Представления о геополитическом будущем России как фактор консолидации российского общества

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Проблемы сохранения суверенитета, национальной идентичности, территориальной и культурной целостности России в настоящее время приобрели особую актуальность в рамках глобального противостояния с Западом и стали важными факторами консолидации российского общества. Цель статьи – оценить роль представлений гражданского общества и экспертного сообщества о геополитическом будущем России в контексте сохранения территориальной и культурной целостности страны как фактора консолидации российского общества.
Материалы и методы. Эмпирической базой статьи являются результаты социологического мониторинга «Как живешь, Россия» (1992–2022 гг.) и данные глубинных интервью экспертов, полученные в рамках исследования «Прогнозы и альтернативы развития России глазами россиян» (2021 г.), которые проводились при участии авторов статьи. Социологический опрос в режиме мониторинга позволил изучить динамику представлений граждан о геополитическом будущем России и проследить связь основных трендов с индикаторами консолидации общества, включенными в инструментарий. Глубинные интервью были направлены на выявление доминирующих точек зрения экспертного сообщества, определяющих направление публичного дискурса.
Результаты исследования. Сохранение целостности Российской Федерации, ее суверенитета в долгосрочной перспективе не вызывает сомнения ни у экспертов, ни у населения даже в условиях кризисного и неопределенного будущего, связанного со становлением многополярного мира. Рассматриваются сценарии оптимистические, подчеркивающие усиление роли России в новом миропорядке, и пессимистические, отражающие изоляционные модели развития.
Обсуждение и заключение. Хотя многонациональный состав России, федеративное устройство можно интерпретировать как потенциальную угрозу внутренней дестабилизации страны, благоприятный тренд в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в России наблюдается с 2016 г. И население, и большинство экспертов оптимистично оценивают перспективы и межнациональных, и межрегиональных отношений на фоне формирующейся общегражданской идентичности. Они предрекают России поступательное развитие в будущем, используя в качестве аргументов идеологемы об особом пути России, а также достижения государства в решении общественных проблем и собственные надежды.

Полный текст

Вве­де­ние.

Для Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции как мно­го­на­цио­наль­ной и по­ликон­фес­сио­наль­ной стра­ны с фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ствен­ным устрой­ством во­про­сы со­ци­аль­но-­по­ли­ти­че­ской кон­со­ли­да­ции при­об­ре­та­ют осо­бую зна­чи­мость, по­сколь­ку пе­ре­пле­те­ние и вза­и­мо­дей­ствие ре­гио­наль­ных, тер­ри­то­ри­аль­ных, эт­ни­че­ских, ре­ли­ги­оз­ных и го­су­дар­ствен­но-­граж­дан­ских фак­то­ров в со­ци­аль­ном вза­и­мо­дей­ствии со­зда­ют множественные кон­фликт­ные зо­ны.

Гло­баль­ные транс­фор­ма­ции по­ли­ти­че­ской сфе­ры и по­пы­тки из­ме­нить ми­ро­вой по­ря­док, пе­ре­ход ло­каль­ных кон­флик­тов в меж­ду­на­род­ные ак­туа­ли­зи­ру­ют ре­ше­ние за­дач со­хра­не­ния един­ства на­ции, це­лост­но­сти тер­ри­то­рии, еди­но­го куль­тур­но­го про­стран­ства, кон­стру­и­ро­ва­ния и вос­про­из­вод­ства об­ще­рос­сий­ской граж­дан­ской иден­тич­но­сти. По­яв­ле­ние но­во­го спек­тра рис­ков в раз­ви­тии рос­сий­ско­го об­ще­ства, потенци­ал на­ра­ста­ния в со­ци­аль­ной струк­ту­ре об­ще­ства про­ти­во­ре­чий, свя­зан­ных с кри­зис­ной со­ци­аль­но-­по­ли­ти­че­ской и со­ци­аль­но-­эко­но­ми­че­ской си­туа­ци­ей, сви­де­тель­ству­ют о на­ли­чии рис­ко­ген­но­го по­тен­циа­ла иден­ти­фи­ка­ци­он­ных про­цес­сов в рос­сий­с­ком об­ще­стве.

Един­ство на­ции стро­ит­ся на ос­но­ве со­гла­сия и кон­со­ли­да­ции об­ще­ства по по­во­ду об­щих пра­вил и на­прав­ле­ния со­ци­аль­но-­по­ли­ти­че­ско­го про­цес­са1, что ак­туа­ли­зи­ру­ет рас­смот­ре­ние пре­дстав­ле­ний раз­лич­ных групп рос­сий­ско­го об­ще­ства о гео­по­ли­ти­чес­ком бу­ду­щем Рос­сии, а так­же о до­ми­ни­рую­щих ос­но­ва­ни­ях со­ци­аль­но-­по­ли­ти­че­ской кон­со­ли­да­ции.

Цель ста­тьи – по ма­те­риа­лам про­ве­ден­но­го ис­сле­до­ва­ния оце­нить по­тен­ци­ал кон­со­ли­ди­рую­щей ро­ли пре­дстав­ле­ний экс­перт­но­го со­об­ще­ства и граж­дан о сло­жив­шем­ся об­ра­зе гео­по­ли­ти­че­ско­го бу­ду­ще­го Рос­сии в кон­тек­сте пер­спек­тив вос­про­из­вод­ства на­цио­наль­ной иден­тич­но­сти, со­хра­не­ния тер­ри­то­ри­аль­ной и куль­тур­ной це­лост­но­сти рос­сий­ско­го об­ще­ства.

Об­зор ли­те­ра­ту­ры.

Про­бле­мы кон­со­ли­да­ции об­ще­ства и го­су­дар­ства вы­зы­ва­ют ис­сле­до­ва­тель­ский ин­те­рес как в Рос­сии, так и за ру­бе­жом. В ра­бо­тах за­ру­беж­ных спе­циа­ли­стов [1; 2], где ана­ли­зи­ру­ет­ся те­ма вза­и­мо­дей­ствия граж­дан­ско­го об­ще­ства и го­су­дар­ства, от­дель­но под­чер­ки­ва­ет­ся, что толь­ко эф­фек­тив­ная об­рат­ная связь го­су­дар­ства с раз­но­об­раз­ны­ми груп­па­ми ин­те­ре­сов и ин­сти­ту­та­ми граж­дан­ско­го об­ще­ства обес­пе­чи­ва­ет со­ци­аль­ный диа­лог и спо­соб­ству­ет ус­той­чи­во­му раз­ви­тию со­ци­аль­но-­по­ли­ти­че­ской си­сте­мы [3]. При этом тер­мин «кон­со­ли­да­ция» ис­поль­зу­ет­ся в кон­тек­сте из­уче­ния де­мо­кра­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний, ве­ду­щих к так на­зы­вае­мой де­мо­кра­ти­че­ской кон­со­ли­да­ции [4; 5].

В тру­дах оте­че­ствен­ных уче­ных осо­бен­но­сти и фак­то­ры кон­со­ли­да­ции рос­сий­ско­го об­ще­ства из­уча­лись в кон­тек­сте кон­со­ли­да­ци­он­но­го по­тен­циа­ла со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов и от­дель­ных со­ци­аль­ных групп2 [6], ко­то­рый ви­дит­ся в спе­ци­фи­ке смыс­ло­жиз­нен­ных цен­но­стей рос­си­ян. Роль ми­ро­воз­зрен­че­ских ус­та­но­вок и цен­ност­ных ори­ен­та­ций рос­си­ян от­ра­же­на в ра­бо­тах ис­сле­до­ва­те­лей, из­уча­ю­щих при­ро­ду ду­хов­но-­нрав­ствен­ной кон­со­ли­да­ции, по­стро­ен­ной на цен­но­стях кон­сер­ва­тиз­ма и тра­ди­цио­на­лиз­ма [7; 8]. В этом же клю­че рас­смат­ри­ва­ют­ся про­бле­мы осо­бо­го ци­ви­ли­за­ци­он­но­го пу­ти Рос­сии и кон­со­ли­да­ции вок­руг кон­цеп­та «рус­ский мир»3, что, на наш взгляд, су­жа­ет воз­мож­но­сти со­цио­ло­ги­че­ской ин­тер­пре­та­ции ак­ту­аль­ных со­ци­аль­ных про­цес­сов, ко­то­рые, как от­ме­ча­ют В. А. Тиш­ков и А. Д. Грон­ский, оп­ре­де­ля­ют­ся раз­лич­ны­ми фак­то­ра­м4 [9].

Мы, ско­рее, со­гла­сим­ся с те­ми кол­ле­га­ми, ко­то­рые об­ра­ща­ют вни­ма­ние на спе­ци­фи­ку кон­со­ли­да­ции, свя­зан­ной с ее кон­флик­то­ген­ным по­тен­циа­лом, под­чер­ки­вая, что в ос­но­ве кон­со­ли­да­ци­он­ных ме­ха­низ­мов ле­жат вза­и­мо­от­но­ше­ния го­су­дар­ства и граж­дан­ско­го об­ще­ства, что по­рож­да­ет осо­бый го­су­дар­ствен­но-­граж­дан­ский тип кон­со­ли­да­ции5.

