The Quality of Innovation Space Management in the Eastern Macro-Region of Russia
- Autores: Kuznetsova Y.A.1
-
Afiliações:
- Branch of the T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University in Novokuznetsk
- Edição: Volume 30, Nº 3 (2022)
- Páginas: 510-532
- Seção: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
- ##submission.dateSubmitted##: 24.11.2025
- ##submission.dateAccepted##: 24.11.2025
- ##submission.datePublished##: 30.09.2022
- URL: https://journal-vniispk.ru/2413-1407/article/view/353355
- DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.120.030.202203.510-532
- ID: 353355
Citar
Texto integral
Resumo
Introduction. Increasing requirements for the regions in terms of enhancing innovative development, on the one hand, the complication of innovative activities in the current socioeconomic situation, on the other, actualize the task of improving the quality of innovation space management. The purpose of the article is to assess the quality of management of the innovation space of an enlarged territory based on the proposed system of indicators and to formulate recommendations for its improvement.
Materials and Methods. The information base of the study was the data of the NIAC MIIRIS, the Rusprofile service, the pr-cy.ru portal, the official websites of business incubators, technology parks, industrial parks of the Eastern macro-region of Russia, the administrations of cities and districts of the territories where they are located, the results of an expert survey of specialists objects of innovative infrastructure of the Kemerovo region – Kuzbass and the Novosibirsk region. To assess the quality of innovation space management, an author’s method based on the calculation of the same name index of is proposed.
Results. The problematic and positive characteristics of the quality of innovation space management of the Eastern macro-region of Russia are revealed. According to the level of the same name index, regions (as well as objects of innovative infrastructure) are distinguished as leaders and outsiders. Conclusions are drawn about the low quality of connectivity of the innovation space and insufficient attention to this aspect of the activities of managers of innovation infrastructure facilities. Directions for improving the quality of innovation space management are formulated.
Discussion and Conclusion. Along with a large number of positive characteristics of the quality of innovation space management of the Eastern macro-region of Russia, fixing the high quality of management, a stable set of characteristics has developed that have a significant impact on the quality of management according to experts, the lack of attention to which in the near future may lead to its significant decrease. The research materials can be useful for federal and regional executive authorities in terms of improving innovation policy, improving the quality of innovation space management, developing new forms of interregional cooperation in the field of innovation.
Palavras-chave
Texto integral
Введение
Формирование единого непрерывного инновационного пространства в стране напрямую зависит от качества управления объектами инновационной инфраструктуры (ИИ) и связями между ними. В свою очередь, успешная деятельность бизнес-инкубаторов, технопарков, наукоградов и иных объектов ИИ способствует активизации инновационного развития. Однако сегодня деятельность не всех объектов ИИ и далеко не во всех регионах можно назвать успешной, что не позволяет достичь целевых ориентиров развития инноваций в стране и выйти на мировой уровень по их значению. Особенно это касается отдаленных регионов России, которые вынуждены, с одной стороны, следовать требованиям времени и вести инновационную деятельность, с другой – решать множество традиционных проблем экономического и социального развития, обусловленных неблагоприятными климатическими условиями, малонаселенностью, удаленностью от важных объектов транспортной, энергетической и иных видов инфраструктуры, недостатком персонала в отраслях социальной сферы. В этих условиях для таких регионов важно сохранить и поддержать стабильное функционирование уже имеющейся ИИ, добиться установления тесного взаимодействия между инновационными объектами для повышения их эффективности, привлечения инвесторов. Еще больше указанная задача актуализируется для укрупненных территорий – макрорегионов, которые в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. представлены как пространства усиления межрегионального сотрудничества и координации социально-экономического развития субъектов.
Однако в настоящее время внимание небольшой группы исследователей обращено к решению проблемы формирования информативной, гибкой к изменяющимся требованиям среды, доступной для использования широкому кругу заинтересованных лиц качественной системы управления инновационным пространством региона (ИПР) [1–4]. Единичными являются комплексные исследования, посвященные характеристикам процесса управления инновациями, степени профессионализма управленцев [5–8]. При этом исследования являются либо локальными (одно предприятие, один регион), либо сводятся только к качеству менеджмента без учета результатов управления инновационным объектом [9], что не позволяет сформировать целостное представление о качестве управления инновациями в регионе и, тем более, на укрупненных территориях.
Цель статьи заключается в определении уровня качества управления инновационным пространством макрорегиона и в формировании на основе результатов анализа рекомендаций по его повышению.
Объект исследования – бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриальные (промышленные) парки, располагающиеся на территории Восточного макрорегиона России и составляющие 28 % от всех объектов его ИПР.
Обзор литературы
Дискуссии исследователей о том, как разработать действенную, эффективную, гибкую, отвечающую современным требованиям систему управления, не только не снижают своей интенсивности, а, наоборот, становятся все более динамичными ввиду появления новых и усложнения структуры существующих объектов управления, функционирования уже четко обозначенной самостоятельной сферы жизни общества – виртуальной. Нуждающиеся изначально в более сложной системе управления объекты, к которым, в частности, относятся инновации, становятся сегодня еще более требовательными к субъекту управления, если последний хочет получить значимый положительный результат.
