Формирование единого образовательного пространства Союзного государства Беларуси и России в ракурсе политики патриотического воспитания
- Авторы: Бахлова О.В.1, Бахлов И.В.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
- Выпуск: Том 32, № 3 (2024)
- Страницы: 426-445
- Раздел: Политические институты, процессы, технологии
- Статья получена: 11.07.2024
- Статья одобрена: 15.07.2024
- Статья опубликована: 30.09.2024
- URL: https://journal-vniispk.ru/2413-1407/article/view/259351
- DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.128.032.202403.426-445
- ID: 259351
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Осознание общности геополитических и цивилизационных вызовов Российской Федерации и Республике Беларусь подталкивает к углублению интеграционного взаимодействия на разных направлениях. Пристальное внимание уделяется проблематике безопасности, интерпретируемой в расширенном ключе. Ее обеспечение коррелирует с укреплением гуманитарного измерения Союзного государства, включая формирование единого образовательного пространства. В современных условиях актуализируется его увязка с закреплением в интеграционном поле политики патриотического воспитания. Цель исследования – выявление специфики их сопряжения с учетом динамики союзного строительства.
Материалы и методы. Исследование базируется на методах бинарного сравнения, традиционного и дискурс-анализа официальных текстов. Дополнительным методом выступает формализованный заочный экспертный опрос. Ключевые материалы – нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Беларусь, межгосударственные, межправительственные и интеграционные соглашения, информационный контент веб-ресурсов Союзного государства. Теоретико-методологические основы исследования составляют новый политический институционализм, многомерная модель социального действия, парадигма «политического объединения».
Результаты исследования. Охарактеризованы нормативные основы государственной политики в сфере образования и интеграционные ориентиры в культурно-гуманитарной плоскости в рамках движения к союзному образовательному пространству. Выявлены востребованные категории аксиологического плана, отсылающие к взаимосвязи образования и воспитания. Показаны ключевые линии дискурсивных практик на площадках союзных институций. Акцентированы понимание необходимости адаптации систем образования к требованиям времени и увязка патриотического воспитания с защитой и сохранением общей исторической памяти.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования и экспертные оценки предполагают артикуляцию не только положительных изменений, но и насущных векторов совершенствования национальных подходов и интеграционных решений. Они корреспондируют с устранением коллизий, разработкой и принятием новых документов уровня Союзного государства, имплементацией ценностных категорий и новых сфер единой политики. Полученные результаты могут представлять интерес для органов государственной власти и союзных институтов, участников патриотического воспитания на территории Союзного государства.
Ключевые слова
Полный текст
Введение. Союзное государство (далее ‒ СГ), изначально мыслимое как многомерный формат, и сейчас охватывает широкий спектр направлений. Несмотря на экономикоцентричность интеграционного взаимодействия Российской Федерации и Республики Беларусь, одно из стержневых в союзном строительстве – гуманитарное измерение. В нем воплощаются фундаментальные ценностные ориентиры и социокультурные параметры, общие для стран – участниц СГ. Интегрирующимися единицами и их политическими акторами востребованы коренящиеся здесь мощные нормативные ресурсы, позволяющие обеспечить насущные потребности в эффективном управлении интеграционным и внутригосударственным политическим процессом. В условиях разрастания масштабов международного противоборства и внешнего давления Россия и Беларусь заявляют о готовности к солидарному ответу на комплексные вызовы и угрозы, дальнейшей консолидации и продвижению интеграционных целей и задач. Распространяются они и на гуманитарное измерение, в рамках которого предполагается создание единых пространств, аккумулирующих накопленные традиции, положительный опыт, наработки союзного, национального, регионального и приграничного уровней.
Существенные ожидания интегрирующихся государств, их элитных групп, граждан, регионов связаны с формированием союзного образовательного пространства. Соответствующие намерения озвучиваются в течение продолжительного периода, но на текущем этапе они более центрируются, что об условлено совокупностью причин. В контексте расширяющейся санкционной политики предпринимается попытка вытеснения России и Беларуси из международного сотрудничества в научно-образовательной сфере. Свернуты либо приостановлены сложившиеся партнерства на западном векторе. Осознается актуальность достижения технологического суверенитета, что требует интенсификации совместных усилий. Их важность несомненна и для социогуманитарной сферы. На фоне тенденции к фальсификации истории усиливается необходимость исторического просвещения, защиты и сохранения исторической памяти. Деструктивное внешнее воздействие, негативные последствия которого обостряются внутренними проблемами, побуждает к активизации дискуссии по проблематике совершенствования применяемого Россией и Беларусью инструментария государственной политики, корректировке моделей и систем образования, артикуляции воспитательной функции образовательных учреждений. События последних лет продемонстрировали пробелы в этой области в целом и политике патриотического воспитания в частности, что касается обеих стран.
Общественные настроения, фиксируемые социологическими замерами, демонстрируют неоднозначную картину. Согласно опросу ВЦИОМ от 11 мая 2022 г., в пользу участия школы в патриотическом воспитании молодежи высказались 67 % опрошенных. Предпочтительными оказались прагматично трактуемые функции (83 % посчитали, что современная школа должна в первую очередь давать знания, 72 % – заниматься организацией досуга детей и пр.)1. Другие социологические исследования в России2 и Беларуси3 показывают наличие внушительного количества граждан, осознающих себя «патриотами» и «безусловными патриотами» – в общей сложности порядка 80–90 % респондентов, хотя данные разнятся по категориям.
Примечательная черта дискурса политического сообщества СГ – постепенное укоренение концепта «общего (нашего) Отечества» и конструкции «два государства – одно Отечество». Их смысловое наполнение и аргументация базируются на признании общности исторического прошлого, судьбы, духовно-нравственных ценностей и традиций, геополитических и цивилизационных вызовов. Они могут восприниматься как фундамент союзной и национальной политики патриотического воспитания. Формирование единого образовательного пространства СГ рассматривается нами в русле ее институционализации и закрепления в интеграционном поле. Цель исследования – выявление специфики их сопряжения с учетом динамики союзного строительства. Задачи: определить нормативные основы государственной политики России и Беларуси в сфере образования, фокусируясь на закреплении функции патриотического воспитания; охарактеризовать содержание дискурсивных практик союзного уровня; показать главные направления совместных усилий двух стран по формированию единого образовательного пространства через призму продвижения патриотической союзной повестки.
