведомости и именные списки разных категорий евреев Вятской губернии, рапорты уездных исправников и других должностных лиц в уездах и городах края, дела о незаконном проживании или высылке и др. Документами, характеризующими деятельность Вятского губернского правления, являются журналы и постановления общего присутствия. В фонде Канцелярии вятского губернатора много документальных материалов о подназорных лицах, в частности, ссыльных.
С точки зрения изучения истории еврейского населения интерес представляют ведомости и списки, отражающие его состав. В 1852 году в Вятской губернии находился 181 еврей, из них 32 принадлежали к женскому полу. Они проживали в Вятке, Нолинске, Воткинском и Ижевском заводах. За год было заключено 3 брака, родилось 4 мальчика и 1 девочка. В Ижевском заводе действовала 1 синагога (молельный дом)18. В 1866 году число евреев в крае увеличилось до 305, из которых 77 были женщинами19. Расширилась и география их проживания. К уже перечисленным населенным пунктам добавились города Елабуга, Котельнич, Сарапул, Слободской, Яранск. Большинство мужчин во второй трети XIX в. состояли на службе, местом которой могли быть в разные годы Вятский гарнизонный батальон, 58-й резервный батальон в Елабуге, Ревельский пехотный полк в Слободском, гарнизонные артиллерийские роты при Ижевском заводе, уездная, инвалидная, полицейская и пожарная команды в городах и др. При них находились жены и дети.
Отдельную категорию проживающих в крае евреев составляли ссыльные. По данным 1852 г., во всей губернии находился только 1 ссыльный еврей. Это был житомирский мещанин Исай Мармер, сосланный в Вятку за «составление ябеднических просьб». На месте ссылки он, согласно имеющемуся отзыву, требовал сильного надзора как человек «дурной нравственности» и склонный «к ябедам» 20. И. Мармер получал содержание от казны по 77 коп. серебром и занимался изготовлением ваксы. В 1953 году он был переведен в город Нолинск. Его жена, 3 сына и 2 дочери проживали в Одессе. А. С. Касанов отмечает существенное увеличение количества ссыльных евреев в Вятской губернии накануне и в период революции 1905–1907 годы. Его исследование основано на изучении документов фондов Канцелярии вятского губернатора, Вятского губернского жандармского (ф. 714) и Вятского городского полицейского (ф. 721) управлений ЦГАКО. А. С. Касановым выявлено в Вятской губернии с 1897 по 1907 г. 100 ссыльных евреев, наиболее многочисленные группы которых размещались в Малмыжском и Орловском уездах [1, с. 37].
По данным Первой всеобщей переписи населения 1897 г., в крае проживало 904 иудея, что составляло 0,03 % всего населения21. Эта цифра не учитывает тех евреев, кто принял православие. В это время еврейское население присутствовало уже во всех уездах губернии. Значительную его массу составляли добровольные переселенцы: ремесленники, дантисты, аптекари, купцы и др. Списки евреев-ремесленников показывают, что в Вятскую губернию они приезжали как из черты еврейской оседлости (Витебской, Волынской, Екатеринославской, Киевской, Ковенской, Минской, Могилевской и других губерний), так и из внутренних районов страны (Вологодской, Нижегородской, Казанской, Костромской, Пермской, Уфимской губерний)22. В начале XX в. был ужесточен контроль за этой категорией евреев. Проводились проверки документов на право заниматься ремеслами и мастерством с отправкой запросов в губернии, где их выдали, выборочные осмотры места жительства и мастерских, опросы свидетелей. С 1902 по 1911 год общим присутствием Вятского губернского правления было принято 67 постановлений о выселении евреев и 39 постановлений о признании недействительными ремесленных документов. Особое внимание было уделено Вятской городской ремесленной управе. В 1909 году губернское правление признало недействительными 100 ремесленных документов, выданных ею в 1907–1908 гг.23. Кампания по выселениям была приостановлена после начала Первой мировой войны. Вятский губернатор сообщал губернскому правлению 9 августа 1914 г., что в связи с циркуляром министра внутренних дел высылка из пределов губернии евреев, не имеющих права на проживание в ней, отменяется до особого распоряжения24. Циркуляры МВД военного периода демонстрируют и другие временные послабления. Еврейским семьям призванных на военную службу разрешалось остаться на прежнем месте жительства их ушедших в армию глав25. Евреи, не имевшие права повсеместного проживания, получили возможность приезжать на конские ярмарки с целью закупки лошадей для нужд армии26. С началом войны появился еще один канал притока еврейского населения. Это были беженцы из приграничных территорий. В 1916 году евреям-купцам было разрешено на новом месте пребывания использовать регистрационные книжки 1915 г., куда полицейские управления вносили запись после проверки документов об уплате сборов за купеческое свидетельство и за свидетельства их приказчиков по эвакуированному городу27.