Несмотря на то, что объекты ИИ стали появляться в России с начала 1990-х гг., впервые законодательное оформление инновационное развитие получило только в 2005 г.1, тогда как в мире оно начало формироваться на 50 лет раньше2 [10]. Следовательно, можно говорить о достаточно молодом возрасте системы управления инновационным пространством в России. Согласимся с мнением И. В. Коврижиных о необходимости комплексного исследования на микро- и макроуровне для получения более достоверной оценки качества управления [11]. Однако чаще всего инновации рассматриваются в контексте оценки качества управления предприятием в целом либо с позиции оценки традиционных статистических показателей на уровне региона. В большинстве случаев под качеством управления понимается «совокупность свойств, определяющих возможность создания надлежащих условий для эффективного функционирования, развития, обеспечения конкурентоспособности» [12] хозяйствующего субъекта, причем качество управления не тождественно качеству менеджмента, которое является одной из его составляющих. Преимущественно эти условия ориентированы на устойчивое обеспечение баланса интересов стейкхолдеров [13, c. 17].
В рамках зарубежных концепций качественные характеристики государственного управления выражаются через гибкость, прозрачность, дебюрократизацию, децентрализацию, рыночную ориентацию государственных услуг, приватизацию3. Качество процесса управления развитием регионов раскрывается П. А. Булочниковым, В. В. Лавровым через скорость принятия управленческих решений и использование рациональных способов освоения ресурсов региона [14]. Отдельные авторы качество управления отождествляют с соответствием полученных результатов поставленным задачам, акцентируя внимание на социальном эффекте [15; 16].
Рассматривая особенности качества управления на микроуровне, Е. А. Гасило выделяет такие характеристики, как «лидерство руководства, политика и стратегия, ориентация на персонал, развитие партнерства, качество бизнес-процессов, клиент-ориентированность, удовлетворенность персонала, социальная ответственность, ключевые результаты» [17, c. 83], Б. Н. Герасимов – личностные, профессиональные характеристики руководителя, «…скорость поступления и обработки актуальной информации о состоянии производства» [18, c. 107]. Необходимость согласования различного рода аспектов в процессе принятия управленческих решений проявляется еще больше в эпоху цифровизации. В этих условиях информационно-коммуникационные технологии помогают повысить качество управления, параллельно становясь дополнительным объектом управления, усложняя его структуру и влияя на параметры качества [19–21].
На фоне обильного потока исследований отечественных авторов о качестве управления на макро- и микроуровне практически теряются работы, посвященные специфике и качеству управления инновациями в регионах. В данном контексте инновации рассматриваются либо как одна из составляющих управления иным объектом (например, качеством образования [22]), либо в составе системы управления качеством [23], либо с точки зрения управления каким-либо видом инноваций [24; 25]. Напротив, в зарубежных исследованиях наблюдается усиление внимания именно к тому, какими характеристиками должна обладать система управления инновациями, чтобы говорить о ней, как о качественной, и какие факторы влияют на него. Обобщение направлений зарубежных исследований в этой области позволило выделить следующие крупные группы:
1) оценка качества управления объектами ИИ4 [26–29]. M. Тан, Г. С. Уолш, С. Ли, А. Баскаран и другие авторы, раскрывая содержание моделей бизнес-инкубирования, пришли к выводу о необходимости построения стратегий управления на основе учета их характеристик [26; 28]. Связь между характеристиками инновационных бизнес-моделей и стратегией управления выявили М. Н. Кортимилья, А. Гецци, А. Г. Франк [27]. Как считают Н. Муштак и В. В. Пен, в наибольшей степени инновационную эффективность компаний может повысить использование концепции TQM, которая является основой для разработки целостной системы TQM-BIC-инноваций [29];
2) исследование влияния месторасположения объекта ИИ на сложность управления им [30; 31]. Р. Фергюсон, К. Олофссон обосновали взаимосвязь между высокими показателями выживаемости компаний, расположенных на территории научных парков [30]. С. Я. Гуан и В. Х. Чэн предполагают, что положение бизнес-инкубатора связано с особыми историческими моментами развития экономики [31];
3) анализ влияния различных характеристик качества управления на эффективность развития инновационной деятельности [32–34]. Х. Л. Хуань, Л. В. Лиань, Х. Я. Чэн, Х. Я. Хсу указывают, что на эффективность в большей мере влияют грамотное управление доходами, высокая доля женщин-директоров в инновационной компании и большее количество заседаний совета директоров [32]. А. Донмец-Туран, К. Зехир и другие исследователи в этом аспекте выделяют личную инновационность распространителя и эффективность информационной системы [33; 34];
4) пространственное развитие инноваций как с точки зрения формирования коворкинг-пространств для совместной работы инноваторов, так и с позиции связи различного вида ИПР, инновационных объектов и субъектов инновационной деятельности друг с другом [35–38]. Одно из понятий, предложенное П. Унгуряну с группой соавторов в рамках данного направления исследований, носит название «мультиплексная граничная работа». В качестве критериев управления авторами выделены конфигурация границ пространства, установление соответствия между ожиданиями и реальным опытом сотрудничества в нем [35; 38]. С точки зрения С. Оллила и А. Истрем, инновационный ландшафт представляет собой слияние трех социальных пространств – пространства исследования инновационного действия, академического и практического пространств [37].
Проведенный обзор показывает, что в нашей стране теоретико-методологические основы качества управления ИПР в полной мере не сформированы. В связи с этим представляется актуальным проведение комплексного анализа качества управления ИПР (на примере Восточного макрорегиона России).