Ре­зуль­та­ты мно­го­лет­них со­цио­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний осо­бен­но­стей и фак­то­ров кон­со­ли­да­ции рос­сий­ско­го об­ще­ства от­ра­же­ны в пуб­ли­ка­ци­ях уче­ных ве­ду­щих со­цио­ло­ги­че­ских цен­тров стра­ны – ВЦИ­ОМ, ФОМ, ЦИРКОН, ИС­ПИ ФНИСЦ РАН6 [10].

Транс­фор­ма­ции со­вре­мен­ных го­су­дарств и оте­че­ствен­ны­ми, и за­пад­ны­ми по­ли­то­ло­га­ми опи­сы­ва­ют­ся в тер­ми­нах ин­тег­ра­ции, дез­ин­тег­ра­ции, кон­со­ли­да­ции и де­кон­со­ли­да­ции  [11; 12], од­на­ко при об­щих тео­ре­ти­ко-­ме­то­до­ло­ги­че­ских ос­но­ва­ни­ях бу­ду­щее Рос­сии им ви­дит­ся раз­ным. Ес­ли Р. Сак­ва, З. Па­икин рас­смат­ри­ва­ли бу­ду­щее Рос­сии в рам­ках ев­ро­пей­ско­го про­стран­ства [13; 14], то М. Лау­релл и Т. Ми­ле­ски об­ра­ща­ют вни­ма­ние на уси­ле­ние ев­ра­зий­ско­го и ки­тай­ско­го век­то­ра в по­ли­ти­ке Рос­сии [15; 16].

Неод­ноз­нач­ные оцен­ки гео­по­ли­ти­че­ско­го бу­ду­ще­го Рос­сии, осо­бен­но­стей иден­ти­фи­ка­ции рос­си­ян де­ла­ют осо­бо ак­ту­аль­ным из­уче­ние пре­дстав­ле­ний рос­сий­ских граж­дан о же­лае­мом и оп­ти­маль­ном бу­ду­щем стра­ны.

Ма­те­риа­лы и ме­то­ды.

Эм­пи­ри­че­ской ба­зой ста­тьи ста­ли дан­ные еже­год­но­го все­рос­сий­ско­го со­цио­ло­ги­че­ско­го мо­ни­то­рин­га «Как жи­вешь, Рос­сия» (1992–2022 гг.) и дан­ные глу­бин­ных ин­тер­вью экс­пер­тов, по­лу­чен­ные в рам­ках ис­сле­до­ва­ния «Про­гно­зы и аль­тер­на­ти­вы раз­ви­тия Рос­сии гла­за­ми рос­си­ян (Как со­ци­аль­ные стра­ты оце­ни­ва­ют бу­ду­щее и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия стра­ны)» (2021 г.). Все рес­пон­ден­ты и участ­ни­ки ин­тер­вью бы­ли про­ин­фор­ми­ро­ва­ны о це­ли ис­сле­до­ва­ния и вы­ра­зи­ли со­гла­сие к со­труд­ни­че­ству.

Ис­сле­до­ва­ние «Про­гно­зы и аль­тер­на­ти­вы раз­ви­тия Рос­сии гла­за­ми рос­си­ян (Как со­ци­аль­ные стра­ты оце­ни­ва­ют бу­ду­щее и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия стра­ны)» про­во­ди­лось в ав­гу­сте – но­яб­ре 2021 г. ме­то­дом фо­кус-­груп­по­вых ин­тер­вью и экс­перт­ных ин­тер­вью. В рам­ках про­ек­та бы­ло про­ве­де­но 12 глу­бин­ных ин­тер­вью с экс­пер­та­ми из раз­ных субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ото­бран­ных ме­то­дом «снеж­но­го ко­ма» в со­от­вет­ствии с уче­том ря­да со­ци­аль­но-­про­фес­сио­наль­ных кри­те­ри­ев: про­филь дея­тель­но­сти (вклю­чен­ность в про­цес­сы раз­ра­бот­ки и при­ня­тия ре­ше­ний, и так­же ин­фор­ма­ци­он­ная под­го­тов­ка и ос­ве­ще­ние при­ня­тых ре­ше­ний и стра­те­гий раз­ви­тия стра­ны, ре­гио­на); стаж ра­бо­ты в ор­га­нах вла­сти и уп­рав­ле­ния, в об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ци­ях, в сфе­ре ана­ли­ти­че­ской жур­на­ли­сти­ки не ме­нее 10 лет; са­моо­цен­ка экс­пер­тов. В ка­че­стве экс­пер­тов в ис­сле­до­ва­нии уча­ство­ва­ли: дей­ству­ю­щие пре­дста­ви­те­ли фе­де­раль­ных и ре­гио­наль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти; пре­дста­ви­те­ли на­уч­но­го со­об­ще­ства, об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций, неком­мер­че­ско­го сек­то­ра, пре­дста­ви­те­ли жур­на­лист­ско­го со­об­ще­ства, за­ни­маю­щие­ся ос­ве­ще­ни­ем про­блем, свя­зан­ных с из­уча­е­мой те­мой. Ис­сле­до­ва­ние про­во­ди­лось с уча­сти­ем ав­то­ров ста­тьи (Н. М. Ве­ли­кой  и Г. В. Тар­ты­га­ше­вой).

Со­цио­ло­ги­че­ский мо­ни­то­ринг «Как жи­вешь, Рос­сия?» (на­уч­ный ру­ко­во­ди­тель – док­тор со­цио­ло­ги­че­ских на­ук В. К. Ле­ва­шов) про­во­дит­ся Цент­ром стра­те­ги­че­ских со­ци­аль­ных и со­ци­аль­но-­по­ли­ти­че­ских ис­сле­до­ва­ний ИС­ПИ ФНИСЦ РАН с 1992 г. В ос­но­ве ис­сле­до­ва­ния – все­рос­сий­ская квот­ная про­пор­цио­наль­ная вы­бор­ка на ос­но­ве сле­дую­щих ком­по­нен­тов ге­не­раль­ной со­во­куп­но­сти: пол, воз­раст, об­ра­зо­ва­ние, ме­сто жи­тель­ства. При тер­ри­то­ри­аль­ном раз­ме­ще­нии вы­бор­ки ис­поль­зу­ет­ся рай­о­ни­ро­ва­ние стра­ны на ос­но­ве эко­но­ми­ко-­ге­ог­ра­фи­че­ско­го ком­по­нен­та (со­блю­да­ют­ся про­пор­ции чис­лен­но­сти на­се­ле­ния и про­пор­ции меж­ду го­род­ским и сель­ским на­се­ле­ни­ем). В раз­ное вре­мя объ­ем вы­бо­роч­ной со­во­куп­но­сти со­став­лял от 1 312 до 1 866 рес­пон­ден­тов; в мае 2022 г. – 1 700 рес­пон­ден­тов. Ис­сле­до­ва­ния про­во­дят­ся ме­то­дом ан­кет­но­го оп­ро­са, ин­стру­мен­та­рий вклю­ча­ет в се­бя блок ин­ди­ка­то­ров, из­ме­ряю­щих на про­тя­же­нии 30 лет ди­на­ми­ку со­ци­аль­но-­по­ли­ти­че­ских взгля­дов и оце­нок граж­дан Рос­сии. В част­но­сти, из­ме­ря­ют­ся уров­ни до­ве­рия ос­нов­ным власт­ным струк­ту­рам и об­ще­ствен­ным ин­сти­ту­там, сте­пень на­пря­жен­но­сти су­ще­ству­ю­щих в об­ще­стве про­ти­во­ре­чий, оцен­ки ме­ста и ро­ли Рос­сии в ми­ро­вом со­об­ще­стве и ее гео­по­ли­ти­че­ско­го бу­ду­ще­го. В со­став ис­сле­до­ва­тель­ско­го кол­лек­ти­ва мо­ни­то­рин­га вхо­дят ав­то­ры ста­тьи (Н. М. Ве­ли­кая и О. П. Но­во­же­ни­на).

Тео­ре­ти­ко-­ме­то­до­ло­ги­че­ской ос­но­вой ис­сле­до­ва­ния ста­ла кон­цеп­ция об­ра­за бу­ду­ще­го фу­ту­ро­ло­га Ф. По­ла­ка, обо­сно­вы­ваю­щая объ­ек­тив­ность и необ­хо­ди­мость оцен­ки на­сто­я­ще­го для фор­ми­ро­ва­ния об­ра­за бу­ду­ще­го, ко­то­рый оп­ре­де­ля­ет­ся су­ще­ству­ю­щей в об­ще­стве си­сте­мой цен­но­стей и те­ми нрав­ствен­ны­ми ори­ен­ти­ра­ми, ко­то­рые по­сту­ли­ру­ют­ся в ка­че­стве пре­дель­но вы­со­ких иде­а­лов [17]. В этом кон­тек­сте ана­лиз кол­лек­тив­ных пре­дстав­ле­ний о бу­ду­щем по­зво­ля­ет на­ри­со­вать сце­на­рии воз­мож­ных и ве­ро­ят­ных на­прав­ле­ний раз­ви­тия со­циу­ма.

Ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния.

