Правовое регулирование отношений при использовании облачных технологий в Российской Федерации

Обложка
  • Авторы: Кузнецова А.С.1
  • Учреждения:
    1. Западно-Сибирский филиал, Российский государственный университет правосудия
  • Выпуск: № 1 (2024)
  • Страницы: 65-71
  • Раздел: Гражданское право
  • Статья опубликована: 25.05.2024
  • URL: https://journal-vniispk.ru/2414-5750/article/view/364656
  • ID: 364656

Цитировать

Полный текст

Аннотация

 Облачные технологии стали все более распространенным способом хранения, обработки и передачи данных в современном мире. В работе анализируются проблемы и вызовы, связанные с применением правовых норм к облачным технологиям в России, включая неоднозначность определений и понятий, возможное противоречие между требованиями законодательства и техническими особенностями облачных платформ, а также необходимость соблюдения требований по защите прав субъектов персональных данных. Объектом исследования выступают отношения, возникающие при использовании облачных технологий, проводится оценка преимуществ, проблем с определением терминов и заключением договоров в сфере облачных технологий. В статье выявлены недостатки, которые могут потребовать дальнейших изменений и уточнений в законодательстве. Данное исследование может служить теоретической основой создания более эффективной и сбалансированной системы правовой защиты при использовании облачных технологий в Российской Федерации.

Полный текст

В настоящее время продолжается процесс информатизации общества. Главная причина такого явления – возрастание количества пользователей цифровых технологий, которые постоянно развиваются и трансформируются как в обществе, так и в узких сферах жизнедеятельности граждан.

На помощь процессу цифровизации и информатизации приходят различные инновации, одной из которых являются облачные технологии. Они представляют собой совокупность технического (программного) обеспечения, которое обеспечивает молниеносное предоставление информации пользователю.

На данный момент считаем важным рассмотреть три модели IT-услуг, которые организуют работу «облакам». К таким, по мнению Ж. В. Смирновой, можно отнести [1, с. 284]:

1) «частное облако» – модель услуги, где все затраты, сопряженные с обслуживанием, берет на себя предоставляющая услугу организация;

2) «публичное облако» – такая услуга, при которой предоставляются более низкие тарифные планы за его использование;

3) «гибридное облако» – модель IT-услуги, представляющая собой совокупность частного и публичного облаков, обеспечивающая баланс между ценой за содержание и защитой данных.

Возможность развития данных систем предполагается для каждой модели, однако наиболее перспективными представляются публичное и гибридное облако, так как при использовании их уменьшается риск потери данных.

Использование рассматриваемых нами моделей IT-услуг (облаков) позволяет получить следующие преимущества [2, с. 70]:

1) создание условий для осуществления постоянной коммуникации между пользователями;

2) возможность получения постоянного доступа к файлам независимо от локации пользователя;

3) бесперебойное подключение к облаку, для доступа к которому необходимо лишь подключение к сети «Интернет».

Рынок облачных технологий и услуг динамичен. Он предлагает пользователям сети «Интернет» разнообразные решения во многих сферах их жизни. Благодаря своему развитию множество предприятий, которые предоставляют IT-услуги, способны конкурировать между собой. Более того, обращение к таким предприятиям выгоднее для пользователей, нежели создание собственных моделей облаков.

Согласно мнению Н. Г. Викторовой и Ф. Г. Шухова, облачные технологии, или «как их правильно называют – облачные вычисления – это технология обеспечения сетевого доступа пользователей к фонду вычислительных ресурсов» [3, с. 86]. Если говорить иначе, то под облачными вычислениями понимаются данные, предоставляемые в интернет-сервисе.

Облачные технологии – это относительно новая модель IT-услуг, организованная путем объединения множества ресурсов в одну инфраструктуру.

Т. В. Батура, Ф. А. Мурзин и Д. Ф. Семич выделяют следующие модели облачных технологий [4, с. 5].

1) IaaS-сервис.