Обзор литературы. Ключевой исследовательский акцент – актуализация патриотизма как консолидирующей политической ценности в контексте современных вызовов и угроз, внешнего влияния, взаимосвязи патриотизма, идентичности и памяти, изменения их смыслов и значения, исторической памяти как инструмента патриотического воспитания [1; 2]. В зарубежном дискурсе проявляется тенденция к сопоставлению национализма и патриотизма [3], причем не всегда в позитивном ключе, его трансформаций в постнациональных сообществах [4]. Аргументируется триада «национализм, относящийся исключительно к нации»; «патриотизм, вращающийся вокруг родины»; «демократический патриотизм», объект привязанности которого – демократия [5].
Проблематика патриотического воспитания в рамках СГ анализируется в большей степени на государственном уровне, хотя авторы новейших публикаций учитывают и внешние драйверы [6]. Фокус исследовательского интереса – укрепление гуманитарного измерения СГ с определением ключевых параметров общей / «двойной» идентичности. Многие российские и белорусские специалисты уверены, что Россия и Беларусь принадлежат к единой цивилизации, объединенной общей историей, культурой и русским языком, экономикой и геополитическим положением4. Значение идентификационных параметров (языковой близости, общей религии, этнической принадлежности и истории) как факторов интеграции признают иностранные авторы, скептически или негативно оценивающие СГ, реалии и перспективы российско-белорусских взаимоотношений [7; 8]. С другой стороны, отечественные специалисты отмечают противоречивость исторической политики и политики идентичности [9; 10].
Примечательно изучение вопросов формирования образовательного пространства СГ в корреляции с обеспечением его безопасности, понимаемой как слагаемое нескольких элементов. Предпринимается попытка раскрыть характеристики культурной безопасности и константы единого духовного пространства. Решающая роль отводится созданию единого образовательного пространства, продвижению академической мобильности, программ двойных дипломов ведущих университетов, реализации совместных культурных и научных проектов [11]. По мнению Е. В. Водопьяновой, Россия и Беларусь – государства специфических образовательных балансов и отличаются от вестернизированных стран и стран-аутсайдеров постсоветского пространства [12, с. 134–135]. Подобная особенность может интерпретироваться как фактор сближения позиций России и Беларуси. К. П. Боришполец определяет сотрудничество в сфере науки, культуры и образования самой широкой областью реализации публичной дипломатии СГ [13, с. 228]. Р. А. Курбанов подчеркивает, что изучение опыта российско-белорусского сотрудничества позволит разработать модели научно-образовательного взаимодействия на евразийском пространстве [14]. Н. А. Макареев полагает, что институциональные, нормативно-правовые качества образовательного пространства СГ во многом зависят от экономических и политических аспектов стран – участниц евразийской интеграции [15, с. 138]. Выделим трактовку образования как формы внешнеполитической стратегии государств и российского образования как инструмента «мягкой силы», долгосрочного политического влияния на пространстве Содружества Независимых Государств, создания благоприятного имиджа на международной арене [16]. В. В. Комлева называет вызовы для России и союзного образовательного пространства, в частности несформулированность идеологической составляющей [17, с. 32].
Артикулируем результаты исследования процесса и степени институционализации политики СГ в научно-инновационной и образовательной сферах. Так, В. В. Климук и Р. В. Зелепукин констатируют, что нормативно-правовое сопровождение деятельности СГ в данной области носит обеспечительный характер, но не имеет системного выражения [18].
Предметом анализа российских и белорусских специалистов выступают отдельные аспекты становления единого образовательного пространства СГ, конкретные проекты, предложения. Среди них – реализация проекта «Союзный научно-образовательный центр – Университет интеграции» [19]. А. В. Гущин концентрируется на развитии совместных форм образовательного и научного сотрудничества. Согласимся с его позицией о корреспондирующих взаимосвязях образовательных проектов и молодежной политики [20, с. 203]. В центре внимания М. Е. Лустенкова и Н. В. Вологиной – система воспитательной работы со студентами в Белорусско-Российском университете с учетом особенностей формирования политико-гражданских идентичностей братских народов, апелляцией к общему историческому прошлому, единству в оценке исторических событий [21, с. 60–61]. Акцентируется актуальность трансляции общих духовно-нравственных ценностей в условиях цивилизационных вызовов [22]. С точки зрения понимания динамики формирования единого образовательного пространства в контексте союзного строительства большой интерес вызывает публикация О. В. Солоповой и А. В. Козополянской-Соловьевой [23].
Однако степень корреляции вопросов разработки и внедрения общих подходов к политике патриотического воспитания в формате СГ и создания единого образовательного пространства, соотнесения реализуемых в его рамках проектов и мероприятий с доминирующими компонентами союзной патриотической повестки пока недостаточна.
Материалы и методы. Исследование базируется на совокупности нормативных правовых актов и концептуально-стратегических документов национального, межгосударственного и интеграционного уровней, информации, содержащейся на интернет-ресурсах СГ, в первую очередь официальных сайтах Постоянного Комитета Союзного государства и Парламентского Собрания (далее ‒ ПС) Союза Беларуси и России.
Теоретико-методологические рамки образуют новый политический институционализм с акцентом на движении к совокупному эффекту изменений5; многомерная модель социального действия с концентрацией на задаче включения ценностных образцов в единую систему6; парадигма «политического объединения» с артикуляцией идентификационных рычагов интегрирования7.