Гео­по­ли­ти­че­ское бу­ду­щее Рос­сии в оцен­ках на­се­ле­ния. Глав­ны­ми эк­зи­стен­циаль­ны­ми уг­ро­за­ми в по­стсо­вет­ский пе­ри­од в Рос­сии сна­ча­ла ста­ли не толь­ко ре­гио­наль­ный на­цио­на­лизм и эт­но­се­па­ра­тизм, про­явив­ший се­бя в на­ча­ле 1990-х гг., но и ак­туа­ли­за­ция «рус­ско­го во­про­са», ко­то­рый в ря­де слу­ча­ев был вы­ра­жен мак­си­мой «Рос­сия для рус­ских»7. От­ве­том на дез­ин­тег­ра­ци­он­ные про­цес­сы ста­ла по­пы­тка сфор­му­ли­ро­вать ос­нов­ные по­ло­же­ния об­щег­раж­дан­ской объеди­ни­тель­ной иде­о­ло­гии на ос­но­ве об­ще­рос­сий­ской иден­тич­но­сти и от­ча­сти со­циа­ли­сти­че­ско­го ре­сен­ти­мен­та с апел­ля­ци­ей к по­зи­тив­но­му опы­ту со­вет­ско­го про­шло­го [18]. В хо­де ми­ро­воз­зрен­че­ских по­ис­ков был сфор­му­ли­ро­ван кон­цепт «Рус­ско­го ми­ра»8, ко­то­рый по­сту­ли­ру­ет уни­каль­ность рос­сий­ской ци­ви­ли­за­ции и рас­смат­ри­ва­ет­ся как сво­еоб­раз­ный ин­стру­мент мяг­кой си­лы  и обес­пе­че­ния по­ли­ти­че­ско­го су­ве­ре­ни­те­та Рос­сии [8; 19].

Со­вре­мен­ная го­су­дар­ствен­ная на­цио­наль­ная по­ли­ти­ка, от­ра­жен­ная в «Стра­те­гии го­су­дар­ствен­ной на­цио­наль­ной по­ли­ти­ки до 2025 го­да», вклю­ча­ет в се­бя це­лый спектр мер, при­зван­ных спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию об­щег­раж­дан­ской иден­тич­но­сти при ус­той­чи­вом раз­ви­тии всех эт­но­сов, про­жи­ваю­щих на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. При этом ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти ис­хо­дят из то­го, что си­туа­ция в сфе­ре меж­на­цио­наль­ных от­но­ше­ний нор­ма­ли­зо­ва­лась, а до­ля граж­дан, оце­ни­ваю­щих со­сто­я­ние меж­на­цио­наль­ных от­но­ше­ний в по­зи­тив­ном клю­че, со­ста­ви­ла от 78 до 83 %9. Меж­на­цио­наль­ные от­но­ше­ния в сво­ей об­ла­сти, крае или рес­пуб­ли­ке 78 % рос­си­ян оце­ни­ва­ют как спо­кой­ные (22 % – как доб­ро­же­ла­тель­ные, 56 % – как нор­маль­ные, бес­кон­фликт­ные). Мак­си­маль­ный, но не кри­тич­ный на фоне об­ще­рос­сий­ских дан­ных, уро­вень нега­тив­но­го от­но­ше­ния к дру­гим эт­ни­че­ским груп­пам за­фик­си­ро­ван в Цен­траль­ном фе­де­раль­ном ок­ру­ге. Си­туа­ция в фе­де­раль­ных ок­ру­гах Рос­сии в ос­нов­ном кон­ста­ти­ру­ет­ся в об­щем трен­де че­рез пре­об­ла­да­ние по­ло­жи­тель­ных ус­та­но­вок (раз­ной ин­тен­сив­но­сти) к лю­дям иной на­цио­наль­но­сти – 82–97 %, а нега­тив­ные ус­та­нов­ки сум­мар­но не пре­вы­ша­ют 14 % [10].

Со­глас­но ре­зуль­та­там мо­ни­то­рин­га ИС­ПИ ФНИСЦ РАН, в рей­тин­ге наи­бо­лее зна­чи­мых уг­роз «обо­стре­ние меж­на­цио­наль­ных от­но­ше­ний» и «ре­ли­ги­оз­ных кон­флик­тов» за­ни­ма­ют 17–18 ме­сто, и с те­че­ни­ем вре­ме­ни зна­чи­мость этих кон­флик­тов для рес­пон­ден­тов сни­жа­ет­ся (рис. 1).

 

 

Рис.  1.  Ди­на­ми­ка вос­при­ятия зна­чи­мо­сти кон­флик­тов в меж­на­цио­наль­ной сфе­ре
(Рос­сия, % от чис­ла оп­ро­шен­ных)10

Fig.  1.  Dynamics of the perception of the significance of conflicts in the international sphere
(Russia, % of the number of respondents)

 

До­ля граж­дан, от­ме­чаю­щих от­сут­ствие в от­но­ше­нии се­бя дис­кри­ми­на­ции по при­зна­ку на­цио­наль­ной, язы­ко­вой или ре­ли­ги­оз­ной при­над­леж­но­сти, ос­та­ва­лась в по­след­ние го­ды на од­ном уровне: в 2016 г. – 82 %; 2020 г. – 84, 2022 г. – 83,7 %. В 2022 г. тренд по­зи­тив­ной оцен­ки со­сто­я­ния меж­на­цио­наль­ных от­но­ше­ний в Рос­сии со­хра­нял­ся.

Зна­чи­мым ин­ди­ка­то­ром ви­де­ния бу­ду­ще­го Рос­сии, ко­то­рый тра­ди­ци­он­но вклю­ча­ет­ся в ин­стру­мен­та­рий мо­ни­то­рин­га «Как жи­вешь, Рос­сия», яв­ля­ют­ся пре­дстав­ле­ния о тер­ри­то­ри­аль­ной це­лост­но­сти и су­ве­ре­ни­те­те стра­ны в бу­ду­щем. За 30 лет при­мер­но в 3 ра­за (с 18 % в 1992 г. до 6 % в 2022 г.) со­кра­ти­лась до­ля граж­дан, счи­таю­щих, что Рос­сия об­ре­че­на на даль­ней­ший рас­пад. Это весь­ма крас­но­ре­чи­вое сви­де­тель­ство в поль­зу то­го, что бу­ду­щее стра­ны ви­дит­ся в по­зи­тив­ном клю­че. Не ме­нее важ­ным яв­ля­ет­ся и рост ко­ли­че­ства граж­дан, по­ла­гаю­щих, что Рос­сия про­дол­жит ос­та­вать­ся в су­ще­ству­ю­щих гра­ни­цах. Вме­сте с тем про­ве­де­ние спе­ци­аль­ной во­ен­ной опе­ра­ции на тер­ри­то­рии Ук­раи­ны и ак­ти­ви­за­ция дис­кур­са «со­вет­ско­го ре­сен­ти­мен­та» су­ще­ствен­но (на 11 п. п. по срав­не­нию с 2021 г.) уве­ли­чи­ло чис­ло рес­пон­ден­тов, по­ла­гаю­щих, что вок­руг Рос­сии на­чнет­ся про­цесс объ­еди­не­ния на­ро­дов (рис. 2).

Что ка­са­ет­ся экс­перт­ной оцен­ки, то два экс­пер­та из 12 от­ме­ти­ли в 2021 г., что Рос­сия в бу­ду­щем мо­жет уве­ли­чить свои тер­ри­то­рии за счет тер­ри­то­рий стран СНГ: «…по­смот­ри­те, нега­тив­ные про­цес­сы со сто­ро­ны мень­шин­ства вен­гер­ско­го За­кар­па­тья, по­смот­ри­те на Лу­ганс­кую и До­нец­кую об­ласть, Харь­ковс­кую, по­смот­ри­те на си­туа­цию в Одес­се, т. е. я не ис­клю­чаю рас­чле­не­ния Ук­раи­ны. Не за счет вме­ша­тель­ства Рос­сии, за счет не очень по­нят­ной, невнят­ной по­ли­ти­ки ки­ев­ских вла­стей. …Но я не ис­клю­чаю объ­еди­не­ние с Бе­ло­рус­си­ей в со­ста­ве од­но­го го­су­дар­ства» (экс­перт 2). Бо­лее ка­те­го­рич­ным бы­ло мне­ние о том, что Рос­сия «…бу­дет вос­ста­нов­ле­на в рам­ках Рос­сии, су­ще­ство­вав­шей до 1917 го­да, …это все воп­рос вре­ме­ни. Ук­раи­на, Бе­ло­рус­сия, Ка­зах­стан, я уж не го­во­рю об ази­ат­ских рес­пуб­ли­ках, под тем или иным “со­усом”, в той или иной фор­ме вой­дут в со­став Рос­сии. На­счет Фин­лян­дии и Поль­ши не знаю, но что При­бал­ти­ка бу­дет тя­го­теть к при­сое­ди­не­нию к Рос­сии, я в этом то­же не со­мне­ва­юсь» (экс­перт 7).

Экс­пер­ты так­же не ис­клю­ча­ют, что вслед­ствие по­ли­ти­ки «здо­ро­во­го, тра­ди­ци­он­но­го кон­сер­ва­тиз­ма» Рос­сия мо­жет в бу­ду­щем стать сво­еоб­раз­ным цент­ром куль­тур­но­го вли­я­ния для стран и дви­же­ний, не со­глас­ных с но­вой иде­о­ло­ги­ей воу­ке­из­ма.

