Features of the manifestation of self-determination and behavioral control among first and third-year students

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The subject of this study is the features of self-determination and its relationship with behavior control among first-year and third-year students. The authors discuss the theoretical foundations of self-determination within the framework of Deci and Ryan's theory, including basic psychological needs (autonomy, competence, relatedness). Special attention is given to the comparative analysis of self-determination and behavioral control indicators among students of different years. The authors explore how these indicators change during the learning process and identify statistically significant differences between groups. It is shown that first-year students demonstrate a higher level of autonomy and willpower control, while third-year students exhibit increased anxiety when making mistakes. A particular emphasis is placed on the identified correlations between autonomy and emotional control, as well as between anxiety and sense of belonging. These results are significant for understanding the psychological mechanisms of students' adaptation to the educational process. The study sample consisted of 41 students aged 17 to 21 years. Psychological methods: Basic Psychological Needs Satisfaction Scale (M. Gagne), Behavior Control Questionnaire (E.A. Sergienko et al.), and Motivation Orientation Scale for Making Mistakes (K. Schell). Statistical methods: Mann-Whitney U test and Spearman's correlation analysis. The novelty of the research lies in the comprehensive study of the relationship between the level of self-determination, behavior control, and attitudes towards mistakes among first-year and third-year students. Differences in the manifestation of autonomy, competence, and relatedness between first-year and third-year students were identified for the first time, as well as their correlations with emotional and willpower control. The main conclusions of the study are: first-year students have higher indicators of autonomy and willpower control than third-year students, which may be related to adaptation to the educational environment; the level of self-determination correlates with emotional control and motivation when making mistakes but does not depend on students' age; an inverse relationship was found between autonomy and anxiety about mistakes, highlighting the importance of developing self-determination to reduce stress. The results of the study can be used to develop strategies for supporting students in the learning process.

References

  1. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: избранные труды. – Москва: Наука, 1978. – 399 с.
  2. Борзова Т. В., Плотникова Е. С. Проявление самодетерминации в личностной, деятельностной и социальной самореализации студентов // Психолог. – 2020. – № 4. – С. 12-21. – doi: 10.25136/2409-8701.2020.4.33082. EDN: OYPFVZ
  3. Борзова Т. В. Психология понимания как ресурс развития современного вузовского образования. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2023. – 218 с. EDN: SCLCJZ
  4. Гордеева Т. О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории // Психологические исследования. – 2010. – № 4(12). – С. 11. EDN: MUXUPT
  5. Гуткина Н. И. Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14, № 2. – С. 116-128. – doi: 10.17759/chp.2018140213. EDN: USBSJL
  6. Кон И. С. Социализация детей в изменяющемся мире // Вопросы воспитания. – 2010. – № 1. – С. 18-24. EDN: QZDEZV
  7. Кудинов С. И. Полисистемная концепция самореализации личности // Дизайн и технологии. – 2014. – № 41(83). – С. 114-120. EDN: TBRLDX
  8. Костенко В. Ю., Леонтьев Д. А. Взгляд на себя со стороны: роль рефлексии и самодетерминации в развитии личности // Мир психологии. – 2016. – № 3(87). – С. 97-108.
  9. Леонтьев Д. А. От феномена самостоятельности к механизмам самодетерминации // Вопросы образования. – 2024. – № 1. – С. 142-161. – doi: 10.17323/vo-2024-17626. EDN: PFHLDU
  10. Маслоу А. Психология бытия. – 2-е изд. – Москва: Академический проект, 2022. – 275 с.
  11. Подбуцкая Н. В., Кныш А. Е. Апробация шкалы направленности мотивации при совершении ошибки К. Шелла (EOMS: The Error-Oriented Motivation Scale) // Психологический журнал. – 2020. – Т. 41, № 2. – С. 127-138. – doi: 10.31857/S020595920008571-4. EDN: NGQVEU
  12. Расторгуева Е. Н. Самоактуализация: самодетерминация или самотрансценденция? (К проблеме личностного развития) // Мир психологии. – 2017. – № 1. – С. 194-203. EDN: YZICZF
  13. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А., Ветрова И. И. Новый метод оценки психической регуляции – опросник "Контроль поведения" // Экспериментальная психология. – 2023. – № 1. – С. 182-200. doi: 10.17759/exppsy.2023160111. EDN: WPQZOW
  14. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А., Ковалева Ю. В. Контроль поведения как субъектная регуляция. – Москва: Институт психологии РАН, 2010. – 353 с. EDN: TGHHTV
  15. Суворова И. Ю., Бабий А. А., Корзун Н. В. Адаптация общей шкалы удовлетворения базовых психологических потребностей Э. Деси и Р. Райана // Актуальные проблемы психологического знания. – 2021. – № 1-2(55). – С. 55-66. EDN: FWHHJC
  16. Эриксон Э. Г. Детство и общество. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 448 с.
  17. Deci E. L., Ryan R. M. The general causality orientations scale: Self-determination in personality // Journal of Research in Personality. – 1985. – Vol. 19, Issue 2, – P. 109-134. – doi: 10.1016/0092-6566(85)90023-6
  18. Keith N., Frese M. Effectiveness of error management training: A meta-analysis // Journal of Applied Psychology. – 2008. – Vol. 93(1). – P. 59-69. – doi: 10.1037/0021-9010.93.1.59
  19. Perreault D., Mask L., Morgan M., Blanchard C. M. Internalizing emotions: Self-determination as an antecedent of emotional intelligence // Personality and Individual Differences. – 2014. – Vol. 64. – P. 1-6. – doi: 10.1016/j.paid.2014.01.056
  20. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. – 2000. – Vol. 55 (1). – P. 68-78. – doi: 10.1037/0003-066X.55.1.68. EDN: GSHHWJ
  21. Rybowiak V., Garst H., Frese M., Batinic B. Error Oriented Questionnaire (EOQ): Reliability, validity, and different language equivalence // Journal of Organizational Behavior. – 1999. – Vol. 20 (4). – P. 527-547. – doi: 10.1002/(SICI)1099-1379(199907)20:43.0.CO;2-G
  22. Schwartz B. The paradox of choice: Why more is less / B. Schwartz. – New York: HarperCollins, 2004. – 304 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».