Материалы и методы
Теоретической базой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные управлению инновациями, ИПР, объектами ИИ и его качественным характеристикам. В данной статье под инновационным пространством будем понимать совокупность субъектов и объектов ИИ и связей между ними; под качеством управления инновационным пространством – совокупность характеристик субъекта управления объектами ИИ, связями между ними и иными субъектами, воплощаемые в двух областях жизни – реальной и виртуальной, определяющие возможность создания современных и востребованных условий для их устойчивого функционирования и взаимодействия.
Материалами исследования послужили данные информационного каталога Национального информационно-аналитического центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (НИАЦ МИИРИС), сервиса проверки и анализа контрагентов Rusprofile, портала pr-cy.ru, официальных сайтов бизнес-инкубаторов, технопарков, индустриальных (промышленных) парков Восточного макрорегиона России, администраций городов и районов территорий, на которых они расположены, а также результаты экспертного опроса специалистов указанных объектов ИИ Кемеровской области – Кузбасса и Новосибирской области в количестве 9 чел. (все респонденты были проинформированы об участии в исследовании).
Для оценки качества управления ИПР предложен авторский метод, базирующийся на расчете индекса качества управления ИПР макрорегиона (IИПРКУ). В основу его расчета положен экспертный метод, метод оценки согласованности мнений экспертов на основе расчета коэффициента конкордации, метод ранжирования, метод ранговых оценок, методы квалиметрического анализа (шкала интервалов). Также в исследовании использованы методы сравнительного анализа, методы табличной и графической визуализации данных о качестве отдельных характеристик управления ИПР.
IИПРКУ предложено рассчитывать по следующей формуле:
,
где Qi – значение качества i-й характеристики управления ИПР; Qs – значение качества s-эталонной характеристики управления ИПР; w – значимость характеристики качества управления ИПР; n – количество характеристик управления ИПР; s – количество эталонных характеристик управления ИПР.
В качестве эталонного значения выступает высокий уровень качества по всем характеристикам. Для определения значимости каждой характеристики с точки зрения оценки качества управления ИПР макрорегиона осуществлен опрос 9 экспертов. Каждому из них предложено оценить характеристики качества управления по методу рангов: 1-й ранг присваивается характеристике, имеющей наибольшую значимость, n-й ранг – наименьшую (где n – количество оцениваемых характеристик).
Для оценки качества управления ИПР предложен комплекс показателей, включающий две подгруппы:
– КУИПРоффлайн – качество управления ИПР в реальной жизни (оценке подлежат характеристики управления вне интернет-пространства);
– КУИПРонлайн – качество управления ИПР в виртуальном пространстве (подразумевается оценка активностей по управлению ИПР в сети Интернет как показатель связи между объектами ИИ).
Показатель КУИПРоффлайн включает следующие группы характеристики:
- I. «Руководитель» (Li):
1) образование (оценивается связь между уровнем (профилем) образования с текущей деятельностью) (L1);
2) наличие опыта деятельности в области администрирования, управления объектами в инновационной сфере, области передовых технологий (оценивается наличие навыков в области инновационного менеджмента) (L2);
3) длительность управления объектом ИИ (оценивается степень доверия к личности руководителя, наличие у него имиджа и авторитета) (L3);
4) наличие руководящей должности в иных организациях, одновременно с управлением объектом ИИ, подлежащим оценке (фиксация такого факта позволяет говорить о размывании внимания руководителя по нескольким объектам, что снижает качество управления) (L4);
5) руководство организацией, которая на данный момент является ликвидированной и существовала не более 2 лет (косвенно указывает на участие в деятельности сомнительных организаций-однодневок) (L5);
6) участие в качестве ответчика в судебных разбирательствах (фиксация данного факта свидетельствует о наличии неблагоприятных процессов в деятельности объекта ИИ) (L6).
- II. «Управляющая организация» (Оi):
1) учредители (оценивается статус, роли в инновационном развитии; оценка дается по учредителю, имеющему наибольшую долю в уставном капитале) (О1);
2) количество резидентов (оценивается динамика изменения количества резидентов) (О2);
3) финансовые результаты (оценивается динамика изменения чистой прибыли) (О3);
4) численный состав сотрудников (оценивается динамика изменения количества сотрудников) (О4);
5) наличие связи «поставщик – заказчик» по одной организации (косвенная оценка участия в сомнительных, двусторонних договорных отношениях) (О6).
- III. «Надежность» (R) (определяется на основе результатов комплексной оценки ряда фактов о деятельности организации, представленной Rusprofile).
КУИПРонлайн объединяет следующие характеристики качества управления ИПР:
1) наличие официального сайта объекта ИИ (Sa);
2) частота появления информационных поводов на официальном сайте (SI);
3) количество просмотров сайта за день (SV).
Для того чтобы рассчитать IИПРКУ для каждой характеристики качества управления ИПР, установлены качественные параметры и количественные измерители (табл. 1).