Пре­дста­ви­те­ли экс­перт­но­го со­об­ще­ства счи­та­ют, что при лю­бых сце­на­ри­ях раз­ви­тия на­ша стра­на со­хра­нит свою це­лост­ность, в ос­но­ве ко­то­рой: «и­сто­ри­че­ский опыт» (экс­перт 6), «до­ми­ни­ро­ва­ние цен­но­стей рус­ской ци­ви­ли­за­ции» (экс­перт 4), «скре­пы, за­фик­си­ро­ван­ные в но­вой ре­дак­ции Кон­сти­ту­ции Российской Федерации об­раз­ца 2020 г.» (экс­перт 2), «транс­фор­ма­ции в сто­ро­ну уни­тар­но­го цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ства» (экс­перт 3).

Со­хра­не­ние це­лост­но­сти стра­ны пре­дпо­ла­га­ет и оп­ре­де­лен­ную ре­гио­наль­ную по­ли­ти­ку. Рос­сия, бу­ду­чи некон­гру­энт­ной фе­де­ра­ци­ей, где ре­гио­ны име­ют раз­ный уро­вень эко­но­ми­че­ско­го и со­цио­куль­тур­но­го раз­ви­тия, дол­жна проводить по­ли­ти­ку вы­рав­ни­ва­ния ус­ло­вий, обес­пе­че­ния вы­со­ко­го уров­ня и ка­че­ства жиз­ни для жи­те­лей всех тер­ри­то­рий. Неслу­чай­но экс­пер­ты неод­ноз­нач­но оце­ни­ва­ли и «цен­тра­ли­зо­ван­ное бюд­жет­ное фи­нан­си­ро­ва­ние» (экс­перт 8) и «цен­тра­ли­за­цию по­ли­ти­че­ской си­сте­мы и внут­рен­ней ин­тег­ра­ции на­ро­дов Рос­сии» (экс­перт 9).

 

 

Рис.  2.  Мне­ние рес­пон­ден­тов о бу­ду­щем, ко­то­рое ожи­да­ет Рос­сию
(Рос­сия, % от чис­ла оп­ро­шен­ных)11

Fig.  2.  Respondents’ opinion about the future that awaits Russia
(Russia, % of the number of respondents)

 

Учи­ты­вая вы­со­кий раз­рыв меж­ду субъ­ек­та­ми Фе­де­ра­ции, ши­ро­ко ос­ве­щен­ный в оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре [20; 21], ло­гич­но пре­дпо­ло­жить от­ра­же­ние в об­ще­ствен­ном со­зна­нии име­ю­ще­го­ся осоз­на­ния жи­те­ля­ми ре­гио­нов недо­ста­точ­но­го вни­ма­ния к их про­бле­мам со сто­ро­ны фе­де­раль­ной вла­сти (рис. 3).

 

 
 

Рис.  3.  Су­жде­ния рес­пон­ден­тов о по­ли­ти­ке цен­тра в от­но­ше­нии ре­гио­нов
(Рос­сия, % от чис­ла оп­ро­шен­ных)

Fig.  3.  Respondents’ opinions on the center’s policy towards the regions
(Russia, % of the number of respondents)

 

Об­ра­тим вни­ма­ние, что жи­те­ли Мос­квы и ре­гио­нов рас­хо­дят­ся в оцен­ках ре­гио­наль­ной по­ли­ти­ки го­су­дар­ства. Сло­жив­шее­ся еще в со­вет­ское вре­мя про­ти­во­по­став­ле­ние Мос­квы и ос­таль­ной Рос­сии со­хра­ня­ет­ся, а жи­те­ли субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции убеж­де­ны, что фе­де­раль­ная власть го­раз­до боль­ше вни­ма­ния уде­ля­ет сто­ли­це (рис. 4).

 

 

 

Рис.  4.  Су­жде­ния рес­пон­ден­тов о по­ли­ти­ке цен­тра в от­но­ше­нии ре­гио­нов в за­ви­си­мо­сти
от ме­ста жи­тель­ства рес­пон­ден­тов (Рос­сия, % от чис­ла оп­ро­шен­ных в груп­пах)

Fig.  4.  Respondents’ opinions on the center’s policy towards the regions according
the respondents’ place of living (Russia, % of the number of respondents in groups)

 

Ус­той­чи­вость ре­гио­наль­ных со­ци­аль­но-­эко­но­ми­че­ских дис­про­пор­ций, ко­то­рые вли­яют в том чис­ле и на уро­вень и ка­че­ство жиз­ни на­се­ле­ния, по­зво­ля­ет пре­дпо­ло­жить со­хра­не­ние и вос­про­из­вод­ство тер­ри­то­ри­аль­ных раз­ме­же­ва­ний в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Про­ве­рим эту ги­по­те­зу, про­ана­ли­зи­ро­вав пре­дстав­ле­ния жи­те­лей Мос­квы и ре­гио­нов Рос­сии от­но­си­тель­но гео­по­ли­ти­че­ских пер­спек­тив стра­ны. В 2019 г. око­ло пя­той ча­сти оп­ро­шен­ных (18 % мос­кви­чей и 20 % жи­те­лей дру­гих ре­гио­нов) по­ла­га­ли, что ра­но или по­здно вок­руг Рос­сии на­чнет­ся про­цесс объ­еди­не­ния дру­гих на­ро­дов. Од­на­ко по ва­ри­ан­ту от­ве­та «Рос­сия об­ре­че­на на даль­ней­ший рас­пад» вы­яви­лись су­ще­ствен­ные раз­ли­чия. Ес­ли в Мос­кве та­кое мне­ние раз­де­ля­ли поч­ти 20 % оп­ро­шен­ных, то в ре­гио­нах – толь­ко 11 % (табл. 1).

 

Таблица  1.  Рас­пре­де­ле­ние мне­ния жи­те­лей Мос­квы и дру­гих ре­гио­нов от­но­си­тель­но бу­ду­ще­го Рос­сии (Рос­сия, % от чис­ла оп­ро­шен­ных в груп­пах)

Table  1.  Distribution of opinions of Moscow residents and residents of the other regions regarding the future of Russia (Russia, % of the number of respondents in groups)

Ва­ри­ант от­ве­та / Answers

Жи­те­ли Москвы / Moscow residents

Жи­те­ли регионов / Residents
of the regions

К Рос­сии при­сое­ди­нят­ся дру­гие на­ро­ды / Other peoples will join Russia

18,2

20,3

Рос­сия бу­дет су­ще­ство­вать в ны­неш­них гра­ни­цах / Russia will exist within its current borders

42,9

48,4

Рос­сия об­ре­че­на на даль­ней­ший рас­пад / Russia is doomed to collapse

19,5

10,8

Дру­гое мне­ние / Other

0,0

0,9

Зат­руд­ня­юсь от­ве­тить / Difficult to answer

19,5

19,7

 

 

Этот ин­ди­ка­тор кор­ре­ли­ру­ет c до­ве­ри­ем к ин­сти­ту­там вла­сти и уп­рав­ле­ния. Так, сре­ди ус­лов­ных оп­ти­ми­стов, рас­счи­ты­ваю­щих на объеди­ни­тель­ные про­цес­сы, мак­си­маль­но ве­ли­ко чис­ло тех, кто до­ве­ря­ет не толь­ко пре­зи­ден­ту, но и пра­ви­тель­ству, Го­су­дар­ствен­ной Ду­ме, по­ли­ти­че­ским пар­ти­ям. На­про­тив, рес­пон­ден­ты, ко­то­рые в ка­че­стве воз­мож­но­го ва­ри­ан­та раз­ви­тия стра­ны ви­дят ее рас­пад, де­мон­стри­ру­ют бо­лее чем низ­кий уро­вень до­ве­рия к по­ли­ти­че­ским ин­сти­ту­там (табл. 2).

Участ­ни­ки экс­перт­но­го ис­сле­до­ва­ния так­же го­во­ри­ли о внеш­них и внут­рен­них уг­ро­зах, свя­зан­ных с со­хра­не­ни­ем це­лост­но­сти Рос­сии и под­держ­кой гар­мо­нич­ных ме­жэт­ни­че­ских вза­и­мо­дей­ствий, та­ких как нерав­но­мер­ное раз­ви­тие тер­ри­то­рий, даль­ней­шая эко­но­ми­че­ская дег­ра­да­ция ок­ра­ин­ных тер­ри­то­рий, ам­би­ции но­вых ре­гио­наль­ных элит, на­цио­на­ли­сти­че­ские и ре­ли­ги­оз­ные идеи от­дель­ных ак­то­ров, внеш­ние уг­ро­зы.