Обозначенная проблема изучалась с опорой на концепцию «анти-мягкой силы» [24], теорию «публичных ценностей» [25; 26], идентитарные исследования; в политической плоскости – на концепции «континуитета» (преемственности), «государства-цивилизации», «общего Отечества».
Основные методы – сравнительный анализ, предполагающий выявление общих и особенных характеристик в подходах России и Беларуси и дискурсивных практиках союзных органов и институций; традиционный и дискурс-анализ содержания официальных текстов. Привлекались результаты заочного формализованного экспертного опроса с участием 20 специалистов – по 10 человек из России и Беларуси8. Тема – «Политика патриотического воспитания в Союзном государстве Беларуси и России: подходы, практики, перспективы». Опрос проводился в соответствии с разработанным авторами статьи бланком в октябре – ноябре 2023 г. Все респонденты были проинформированы о цели исследования и выразили готовность к сотрудничеству.
Результаты исследования. Обобщим основные результаты исследования по нескольким проблемным блокам.
- Нормативно-правовое регулирование.
Национальный уровень. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»9 аксиологическая составляющая становится ощутимой вследствие изменений последних лет (2020–2023 гг.). Отметим нацеленность на формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества (ст. 2); отнесение к числу принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание гражданственности, патриотизма (ст. 3); обязанность педагогических работников формировать в процессе осуществления педагогической деятельности у обучающихся чувство патриотизма, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества (ст. 48). В тех же статьях фиксируется и более широкий в смысловом отношении маркер – «традиционные российские духовно-нравственные ценности».
В Кодексе Республики Беларусь10 прослеживаются развернутые положения аксиологического плана. Соответствующие маркеры многочисленны и разно образны. Например, в формулировке понятия «образование» (ст. 1), характеристике принципов государственной политики в сфере образования маркером является общая категория «общечеловеческие ценности» (ст. 2). Среди ее основных направлений (ст. 2) закрепляется обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у обучающихся гражданственности, патриотизма, духовно-нравственных ценностей. Среди целей образования – формирование гражданственности и патриотизма (ст. 10). Корреспондируют категории «общечеловеческие ценности», «гуманистические ценности», «культурные и духовные традиции белорусского народа» (ст. 17, 80).
Отличительная черта белорусского подхода – артикуляция идеологического компонента. Одна из задач воспитания трактуется как формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; в число составляющих воспитания (их 14) включено также идеологическое воспитание (ст. 17). Подчеркнем детализацию содержания понятия «воспитание», расшифровку ее составляющих, в том числе гражданского и патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания. Этого нет в российском законодательстве. В Кодексе Республики Беларусь с точки зрения «нагруженности» ценностными маркерами примечательна формулировка понятия «воспитательная работа во внеучебное время», увязываемого с формированием у обучающихся уважения к памяти защитников Отечества, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа. Значимая категория – «социокультурные ценности» (ст. 17).
Установления профильных нормативных правовых актов конкретизируются в концептуально-стратегических документах.
Ценностный аспект в российских документах в данной области более выражен по сравнению с профильным законом. Востребованные категории – «социокультурные ценности», «российские духовные ценности», «духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России». Вводится категория «духовно-нравственные ценности российского общества и государства»11. Характерна корреляция патриотического воспитания и формирования (обще)российской (гражданской) идентичности. Они предусматривают формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России, гражданской ответственности. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.12 в этом смысле изначально компенсировала пробелы Закона «Об образовании», нацеленного на продвижение «образовательных услуг» – данное и производные от него понятия себя изрядно дискредитировали и были исключены из содержания закона в 2022 г.13
В некоторых документах Российской Федерации, принятых позже названной стратегии, присутствуют отдельные акценты на ценностных категориях14. Внесены усиливающие их коррективы в трактовку национальных целей развития («Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности»)15. Типична отсылка к национальным проектам (федеральный проект «Патриотическое воспитание» в рамках нацпроекта «Образование»)16.
«Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» мыслится в Российской Федерации как один из стратегических национальных приоритетов. К числу таковых ценностей отнесен патриотизм, хотя нормативно он не определяется. Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в том числе в области образования и воспитания17.
В документах Республики Беларусь образование интерпретируется как процесс обучения и воспитания, в котором на первое место ставится формирование уважения к своему Отечеству, народу, языку, белорусской культуре, традициям и обычаям. Система образования рассматривается не как бизнес-среда, а как институт социализации молодежи. Актуализируется воспитательная работа в контексте современных вызовов. Среди основных задач – формирование у обучающихся компетенций гражданственности и патриотизма. На текущий этап развития системы образования Беларуси (2021–2025 гг.) намечены усиление духовно-нравственного воспитания через изучение народных традиций, истории и основ культурных и духовных ценностей и приобщение к ним детей и учащейся молодежи; активизация в учреждениях образования работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи и пр.18 Патриотизм раскрывается как «система знаний, ценностей, практических действий личности, общества и государства, направленных на развитие, процветание и обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь; мировоззренческое основание и глубокое чувство любви к своему Отечеству, готовность защищать его». К приоритетам воспитания в учреждениях образования отнесено «последовательное и активное содействие личностному становлению гражданина и патриота своей страны, профессионала-труженика, ответственного семьянина»19. Отметим значительное количество программных продуктов, охватывающих сферу патриотического воспитания20. Подпрограмма 10 «Молодежная политика» Государственной программы Республики Беларусь «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 гг. направлена, в частности, на формирование у молодежи через систему героико-патриотического и духовно-нравственного воспитания активной гражданской позиции, любви к Родине, гордости за ее прошлое и настоящее, ответственности за судьбу Беларуси21.
Межгосударственный и союзный уровни. Базовые на межгосударственном уровне – Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве и межправительственное Соглашение 1995 г.22 В Договоре наличествует маркер «гуманитарные ценности», в Соглашении отмечается близость культур и традиций культурного общения, выражается готовность к развитию культурного и исторического туризма. Однако интересующая нас взаимосвязь практически не отражается. Соглашение явно нуждается в адаптации к изменившимся реалиям.