Таблица 1. Характеристики КУИПРоффлайн и КУИПРонлайн
Table 1. Characteristics MQISoffline and MQISonline
Характеристики / Characteristics | Уровень качества / Quality level | ||
Высокое (3 балла) / High (3 points) | Среднее (2 балла) / Average (2 points) | Низкое (1 балл) / Low (1 points) | |
1 | 2 | 3 | 4 |
L1 | Полное совпадение / Complete match | Смежные области / Related areas | Нет совпадения / |
L2 | Более 3 лет / | Менее 3 лет / | Отсутствует / |
L3 | Более 5 лет* / | От 2 до 5 лет / | 1–2 года / |
L4 | Нет / No | В одной организации / | Более чем в одной организации / |
L5 | Нет / No | Одна организация / One organization | Более чем одна организация / |
L6 | Нет / No | В одном деле / | Более чем в одном деле / More than one case |
O1 | Государственная корпорация, орган государственной власти и управления, государственное (муниципальное) учреждение, крупное акционерное общество** / State corporation, body of state power and administration, state (municipal) institution, large joint-stock company | Вуз / Institution of higher education | ООО, ИПР / Limited liability company, individual entrepreneur |
O2 | Положительная / Positive | Без изменений / Without changes | Отрицательная / Negative |
O3 | Положительная / Positive | Нулевой показатель / Null indicator | Отрицательная / Negative |
O4 | Положительная / Positive | Нулевой показатель / Null indicator | Отрицательная / Negative |
O5 | Нет / No | Один факт / One fact | Несколько фактов / A few facts |
R | Высокая / High | Средняя / Average | Низкая / Low |
Sa | Отдельный сайт / Separate site | Страница на сайте управляющей организации (администрации города, на инвестиционном портале) / Page on the site of the managing organization (city administration, investment portal) | Нет сайта (страницы) / |
SI | Несколько раз в неделю / Few times a week | Несколько раз в месяц / Several times a month | Реже, чем 1 раз в месяц / Less than once a month |
SV | Больше 1 000 в день / More than 1 000 per day | 500–999 | Менее 500 / Less than 500 |
* Либо полный срок функционирования объекта инновационной инфраструктуры, если он открылся недавно / Or the full period of operation of the object of innovation infrastructure, if it was recently opened.
** По величине выручки от реализации продукции (услуг) / In terms of revenue from the sale of products (services).
Значения всех показателей оцениваются по состоянию на конец 2020 – начало 2021 г. Значения характеристик качества определены на основе результатов их анализа у исследуемых объектов ИИ и пропорционального разделения на 3 группы. Полученные количественные оценки качества интерпретируются следующим образом: если IКУИПР ≤ 1, то это низкий уровень качества; если значения IКУ ИПР находятся в диапазоне от 1 до 2 – средний уровень качества; если IКУИПР ≥ 2 – высокий уровень качества.
Результаты исследования
Восточный макрорегион России характеризуется существенными контрастами инновационного развития. На одной территории соседствуют регионы с развитой инновационной инфраструктурой, отсутствием объектов ИИ или находящихся в стадии ликвидации. Трудности в развитии ИПР объясняются необходимостью одновременного решения текущих социально-экономических проблем (обусловленных сложными природно-климатическими условиями, отдаленностью от инфраструктуры, что приводит к удорожанию проживания людей и экономической деятельности, малонаселенностью) и задач инновационного развития.
Представленность объектов ИИ по территориям Восточного макрорегиона варьируется от 0 до 9 ед.5 в одном субъекте. Наибольшее распространение получили бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриальные (промышленные) парки. В результате оценки согласованности мнений экспертов о значимости характеристик качества (табл. 2) определено, что наибольшую важность имеют: количество резидентов, финансовые результаты, надежность, наличие большого опыта управленческой деятельности в области инноваций, участие руководителя в качестве ответчика в судебных разбирательствах.
Таблица 2. Матрица рангов
Table 2. Rank Matrix
Факторы / эксперты / Factors / Experts | Сумма рангов / Sum of ranks | d2 | Вес w / |
L1 | 59,0 | 169,00 | 0,08046 |
L2 | 37,5 | 1 190,25 | 0,10240 |
L3 | 93,0 | 441,00 | 0,04493 |
L4 | 57,0 | 225,00 | 0,08255 |
L5 | 109,0 | 1 369,00 | 0,02821 |
L6 | 53,0 | 361,00 | 0,08673 |
O1 | 98,0 | 676,00 | 0,03971 |
O2 | 29,0 | 1 849,00 | 0,11080 |
O3 | 33,5 | 1 482,25 | 0,10660 |
O4 | 125,0 | 2 809,00 | 0,01149 |
O5 | 91,0 | 361,00 | 0,04702 |
R | 37,0 | 1 225,00 | 0,10240 |
Sa | 57,0 | 225,00 | 0,08255 |
SI | 119,0 | 2 209,00 | 0,01776 |
SV | 82,0 | 100,00 | 0,05643 |
Наряду с полученными результатами опрошенные эксперты говорят о важности оценки управления онлайн, но видят усиление значимости соответствующих характеристик в более отдаленной перспективе. По их мнению, в настоящее время наиболее важным является формирование полноценной, устойчиво функционирующей ресурсной базы объектов ИИ.
Результаты расчета индекса качества управления ИПР Восточного макрорегиона показали, что IКУИПР = 2,27, т. е. качество управления находится на высоком уровне. В разрезе объектов ИИ лучшее значение получено по индустриальным (промышленным) паркам (2,44); на втором месте – бизнес-инкубаторы (2,22), на третьем – технопарки (2,16). Уровень качества управления ИПР Восточного макрорегиона имеет незначительную дифференциацию в территориальном разрезе (рис. 1).
Рис. 1. Качество управления инновационным пространством
Восточного макрорегиона России
Fig. 1. The quality of innovation space management
in the Eastern macro-region of Russia
Наиболее высокое значение качества из полученных значений определено для Тюменской области (2,71), Ханты-Мансийского автономного округа (2,61), Хабаровского края (2,47), наиболее низкое – для Забайкальского края (1,71), Республики Бурятия (1,81), Еврейской автономной области (1,82). Низкий уровень качества управления не выявлен ни на одной территории.
