Types of career representations and their relationship with self-confidence among future educators

Abstract

The object of this study is the career representations of young men and women studying to become educators, while the subject is the relationship between types of career representations and components of self-confidence among future educators. The aim of the research is to identify the impact of self-confidence and its components on the development of types of career representations among future educators. The results of the work include data on the development of specific types of career representations and components of a self-confident personality, as well as the connections between them among young men and women who are future educators. These findings can serve as a basis for organizing further research on the development of career representations and self-confidence, as well as practical work on the diagnosis and development of career representations and self-confidence among young men and women. The study employed a specially developed diagnostic method for career representation types; a set of methods for diagnosing components of a self-confident personality; and statistical methods for processing and analyzing empirical data. The novelty of the research lies in identifying age-related features in the development of career representation types and establishing the influence of self-confidence and its psychological components on the development of various types of career representations among young men and women. The results obtained from the work lead to the following conclusions: 1) among young men and women, future educators, the most developed career representation types are the attractive, socially oriented, affiliative, and authoritarian types, while the pragmatic and gloristic types are the least developed; 2) all types of career representations in them require further development to varying degrees; 3) among future educators, self-assessment of abilities plays the largest role in the development of career representations, followed by optimism, self-efficacy, hope, resilience, autonomous causal orientation, risk propensity, and tolerance for uncertainty in decreasing order of importance.

References

  1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.; Прайм-Еврознак, 2002. – 672 с.
  2. Ильин Е.П. Психология риска / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2021. – 288 с. – URL: https://ibooks.ru/bookshelf/377312/reading (дата обращения: 25.04.2025). – Текст: электронный.
  3. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Разработка русскоязычной версии теста диспозиционного оптимизма (LOT) // Психологическая диагностика. – 2010. – № 2. – С. 36-64. EDN: SUFPGP.
  4. Гордеева Т.О. Оптимизм как составляющая личностного потенциала // В: Личностный потенциал: структура и диагностика. – Москва: Смысл, 2011. – С. 131-137.
  5. Гусев А.И. Толерантность к неопределенности как составляющая личностного потенциала // В: Личностный потенциал: структура и диагностика. – Москва: Смысл, 2011. – С. 300-329.
  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: учебное пособие для вузов / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 349 с. – (Высшее образование). – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/541200 (дата обращения: 24.04.2025).
  7. Жданович А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: автореф. дис … канд. психол. наук: 19.00.01. – Москва, 2008. EDN: NKMZSV.
  8. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350 с.
  9. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: учебное пособие. – М.: Прометей, 1991. – 109 с.
  10. Лафи С.Г., Пилецкайте-Марковене М.Э. Поиск новых ощущений, его место и значение в психологической самореализации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 9.
  11. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. – 2005. – № 2. – С. 87-101. ISSN: 0205-9592.
  12. Фромм Э. Революция надежды. – Пер. Панфилова. – М.: АСТ, 2018. – 220 с.
  13. Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency. American Psychologist. – 1982. – 37 (2). – P. 133.
  14. Deci E.L. The psychology of self-determination. – Toronto: Lexington books, 1980. – 258 p.
  15. Deci E.L., Ryan R.M. Overview of self-determination theory: an organismic dialectical perspective // Handbook of self-determination research / E.L. Deci, R.M. Ryan (Eds.). – Rochester, NY: The University of Rochester Press, 2002. – P. 3-33.
  16. Frenkel-Brunswik E. Intolerance of ambiguity as an emotional and perceptual personality variable // Journal of Personality. – 1949. – № 18. – P. 108-143.
  17. Frenkel-Brunswik E. Tolerance toward ambiguity as a personality variable // American Psychologist. – 1948. – № 8. – P. 268.
  18. Snyder C.R., Shorey H.S., Cheavens J., Pulvers K.M., Adams V.H. III, & Wiklund C. Hope and academic success in college. Journal of Educational Psychology. – 2002. – 94(4). – P. 820-826. – URL: https://doi.org/10.1037/0022-0663.94.4.820.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».