Патриотический компонент фиксируется в межведомственных документах – показательны планы мероприятий по развитию сотрудничества Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства образования Республики Беларусь. В план на 2023–2024 гг. включены организация фестиваля военно-патриотических лагерей и клубов «Нам есть чем гордиться, нам есть что защищать», проведение гражданско-патриотической кадетской смены учащихся «За честь Отчизны»; продолжение культурно-образовательного патриотического проекта «Поезд Памяти» и др. Патриотические мероприятия и акции воспринимаются в контексте формирования единого образовательного пространства СГ23.
Единое образовательное пространство выступает одним из интеграционных ориентиров с момента образования Сообщества России и Беларуси24. На разных этапах союзного строительства его содержание менялось, подкрепляясь определенными решениями и соглашениями. Во многом его формирование увязывалось с реализацией равных прав граждан России и Беларуси, продвижением гуманитарного измерения СГ. Не вдаваясь в подробное описание деталей этого процесса, подчеркнем, что в Концепции социального развития СГ на 2011–2015 гг. были закреплены принципиальные положения в рассматриваемом русле. Одной из задач политики в сфере образования провозглашалось обеспечение приоритета воспитания в системе образования. Среди основных направлений – реализация совместных проектов в сфере воспитания, молодежной политики, поддержки молодежного общественного движения; среди приоритетов – реализация совместных программ, проектов и мероприятий гражданского образования и патриотического воспитания молодежи25.
Однако в документах, намечавших направления дальнейшего развития СГ, указанная взаимосвязь прослеживалась не всегда. Так, на период 2018–2022 гг. предполагалось продвижение в общественном сознании духовных ценностей, общих для народов России и Беларуси, но в условиях развития общего культурно-информационного пространства. Первоочередные задачи в рамках формирования общего образовательного пространства и молодежной политики интерпретировались в прагматичном ключе26. На текущем этапе (2024–2026 гг.) в аналогичном документе нет понятия «единое образовательное пространство», хотя сфера образования включена в 9-е направление, охватывающее социально-гуманитарные вопросы. Один из ориентиров – формирование единого культурно-гуманитарного пространства посредством в том числе сохранения национальных традиций, культурных ценностей и исторической памяти о Великой Отечественной войне. Реализация упорядоченного взаимодействия в сфере гражданско-патриотического воспитания соотносится со сферой молодежной политики27.
- Потенциал единого образовательного пространства в контексте продвижения союзной патриотической повестки.
Одна из исходных многоплановых линий – признание невозможности существования общего образовательного пространства без единства воспитательных концепций и обращение к необходимости адаптации систем образования к требованиям времени.
Значим постоянно действующий семинар при ПС по вопросам строительства СГ «Практика формирования и задачи синхронизации структурно-методических систем и стандартов среднего и высшего образования в Беларуси и России». В числе основополагающих вопросов – сохранение и развитие духовно-нравственных ценностей в системах образования Беларуси и России, приоритетные направления развития системы среднего и высшего образования в СГ. Характерны акценты на формировании новой стратегии развития образования «в условиях беспрецедентных вызовов нашей государственности»; ключевой роли системы образования в защите экономического и культурного суверенитета СГ; усилении нравственной составляющей учебного процесса. Образование, по определению заместителя председателя Комиссии ПС по культуре, науке и образованию А. Т. Щастного, – «основная платформа государственности». Дается позитивная оценка взаимодействию России и Беларуси в сфере высшего образования и патриотического воспитания и актуальности его налаживания в среднем образовании28. Государственный секретарь СГ Д. Ф. Мезенцев заявляет об особой ценности взаимодействия в гуманитарной и образовательной сферах в ситуации беспрецедентного санкционного давления на Россию и Беларусь, ответом на что должны быть следующие слова: «Только наше сплочение, только поиск тех совместных планов и алгоритмов сотрудничества, которые сделают нас сильнее и конкурентоспособнее»29. Председатель Правительства Российской Федерации М. В. Мишустин ответом на внешние вызовы полагает ускорение интеграционных процессов в Союзном государстве, создание дополнительных возможностей для граждан Беларуси и России, прежде всего для молодежи, относя к приоритетам углубление связей в науке и образовании30.
Доминирующая линия – концентрация на совершенствовании исторического образования и увязка патриотического воспитания с защитой и сохранением общей исторической памяти, противодействием попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны.
Группа российских и белорусских экспертов замечает, что историческая память – мощнейший ресурс интеграции. Ключевым направлением предлагается считать создание общего образа прошлого, чему способствуют совместные исследовательские и образовательные проекты. Эксперты настаивают на наращивании работы по организации исторических мероприятий с широким вовлечением молодежи31.
Представители политического сообщества СГ обращают внимание на важность погружения нового поколения «в нашу историческую правду». Артикулируется роль министерств образования и просвещения, обороны России и Беларуси (историко-просветительские проекты СГ «Без срока давности», «Беларусь и Россия: образ общей истории», «Поезд Победы», проект Центра военно- патриотического воспитания на Кобринских рубежах Брестской крепости и др.). Постоянный Комитет СГ оказывает поддержку проведению «Диктанта Победы». Министр образования Республики Беларусь А. И. Иванец констатирует серьезность фундамента реализуемых совместных проектов и аргументирует их расширение: «У нас большое количество памятных дат общей истории, которые мы должны доносить до нашей молодежи». Министр просвещения Российской Федерации С. С. Кравцов высказывает мнение, что темы, связанные с историей Союзного государства, следует включить в школьные предметы, в «Разговоры о важном»32.