Тем не ме­нее экс­пер­ты – пре­дста­ви­те­ли го­су­дар­ствен­ных ве­домств, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся рос­сий­ской на­цио­наль­ной по­ли­ти­кой, от­ме­ти­ли, что по­ка ни­ка­ких се­рье­зных по­во­дов для бес­по­кой­ства не на­блю­да­ет­ся, в на­сто­я­щее вре­мя на­цио­на­ли­сти­че­ские и се­па­ра­тист­ские про­цес­сы же­стко контр­оли­ру­ют­ся в ре­гио­нах, и пре­дпо­сы­лок для на­цио­наль­ной дез­ин­тег­ра­ции нет: «Ну, это та­кая бе­зус­лов­ная ве­ли­чи­на. На се­го­дняш­ний день во­об­ще ни­ка­ких пре­дпо­сы­лок к это­му де­лу нет. Все дви­же­ния, ко­то­рые есть там, на­цио­на­ли­сти­че­ские, се­па­ра­тист­ские или ка­кие-­то та­кие, они, фак­ти­че­ски, се­го­дня уже не фун­кци­о­ни­ру­ют. Это ка­кие-­то ос­та­лись толь­ко некие бе­зум­цы в ре­гио­нах» (экс­перт 4).

 

Таблица  2.  Рас­пре­де­ле­ние мне­ния рес­пон­ден­тов от­но­си­тель­но бу­ду­ще­го Рос­сии в зависимости от от­но­ше­ния к ин­сти­ту­там вла­сти и уп­рав­ле­ния (Рос­сия, % от чис­ла опрошен­ных в груп­пах)

Table  2.  Distribution of opinions of respondents regarding the future of Russia according to attitudes towards public structures and institutions of power (Russia, % of the number of respondents in groups)

Отношение к политическим институтам / Attitude towards political institutions

К России присоединятся другие народы / Other peoples will join Russia

Россия будет существовать в нынешних границах / Russia will exist within its current borders

Россия обречена на дальнейший распад / Russia is doomed to collapse

Пре­зи­ден­ту / to President

До­ве­ряю / Trust

89,1

71,6

30,6

Не до­ве­ряю / Distrust

4,7

19,1

56,9

Го­су­дар­ствен­ной Думе / to State Duma

До­ве­ряю / Trust

40,5

26,7

6,9

Не до­ве­ряю / Distrust

35,0

53,6

86,1

Пра­ви­тель­ству /

to Government

До­ве­ряю / Trust

67,0

49,6

13,9

Не до­ве­ряю / Distrust

20,3

38,0

79,2

По­ли­ти­че­ским партиям / to political parties

До­ве­ряю / Trust

21,7

16,8

8,3

Не до­ве­ряю / Distrust

47,3

60,6

77,8

 

 

Ме­сто и роль Рос­сии на меж­ду­на­род­ной арене. От­дель­но сто­ит ос­та­но­вить­ся на оцен­ках ро­ли за­пад­ных стран в меж­ду­на­род­ных по­ли­ти­че­ских про­цес­сах. До­ми­ни­рую­щие фрей­мы пуб­лич­но­го дис­кур­са, ти­ра­жи­руе­мые оте­че­ствен­ны­ми СМИ, по боль­шей ча­сти но­сят аг­рес­сив­ный ха­рак­тер, со­пря­жен­ный с кон­стру­и­ро­ва­ни­ем об­ра­за вра­га в ли­це стран Ев­ро­пы и США [22]. Как ре­зуль­тат, ко­ли­че­ство нега­тив­ных кон­но­та­ций при оцен­ке дея­тель­но­сти за­пад­ных стран де­мон­стри­ру­ет тен­ден­цию к ро­сту. Со­глас­но дан­ным со­цио­ло­ги­че­ско­го мо­ни­то­рин­га «Как жи­вешь, Рос­сия?», раз­ви­тые (за­пад­ные) стра­ны в от­но­ше­ни­ях с Рос­си­ей пре­жде все­го хо­тят «из­ба­вить­ся от по­тен­ци­аль­но­го силь­но­го во­ен­но­го про­тив­ни­ка, со­пер­ни­ка в ми­ро­вой по­ли­ти­ке», здесь про­изо­шел рост ак­ту­аль­но­сти дан­ной це­ли с 47 % в 2005 г. до 59 % в 2022 г. Так­же рес­пон­ден­ты в ка­че­стве ос­нов­ных це­лей раз­ви­тых стран во вза­и­мо­дей­ствии с Рос­си­ей вы­де­ли­ли це­ли «по­до­рвать ус­той­чи­вость по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма в Рос­сии» (51 %), «обо­га­тить­ся и спа­сти свою эко­но­ми­ку за счет Рос­сии» (42 %), «на­вя­зать Рос­сии куль­ту­ру и цен­но­сти об­ще­ства по­треб­ле­ния» (28 %) (табл. 3).

С точ­ки зре­ния ря­да оп­ро­шен­ных на­ми экс­пер­тов, че­ло­ве­че­ская ци­ви­ли­за­ция на­хо­дит­ся в ста­дии би­фур­ка­ции, т. е. той точ­ки, от ко­то­рой мо­гут про­изой­ти со­вер­шен­но непрог­но­зи­руе­мые или, по край­ней ме­ре, не од­но­нап­рав­лен­ные из­ме­не­ния. Про­ис­хо­дит раз­мы­ва­ние то­го, что мы на­зы­ва­ем си­сте­мой меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний. Пре­жний ее вид, а имен­но «мо­но­по­ляр­ность», ви­ди­мо, ухо­дит в ис­то­рию.

В бу­ду­щем ожи­да­ет­ся ос­лаб­ле­ние ста­рых де­мо­кра­тий, что вы­зо­вет че­ре­ду де­струк­тив­ных из­ме­не­ний в си­сте­ме меж­ду­на­род­ной бе­зо­пас­но­сти. Имен­но по этой при­чине, счи­та­ют экс­пер­ты, Рос­сия дол­жна рас­хо­до­вать си­лы и ре­сур­сы для обес­пе­че­ния по­ли­ти­че­ско­го су­ве­ре­ни­те­та. В дан­ном во­про­се мне­ния экс­пер­тов со­впа­да­ют с оцен­ка­ми бу­ду­щих рис­ков пре­дста­ви­те­ля­ми вы­сше­го по­ли­ти­че­ско­го ру­ко­вод­ства Рос­сии.

 

Таблица  3.  Мнение респондентов о том, какие цели преследуют развитые страны в своих отношениях с Россией (Россия, % от числа опрошенных)12

Table  3.  Respondents’ opinion about the goals pursued by developed countries in their relations with Russia (Russia, % of the number of respondents)

Ва­ри­ант от­ве­та / Answers

2005, IX

2014, XII

2022, V

Из­ба­вить­ся от по­тен­ци­аль­но­го силь­но­го во­енного противника, соперника в мировой политике / Get rid of a potential strong military opponent, a rival in world politics

47

52

59

По­до­рвать ус­той­чи­вость по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма в Рос­сии / Undermine the stability of the political regime in Russia

 

 

51

Обо­га­тить­ся и спа­сти свою эко­но­ми­ку за счет Рос­сии / Enrich themselves and save their economy at the expense of Russia[13]

52

34

42

Навязать России культуру и ценности общества потребления / Impose the culture and values of the consumer society on Russia

 

22

28

Обез­опа­сить се­бя от по­след­ствий кри­зи­са в Рос­сии / To protect themselves from the consequences of the crisis in Russia

32

10

11

Вывести Россию на путь, по которому идут развитые страны, превратить ее в экономически благополучное государство / To put Russia on the path that developed countries are following, to turn it into an economically prosperous state

11

4

3

По­мочь Рос­сии стать рав­ноп­рав­ным пар­тне­ром, од­ним из цен­тров ми­ро­вой по­ли­ти­ки / To help Russia become an equal partner, one of the centers of world politics

7

5

2

Зат­руд­ни­лись от­ве­тить / Difficult to answer

16

20

9

При­ме­ча­ние: сум­ма от­ве­тов пре­вы­ша­ет 100 %, так как рес­пон­ден­ты мог­ли от­ме­тить несколь­ко по­зи­ций / Note: the sum of responses exceeds 100%, as respondents could mark several positions.

 

Глав­ны­ми фак­то­ра­ми даль­ней­ше­го раз­ви­тия си­сте­мы меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний ста­нут ук­реп­ле­ние ста­ту­са и ве­са США и Ев­ро­сою­за, а так­же ра­сту­щее вли­я­ние Ки­тая.

Ес­ли по внут­ри­по­ли­ти­че­ским во­про­сам об­на­ру­жи­ва­ет­ся до­воль­но боль­шой раз­брос мне­ний, то в оцен­ках бу­ду­ще­го с точ­ки зре­ния меж­ду­на­род­ной по­ли­ти­ки боль­шин­ство экс­пер­тов под­дер­жи­ва­ют те­му про­ти­во­сто­я­ния Рос­сии и За­па­да, за­ин­те­ре­со­ван­но­сти за­пад­ных стран в дез­ин­тег­ра­ци­он­ных про­цес­сах на тер­ри­то­рии Рос­сии, рас­суж­да­ют об ис­поль­зо­ва­нии раз­лич­ных по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ин­стру­мен­тов про­тив Рос­сии: эко­но­ми­че­ский про­тек­цио­низм (экс­перт 6), «мяг­кая» си­ла (экс­перт 8), ин­фор­ма­ци­он­ная вой­на (экс­перт 7), эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы и по­ли­ти­ка де­кар­бо­ни­за­ции (экс­перт 12).