Обобщение характеристик качества управления в регионах Восточного макрорегиона России по объектам ИИ позволило сформировать следующую матрицу (табл. 3).
Таблица 3. Матрица оценок характеристик качества управления в регионах Восточного макрорегиона России
Table 3. Matrix of assessing the characteristics of management quality in the regions of the Eastern macro-region of Russia
Регион / Region | Характеристика / Characteristic | ||||||||||||||
L1 | L2 | L3 | L4 | L5 | L6 | O1 | O2 | O3 | O4 | O5 | R | Sa | SI | SV | |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра / Khanty-Mansi Autonomous Region – Yugra | В | В | С | В | В | В | В | С | С | С | В | В | В | В | Н |
Новосибирская область / Novosibirsk Region | В | В | С | С | В | С | В | С | С | С | В | С | В | С | С |
Тюменская область / Tyumen Region | В | В | Н | В | В | В | В | С | В | С | В | В | В | С | С |
Омская область / Omsk Region | В | В | В | С | В | В | В | С | С | С | В | В | С | С | С |
Алтайский край / Altai Region | В | В | Н | В | Н | В | В | С | С | С | В | В | В | С | Н |
Кемеровская область – Кузбасс / Kemerovo Region – Kuzbass | В | В | С | В | В | В | В | С | Н | Н | В | В | В | С | Н |
Красноярский край / Krasnoyarsk Territory | В | В | С | В | В | Н | В | В | С | С | С | В | В | Н | Н |
Республика Бурятия / The Republic of Buryatia | С | В | Н | Н | Н | В | В | В | Н | С | В | С | В | Н | Н |
Забайкальский край / Trans-Baikal Territory | С | В | Н | Н | С | С | В | С | Н | В | С | В | С | Н | Н |
Иркутская область / Irkutsk Region | В | В | С | С | В | В | В | В | В | С | В | В | С | Н | В |
Еврейская автономная область / Jewish Autonomous Region | С | С | С | В | С | Н | В | С | С | С | Н | С | С | В | В |
Республика Саха (Якутия) / The Republic of Sakha (Yakutia) | В | В | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С |
Сахалинская область / Sakhalin Region | С | Н | Н | В | В | Н | С | С | С | С | Н | Н | С | В | Н |
Хабаровский край / Khabarovsk Territory | С | В | В | С | С | В | С | В | Н | С | В | В | В | С | С |
Чукотский автономный округ /Chukotka Autonomous Area | В | В | Н | В | Н | С | Н | С | В | В | В | В | С | Н | Н |
Примечание / Note. В – высокое качество, C – среднее качество, Н – низкое качество. Для большей наглядности в таблице синим цветом выделены характеристики, имеющие низкое качество / В – high quality, C – average quality, Н – low quality. For better clarity in the text, characteristics of low quality are highlighted in blue.
Из общего количества регионов, развивающих на своей территории индустриальные (промышленные) парки, бизнес-инкубаторы, технопарки, 20,0 % не имеют характеристик с низким уровнем качества, 20,0 – одну характеристику, 6,7 % – две характеристики. Максимальное количество негативных характеристик (шесть) зафиксировано в 13,0 % регионов.
Определено, что положительное влияние в большей степени оказали следующие характеристики:
1) наличие у руководителей объектами ИИ большого опыта ведения управленческой деятельности, в том числе в инновационной сфере. По всем объектам ИИ уровень качества варьируется в диапазоне от 2,89 до 3,0. В 90 % регионов Восточного макрорегиона, на которых располагаются бизнес-инкубаторы, данная характеристика имеет максимальное, эталонное значение;
2) высокий уровень надежности, заключающийся в наличии большего количества положительных фактов о деятельности объекта ИИ, чем отрицательных (в основном к ним относятся отсутствие рисков неисполнения обязательств, нарушений в ходе проверок, недостоверности руководителя и учредителя в соответствующих реестрах). Однако для многих объектов ИИ характерны нулевая или отрицательная налоговая нагрузка, что является свидетельством незначительного налогового риска;
3) единичные факты встречных договоров, когда одна и та же организация является поставщиком и покупателем продукции объекта ИИ;
4) наличие практически у каждого объекта ИИ собственного сайта в сети Интернет, что свидетельствует о намерениях руководителей установить взаимовыгодные связи.
Установлено, что практически для всех регионов уровень образования руководителей управляющих организаций и наличие опыта деятельности в области инновационного менеджмента оцениваются как высокие. В одних объектах ИИ делается ставка на молодых, амбициозных управленцев (например, в технопарке высоких технологий Ханты-Мансийского автономного округа, технопарке «Западно-Сибирский инновационный центр» Тюменской области и др.), другие сохраняют высокопрофессиональные кадры с многолетним опытом работы (технопарк «Якутия» Республики Саха (Якутия), Академпарк, Медицинский технопарк – Инновационный медико-технологический центр Новосибирсой области, Ангарский технопарк Иркутской области).
Ни одной негативной характеристики в регионах не зафиксировано по количеству резидентов объектов ИИ. Однако это положение в большей мере связано с отсутствием информации о прекращении участия в деятельности тех или иных объектов и фиксацией только положительных изменений. С точки зрения развития связей и взаимовыгодного сотрудничества с действующими и потенциальными партнерами, положительное значение имеет наличие у объектов ИИ отдельного официального сайта (53 % регионов) и страницы на сайте управляющей компании (47 % регионов).