В фокусе дискурсивных практик представителей политического, научного и академического сообщества стран – участниц СГ – серия «Россия и Беларусь: страницы общей истории»33 при участии коллектива белорусских и российских ученых, учебно-методическое обеспечение общего образовательного пространства. Комиссией ПС по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам поддержан проект пособия для учащихся учреждений общего среднего образования по общей истории СГ. Примечателен форум «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба» (Минск, октябрь 2023 г.), посвященный формированию общего взгляда на прошлое, способствующего консолидации общества, воспитанию патриотических и гражданских качеств подрастающего поколения в современных геополитических реалиях, в условиях развязывания информационной и гибридной войн. Одно из центральных событий форума – презентация книги «Срока давности не имеют… Преступления фашизма против народов Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» серии «Библиотека Союзного государства»34. Наступление качественно нового этапа увязывается с учреждением в январе 2024 г. совместной комиссии с рабочим органом в лице экспертно- консультативного совета по истории, что дополняет усилия Ассоциации белорусско-российских историков «Союзная инициатива памяти и согласия»35.
Отметим тенденцию к институционализации взаимодействия. Акцентируем семинар при ПС «Интеграция систем общего образования Республики Беларусь и Российской Федерации как основа создания единого образовательного пространства Союзного государства», деятельность ряда комиссий ПС, Комиссии по патриотическому воспитанию и культурному наследию Молодежной палаты при ПС. В структуре исполнительной власти – заседания коллегий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства образования Республики Беларусь и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь; стратегические сессии Правительства Российской Федерации по развитию гуманитарного взаимодействия с Республикой Беларусь. Действуют форум Ассоциации вузов России и Беларуси, Международная ассоциация вузов приграничных областей Беларуси и России. Упомянем инициативы создания межведомственного общественно-государственного совета по делам молодежи СГ и педагогического совета СГ.
Особый интерес вызывает повестка молодежных форматов взаимодействия в рамках СГ (Российско-Белорусского молодежного форума и др.). Подобно повестке других союзных институций, она обретает насыщенное содержание, включая вопросы сохранения исторической памяти, обеспечения информационной безопасности в молодежной среде, вовлечения молодежи в союзное строительство. Показательно проведение Патриотического форума молодежи Союзного государства (Минск, февраль 2024 г.) в целях разговора, по выражению Госсекретаря СГ, об исторической правде и значении исторической памяти, диалога о патриотизме и гражданской позиции. А. Д. Король, ректор Белорусского государственного университета, на площадке которого состоялся форум, охарактеризовал его как «борьбу не только за настоящее и будущее, но и за наше общее прошлое» в меняющемся мире36.
- Важной опорой российско-белорусской интеграции, расширения контактов в образовательной сфере, гуманитарном измерении выступает межрегиональное сотрудничество России и Беларуси. Плодотворную роль в этой области на протяжении более десяти лет выполняет Форум регионов Беларуси и России. В его повестке просматривается смысловое тождество с озвученными линиями и сюжетами, несмотря на кажущееся центрирование социально-экономической проблематики. В выступлениях участников форума, итоговых документах прослеживаются акценты на компонентах патриотической тематики. Так, В. В. Путин на V Форуме регионов Беларуси и России (Могилев, 10–12 октября 2018 г.) подчеркивал необходимость гражданской активности молодого поколения, его вовлеченности в гуманитарные программы, общность задачи сохранения исторической памяти в работе с молодежью; по словам А. Г. Лукашенко, необходимо «воспитывать новое поколение граждан Беларуси и России настоящими патриотами»37.
Соответствующие посылы обрели постоянный характер, закрепившись в позициях политических лидеров и повестке последующих форумов. В частности, в обращении к участникам VIII Форума регионов Беларуси и России (Москва – Минск, 29 июня – 1 июля 2021 г.) Президент Российской Федерации предложил сфокусировать внимание на вопросах сохранения памяти о важнейших событиях нашего общего прошлого, недопущения попыток фальсификации истории, патриотического воспитания молодых людей, а Президент Республики Беларусь – на создании для них новых перспектив в союзном образовательном пространстве38.
Фиксируются положительные моменты. Например, создание Белорусско-Российского университета; налаживание связей между региональными вузами России и Беларуси; увеличение количества совместных патриотических проектов, расширение их географии; проведение Форума историков России и Белоруссии39. Одновременно выражается осознание актуальности активизации имеющихся и внедрения новых инструментов и механизмов. Содержательны итоговые документы форумов. Так, в документе VII Форума регионов Беларуси и России (Москва – Минск, 28–29 сентября 2020 г.) рекомендованы разработка программы СГ по патриотическому воспитанию и развитию гражданской ответственности у молодежи; развитие в рамках СГ детского и молодежного культурно-познавательного, военно-исторического туризма и пр. Примечательны увязка гражданско-патриотического и нравственного воспитания молодежи, артикуляция необходимости патриотического воспитания на всех уровнях образования, правовой и исторической культуры, чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу, в целом политико-правовых аспектов проблематики патриотического воспитания40. В итоговом документе X Форума регионов Беларуси и России (Уфа, 26–28 июня 2023 г.) акцентированы категории «общие традиционные духовно-нравственные ценности народов России и Беларуси» и «цивилизационное единство наших народов», ориентир на создание общего научно-образовательного пространства. Сделан упор на разработку основных направлений политики СГ в сфере сохранения и укрепления общей исторической памяти народов России и Беларуси, мер поддержки реализации совместных проектов некоммерческих организаций по патриотическому воспитанию граждан41.
Обсуждение и заключение. На современном этапе проявляется сосредоточенность участников союзного строительства на укреплении корреспондирующих взаимосвязей различных сфер и областей. Формирование единого образовательного пространства осуществляется в контексте продвижения культурно-гуманитарного, информационного пространства, пространства безопасности СГ. Это общий тренд, задаваемый новейшими интеграционными решениями, продиктованными внутренними и внешними вызовами. Достаточно высока степень сопряжения ориентиров и механизмов в сферах образования, патриотического воспитания и молодежной политики. Более четко она отображается в национальных нормативных установлениях.
