Общая характеристика термина «жестокое обращение» в уголовном праве

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

 Термин «жестокое обращение» используется в четырех статьях Уголовного кодекса Российской Федерации, но при этом применительно к каждой из них имеет разную сущность. Это вносит неопределенность в правовое регулирование. Для рассмотрения жестокого обращения в качестве единого и целостного уголовно-правового понятия требуется определить общие признаки, проявляющиеся во всех рассматриваемых преступлениях (деяние в форме как действия, так и бездействия, физическое насилие, причинение страданий), и установить особенности в виде частных признаков, характерных только для конкретных составов (психическое насилие, единичность, лишение свободы, нарушение половой неприкосновенности или половой свободы).

В связи с неоднозначностью термина «жестокое обращение» необходимо либо полностью унифицировать понимание данного термина и использовать его соответственно, либо дополнительно указывать на наличие или отсутствие частных признаков непосредственно в законе, например в примечаниях к данным статьям.

Полный текст

Жестокое обращение в качестве признака преступления упоминается в уголовном законе в нескольких нормах: ст. 110, 156, 245, 356 УК РФ, охраняющих различные объекты. Однако при этом ни в одной из них данное понятие не раскрывается. Несмотря на идентичность формулировок, в каждой из перечисленных статей оно имеет разную сущность, что усложняет правильное восприятие данного понятия и применение на практике соответствующих положений, что в целом вносит неясность в правовое регулирование. В связи с этим необходимо рассмотреть жестокое обращение как единое и целостное явление, обозначив его общие и частные признаки.

Жестокому обращению в рамках конкретных составов посвящены такие работы, как «Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными» Р. Д. Шарапова, «Жестокое обращение как способ совершения военных преступлений» М. Г. Левандовской, «Жестокое обращение с ребенком как оценочное уголовно-правовое понятие» И. И. Нагорной.

Общие признаки жестокого обращения

Для начала обозначим общие признаки, которые характерны для всех четырех статей без исключения. Первым является деяние в форме как действия, так и бездействия. Жестокое обращение в рассматриваемых статьях как действие предполагает, например, удары, издевательства, а как бездействие – лишение пищи, воды. Второй признак – физическое насилие. Чаще всего жестокое обращение связано именно с ним, например, оно проявляется в удушении, порезах, термическом воздействии. Третий признак – причинение страданий, который является обязательным, и именно исходя из его наличия обращение признается жестоким. В составах, которые предполагают и физическое и психическое насилие, возможны как физические, так и психические страдания, в отличие от преступлений, где жестокое обращение связано только с физическим насилием и предусматривает только физические страдания в виде длительной и (или) мучительной боли.

Частные признаки жестокого обращения

Психическое насилие. Жестокое обращение сопряжено не только с физическим насилием. В ст. 156 и 356 УК РФ кроме физического насилия в жестокое обращение включается также насилие психическое. В подп. «г» п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 4484 (далее – Постановление Пленума № 44) раскрыто понятие жестокого обращения, на которое указывается в доктрине как на применимое к ст. 156 УК РФ [1, с. 519]. В соответствии с данным Постановлением жестокое обращение с детьми может выражаться, в частности, в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними, в покушении на их половую неприкосновенность. Однако, несмотря на предусмотренную альтернативность данной формы жестокого обращения, на практике вменение ст. 156 УК РФ при использовании в отношении ребенка исключительно психического насилия не происходит [2, с. 76]. Относительно ст. 356 УК РФ в юридической литературе также указывают на включение в понятие жестокого обращения как физического, так и психического насилия. В отличие от ст. 245 УК РФ, согласно которой жестокое обращение предполагает только физическое насилие [3, с. 54]. Скорее всего, это обусловлено тем, что специфика предмета данного состава не предусматривает возможности восприятия им психического насилия.

Единичность. Вопрос о том, достаточно ли одного акта жестокости для квалификации действия (бездействия) в качестве жестокого обращения, является дискуссионным. Можно выделить количественный и качественный признак жестокого обращения. Под количественным следует понимать непосредственно число конкретных проявлений жестокости относительно конкретного потерпевшего или предмета (многократно или единожды), а под качественным – характер (вред здоровью, нарушение телесной неприкосновенности) и степень (интенсивность) фактически причиненного ущерба или вреда.

Различное сочетание данных признаков позволяет отнести те или иные действия к жестокому обращению. Например, применительно к ст. 156 УК РФ нанесение единожды глубокого пореза [4, с. 144] или истязание [5, с. 250], по своему существу предполагающее систематичность, в равной степени квалифицируются в качестве жестокого обращения. В первом случае набор признаков в соответствии с количественным и качественными критериями выглядит следующим образом: единожды, причинение вреда здоровью85, при этом содеянному свойственна более высокая степень интенсивности, чем в истязаниях. Во втором случае – это многократность, нарушение телесной неприкосновенности, менее высокая степень интенсивности.

Возможность признать жестоким обращением как один акт проявления жестокости, так и несколько, связанных единым умыслом, допускается и в ст. 110 УК РФ, и в ст. 245 УК РФ. Сложность в данном вопросе возникает относительно ст. 356 УК РФ, так как она имеет специфичный родовой и видовой объект (мир и безопасность человечества), изначально не предполагающий единичности, а характеризующийся массовостью. В связи с этим жестокое обращение в ст. 356 УК РФ, по-видимому, подразумевает только многократность и «широкомасштабность» [6, с. 101].