Существенных изменений в численном составе сотрудников индустриальных (промышленных) парков, бизнес-инкубаторов, технопарков не выявлено. В более чем половине объектов ИИ численность остается стабильной на протяжении последних двух лет, в индустриальных (промышленных) парках зафиксирован прирост сотрудников (например, «Арктикпромпарк» Чукотского автономного округа).
Негативную оценку получили следующие характеристики качества управления:
1) достаточно частая смена руководителей объектов ИИ (в среднем до 4 руководителей за 7 лет их функционирования);
2) отрицательные финансовые результаты деятельности (у 8 из 25 объектов ИИ);
3) малое количество информационных поводов, транслируемых на официальных сайтах объектов ИИ (преимущественно, реже, чем 1 раз в месяц);
4) невысокая посещаемость официальных сайтов и страниц объектов ИИ – менее 500 просмотров за день (для примера, количество просмотров сайта технопарка Research Triangle Park (США) составляет 2 040)6.
В Восточном макрорегионе выявлена высокая вариация длительности управления одним объектом ИИ: от нескольких месяцев до 10 лет. Наряду с этим в 14 из 25 объектов ИИ управляющие являются руководителями иных организаций, причем в 9 – более чем в двух. Например, руководитель Медицинского технопарка – Инновационного медико-технологического центра является таковым еще в пяти организациях, а Республиканского бизнес-инкубатора (Республика Бурятия) – в четырех. В качестве неблагоприятного оценивается положение, когда руководитель объекта ИИ являлся управляющим иных организаций (функционировавших не более двух лет) на протяжении не более 1 года, которые в дальнейшем были ликвидированы. Такая ситуация выявлена, в частности, по руководителю технопарка FOMA (Еврейская автономная область), технопарку современных строительных технологий (Сахалинская область), биотехнопарку наукограда Кольцово (Новосибирская область) и др.
В восьми регионах не зафиксировано участия руководителей объектов ИИ в судебных делах. Тем не менее, если рассматривать период с 2017 г., то руководитель каждого объекта был ответчиком по одному или нескольким делам. Анализ судебных дел показал, что более 90 % из них – это неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по различным договорам (преимущественно договорам аренды, подряда, страхования, а также неуплата коммунальных услуг и энергоснабжения). Так, например, в 2019 г. АО «Технопарк Новосибирского академгородка» выступил ответчиком по 16 делам на общую сумму 15,01 млн руб.; АО «Инновационный медико-технологический центр» в 2020 г. стал ответчиком по 9 делам (на сумму 11,9 млн руб.).
Наряду с тем, что каждый объект ИИ ориентирован на развитие виртуального пространства, в недостаточной степени развиты процессы информационной наполняемости сайтов (страниц), а также их продвижения. Только на сайтах 26 % объектов инновационной инфраструктуры новостная лента меняется несколько раз в месяц, а подавляющее большинство из них посещается не более 70–100 раз в день.
Обсуждение и заключение
В России проводится большая работа по созданию условий для активизации инновационного развития, однако в стороне остаются вопросы качества управления инновационным пространством территорий; не разработаны критерии оценки качества управления объектами ИИ. Среди прочего это обусловлено недолгой историей развития инноваций, формирования национальной (региональной) инновационной системы в целом, что сказывается на большом количестве упущений в региональном управлении инновациями. Инновационное пространство, имея особую специфику, выражающуюся в наличии многосторонних связей между большим количеством объектов ИИ, предъявляет повышенные требования к субъекту управления. Поэтому внимание к качеству управления должно усиливаться.
На основе предложенной методики оценки качества управления инновационным пространством на примере Восточного макрорегиона выявлено, что на сегодняшний день его уровень определяется как высокий. Инновационное пространство макрорегиона по уровню качества достаточно однородно. Однако по отдельным характеристикам качества управления наблюдается резко отличающееся положение, что в дальнейшем может негативно повлиять на сохранение его уровня.
Результаты настоящего исследования позволяют выделить следующие направления, которые должны получить свое развитие в области управления инновационным пространством укрупненной территории:
1) в каждом стратегическом документе социально-экономического развития активизация инновационной деятельности является одной из приоритетных задач. Однако практически ничего не сказано о необходимости оценки и мониторинга качества управления. В рамках данного направления предлагается включить понятие «качество управления инновационным пространством» в документы стратегического планирования. Кроме того, следует усовершенствовать методику оценки эффективности органов исполнительной власти путем включения критериев качества управления инновациями;
2) необходимо расширение функций департаментов (отделов) инновационного развития органов исполнительной власти в части оценки качества управления объектами ИИ как с позиции локального управления, так и обеспечения связи с иными объектами (поскольку опыт лучших практик инновационного развития указывает именно на наличие эффективных и взаимовыгодных отношений)7;
3) для усиления межрегионального сотрудничества укрупненных территорий в области инновационного развития, преодоления его локального характера, наблюдаемого в настоящее время, предлагается создание виртуального пространства в формате консорциума как площадки взаимодействия субъектов ИИ: органов исполнительной власти, управленцев, резидентов.
Статья будет полезна федеральным и региональным органам исполнительной власти в части совершенствования инновационной политики, повышения качества управления инновационным пространством, разработки новых форм межрегионального сотрудничества в области инновационной деятельности. Включение в документы стратегического планирования регионов положений, касающихся качества управления инновационным пространством, позволит сделать значимый вклад в развитие инновационной и экономической системы страны.