Боль­шин­ство экс­пер­тов так­же уве­ре­ны, что кол­лек­тив­ный За­пад за­ин­те­ре­со­ван в рас­па­де на­шей стра­ны: «И сей­час мы на­хо­дим­ся в ус­ло­ви­ях вой­ны. Про­тив Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, вы зна­е­те, раз­вер­ну­та ко­лос­саль­ная ин­фор­ма­ци­он­ная вой­на, ко­лос­саль­ные гиб­рид­ные вой­ны идут уже не пер­вый год» (экс­перт 7).

На рост нега­тив­ных оце­нок по­ли­ти­ки за­пад­ных стран ока­за­ла вли­я­ние и сан­кци­он­ная по­ли­ти­ка, уже­сто­че­ние ко­то­рой бы­ло вы­зва­но про­ве­де­ни­ем спе­ци­аль­ной во­ен­ной опе­ра­ции. На­ши рес­пон­ден­ты, по­ни­мая, что сан­кции неиз­беж­но бу­дут ве­сти к ухуд­ше­нию уров­ня и ка­че­ства жиз­ни, тем не ме­нее не воз­ла­га­ют боль­ших на­дежд на пре­дста­ви­те­лей вла­сти и биз­не­са. До­ля граж­дан, счи­таю­щих, что сан­кции за­ста­вят по­ли­ти­ков и биз­нес­ме­нов раз­ви­вать оте­че­ствен­ную про­мы­шлен­ность и сель­ское хо­зяй­ство, сни­зи­лась с 45 % в 2018 г. до 40 % в 2022 г. (табл. 4).

 

Таблица  4.  Мнение респондентов о том, какой эффект окажут/оказывают санкции, объявленные США и Европой, на жизнь в нашей стране (Россия, % от числа опрошенных)14

Table  4.  Respondents’ opinion on what effect the sanctions announced by the United States and Europe will have on life in our country (Russia, % of the number of respondents)

Вариант ответа / Answers

2014, XII (окажут / will have)

2018, V (оказывают / are having)

2022, V (оказывают / are having)

Заставляют политиков и бизнес развивать отечественную промышленность и сельское хозяйство / Force politicians and businesses to develop domestic industry and agriculture

42

45

40

Ведут к новой «холодной войне» и конфронтации в мире / Lead to a new “cold war” and confrontation in the world

18

31

34

Тормозят развитие отечественной экономики и сотрудничество России с мировым сообществом / Hinder the development of the domestic economy and Russia’s cooperation with the world community

16

20

30

Избавляют российских политиков от иллюзий и заставляют работать во имя страны / Get rid of illusions of Russian politicians and force them to work in the name of the country

23

20

28

Снижают уровень и качество жизни моей и моих близких / Reduce the level and quality of life of mine and my loved ones

18

18

25

В целом полезны нашей стране / Useful to our country

20

13

22

Ссорят Россию с Украиной / Involve Russia in conflict with Ukraine

15

15

20

Повышают устойчивость политического режима в России / Increase the stability of the political regime in Russia

10

Позволяют избавиться от навязывания нам культуры и ценностей общества потребления / Allow us to get rid of the imposition of the culture and values of the consumer society on us

14

14

Затруднились ответить / Difficult to answer

13

11

7

Примечание: сумма ответов превышает 100 %, так как респонденты могли отметить несколько позиций / Note: the sum of responses exceeds 100%, as respondents could mark several positions.

 

Что ка­са­ет­ся меж­ду­на­род­ной по­ли­ти­ки Рос­сии, то, по дан­ным мо­ни­то­рин­га, на­ши граж­дане весь­ма по­сле­до­ва­тель­ны и на­стро­е­ны на вза­и­мо­дей­ствие с ок­ру­жаю­щим ми­ром и вы­стра­и­ва­ние от­но­ше­ний со все­ми стра­на­ми (табл. 5).

 

Таблица  5.  Мнение респондентов о том, каким образом Россия должна строить свои отношения с окружающим миром, исходя из своих национальных интересов (Россия, % от числа опрошенных)15

Table  5.  Respondents’ opinion on how Russia should build its relations with the outside world based on its national interests (Russia, % of the number of respondents)

Вариант ответа / Answers

2004, VII

2008, XI

2010, XII

2014, XII

2016, XII

2020, XII

2022, V

Россия должна активно развивать отношения с остальным миром / Russia should actively develop relations with the rest of the world

52

49

47

49

49

44

49

Россия должна снизить свою активность на международной арене и сосредоточиться на своих внутренних проблемах / Russia should reduce its activity in the international stage and focus on its internal problems

26

26

28

24

32

25

30

Отношения между Россией и остальным миром должны оставаться такими, какие они есть сейчас / Relations between Russia and the rest of the world should remain as they are now

12

14

13

13

10

14

11

Затруднились ответить / Difficult to answer

10

10

12

14

9

17

10

 

 

На необ­хо­ди­мо­сти ве­де­ния кон­струк­тив­но­го диа­ло­га меж­ду по­ли­ти­ка­ми раз­ных стран на­ста­и­ва­ли и те экс­пер­ты (4 из 13), ко­то­рые по­ла­га­ли, что ак­ту­аль­ный по­ли­ти­че­ский дис­курс но­сит аг­рес­сив­ный ха­рак­тер, ве­дет к обо­стре­нию от­но­ше­ний меж­ду раз­ны­ми стра­на­ми. Со­вре­мен­ный по­ли­ти­че­ский язык, про­пи­тан­ный сте­рео­ти­па­ми про­шло­го и флю­и­да­ми враж­ды, мо­жет опи­сы­вать толь­ко нега­тив­ное бу­ду­щее: «…этот но­вый язык, язык аг­рес­сии, язык нена­ви­сти, от­кры­то­го ми­ли­та­риз­ма и три­ум­фа­лиз­ма – этот язык по­вли­яет на со­ци­аль­ное по­ве­де­ние зна­чи­тель­ных кон­тин­ген­тов на­се­ле­ния» (экс­перт 8).

Эти уг­ро­зы оп­рав­ды­ва­ют рост го­су­дар­ствен­ных вло­же­ний в даль­ней­шее раз­ви­тие во­ен­но-­про­мы­шлен­но­го ком­плек­са Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Рос­сия не мо­жет быть сла­бой по­ли­ти­че­ски и в плане обес­пе­че­ния воо­ру­же­ни­ем, по­сколь­ку те­ма вла­де­ния при­род­ны­ми ре­сур­са­ми се­го­дня ста­но­вит­ся од­ной из са­мых важ­ных.

Толь­ко один экс­перт счи­та­ет, что про­ти­во­ре­чия За­па­да и Рос­сии но­сят вре­мен­ный ха­рак­тер и в ско­ром бу­ду­щем вновь про­изой­дет их сбли­же­ние, по­сколь­ку За­пад за­ин­те­ре­со­ван в су­ще­ство­ва­нии Рос­сии в ка­че­стве силь­но­го участ­ни­ка си­сте­мы меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний, сдер­жи­ваю­ще­го экс­пан­сию уси­ли­ваю­ще­го­ся Ки­тая. С дру­гой сто­ро­ны, нерав­но­мер­ное раз­ви­тие рос­сий­ских тер­ри­то­рий, даль­ней­шая эко­но­ми­че­ская дег­ра­да­ция ок­ра­ин, ам­би­ции но­вых ре­гио­наль­ных элит мо­гут при­ве­сти к рас­ко­лу рос­сий­ских тер­ри­то­рий и уси­ле­нию вли­я­ния внеш­них ре­гио­наль­ных иг­ро­ков: Ки­тая, Тур­ции, Поль­ши, Япо­нии и Юж­ной Ко­реи на от­дель­ные рос­сий­ские тер­ри­то­рии.

В бу­ду­щем За­пад, по мне­нию по­ло­ви­ны экс­пер­тов, мо­жет по­те­рять свое до­ми­ни­рую­щее зна­че­ние, а идея гло­ба­ли­за­ции мо­жет стать до­сто­я­ни­ем ис­то­рии, по­сколь­ку в на­сто­я­щее вре­мя на­блю­да­ет­ся ак­ти­ви­за­ция про­цес­сов на ло­каль­ном уровне.

Об­суж­де­ние и за­клю­че­ние.

Ре­зуль­та­ты по­след­них ис­сле­до­ва­ний об­ще­ствен­но­го мне­ния рос­си­ян фик­си­ру­ют сни­же­ние ро­ста меж­на­цио­наль­ной на­пря­жен­но­сти и чис­ла ме­жэт­ни­че­ских кон­флик­тов, что под­твер­жда­ет сло­жив­шее­ся в оте­че­ствен­ной на­уке мне­ние об ус­той­чи­вом ха­рак­те­ре раз­ви­тия со­циу­ма [23]. Несмот­ря на то, что на­цио­на­ли­сти­че­ские и ре­ли­ги­оз­ные идеи под­пи­ты­ва­ют дез­ин­тег­ра­ци­он­ные тен­ден­ции в ре­гио­нах, экс­пер­ты из фе­де­раль­ных ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти, про­фес­сио­наль­но за­ни­маю­щие­ся на­цио­наль­ной по­ли­ти­кой, ут­вер­жда­ют, что в на­сто­я­щее вре­мя на­цио­на­ли­сти­че­ские и се­па­ра­тист­ские про­цес­сы на­хо­дят­ся под контр­олем.

