Мотивация к изучению первого иностранного языка, демографические переменные и уровень владения китайским языком у взрослых обучающихся

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящем исследовании рассматриваются мотивация к изучению первого иностранного языка, демографические переменные и уровень владения китайским языком у взрослых студентов, изучающих китайский язык как первый иностранный (L2). В исследовании приняли участие 83 иностранных студента пекинского университета. Респондентам были предложены опросник L2MSS, состоящий из 54 пунктов, и демографический опросник. Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы: a) шкалы L2MSS в значительной степени связаны друг с другом и демонстрируют высокую степень надежности, б) идеальное L2-Я значимо коррелирует с полом и количеством изученных иностранных языков (NFLL), интегративность положительно коррелирует с NFLL, в) все респонденты, как мужчины, так и женщины, набрали высокие баллы по всем шкалам L2MSS и имели (большую) мотивацию к изучению китайского языка, г) респонденты женского пола имели значительно более благоприятное восприятие своего идеального "Я", чем респонденты мужского пола, д) опросник L2SSM не имел прогностической и интерактивной связи с демографическими переменными в области уровня владения китайским языком у респондентов. При этом для уровня владения китайским самыми мощными положительными предикторами оказались продолжительность пребывания в Китае и половая принадлежность. Очевидно, что шкалы L2MSS позволяют эффективно измерить уровень мотивации L2 и тесно связаны с изучением L2. Авторы пришли к выводу, что необходимо исследовать и понимать природу мотивации изучающих L2, а также повышать ее уровень у студентов.

Об авторах

Мейхуа Лиу

Университет Цинхуа

Email: liumeihua@mail.tsinghua.edu.cn
ORCID iD: 0000-0002-5951-4167
Associate Professor of Applied Linguistics at the Department of Foreign Languages and Literatures