Сохранившиеся протоколы осмотра жилых помещений евреев-ремесленников дают представление об их занятиях, образе жизни, взаимодействии с местным населением. В квартире и мастерской мещанина из Могилевской губернии Исаака Лейбова Тукациера по Поповской улице в поселке при Воткинском заводе в июле 1910 г. было обнаружено около 200 карманных часов. В мастерской за работой находились мещанин из города Чаусы Могилевской губернии Нахим Мордухов Шнейдерман и 2 малолетних ученика. И. Л. Тукациер предоставил расчетную книжку, выданную Воткинским казенным горным заводом, где он состоял мастером часовых дел, и книгу по ремонту часов, в которой за 1909–1910 гг. было сделано 1943 записи28. В августе 1910 г. были осмотрены квартира и чулочная мастерская Гени Лейбовой Крафт. Она происходила из мещан Ковенской губернии и проживала в Пуренговом переулке в поселке при Ижевском заводе. В мастерской стояли 2 вязальные машины и работали 2 мастерицы: Марфа Андреева Сажина и Наталья Константинова Лопатина. Последняя расписалась в протоколе и за себя и за свою хозяйку, поскольку Г. Л. Крафт была неграмотной29.
У большинства еврейских женщин не было собственных документов, дающих право заниматься профессиональной деятельностью и проживать в губернии. Они находились при своих мужьях или до определенного возраста при отцах. В случае смерти или длительной отлучки мужа возникал вопрос о праве их нахождения в крае. По возбужденному по представлению Сарапульского полицейского управления делу Б. Л. Голландской о лишении ее права пребывания в городе Сарапуле в связи с ее раздельным проживанием с мужем, зубным техником Н. Б. Голландским, принявшим православие, в 1913 г. было вынесено положительное для нее решение30.
Заключение
История евреев Вятской губернии находится в самом начале своего изучения. Фонды Канцелярии вятского губернатора и Вятского губернского правления ЦГАКО хранят документы, раскрывающие разные аспекты этой истории. Среди них можно назвать формирование еврейского населения края, изменение его численности, состава и правового положения, взаимоотношения с органами управления и местными жителями, вопросы конфессиональной жизни и профессиональной деятельности. Анализ документов показывает, что евреи приезжали в Вятскую губернию по разным причинам. Военнослужащие и ссыльные оказывались здесь не по своей воле. В конце XIX – начале XX в. их дополнили добровольные переселенцы тех профессий, которые давали право на проживание за пределами черты постоянной еврейской оседлости. В этот период евреи находились уже во всех уездах губернии. Имеющиеся документы дают основание сделать вывод, что положение еврейского населения края находилось в зависимости от курса государственной политики. Периоды относительно спокойного существования сменялись ужесточением мер и угрозой выселения.
1 Воробьева И. С. Перечень документов о евреях в Вятской губернии (1809–1916). Киров : Государственный архив Кировской области, 1994. 18 с. URL: https://cgako.ru/static/page_files/bee5f02a586c11eaacca5254007c38a0.pdf (дата обращения: 14.05.2024).
2 Иудейство // Хлынов – Вятка – Киров. История и современность: историко-статистический сборник : в 5 т. Киров : Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, 2014. Т. 3. Кн. 2. С. 590–593.