Лишение свободы. В ст. 110 и 156 УК РФ жестокое обращение связывается с лишением свободы. Например, суд вменил матери несовершеннолетней девочки ст. 156 УК РФ, указав: «Неисполнение матерью обязанностей по воспитанию дочери было связано с жестоким обращением с несовершеннолетней, которое выразилось в том, что ФИО1 совместно с обвиняемым ФИО3 по месту своего проживания, используя металлическую цепь, неоднократно приковывали несовершеннолетнюю потерпевшую к кровати, лишая ее свободы передвижения, причиняя потерпевшей физические и моральные страдания»86.

В то же время говорить о лишении свободы как форме жестокого обращения по ст. 245 и 356 УК РФ нет оснований. Невозможность признания лишения свободы жестоким обращением в данных преступлениях обусловлена опять-таки особенностями предмета и потерпевших. У животных права на свободу по российскому законодательству в принципе не предусмотрено. Статус же военнопленного предполагает переход во власть противной стороны [7, с. 356] и непосредственно обусловлен лишением свободы.

Нарушение половой свободы и неприкосновенности. Жестокое обращение в некоторых из указанных статей может быть связано с нарушением половой свободы или половой неприкосновенности. Применительно к ст. 156 УК РФ покушение на половую неприкосновенность прямо упоминается в Постановлении Пленума № 44, но при этом такое посягательство при достаточных основаниях образует совокупность ст. 156 УК РФ и соответствующего преступления против половой неприкосновенности (например, по ст. 132 УК РФ). Жестокое обращение с гражданским населением и военнопленными также может включать действия, посягающие на половую неприкосновенность; признают такое поведение жестоким обращением и международные трибуналы [8, с. 558]. , Жестокое обращение в рамках преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ, не связано с действиями, образующими составы преступлений, предусмотренных ст. 131 или 132 УК РФ, так как в соответствии с официальными разъяснениями высшей судебной инстанции самоубийство (или его попытка) является «иным тяжким последствием»87, и подобные ситуации квалифицируются по п. «б» ч. 3 ст. 131 или п. «б» ч. 3 ст. 132 УК РФ, без совокупности со ст. 110 УК РФ.

Ситуация с жестоким обращением с животными, предусмотренным ст. 245 УК РФ, обстоит немного сложнее, так как животные по российскому законодательству не обладают половой неприкосновенностью или свободой, поэтому любое посягательство подобного рода будет направлено на совсем другой объект – общественную нравственность. Тем не менее в доктрине присутствует мнение о том, что жестокое обращение в контексте ст. 245 УК РФ включает сексуальные действия насильственного характера в отношении животных, однако наказуемыми такие действия будут только в случае наличия обязательной цели или мотива и последствий, предусмотренных указанной статьей, что является пробелом и очевидно требует устранения [9, с. 236; 10, с. 135].

Таким образом, жестокое обращение характеризуется как общими для всех статей, в которых оно упоминается (ст. 110, 156, 245 и 356 УК РФ), признаками, так и частными, которые присущи только определенным составам. К общим признакам относятся: деяние в форме как действия, так и бездействия, физическое насилие, причинение страданий. К частным признакам относятся: психическое насилие, единичность, лишение свободы, нарушение половой неприкосновенности или половой свободы. Для наглядности наличие специальных признаков в разных преступлениях можно отобразить в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1

Специальные признаки жестокого обращения в конкретных преступлениях

 

Статья 110

УК РФ

Статья 156

УК РФ

Статья 245

УК РФ

Статья 356

УК РФ

Психическое насилие

+

+

+

Единичность

+

+

+

Лишение свободы

+

+

Нарушение половой неприкосновенности или свободы

+

+

Исходя из наличия или отсутствия специальных признаков в разных составах, можно сделать следующий вывод: сущность термина «жестокое обращение» от преступления к преступлению меняется, что указывает на непоследовательность и несистемность правового регулирования и является недостатком юридической техники. В связи с этим в целях унификации правоприменения необходимо либо полностью унифицировать понимание данного термина, либо дополнительно указывать на наличие или отсутствие частных признаков непосредственно в законе, например в примечаниях к соответствующим статьям.

×

Об авторах

Анна Сергеевна Кособокова

Российский государственный университет правосудия

Автор, ответственный за переписку.
Email: ychebnayabel@mail.ru

студент 4 курса

Россия, Москва

Список литературы

  1. Уголовное право России : учебник / под ред. А. В. Бриллиантова. М. : Проспект, 2021. 1344 с.
  2. Западнова Ю. А. Жестокое обращение с детьми и формы его проявления: вопросы квалификации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1 (69). С. 74–78.
  3. Шарапов Р. Д. Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2019. № 1 (47). С. 51–61.
  4. Нагорная И. И. Жестокое обращение с ребенком как оценочное уголовно-правовое понятие // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 2. С. 142–154.
  5. Капинус О. С. и др. Уголовное право России. Особенная часть : учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2024. 1189 с.
  6. Левандовская М. Г. Жестокое обращение как способ совершения военных преступлений // Закон и право. 2018. № 7. С. 100–103.
  7. Международное право : учебник / под ред. Г. С. Стародубцева. 2-е изд. М. : РИОР : Инфра-М, 2024. 416 с.
  8. Наумов А. В. и др. Уголовное право. Особенная часть : учебник для вузов / отв. ред. А. В. Наумов, А. Г. Кибальник. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2024. 564 с.
  9. Авдеева Л. В. Уголовно-правовая характеристика жестокого обращения с животными // Вестник РГГУ. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2013. № 3 (104). С. 232–240.
  10. Асеев А. Ю., Чекмезова Е. И. Уголовно-правовая политика противодействия жестокому обращению с животными: компаративистский аспект // Вестник Югорского государственного университета. 2021. № 4 (63). С. 129–139.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».