Данный вид сервиса считается базисным уровнем облачных технологий, что включает в себя серверную коммуникацию, хранилища, все необходимые программные обеспечения, а также софт. Поставщик сервисов управляет операционной системой, а установленные приложения управляются пользователем. Пользователь может добавлять программы и подключать дополнительные сервисы, так как это легко сделать с помощью виртуального интерфейса, в котором все необходимые команды можно выполнять определенными комбинациями, например увеличивать объем хранилища командой «процессор + оперативная память», которая необходима пользователю на перспективу.

Когда нагрузка сервиса невелика или не используется полностью, то возможно отключение или сокращение программы, при таком использовании пользователь платит меньше.

Если пользователь заинтересован в использовании сервиса, то возможно расширение инфраструктуры IT-услуги. Пользователю предоставляются дополнительные наборы инструментов по управлению облаком, новые платформы, которые возможно совместить с уже существующей инфраструктурой.

В настоящее время растет потенциал IaaS-сервиса, так как он реализует простые и доступные пользователю мониторинговые системы.

2) PaaS-сервис.

Такой вид сервиса предоставляет среду для активного пользования тестирования и управления приложениями. Разработчики программного обеспечения PaaS имеют возможность использования всей информации в сети «Интернет», а своим пользователям предоставляют возможность пользоваться полной инфраструктурой для создания и управления информацией.

3) SaaS-сервис.

При подобной модели предполагается аренда программного обеспечения и использование веб-интерфейса. При таком сервисе заказчик сокращает расходы на информационные системы и создание собственной инфраструктуры. На данной платформе возможности пользователя сведены к минимуму, имеется возможность настройки всего лишь отдельных компонентов.

Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать вывод о том, что в настоящее время активизируется развитие облачных сервисов, которые выгоднее и эффективнее, нежели создание собственных инфраструктур.

Как было отмечено ранее, информационные технологии стремительно внедряются во все сферы жизни граждан, то же самое можно сказать и об облачных технологиях, которые предопределяют формирование информационной среды. Развитие информационной грамотности граждан ведет к расширению понятийного аппарата, который используется не только в обществе и науке, но и в узких сферах специализации, например в юридической деятельности.

Наиболее часто в научной литературе встречается терминология, практически схожая с термином «облачные технологии», например: облачные вычисления, облака, консалтинг, облачные сервисы [5, с. 34].

Отсутствие четко определенной терминологии, как представляется, является барьером в развитии правового регулирования IT-услуг. Это обусловлено, прежде всего, новизной данных сервисов, что влечет за собой неоднозначную методологическую базу и, как следствие, препятствует правовой оценке облачных технологий.

Неясность трактовки законодательства вызвана неединообразным использованием термина «облачные вычисления» в правовых актах Российской Федерации.

Так, в подп. «и» п. 4 «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»58 закреплено понятие «облачные вычисления», которое определяется как информационно-технологическая модель обеспечения повсеместного и удобного доступа с использованием сети «Интернет» к общему набору конфигурируемых вычислительных ресурсов («облаку»), устройствам хранения данных, приложениям и сервисам, которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены от нагрузки с минимальными эксплуатационными затратами или практически без участия провайдера.

Однако в другом законодательном акте – Концепции создания и развития сетей 5G/IMT-2020 в Российской Федерации59 – не дается определения данного понятия.

В отдельных законодательных актах слово «облачные» заключено в кавычки60, что тоже влечет за собой лексическую неясность.

При анализе гражданского законодательства можно заметить, что отношения между представителями IT-услуги и пользователями оформляются некорректными соглашениями. Данный вывод исходит из нормы ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации61 (ГК РФ), где объектом договора аренды выступает строго индивидуально определенная вещь. Однако на практике предоставители IT-услуг и пользователи заключают именно договоры аренды программного обеспечения, что является некорректным в силу того, что облачные вычисления не индивидуализированы, т. е. в силу закона такой договор не может считаться заключенным.