3 Николаева Т. К. Аронсоны в Вятке // Герценка: вятские записки. 2011. Вып. 20. С. 163–164. URL: https://herzenlib.ru/almanac/number/detail.phpNUMBER=number20&ELEMENT=gerzenka20_3_2 (дата обращения: 14.05.2024); Рашковский А. Л. Рахель Блювштейн из Вятки – национальная поэтесса Израиля // Герценка: вятские записки. 2011. Вып. 20. С. 175–179. URL: https://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number20&ELEMENT=gerzenka20_3_3 (дата обращения: 14.05.2024).
4 Иудейство // Хлынов – Вятка – Киров. История и современность: историко-статистический сборник : в 5 т. Киров : Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской областа, 2014. Т. 3. Кн. 2. С. 590.
5 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собрание первое. Т. 28. СПб. : Тип. II отд-ния Собств. е.и.в. канцелярии, 1830. С. 734.
6 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 2. СПб. : Тип. II отд-ния Собств. е.и.в. канцелярии, 1830. С. 727.
7 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 42. Ч. 1. СПб. : Тип. II отд-ния Собств. е.и.в. канцелярии, 1871. С. 999.
8 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 49. Ч. 1. СПб. : Тип. II отд-ния Собств. е.и.в. канцелярии, 1871. С. 1–30.
9 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 34. Ч. 1. СПб. : Тип. II отд-ния Собств. е.и.в. канцелярии, 1861. С. 207.
10 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 36. Ч. 2. СПб. : Тип. II отд-ния Собств. е.и.в. канцелярии, 1863. С. 510.
11 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 40. Ч. 1. СПб. : Тип. II отд-ния Собств. е.и.в. канцелярии, 1867. С. 693.
12 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 40. Ч. 1. СПб. : Тип. II отд-ния Собств. е.и.в. канцелярии, 1867. С. 496
13 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 41. Ч. 1. СПб. : Тип. II отд-ния Собств. е.и.в. канцелярии, 1868. С. 555.
14 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 42. Ч. 1. СПб. : Тип. II отд-ния Собств. е.и.в. канцелярии, 1871. С. 75.
15 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 54. Ч. 1. СПб. : Тип. II отд-ния Собств. е.и.в. канцелярии, 1881. С. 27.
16 ПСЗРИ. Собрание третье. Т. 24. Ч. 1. СПб. : Государственная типография, 1907. С. 872.
17 Свод законов Российской империи повелением государя императора Николая Первого составленный. Т. 2. Ч. 1. Общее губернское учреждение. СПб. : Тип. II отд-ния Собств. е.и.в. канцелярии, 1857. 5, 1263, 198, IV с.
18 Центральный государственный архив Кировской области (ЦГАКО). Ф. 582. Оп. 139. Д. 361. Л. 95, 102, 104.
19 ЦГАКО. Ф. 582. Оп. 139. Д. 51. Л. 10–46.
20 (ЦГАКО). Ф. 582. Оп. 139. Д. 361. Л. 46.
21 Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1907 год. Вятка : Губ. тип., 1907. С. 27–29.
22 ЦГАКО. Ф. 583. Оп. 604. Д. 123; ЦГАКО. Ф. 583. Оп. 608. Д. 1138.
23 ЦГАКО. Ф. 583. Оп. 608. Д. 1138. Л. 46.
24 ЦГАКО. Ф. 583. Оп. 604. Д. 129. Л. 39.
25 Там же. Л. 35.
26 Там же. Л. 60.
27 ЦГАКО. Ф. 583. Оп. 604. Д. 134. Л. 3.
28 Там же. Л. 109.
29 ЦГАКО. Ф. 583. Оп. 608. Д. 1127. Л. 104.
30 ЦГАКО. Ф. 583. Оп. 604. Д. 123. Л. 811.
About the authors
Anna M. Subbotina
Udmurt Federal Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
Author for correspondence.