1 Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством Российской Федерации 5 авг. 2005 г. № 2473п-П7).
2 Sarwono R., Trisetyarso A. Business Incubator Indicator Service Performance – A Systematic Literature Review // 1st International Conference on Applied Computer and Communication Technologies (ComCom). Bina Nusantara Univ, Jakarta, Indonesia. 2017. Pp. 7–11.
3 Маслов Д. В., Дмитриев М. Э., Айвазян З. С. Отдельные аспекты трансформации государственного управления: процессы и качество. Аналитический доклад ЦСР. М. : РАНХиГС, 2018. 58 с.
4 Peng X., Yang J. H. A Fuzzy Evaluation Method on the Business Incubator // Proceedings of the 2005 International Conference on Management Science and Engineering. 2005. Pp. 1182–1187.
5 Согласно данным НИАЦ МИИРИС (https://www.miiris.ru).
6 По данным проверки официального сайта https://www.rtp.org/ на портале pr-cy.ru.
7 Опубликован обзор лучших практик управления инновациями в российских корпорациях [Электронный ресурс] // Научная Россия : сайт. URL: https://scientificrussia.ru/articles/opublikovan-obzor-luchshih-praktik-upravleniya-innovatsiyami-v-rossijskih-korporatsiyah (дата обращения: 20.02.2022).
Sobre autores
Yulia Kuznetsova
Branch of the T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University in Novokuznetsk
Autor responsável pela correspondência
Email: acanaria2005@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0003-4155-5742
Leading Researcher, Associate Professor, Department of Economics and Management
Rússia, 7 Ordzhonikidze St., Novokuznetsk 654000Bibliografia
- Barinova N.V. Innovation Management in Russia: Challenges and Prospects. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2018;(5):11–19. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.21686/2413-2829-2018-5-11-19
- Salikov Yu.A., Kuzmenko N.I. Innovation Landscape as Priority Condition of Industrial and Territorial Development. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2015;(1):204–209. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.20914/2310-1202-2015-1-204-209
- Shalayev V.S. National Innovation System Management in Modern Conditions. Intellect.Innovations. Investments. 2014;(1):103–110. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21339925 (accessed 25.02.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
- Karpova E.G. Innovations Management with Game Theory Application. Regionology.2011;(3):64–70. Available at: https://regionsar.ru/ru/node/762 (accessed 02.20.2022).(In Russ.)
- Esenkova G.A., Demchenko A.A., Evchenko A.V. Innovation Management as a Basis for Systematic Improvement of Quality Management in the Process of Technological Modernization of Enterprises. Nauka i praktika regionov. 2021;(2):13–21.Available at: http://meb-journal.ru/arhiv-vypuskov/ (accessed 20.02.2022). (In Russ.,abstract in Eng.)
- Khamidullin R.Ya., Khamzina A.V. Institutional Conditions for IT Innovation Management.Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 2019;(9A):380–386. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.34670/AR.2019.90.9.037
- Tatarinov K.A. Creativity and Innovation in the Professional Competence of Marketolog.Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019;8(1):261–264.(In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.26140/anip-2019-0801-0065
- Etzkowitz H., Klofsten M. The Innovating Region: A Theory of Knowledge-Based Regional Development. R & D Management. 2005;35(3):243–255. doi: https://doi.org/10.1111/j.1467-9310.2005.00387.x
- Evloev R.G. Innovative Management as a Factor of Business Development. Innovatsii i investitsii. 2020;(11):6–9. Available at: http://www.innovazia.ru/upload/iblock/d0e/№11 2020.pdf (accessed 20.02.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
- Grimaldi R., Grandi A. Business Incubators and New Venture Creation: An Assessment of Incubating Models. Technovation. 2005;25(2):111–121. doi: https://doi.org/10.1016/S0166-4972(03)00076-2
- Kovrizhnykh I.V. [Efficiency and Quality of Public Administration: Theoretical Aspect]. Altaiskii vestnik gosudarstvennoi i munitsipal'noi sluzhby. 2008;(1):26–28.Available at: https://www.alt.ranepa.ru/files/texts/vest/vest001.pdf (accessed 20.02.2022). (In Russ.)
- Korolyov V.I. The Quality of Managing the Enterprise: the Problems, the Ways of Raising Efficiency. Management Sciences. 2017;(1):69–74. (In Russ., abstract in Eng.) doi:https://doi.org/10.26794/2304-022X-2017-7-1-69-74
- Pitelinsky K.V. Quality of an Organization: The Optimal Management Model. Methods of Quality Management. 2021;(11):16–22. Available at: https://ria-stk.ru/mmq/adetail.php?ID=204335 (accessed 20.02.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
- Bulochnikov P.A., Lavrov V.V. Comparative Analysis Concerning Quality of Regional Management in Russian Federation. Izvestiâ Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo èkonomičeskogo universiteta. 2020;(1):92–100. Available at: https://unecon.ru/sites/default/files/izvestiya_no_1-2020.pdf (accessed 20.02.2022). (In Russ.,abstract in Eng.)
- Bratchenko S.A. The Quality of Public Administration: The Content of the Concept. Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences.2020;(6):80–94. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.24411/2073-6487-2020-10071
- Kalashnikov K.N. Public Administration Quality: Assessment Criteria in Comparative Territorial Frames. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast.2017;10(5):51–65. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.15838/esc.2017.5.53.4
- Gasilo E.A. [Evaluation of the Quality of Enterprise Management Based on the EFQM Model]. Strategiya predpriyatiya v kontekste povysheniya ego konkurentosposobnosti.2018;(7):82–85. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32544333 (accessed 20.02.2022). (In Russ.)