Характерно усиление аксиологической составляющей, что отражают результаты анализа содержания нормативных правовых актов. Более она артикулирована в белорусских документах, как в профильном Кодексе об образовании, так и в подзаконных актах. В России отмечаются изменения, свидетельствующие, на наш взгляд, о частичном пересмотре восприятия образования как бизнес-проекта. Сохраняется рассогласованность российского и белорусского подходов в плане идеологических оснований. В Беларуси нормативно закреплен официальный статус идеологии белорусского государства, в России этот вопрос находится в подвешенном состоянии. Отметим, что почти половина опрошенных нами экспертов России и Беларуси (из них больше российских) указывают на доминирование неолиберальных подходов в образовании и воспитании в России как одну из основных проблем в плоскости политики патриотического воспитания. Полагаем, что наряду с гармонизацией и унификацией образовательных стандартов необходима верификация общей позиции по идеологии.
Несмотря на коллизии в подходах России и Беларуси, акцентируем синхронность принятия профильных актов в сфере образования (2011–2012 г.), внесения в них новаций (2020–2023 гг.). Показательно смысловое обогащение союзных дискурсивных практик и документов в последние несколько лет.
В изученных документах и практиках заметно понимание широкого круга субъектов политики патриотического воспитания в рамках СГ. Подобная трактовка находит поддержку у экспертного сообщества. К инициирующим субъектам эксперты относят не только органы СГ (с наибольшими оценками активности у Высшего Государственного Совета, Госсекретаря, Парламентского Собрания и Постоянного Комитета), но и регионы, опередившие союзные институции, нередко критикуемые за бюрократизм. Регионы получили высшие оценки у российских и белорусских экспертов. Примечательный момент – единодушие относительно главного механизма политики патриотического воспитания – работы по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях разного уровня (абсолютное большинство экспертов из России и Беларуси предпочли этот вариант). Сходная константа – солидарность по вопросу о важности поддержки странами – участницами СГ патриотических проектов; симпатии адресованы в первую очередь культурно-образовательным и историко-патриотическим проектам. Разработка и внедрение общих методических подходов и стандартов в образовательных учреждениях России и Беларуси, обеспечивающих единообразие в решении задач патриотического воспитания обучающихся, находятся среди достаточно популярных у экспертов (преимущественно российских) направлений формирования союзной политики патриотического воспитания. С другой стороны, оно значительно уступает самому востребованному варианту – «Выработка и закрепление единых трактовок основополагающих понятий (“патриотизм”, “патриотическое воспитание” “традиционные ценности” и др.) в документе уровня Концепции Союзного государства». Разделяем это мнение, допуская, что это могут быть Концепция (единой) образовательной политики СГ / формирования единого образовательного пространства СГ, Программа патриотического воспитания СГ и Стратегия молодежной интеграции. Предварительно требуется введение соответствующих категорий в нормативное интеграционное поле.
Результаты исследования адресованы органам государственной власти России и Беларуси, органам СГ, участникам политики патриотического воспитания. Актуальным видится предметное изучение реализации патриотических проектов и инициатив в молодежном измерении СГ.
1 Новации школьного патриотизма: за и против [Электронный ресурс] // ВЦИОМ : сайт. 2022. 11 мая. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/novacii-shkolnogo-patriotizma-za-i-protiv (дата обращения: 18.03.2024).
2 Патриотизм: мониторинг [Электронный ресурс] // ВЦИОМ : сайт. 2022. 11 апр. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-monitoring (дата обращения: 18.03.2024).
3 Патриотические ценности населения Беларуси: результаты социологического исследования [Электронный ресурс] // БЕЛТА : сайт. 2022. 29 июня. URL: https://www.belta.by/roundtable/view/patrioticheskie-tsennosti-naselenija-belarusi-rezultaty-sotsiologicheskogo-issledovanija-1467/ (дата обращения: 18.03.2024).
4 Российско-белорусское сотрудничество: время стратегических решений: Аналитический доклад / Ассоциация внешнеполитических исследований им. А. А. Громыко, Ин-т Европы РАН. М., 2021. 38 c.
5 Hysing E., Olsson J. New Political Institutionalism // Green Inside Activism for Sustainable Development: Political Agency and Institutional Change / ed. by E. Hysing, J. Olsson. Cham : Palgrave Macmillan, 2018. Pp. 23–45.
6 Parsons T. Prolegomena to a Theory of Social Institutions // American Sociological Review. 1990. Vol. 55, issue 3. Рp. 319–333.
7 Etzioni A. Political Unification Revisited: On Building Supernational Communities. Lanham : Lexington Books, 2001. 412 p.
8 Эксперты из России представляли Центр белорусских исследований Института Европы Российской академии наук, Центр постсоветских исследований Института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова Российской академии наук, Центр постсоветских исследований Института международных исследований Московского государственного института международных отношений (университета) (МГИМО) МИД России и др. Эксперты из Беларуси представляли Академию управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусский институт стратегических исследований, факультет международных отношений Белорусского государственного университета и др.
9 Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.03.2024).
10 Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 янв. 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243 (дата обращения: 25.03.2024).
11 О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/350163313 (дата обращения: 25.03.2024).
12 Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 25.03.2024).
13 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : Федер. закон от 14 июля 2022 г. № 295-ФЗ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031?index=1 (дата обращения: 25.03.2024).
14 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 26 дек. 2017 г. № 1642. URL: https://docs.cntd.ru/document/556183093 (дата обращения: 25.03.2024).
15 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года [Электронный ресурс] : Указ Президента Рос. Федерации от 07 мая 2024 г. № 309. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/ (дата обращения: 16.05.2024).
16 Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/application/frontend/skin/default/assets/data/national_project/main/Паспорт_национального_проекта_Образование.pdf (дата обращения: 25.03.2024).
17 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [Электронный ресурс] : Указ Президента Рос. Федерации от 9 нояб. 2022 г. № 809. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 25.03.2024).
18 О Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 нояб. 2021 г. № 683. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100683 (дата обращения: 25.03.2024).
19 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82. URL: https://www.msu.by/info/ovrsm/norm_dok/konc_nvdum.pdf (дата обращения: 25.03.2024).