Список литературы

  1. Alshahrani, A. A. S. (2016). L2 motivational self system among Arab EFL learners: Saudi perspective. International Journal of Applied Linguistics & English Literature, 5(5), 145-152. DOI:https://doi.org/10.7575/aiac.ijalel.v.5n.5p.145
  2. Boo, Z., Dörnyei, Z., & Ryan, S. (2015). L2 motivation research 2005-2014: Understanding a publication surge and a changing landscape. System, 55(1), 145-157. DOI:https://doi.org/10.1016/j.system.2015.10.006
  3. Chen, Y. (2015). An empirical study sophomores' L2 motivational self system [Unpublished MA thesis]. North China University of Technology.
  4. Cohen, J. (1988). Statistical power analysis for the behavioral sciences (2nd ed.). Lawrence Erlbaum Associates.
  5. Cruz, S., & Al Shabibi, N. (2019). The L2 motivational self: A case of college students at Ibra College of Technology. TESL Reporter, 52(1), 30-51. DOI:https://doi.org/10.1002/tesq.129
  6. Csizér, K., & Dörnyei, Z. (2005). The internal structure of language learning motivation and its relationship with language choice and learning effort. The Modern Language Journal, 89(1), 19-36. DOI:https://doi.org/10.1111/j.0026-7902.2005.00263.x
  7. Csize'r, K., & Dörnyei, Z. (2005). Language learners' motivational profiles and their motivated learning behavior. Language Learning, 55(4), 613-659. DOI:https://doi.org/10.1111/j.0023-8333.2005.00319.x
  8. Csizér, K., & Kormos, J. (2008). The relationship of intercultural contact and language learning motivation among Hungarian students of English and German. Journal of Multilingual and Multicultural Development, 29(1), 30-48. DOI:https://doi.org/10.2167/jmmd557.0
  9. Csize'r, K., & Luka'cs, G. (2010). The comparative analysis of motivation, attitudes and selves: The case of English and German in Hungary. System, 38(1), 1-13. DOI:https://doi.org/10.1016/j.system.2009.12.001
  10. DeKeyser, R. (2007). Study abroad as foreign language practice. In R. DeKeyser (Ed.), Practice in a second language: Perspectives from applied linguistics and cognitive psychology (pp. 208-226). CUP.
  11. Dörnyei, Z. (2005). The psychology of the language learner: Individual differences in second language acquisition. Lawrence Erlbaum Associates, Inc. Publishers.
  12. Dörnyei, Z. (2008). New ways of motivating foreign language learners: Generating vision. Links, 38, 3-4.
  13. Dörnyei, Z. (2009a). Individual differences: Interplay of learner characteristics and learning environment. Language Learning, 59(suppl. 1), 230-248. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1467-9922.2009.00542.x
  14. Dörnyei, Z. (2009b). The L2 motivational self system. In Z. Dörnyei & E. Ushioda (Eds.), Motivation, language identity and the L2 self (pp. 9-42). Multilingual Matters.
  15. Dörnyei, Z. (2014). Researching complex dynamic systems: Modelling in the language classroom. Language Teaching, 47(1), 80-91. DOI:https://doi.org/10.1017/S0261444811000516
  16. Dörnyei, Z., & Chan, L. (2013). Motivation and vision: An analysis of future L2 self images, sensory styles, and imagery capacity across two target languages. Language Learning, 66(3), 437-462. DOI:https://doi.org/10.1111/lang.12005
  17. Dörnyei, Z., & Csizér, K. (2006).Motivation, language attitudes and globalization: A Hungarian perspective (vol. 18). Multilingual Matters.
  18. Dörnyei, Z., & Al-Hoorie, A. H. (2017). The motivational foundation of learning languages other than global English: Theoretical issues and research directions. The Modern Language Journal, 101(3), 455-468. DOI:https://doi.org/10.1111/modl.12408
  19. Gao, Y., Zhao, Y., & Cheng, Y. (2007). Relationship between English learning motivation types and self-identity changes among Chinese students. TESOL Quarterly, 40(1), 133-156. DOI:https://doi.org/10.1002/j.1545-7249.2007.tb00043.x
  20. Gardner, R. C. (1985). Social psychology and second language learning: The role of attitudes and motivation. Edward Arnold.
  21. Gardner, R. C., & Lambert, W. E. (1972). Attitudes and motivation in second language learning. Newbury House.
  22. Gardner, R. C., & MacIntyre, P. D. (1992). Integrative motivation, induced anxiety, and language learning in a controlled environment. Studies in Second Language Acquisition, 14, 197-214. DOI:https://doi.org/10.1017/S0272263100010822
  23. Grant, S., Huang, H., & Pasfield-Neofitou, S. (2018). Engagement in second life: Language anxiety and motivation. In S. Gregory & D. Wood (Eds.), Authentic virtual world education (pp. 95-115). Springer.
  24. Guilloteaux, M. J., & Dörnyei, Z. (2008). Motivating language learners: A classroom-oriented investigation of the effects of motivational strategies on student motivation. TESOL Quarterly, 42(1), 55-77.
  25. Henry, A. (2010). Contexts of possibility in simultaneous language learning: Using the L2 motivational self system to assess the impact of global English. Journal of Multilingual and Multicultural Development, 31, 149-162. DOI:https://doi.org/10.1080/01434630903471439
  26. Henry, A. (2017). L2 motivation and multilingual identities. Modern Language Journal, 101, 548-565. DOI:https://doi.org/10.1111/modl.12412
  27. Hernández, T. A. (2010). The relationship among motivation, interaction, and the development of second language oral proficiency in a study-abroad context. The Modern Language Journal, 94(4), 600-617. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1540-4781.2010.01053.x
  28. Higgins, E.T. (1987) Self-discrepancy: A theory relating self and affect. Psychological Review, 94, 319-340.
  29. Humphreys, G., & Spratt, M. (2008). Many languages, many motivations: A study of Hong Kong students' motivation to learn different target languages. System, 36(2), 313-335. DOI:https://doi.org/10.1016/j.system.2007.09.010
  30. Islam, M., Lamb, M., & Chambers, G. (2013). The L2 motivational self-system and national interest: A Pakistani perspective. System, 41(2), 231-244. DOI:https://doi.org/10.1016/j.system.2013.01.025
  31. Kim, T.Y. (2009b). The dynamics of L2 self and L2 learning motivation: A qualitative case study of Korean ESL students. English Teaching, 64(3), 133-154.