Мне­ния на­се­ле­ния и экс­пер­тов от­но­си­тель­но бу­ду­ще­го стра­ны в це­лом со­впа­да­ют, до­ми­ни­рую­щая точ­ка зре­ния со­сто­ит в том, что Рос­сия со­хра­нит свою тер­ри­то­ри­аль­ную це­лост­ность в су­ще­ству­ю­щих гра­ни­цах, но ве­ро­ят­но и рас­ши­ре­ние тер­ри­то­рий. Экс­пер­ты в 2021 г. про­гно­зи­ро­ва­ли воз­мож­ное при­со­еди­не­ние к Рос­сии ча­сти ук­ра­ин­ских тер­ри­то­рий, не ис­клю­ча­ли и объ­еди­не­ние с Бе­ло­рус­си­ей в со­ста­ве од­но­го го­су­дар­ства.

Кон­цепт рус­ско­го ми­ра, по­лу­чив­ший оп­ре­де­лен­ное рас­про­стра­не­ние как в сре­де ин­тел­лек­туа­лов, так и в по­ли­ти­чес­ком клас­се, де­мон­стри­ру­ет вы­со­кий кон­со­ли­да­ци­он­ный по­тен­ци­ал в на­сто­я­щее вре­мя и про­дол­жа­ет при­ра­стать но­вы­ми смыс­ла­ми. Ре­цепт ус­пеш­но­го бу­ду­ще­го Рос­сии на­ши со­граж­дане ви­дят в по­ис­ке соб­ствен­но­го пу­ти раз­ви­тия с ори­ен­та­ци­ей на тра­ди­ци­он­ную куль­ту­ру, что не ис­клю­ча­ет на­ли­чия в об­ще­ствен­ном мне­нии по­зи­ции о необ­хо­ди­мо­сти ори­ен­ти­ро­вать­ся на ев­ро­пей­ский путь раз­ви­тия.

Од­на­ко ес­ли рос­сия­нам от­да­лен­ное бу­ду­щее пре­дстав­ля­ет­ся в по­зи­тив­ном рус­ле, то экс­пер­ты опи­сы­ва­ют его как хао­тич­ное, кри­зис­ное и неоп­ре­де­лен­ное, ко­гда «мо­но­по­ляр­ный» мир пре­вра­ща­ет­ся в «мно­го­по­ляр­ный». Кон­цепт «гло­ба­ли­за­ция» пе­ре­ста­ет быть ак­ту­аль­ным и из­ме­ня­ет­ся в сто­ро­ну ло­ка­ли­за­ции рын­ков и ци­ви­ли­за­ций и фор­ми­ро­ва­ния изо­ля­ци­он­ных мо­де­лей даль­ней­ше­го раз­ви­тия. На­ши ин­фор­ман­ты пре­дпо­ла­га­ют, что в бу­ду­щем За­пад мо­жет по­те­рять свое до­ми­ни­рую­щее зна­че­ние и обо­со­бить­ся, то­гда как на меж­ду­на­род­ную аре­ну в ран­ге силь­ных иг­ро­ков вый­дут Ки­тай, Ин­дия, Ин­до­не­зия, что дик­ту­ет необ­хо­ди­мость пе­ре­смот­ра на­прав­ле­ний внеш­ней по­ли­ти­ки для Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

На­ли­чие несколь­ких об­ра­зов бу­ду­ще­го в об­ще­ствен­ном мне­нии рос­си­ян мо­жет сви­де­тель­ство­вать о вре­мен­ном и крат­кос­роч­ном ха­рак­те­ре кон­со­ли­да­ции, свя­зан­ной с осоз­на­ни­ем опас­но­сти внеш­них уг­роз бе­зо­пас­но­го и ус­той­чи­во­го раз­ви­тия стра­ны.

Что ка­са­ет­ся внеш­них фак­то­ров бу­ду­ще­го раз­ви­тия, то боль­шин­ство граж­дан Рос­сии ви­дят су­ще­ству­ю­щее про­ти­во­сто­я­ние Рос­сии и За­па­да, за­ин­те­ре­со­ван­ность за­пад­ных стран в дез­ин­тег­ра­ции тер­ри­то­рии Рос­сии, при этом они счи­та­ют, что ухуд­ше­ние по­ли­ти­че­ских от­но­ше­ний с За­па­дом яв­ля­ет­ся кри­зис­ным, но пре­одо­ли­мым яв­ле­ни­ем. В ка­че­стве воз­мож­ных прак­ти­че­ских ша­гов по раз­ре­ше­нию это­го кри­зи­са экс­пер­ты пре­дла­га­ют бо­лее ак­тив­но ис­поль­зо­вать ин­стру­мент «мяг­кой си­лы», вы­дви­же­ние и реа­ли­за­цию вза­и­мо­вы­год­ных про­ек­тов, при­ме­не­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го под­хо­да к раз­ным стра­нам.

Про­ве­де­ние спе­ци­аль­ной во­ен­ной опе­ра­ции, вы­звав­шей бес­пре­це­дент­ное ко­ли­че­ство санк­ций и на­ра­ста­ю­щую ру­со­фо­бию в пуб­лич­ном про­стран­стве ря­да за­пад­ных стран, спо­соб­ство­ва­ло кон­со­ли­да­ции рос­сий­ско­го об­ще­ства про­тив «внеш­не­го вра­га», что от­ра­зи­лось в оцен­ках пер­спек­тив внеш­ней по­ли­ти­ки.  При этом уро­вень до­ве­рия к вла­сти яв­ля­ет­ся важ­ней­шим фак­то­ром, вли­яющим на пре­дстав­ле­ния о гео­по­ли­ти­чес­ком бу­ду­щем стра­ны и в пе­ри­од про­ве­де­ния спе­ци­аль­ной во­ен­ной опе­ра­ции.

В этой свя­зи об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние кон­со­ли­да­ция об­ще­ства и го­су­дар­ства, обес­пе­чи­ваю­щая эф­фек­тив­ное фун­кци­о­ни­ро­ва­ние и го­су­дар­ствен­ных, и об­ще­ствен­ных струк­тур в кри­зис­ных си­туа­ци­ях. По­доб­но­го ро­да кон­со­ли­да­ция стро­ит­ся на раз­ных ос­но­ва­ни­ях: со­цио­куль­тур­ных, иде­о­ло­ги­че­ских, ин­сти­ту­цио­наль­но-­ор­га­ни­за­ци­он­ных. Ве­ду­щая роль в этом про­цес­се при­над­ле­жит ми­ро­воз­зрен­че­ским ус­та­нов­кам, свя­зан­ным с пре­дстав­ле­ния­ми о ме­сте Рос­сии в но­вой си­сте­ме ми­ро­по­ряд­ка.  Ди­на­ми­ка этих про­цес­сов нуж­да­ет­ся в по­сто­ян­ном мо­ни­то­рин­ге, а об­ще­ствен­ное мне­ние по наи­бо­лее ак­ту­аль­ным и ост­рым про­бле­мам мо­жет быть од­ним из ис­точ­ни­ков при раз­ра­бот­ке по­ли­ти­че­ских ре­ше­ний.  

 

 

1 Шмит­тер Ф. Раз­мы­шле­ние о граж­данс­ком об­ще­стве и кон­со­ли­да­ции де­мо­кра­тии // По­лис. По­ли­ти­че­ские ис­сле­до­ва­ния. 1996. № 5. С. 16–27.

2 Социальные факторы консолидации Российского общества: социологическое измерение / под ред. чл.-корр. РАН М. К. Горшкова. М. : Новый хронограф, 2010. 256 с.

3 Щед­ро­виц­кий П. Г. Рус­ский мир: воз­мож­ные це­ли са­мо­оп­ре­де­ле­ния // Неза­ви­си­мая га­зе­та. 2000. № 25. С. 11; Ду­гин А. Н. Ос­но­вы гео­по­ли­ти­ки. М. : Арк­то­гея, 2000. 928 с.

4 Тишков В. А. Национальная идея России. М. : АСТ, 2021. 416 с.

5 Социальные факторы консолидации Российского общества…

6 Измерение степени ценностной солидаризации и уровня общественного доверия в российском обществе : Аналитический обзор по результатам анализа вторичных источников (версия 2 от 4.12.18). ЦИРКОН, 2018. С. 81; Как живешь, Россия? Экспресс-информация. 52 этап социологического мониторинга, май 2022 года / В. К. Левашов [и др.]. Москва : ФНИСЦ РАН, 2022. 91 с. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-400-0.2022; Жизнь по своим правилам [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhizn-po-svoim-pravilam (дата обращения: 20.11.2022).

7 Ве­ли­кая Н. М. Миг­ра­ция и миг­ран­ты в пуб­лич­ном дис­кур­се со­вре­мен­ной Рос­сии // Все­рос. де­мо­гра­ф. фо­рум с меж­ду­нар. уча­сти­ем : ма­те­риа­лы фо­ру­ма (Мос­ква, 4–5 де­каб­ря 2020 г.) / отв. ред. С. В. Ря­зан­цев, Т. К. Ро­стов­ская. М. : Объ­еди­нен­ная ре­дак­ция, 2020. C. 166–168.