20 Об утверждении Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс] : утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31 дек. 2020 г. № 312. URL: https://adu.by/images/2023/vosp/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf ; О Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 дек. 2021 г. № 773. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22100773&p1=1 (дата обращения: 25.03.2024).
21 О Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 янв. 2021 г. № 57. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100057 (дата обращения: 25.03.2024).
22 Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1901167 ; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области культуры, образования и науки [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/8306457 (дата обращения: 27.03.2024).
23 В 2023‒2024 годах Россия и Белоруссия проведут мероприятия по обмену педагогическим опытом, совместные патриотические акции и фестивали [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/press/6413/v-2023-2024-godah-rossiya-i-belorussiya-provedut-meropriyatiya-po-obmenu-pedagogicheskim-opytom-sovmestnye-patrioticheskie-akcii-i-festivali/ (дата обращения: 27.03.2024).
24 Постановление Исполнительного Комитета Сообщества Беларуси и России от 11 апреля 1996 г. № 1 «О равных правах граждан на получение образования» [Электронный ресурс]. URL: https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/docs/item/237191/ (дата обращения: 27.03.2024).
25 Концепция социального развития Союзного государства на 2011‒2015 годы [Электронный ресурс] : утв. Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 25 нояб. 2011 г. № 7. URL: https://посткомсг.рф/news/socialnaja_politika/188217/ (дата обращения: 27.03.2024).
26 Приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства на 2018–2022 годы [Электронный ресурс] : утв. Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 19 июня 2018 г. № 3. URL: https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/docs/item/237504/ (дата обращения: 27.03.2024).
27 Об основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы [Электронный ресурс] : Декрет Высшего Государственного Совета от 29 янв. 2024 г. № 2. URL: https://clck.ru/3BWkKM (дата обращения: 27.03.2024).
28 Николай Бурляев: «Общество постепенно возвращается к тому, что служение учителя и педагога бесценно» [Электронный ресурс]. URL: https://посткомсг.рф/actual_comment/238014/ (дата обращения: 28.03.2024).
29 Выступление Государственного секретаря Дмитрия Мезенцева на торжественном собрании, посвященном Дню единения народов Беларуси и России [Электронный ресурс]. URL: https://посткомсг.рф/actual_comment/228022/ (дата обращения: 28.03.2024).
30 Михаил Мишустин: единство Беларуси и России как никогда востребовано [Электронный ресурс]. URL: https://посткомсг.рф/news/politika_ekonomika/237743/ (дата обращения: 28.03.2024).
31 Союзные эксперты подготовили доклад о «Российско-белорусских отношениях в 2022 году» [Электронный ресурс]. URL: https://посткомсг.рф/expert_opinion/230880/ (дата обращения: 28.03.2024).
32 В Москве и Минске прошел медиафорум «Беларусь – Россия: равноправный союз, общая история, совместное будущее» [Электронный ресурс]. URL: https://посткомсг.рф/activities/events/233922/ (дата обращения: 28.03.2024).
33 История Великой Отечественной войны. Очерки совместной истории : учеб. пособие / под ред. А. А. Ковалени, Е. И. Пивовара. СПб. : Алетейя, 2020. 850 с.
34 Беларусь и Россия выпустят пособие по истории Союзного государства [Электронный ресурс]. URL: https://посткомсг.рф/news/education/237776/ ; Состоялся форум «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба» [Электронный ресурс]. URL: https://nasb.gov.by/rus/news/13549/ (дата обращения: 28.03.2024).
35 Совместная комиссия по истории учреждена в Союзном государстве [Электронный ресурс]. URL: https://belrus.ru/info/sovmestnaya-komissiya-po-istorii-uchrezhdena-v-soyuznom-gosudarstve/ (дата обращения: 28.03.2024).
36 Патриотический форум молодежи Союзного государства собрал в Минске студентов из Беларуси и России [Электронный ресурс]. URL: https://belrus.ru/info/patrioticheskij-forum-molodezhi-soyuznogo-gosudarstva-sobral-v-minske-studentov-iz-belarusi-i-rossii/ (дата обращения: 28.03.2024).
37 Пятый форум регионов России и Белоруссии [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58807 (дата обращения: 28.03.2024).
38 VIII Форум регионов России и Белоруссии [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/65982 (дата обращения: 28.03.2024).
39 Видеообращение на итоговой сессии X Форума регионов России и Белоруссии [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71540 ; III Форум регионов России и Белоруссии [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 52129 (дата обращения: 28.03.2024).
40 Итоговый документ VII Форума регионов Беларуси и России [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/media/files/YbAg7MTs5sYZoN2HBAe97RX936W3zPiZ.pdf (дата обращения: 28.03.2024).
41 Итоговый документ Десятого форума регионов Беларуси и России [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/media/files/XXYLsupLBCmlH4FySzw5I8CwBFr4Xjgx.pdf (дата обращения: 28.03.2024).