- Gerasimov B.N. Formation and Development of the Management Process in the Enterprise. Journal of Economy and Business. 2020;(9-1):107–116. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.24411/2411-0450-2020-10701
- Bortnikov S.P. Principles of Enterprise Management in the Era of Digitalization.Problemy sovershenstvovaniya organizatsii proizvodstva i upravleniya promyshlennymi predpriyatiyami:mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov. 2021;(2):139–144. Available at:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46487783 (accessed 20.02.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
- Mandrazhi Z.R. Evaluation of the Effectiveness of the Economic Mechanism of Enterprise Management. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta.2021;(2):147–152. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46551363 (accessed 20.02.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
- Gairbekova R.S., Abdokova L.Z. Evaluation of Financial Results in the Management System of the Enterprise. Natural-humanitarian Studies. 2021;(38):143–148. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.24412/2309-4788-2021-6-143-148
- Sitnikova S.E. Managing Innovations in the Modern University for the Benefit of Commercialization. Innovative Development of Economy. 2019;(5-1):93–97. Available at: http://www.ineconomic.ru/sites//field_print_version/jurnal-5-53-2019.pdf (accessed 20.02.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
- Razumov-Razdolov K.L., Lavrentieva N.A. Quality and Innovation Management on the Basis of Project Approach. Standards and Quality. 2017;(3):46–49. Available at: https://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=110620 (accessed 20.02.2022). (In Russ.,abstract in Eng.)
- Petrosyan D.S. [Management of Institutional Innovations as a Factor in the Development of the Industrial Complex of Russia]. Nauka i obshchestvo v usloviyakh globalizatsii.2017;(1):237–239. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29422627 (accessed 20.02.2022). (In Russ.)
- Lavrikova N.I. Management of Open Innovations in the Digital Collaborative Economy.Management in Russia and Abroad. 2021;(3):98–105. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=46169032 (accessed 20.02.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
- Tang M., Walsh G.S., Li C., Baskaran A. Exploring Technology Business Incubators and Their Business Incubation Models: Case Studies from China. Journal of Technology Transfer. 2021;46(1):90–116. doi: https://doi.org/10.1007/s10961-019-09759-4
- Cortimiglia M.N., Ghezzi A., Frank A.G. Business Model Innovation and Strategy Making Nexus: Evidence from a Cross-Industry Mixed-Methods Study. R & D Management.2016;46(3):414–432. doi: https://doi.org/10.1111/radm.12113
- Grimaldi R., Grandi A. Business Incubators and New Venture Creation: An Assessment of Incubating Models. Technovation. 2005;25(2):111–121. doi: https://doi.org/10.1016/S0166-4972(03)00076-2
- Mushtaq N., Peng W.W. Can TQM Act as Stimulus to Elevate Firms’ Innovation Performance?: An Empirical Evidence From the Manufacturing Sector of Pakistan. SAGE Open. 2020;(10). doi: https://doi.org/10.1177/2158244020963669
- Ferguson R., Olofsson C. Science Parks and the Development of NTBF-Location,Survival and Growth. Journal of Technology Transfer. 2004;29:5–17. doi: https://doi.org/10.1023/B:JOTT.0000011178.44095.cd
- Guan X.Y., Chen W.H. Relation Research between the Locations of Business Incubator and Region Management Innovation. Proceedings of Academy of Innovation and Entrepreneurship. 2009;402–407. URL: https://www.webofscience.com/wos/woscc/full-record/WOS:000275143800047 (accessed 25.02.2022). (In Eng.)
- Huang H.L., Liang L.W., Chang H.Y., Hsu H.Y. The Influence of Earnings Management and Board Characteristics on Company Efficiency. Sustainability. 2021;13(21). doi:https://doi.org/10.3390/su132111617
- Donmez-Turan A., Zehir C. Personal Innovativeness and Perceived System Quality for Information System Success: the Role of Diffusability of Innovation. Tehnički vjesnik.2021;28(5):1717–1726. doi: https://doi.org/10.17559/TV-20200415165146
- Nam V.H, Luu H.N. How Do Human Resource Management Practices Affect Innovation of Small – and Medium-sized Enterprises in a Transition Economy?Journal of Interdisciplinary Economics. 2022;34(2). doi: https://doi.org/10.1177/02601079211032119
- Ungureanu P., Cochis C., Bertolotti F., Mattarelli E., Scapolan A.C. Multiplex Boundary Work in Innovation Projects: The Role of Collaborative Spaces for Cross-Functional and Open Innovation. European Journal of Innovation Management. 2021;24(3):984–1010. doi:https://doi.org/10.1108/EJIM-11-2019-0338
- Aro E.R., Perez G. Identification of Dynamic Capabilities in Open Innovation. Innovation & Management Review. 2021;18(2):118–128. doi: https://doi.org/10.1108/INMR-10-2019-0120
- Ollila S., Ystrom A. Action Research for Innovation Management: Three Benefits,Three Challenges, and Three Spaces. R & D Management. 2020;50(3):396–411. doi: https://doi.org/10.1111/radm.12407
- Takahashi S., Takahashi V.P. Integrated Co-creation Process with Multiple Stakeholders in Innovation Networks. Innovation & Management Review. 2021. doi: https://doi.org/10.1108/INMR-10-2020-0142
Arquivos suplementares