Email: anmisu@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3152-5884
Ph. D. (History), Associate professor, Senior researcher, Udmurt Institute of History, Language and Literature, Department of Historical Research
Russian Federation, 34 Tat’yany Baramzinoy St., Izhevsk 426067References
- Kasanov A. S. Evrei v politicheskoi ssylke na territorii Vyatskoi gubernii na rubezhe XIX–XX vv. [Jews in political exile on the territory of Vyatka Governorate at the turn of the XIX–XX centuries]. Vestnik gumanitarnogo obrazovaniya = Herald of Humanitarian Education, 2023, no. 4 (32), pp. 36–44. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25730/VSU.2070.23.052
- Evreiskoe schast'e: lokal'nyi aspekt: istorii evreiskikh semei Izhevska v rasskazakh, dokumentakh i fotografiyakh [Jewish happiness: a local aspect: stories of Jewish families of Izhevsk in stories, documents and photographs]. Izhevsk, BF Hesed-Ariel' Publ., 2020, 302 p. (In Russ.).
- Dubnov S. M. Evrei v Rossii v tsarstvovanie Aleksandra III (1881–1894). Evrei v Rossii i Zapadnoi Evrope v epokhu antisemitskoi reaktsii [Jews in Russia during the reign of Alexander III (1881–1894). Jews in Russia and Western Europe in the era of anti-Semitic reaction]. M. ; Petrograd, L. D. Frenkel' Publ., 1923, book 1, 128 p. (In Russ.).
- Magomedova A. B. Evolyutsiya zakonodatel'nogo oformleniya ogranicheniya prav evreev v Rossiiskoi imperii v XVIII – nachale XX vv. [Evolution of the legislative formalization of restrictions on the rights of Jews in the Russian Empire in the XVIII – early XX centuries]. Vestnik Rossiiskogo universiteta kooperatsii = Vestnik of the Russian University of Cooperation, 2022, no. 1 (47), pp. 151–155. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-zakonodatelnogo-oformleniya-ogranicheniya-prav-evreev-v-rossiyskoy-imperii-v-xviii-nachale-xx-vv (accessed 14.05.2024). (In Russ.).
- Rozina O. V., Volkova T. I. Pravovoe polozhenie evreiskogo naseleniya v Rossii: politiko-analiticheskii obzor (konets XVIII – nachalo XX vv.) [The legal status of the Jewish population in Russia: a political and analytical review (the late 18th – early 20th centuries]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, no. 1, pp. 32–38. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-1-32-38
- Petrovskii-Shtern I. Evrei v russkoi armii, 1827–1914 [Jews in the Russian Army, 1827‒1914]. M., Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2003, 555 p. (In Russ.).
- Meyerovich A., Vladimirsky I. In search of self-identity: Jews in the context of the Russian culture. RUDN Journal of Russian History, 2018, 17 no. 2, pp. 234–247. DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2018-17-2-234-247 (In Eng.).
- Avdashkin A. A., Chernykh A. V. Etnizatsiya pozdneimperskogo goroda: evreiskie obshchiny Orenburgskoi gubernii vtoroi poloviny XIX – nachala XX vv. [Ethnization of the Late Imperial City: Jewish communities of the Orenburg Province in the second half of the 19th – early 20th centuries]. Bylye Gody, 2022, no. 17 (4), pp. 1909–1917. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.13187/bg.2022.4.1909
- Pudalov B. M. I Iz istorii evreiskoi obshchiny Nizhnego Novgoroda v XIX – nachale XX vv. [From the history of the Jewish community of Nizhny Novgorod in the 19th – early 20th centuries]. Evrei Nizhnego Novgoroda = Jews of Nizhny Novgorod. Nizhny Novgorod, Dekon Publ., 1993, pp. 6–25. (In Russ.).
- Feldman D. Z., Minkina O. Yu. Prosheniya evreev rossiiskim vlastyam kontsa XVIII – nachala XIX v.: po itogam vyyavleniya v gosudarstvennykh arkhivokhranilishchakh [Petitions of Jews to the Russian authorities of the late XVIII – early XIX centuries: based on the results of identification in state archives]. Otechestvennye arkhivy = Domestic archives, 2017, no. 5, pp. 24–32. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30032041 (accessed 14.05.2024). (In Russ.).
- Freeze Ch. Y., Harris J. M. Everyday Jewish life in imperial Russia: select documents, 1772–1914. Waltham, Brandeis University Press, 2013, 664 p. (In Eng.). DOI: https://doi.org/10.2307/j.ctv102bd4r
Supplementary files