  32. Kim, T.-Y. (2006). Motivation and attitudes toward foreign language learning as socio-politically mediated constructs: The case of Korean high school students. The Journal of Asia TEFL, 3(2), 165-192.https://www.researchgate.net/publication/312454651.
  33. Kim, T. & Kim, Y. (2014). EFL students' L2 motivational self system and self-regulation: Focusing on elementary and junior high school students in Korea. In K. Csizér & M. Magid (Eds.), The impact of self-concept on language learning (pp. 87-107). Multilingual Matters.
  34. Kormos, J., & Csizer, K. (2014). The interaction of motivation, self-regulatory strategies, and autonomous learning behavior in different learner groups. TESOL Quarterly, 48(2), 275- 299. DOI:https://doi.org/10.1002/tesq.129
  35. Liu, F. (2010). A study on Chinese EFL learners' motivation from the perspective of L2MSS [Unpublished doctoral dissertation]. Shanghai International Studies University.
  36. Liu, M. (2016). Study abroad and university students' whole-person development: A case study. Tsinghua University Press.
  37. Liu, M. (2017). Motivation, motivation intensity, use of Chinese and self-rated proficiency in Chinese. College Student Journal, 51(1), 63-76.
  38. Liu, M. (2019). Understanding motivation for learning German among Chinese college students: Comparing in-China and study-abroad contexts. Creative Education, 10, 163-177.
  39. MacIntyre, P. D., Baker, S. C., & Sparling, H. (2017). Heritage passions, heritage convictions and the rooted L2 self: Music and Gaelic language learning in Cape Breton, Nova Scotia. Modern Language Journal, 101, 501-516. DOI:https://doi.org/10.1111/modl.12417
  40. Markus, H., & Nurius, P. (1986). Possible selves. American Psychologist, 41(9), 954-969.
  41. Martinsen, R. A. (2008). Short-term study abroad: predicting changes in oral skills. Foreign Language Annals, 43(3), 504-530. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1944-9720.2010.01095.x
  42. Morreale, S. G. S. (2011). The relationship between study abroad and motivation, attitude and anxiety in university students learning a foreign language [Unpublished doctoral dissertation]. ProQuest Dissertations Publishing.
  43. O'Reilly, E. N. (2014). Correlations among perceived autonomy support, intrinsic motivation, and learning outcomes in an intensive foreign language program. Theory and Practice in Language Studies, 4(7), 1313-1318. DOI:https://doi.org/10.4304/tpls.4.7.1313-1318
  44. Papi, M. (2010). The L2 motivational self-system, L2 anxiety, and motivated behavior: A structural equation modelling approach. System, 38, 467-479. DOI:https://doi.org/10.1016/j.system.2010.06.011
  45. Papi, M., & Abdollahzadeh, E. (2012). Teacher motivational practice, student motivation, and possible L2 selves: An examination in the Iranian EFL context. Language Learning, 62(2), 571-594. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1467-9922.2011.00632.x
  46. Pawlak, M. (2016a). Investigating language learning motivation from an ideal language-self perspective: The case of English majors in Poland. In G. Dagmara, P. Zakrajewski & M. Pawlak (Eds.), Researching second language learning and teaching from a psycholinguistic perspective (pp.53-69). Springer International Publishing.
  47. Pawlak, M. (2016b). Another look at the L2 motivational self system of Polish students majoring in English: Insights from interview data. Theory and Practice of Second Language Acquisition, 2(2), 9-26.
  48. Rajab, A., Far, H. R., & Etemadzadeh, A. (2012). The relationship between L2 motivational self system and L2 learning among TESL students in Iran. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 66, 419-424. DOI:https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.11.285
  49. Ryan, S. (2009). Self and identity in L2 motivation in Japan: The ideal L2 self and Japanese learners of English. In Z. Dörnyei & E. Ushioda (Eds.), Motivation, language identity and the L2 self (pp. 120-143). Multilingual Matters.
  50. Taguchi, T., Magid, M., & Papi, M. (2009). The L2 motivational self system among Japanese, Chinese, and Iranian learners of English: A comparative study. In Z. Dörnyei & E. Ushioda (Eds.), Motivation, language identity and the L2 self (pp. 144-163). Multilingual Matters.
  51. Tremblay, P. F., & Gardner, R. C. (1995). Expanding the motivation construct in language learning. The Modern Language Journal, 79(4), 505-518. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1540-4781.1995.tb05451.x
  52. Ushioda, E. (2011). Language learning motivation, self and identity: current theoretical perspectives. Computer Assisted Language Learning, 24(3), 199-210. DOI:https://doi.org/10.1080/09588221.2010.538701
  53. Ushioda, E., & Dörnyei, Z. (2009). Motivation, language identities and the L2 self: A theoretical overview. In Z. Dörnyei & E. Ushioda (Eds.), Motivation, language identity and the L2 self (pp. 1-8). Multilingual Matters.
  54. Waninge, F., Dörnyei, Z., & de Bot, K. (2014). Motivational dynamics in language learning: Change, stability, and context. The Modern Language Journal, 98(3), 704-723. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1540-4781.2014.12118.x
  55. Wen, X. (2011). Chinese language learning motivation: A comparative study of heritage and non-heritage learners. Heritage Language Journal, 8(3), 41-66.
  56. Winke, P. (2013). An investigation into second language aptitude for advanced Chinese language learning. The Modern Language Journal, 97(1), 109-130. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1540-4781.2013.01428.x
  57. Xu, X. (2011). The relationship between language learning motivation and the choice of language learning strategies among Chinese graduates. International Journal of English Linguistics, 1(2), 203-212.
  58. Yashima, T. (2009). International posture and the ideal L2 self in the Japanese EFL context. In Z. Dörnyei & E. Ushioda (Eds.), Motivation, language identity and the L2 self (pp. 144-163). Multilingual Matters.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».