8 Ду­гин А. Н. Ос­но­вы гео­по­ли­ти­ки; Тиш­ков В. А. На­цио­наль­ная идея Рос­сии.

9 29 ав­гу­ста 2022 го­да со­сто­я­лась ра­бо­чая встре­ча Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на с ру­ко­во­ди­те­лем Фе­де­раль­но­го агент­ства по де­лам на­цио­наль­но­стей Иго­рем Ба­ри­но­вым [Элек­трон­ный ре­сурс]. URL: https://fadn.gov.ru/press-centr/news/29-avgusta-2022-goda-sostoyalas-rabochaya-vstrecha-prezidenta-rf-vladimira-putina-s-rukovoditelem-fadn-igorem-barinovyim (да­та об­ра­ще­ния: 10.09.2022).

10 Здесь и да­лее в ста­тье, где не ука­за­но иное, ри­сун­ки и таб­ли­цы со­став­ле­ны ав­то­ра­ми.

11 Ис­точ­ник: Как жи­вешь, Рос­сия? Экс­пресс-­ин­фор­ма­ция. 52 этап со­цио­ло­ги­че­ско­го мо­ни­то­рин­га, май 2022 го­да / В. К. Ле­ва­шов [и др.]. Мос­ква : ФНИСЦ РАН, 2022. С. 69.

12 Источник: Как живешь, Россия? Экспресс-информация. 52 этап социологического мониторинга, май 2022 года / В. К. Левашов [и др.]. М. : ФНИСЦ РАН, 2022. С. 72.

13 В ин­стру­мен­та­рии 2005 г.: «Пре­вра­тить Рос­сию в сла­бо­раз­ви­тую стра­ну, обо­га­тить­ся за ее счет» / «Turn Russia into an underdeveloped country, enrich themselves at its expense» in 2005.

14 Источник: Как живешь, Россия? Экспресс-информация. 52 этап социологического мониторинга, май 2022 года / В. К. Левашов [и др.]. М. : ФНИСЦ РАН, 2022. С. 71.

15 Источник: Как живешь, Россия? Экспресс-информация. 52 этап социологического мониторинга, май 2022 года / В. К. Левашов [и др.]. М. : ФНИСЦ РАН, 2022. С. 70.

×

Об авторах

Наталия Михайловна Великая

Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: natalivelikaya@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5532-844X
Scopus Author ID: 8438345700
ResearcherId: A-9577-2017

доктор политических наук, профессор, заместитель директора по научной работе

Россия, 119333, г. Москва, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1

Галина Владимировна Тартыгашева

Российский государственный гуманитарный университет

Email: tarty@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4553-8819
Scopus Author ID: 56626089300
ResearcherId: B-1615-2017

кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и истории социологии

Россия, 125047, г. Москва, Миусская площадь, д. 6

Ольга Петровна Новоженина

Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

Email: olganov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3511-0384
Scopus Author ID: 57192301345
ResearcherId: R-5132-2019

старший научный сотрудник

Россия, 119333, г. Москва, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1

Список литературы

  1. Ray L. State and Civil Society: Civil Society and the Public Sphere // The Blackwell Companion to Political Sociology / ed. by K. Nash, A. Scott. Wiley-Blackwell, 2008. Pp. 219–229. https://doi.org/10.1002/9780470696071.ch20
  2. Van Rensburg A. J. The Political Economy of Mental Illness in South Africa. London : Routledge,2021. 184 p. https://doi.org/10.4324/9780429201455
  3. Black A. Guild and State: European Political Thought from the Twelfth Century to the Present.New York : Routledge, 2017. 320 p. https://doi.org/10.4324/9780203790373
  4. Przeworski A. A Conceptual History of Political Regimes: Democracy, Dictatorship,and Authoritarianism // New Authoritarianism: Challenges to Democracy in the 21st century / ed. by J. J. Wiatr. Verlag Barbara Budrich, 2019. Pp. 17–36. https://doi.org/10.2307/j.ctvdf08xx.5
  5. Guasti P. Swerving Towards Deconsolidation? Democratic Consolidation and Civil Society in the Czech Republic // Czech Democracy in Crisis / ed. by A. Lorenz, H. Formánková. Springer, 2020.Pp. 39–64. https://doi.org/10.1007/978-3-030-40006-4_3
  6. Никовская Л. И. К проблеме формирования консолидации российского общества: взгляд конфликтолога // Местное право. 2022. № 3. С. 45–50. URL: http://www.mestnoepravo.com/docs/2022-03-006.pdf (дата обращения: 09.12.2022).
  7. Лотарев К. А. Возможности и перспективы консерватизма в консолидации российского общества (в контексте культурно-образовательной политики и патриотизма) // Власть. 2016.№ 2. С. 101–111. URL: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/3784 (дата обращения:09.12.2022).
  8. Соснин В. А. Социально-политическая и духовно-нравственная консолидация российского общества: космополитизм и будущее России // Наука. Культура. Общество. 2015. № 3.С. 42–56. EDN: QGUPSA
  9. Гронский А. Д. Русский мир в поисках содержания // Россия в глобальной политике.2017. Т. 15, № 4. С. 186–201. URL: https://globalaffairs.ru/articles/russkij-mir-v-poiskah-soderzhaniya (дата обращения: 09.12.2022).
  10. Щеголькова Е. Ю. Межэтнические отношения в оценках россиян: социологический анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020.№ 4 (158). С. 499–520. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.1260
  11. Лапкин В. В. О национальном vs имперском обустройстве современного миропорядка //Полис. Политические исследования. 2018. № 4. С. 37–55. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.04.04
  12. Borgen Ch. J. From Kosovo to Catalonia: Separatism and Integration in Europe // Goettingen Journal of International Law. 2010. Vol. 2, no. 3. Pp. 997–1033. URL: https://scholarship.law.stjohns.edu/faculty_publications/114/ (дата обращения: 09.12.2022).
  13. Sakwa R. External Actors in EU-Russia Relations: Between Norms and Space // Avoiding a New Cold War. The Future of EU-Russia Relations in the Context of the Ukraine Crisis / ed. by C. Nitoiu. LSE IDEAS Special Report. 2016. Pp. 86–93. URL: https://www.stiftung-mercator.de/content/uploads/2020/12/LSE-IDEAS-Avoiding-a-New-Cold-War.pdf (дата обращения: 09.12.2022).
  14. Paikin Z., Korosteleva E. Russia between East and West, and the Future of Eurasian order //International Politics. 2020. Vol. 58. Pp. 321–333. https://doi.org/10.1057/s41311-020-00261-5
  15. Laruelle M. When Eurasia Looks East: Is Eurasianism Sinophile or Sinophobe? // The Politics of Eurasianism: Identity, Popular Culture and Russia’s Foreign Policy / ed. by M. Bassin,G. Pozo. Rowman & Littlefield Publishers, 2017. Pp. 145–160. URL: https://www.researchgate.net/publication/343896810_When_eurasia_looks_east_Is_Eurasianism_Sinophile_or_Sinophobe (дата обращения: 09.12.2022).
  16. Mileski Т. Identifying the New Eurasian Orientation in Modern Russian Geopolitical Thought // Eastern Journal of European Studies. 2015. Vol. 6, issue 2. Pp. 177–187. URL: https://ejes.uaic.ro/articles/EJES2015_0602_MIL.pdf (дата обращения: 09.12.2022).
  17. Желтикова И. В. Образы будущего в интерпретации Ф. Поллака // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 3. http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-3-11
  18. Васильев М. В. Русский мир и проблемы интеграции постсоветского пространства //Архонт. 2021. № 3 (24). С. 42–44. EDN: XDWDCO
  19. Гончар О. Н. Великий Русский Народ как национальная идея России // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5, № 2. С. 139–155. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2020-5-2-139-155
  20. Миронова М. Н., Холина В. Н. Диспропорции регионального развития России: динамика в постсоветский период // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2011. № 4. С. 23–34. URL: https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/63822/ ( дата обращения: 10.10.2022).
  21. Ахмедуев А. Ш. Проблемы чрезмерной поляризации уровня социально-экономического развития регионов России и императивы модернизации государственной региональной политики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 6 (80). С. 37–51. URL: http://www.rppe.ru/new/index.php/rppe/article/view/589/513 (дата обращения: 09.12.2022).
  22. Зонова Т. В., Джаннотти А. Россия и Запад: противоречивый диалог // Вестник МГИМО-Университета. 2020. Т. 13, № 1. С. 23–38. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-1-70-23-38
  23. Левашов В. К. Социально-политическая устойчивость: риски и императивы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 4 (116). С. 29–42.URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1527/1295 ( дата обращения:09.12.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Динамика восприятия значимости конфликтов в межнациональной сфере (Россия, % от числа опрошенных)

Скачать (156KB)
3. Р и с. 2. Мнение респондентов о будущем, которое ожидает Россию (Россия, % от числа опрошенных)

Скачать (253KB)
4. Р и с. 3. Суждения респондентов о политике центра в отношении регионов (Россия, % от числа опрошенных)

Скачать (146KB)
5. Р и с. 4. Суждения респондентов о политике центра в отношении регионов в зависимости от места жительства респондентов (Россия, % от числа опрошенных в группах)

Скачать (147KB)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».