Об авторах
Ольга Владимировна Бахлова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: olga.bahlova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3849-8321
доктор политических наук, профессор кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения
Россия, г. СаранскИгорь Владимирович Бахлов
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Email: bahlov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6886-5762
доктор политических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, политологии и регионоведения
Россия, г. СаранскСписок литературы
- Иохим А. Н., Лагузова М. А. «Как нам обустроить Россию»: проблема общественного согласия в дискурсе постсоветской идентичности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т. 25, № 1. С. 77–96. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2023-25-1-77-96
- Цыганкова Л. И. Внешний фактор цветной революции в Беларуси: уроки 2020 г. // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 1. История и археология. Философия. Политология. 2024. Т. 16, № 1. С. 142–151. EDN: VNPXCH
- Erez L., Laborde C. Cosmopolitan Patriotism as a Civic Ideal // American Journal of Political Science. 2020. Vol. 64, issue 1. Pp. 191–203. https://doi.org/10.1111/ajps.12483
- Palumbo A. Patriotism and Pluralism: Identification and Compliance in the Post-national Polity // Ethics and Global Politics. 2009. Vol. 2, issue 4. Pp. 321–348. https://doi.org/10.3402/egp.v2i4.2002
- Mußotter M. On Nation, Homeland, and Democracy: Toward a Novel Three-factor Measurement Model for Nationalism and Patriotism. Evidence from Two Representative Studies // Political Psychology. 2023. Preprint (Early View). https://doi.org/10.1111/pops.12945
- Бахлова О. В., Бахлов И. В., Уляшкина Е. Г. Политика патриотического воспитания в рамках Союзного государства Беларуси и России: потенциал институционализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т. 25, № 4. С. 940–952. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2023-25-4-940-952
- Burant S. R. Foreign Policy and National Identity: A Comparison of Ukraine and Belarus // Europe-Asia Studies. 1995. Vol. 47, issue 7. Pp. 1125–1144. https://doi.org/10.1080/09668139508412312
- Hansbury P. Domestic Constraints on Foreign Policy Change in Belarus // The Journal of Belarusian Studies. 2021. Vol. 11, issue 1. Pp. 27–55. https://doi.org/10.30965/20526512-bja10014
- Гронский А. Д. Год исторической памяти в Белоруссии: итоги, проблемы, перспективы // Россия и новые государства Евразии. 2023. № 1 (58). С. 34–43. https://doi.org/10.20542/2073-4786-2023-1-34-43
- Линченко А. А., Беляева Е. В. Союзное государство – общая память? Этические основания исторической политики России и Беларуси в XXI веке // Дискурс-Пи. 2020. Т. 17, № 2 (39). С. 97–111. https://doi.org/10.24411/1817-9568-2020-10206
- Шумовская Н. Е., Карташов М. В. Политические элиты России и Белоруссии в современном контексте Союзного государства // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 4 (61). С. 167–174. URL: https://kaspy.asu.edu.ru/archive/2019/issue/4/article/1881 (дата обращения: 19.03.2024).
- Водопьянова Е. В. Итоги постсоветской трансформации высшей школы // Современная Европа. 2020. № 5 (98). С. 132–141. https://doi.org/10.15211/soveurope52020132141
- Боришполец К. П. Ресурсы публичной дипломатии Союзного государства России и Беларуси // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 3 (54). С. 224–237. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2017-3-54-224-237
- Курбанов Р. А. Актуальные вопросы проведения согласованной политики в научнообразовательной сфере на евразийском пространстве // Экономика. Право. Общество. 2017. № 1 (9). С. 17–23. URL: https://epo.rea.ru/jour/article/view/66/59 (дата обращения: 19.03.2024).
- Макареев Н. А. Образовательное пространство Союзного государства Беларуси и России как ресурс сопряжения и развития евразийской интеграции // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2019. № 3. С. 133–139. https://doi.org/10.15211/vestnikieran32019133139
- Качян М. А. Роль образования в распространении российских интересов на пространстве СНГ // Россия и современный мир. 2022. № 4 (117). С. 222–234. https://doi.org/10.31249/rsm/2022.04.12
- Комлева В. В. Единое образовательное пространство – важнейший фактор интеграции России и Белоруссии // Обозреватель. 2019. № 1 (348). С. 21–33. URL: https://i-sng.ru/pdf/2180/34717-1348-01-2019.pdf (дата обращения: 19.03.2024).
- Климук В. В., Зелепукин Р. В. Перспективы развития нормативно-правового обеспечения политики Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации в научно-инновационной и образовательной сферах // Актуальные проблемы государства и права. 2023. Т. 7, № 1 (25). С. 17–27. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-1-17-27
- Сорвиров Б. В. Потенциал интеграционного сотрудничества в сфере образования как фактор инновационного развития России и других стран СНГ // Друкеровский вестник. 2014. № 1 (1). С. 39–51. EDN: TFEAZV
- Гущин А. В. Основные векторы развития российско-белорусского сотрудничества в области образования на современном этапе // Постсоветские исследования. 2023. Т. 6, № 2. С. 195–204. URL: https://www.postussr.org/journals/230602/6.%20Гущин%20А.В..pdf (дата обращения: 19.03.2024).
- Лустенков М. Е., Вологина Н. В. Система гражданско-патриотического воспитания в Белорусско-Российском университете и ее роль в укреплении дружбы братских народов // Вестник РГГУ. Сер.: Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения. 2022. № 1-1. С. 58–66. URL: http://e.biblio.bru.by/bitstream/handle/1212121212/20727/48169810_20155160.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 19.03.2024).
- Вяземский Е. Е., Крючкова Е. Е. О российско-белорусском образовательном проекте «Память о Великом подвиге (1941–1945 гг.)» как средстве формирования общей исторической памяти народов России и Белоруссии (на материалах анкетирования белорусских педагогов) // Ценности и смыслы. 2019. № 6 (64). С. 80–93. URL: http://tsennosti.instet.ru/images/Tcennosti_i_smysly_6_64.pdf (дата обращения: 19.03.2024).
- Солопова О. В., Козополянская-Соловьева А. В. Союзное государство России и Беларуси в конце ХХ ‒ начале XXI века: развитие сотрудничества в сфере образования // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2023. Т. 64, № 2. С. 129–158. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0083-8-2023-64-2-129-158
- Фененко А. Анти-мягкая сила в политической теории и практике // Международные процессы. 2020. Т. 18, № 1. С. 40–71. https://doi.org/10.17994/IT.2020.18.1.60.3
- Пушкарева Г. В. Ценностное измерение публичной политики // Политическая наука. 2022. № 3. С. 15–35. https://doi.org/10.31249/poln/2022.03.01
- Bozeman B., Sarewitz D. Public Value Mapping and Science Policy Evaluation // Minerva. 2011. Vol. 49, issue 1. Pp. 1–23. https://doi.org/10.1007/s11024-011-9161-7
Дополнительные файлы