Статьей 1270 ГК РФ62 установлены способы использования программного обеспечения с его предоставлением в фактическое владение пользователя. Однако функциональное применение некоторого программного обеспечения не относится к способу пользования им. Например, вышеуказанный сервис IT-услуги SaaS подразумевает предоставление доступа к программному обеспечению только в совокупности с иными элементами информационной системы. Исходя из этого, пользователь не приобретет фактического владения программным обеспечением.

Также хочется отметить, что отношения между представителем IT-услуги и пользователями не ведут к созданию материальной вещи, а исходя из этого – предметом отношения между ними выступает деятельность, которая осуществляется с использованием инфраструктуры облачных технологий.

Специалистами в области права при рассмотрении вопросов правового регулирования облачных вычислений обозначен ряд важных моментов.

Во-первых, при разрешении вопросов правового регулирования необходимо учитывать «распространение конкретной облачной услуги за пределы страны, в которой она была создана» [6, с. 83]. Данное обстоятельство связано с тем, что большинство крупнейших компаний, предоставляющих облачные услуги, находятся на территории США и Евросоюза. В первую очередь это касается обращения информации ограниченного доступа и содержащей личные данные.

Следующий момент, на который можно обратить внимание, – правовая конструкция использования облачных вычислений не оформлена юридически. А. К. Жарова отмечает: «Отсутствие понимания различия и специфики информационных объектов приводит к мнению о возможности применения договора аренды при использовании программ, что является недопустимым» [7, с. 48]. Автор аргументирует свою точку зрения анализом ст. 606 и 607 ГК РФ и делает вывод о том, что необходимо закрепление оформления отношений по использованию IT-услуг специально созданными комплексами договоров. Данную точку зрения оспорить невозможно, так как договорные отношения, связанные с предоставлением информационных сервисов, действительно нуждаются в доработке.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о существующих пробелах в законодательном регулировании отношений в сфере IT-услуг.

  1. Необходимо четкое толкование такого явления, как «облачные технологии», что позволит минимизировать проблемы элементов информационных систем.
  2. Объектом отношений в сфере облачных технологий является не только программное обеспечение, но и база данных, сервера, хранилища и иные программы, т. е. совокупность элементов.
  3. Представляется важным ввести в гражданское законодательство термин «договор оказания услуг по предоставлению облачных сервисов», что позволит снизить степень неопределенности при заключении договоров, связанных с оборотом облачных вычислений.
×

Об авторах

Анастасия Сергеевна Кузнецова

Западно-Сибирский филиал, Российский государственный университет правосудия

Автор, ответственный за переписку.
Email: kuznets200141@mail.ru

студент 4 курса юридического факультета

Россия, Томск

Список литературы

  1. Смирнова Ж. В., Ваганова О. И., Трутанова А. В. Перспективы использования облачных технологий в образовательном процессе вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. № 3 (20). С. 284–286.
  2. Дуккардт А. Н., Саенко Д. С., Слепцова Е. А. Облачные технологии в образовании // Открытое образование. 2014. № 3. С. 68–74.
  3. Викторова Н. Г., Шухов Ф. Г. Цифровая экономика: развитие облачных технологий в России и за рубежом // Век качества : электрон. изд. 2019. № 2. С. 81–90.
  4. Батура Т. В., Мурзин Ф. А., Семич Д. Ф. Облачные технологии: основные модели, приложения, концепции и тенденции развития // Программные продукты и системы. 2014. № 3 (107). С. 64–72.
  5. Нестерова И. А. Правовое регулирование отношений, возникающих при использовании облачных технологий : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. 188 с.
  6. Кучина Я. О. Облачные технологии: понятие и основы правового регулирования // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2016. № 4. С. 77–86.
  7. Жарова А. К. Международные правовые концепции борьбы с распространением вредной информации // Бизнес-информатика. 2010. № 4. С. 46–53.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».