Psychological atmosphere in a Russian university as a basis for motivation to study

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Motivation for learning depends on both the student's personality traits and external factors, including the psychological atmosphere that is formed in study groups. This aspect has been studied rather poorly for foreign students. The purpose of the study is the impact of the psychological atmosphere on motivation for studying at a higher educational institution among Vietnamese students of different years of study. The psychological atmosphere of study groups where Vietnamese students study can be characterized as favorable, while foreign students to a greater extent highlight such components as cooperation, friendliness, agreement and satisfaction. Mutual support, passion, entertainment and success are expressed to a lesser extent. Strong correlations were found between intrinsic motivation and individual components of the psychological atmosphere in study groups, while no significant correlations were found for motivation to obtain a diploma. To a greater extent, such components of the psychological atmosphere as success, mutual support and cooperation affect intrinsic motivation. The study was conducted on a sample of 40 Vietnamese students who were examined using standard methods twice, in the 1st and 3rd years of study. The obtained results were subjected to correlation analysis and pairwise comparison using the Mann-Whitney coefficient. For the first time, the features of Vietnamese students' motivation to study at Russian universities in the 1st and 3rd years were considered in a comparative key. The prevalence of external motivation in the junior years and internal motivation in the senior years was revealed, which contradicts the previously obtained data on this social group. For the first time, a stable nature of the motivation "getting a diploma" was shown among Vietnamese students, which is explained by national and cultural characteristics, as well as the prestige of higher education in Vietnam. For the first time, an increase in motivation to study was demonstrated among 3rd-year students compared to the first, which can be explained by the psychological atmosphere of the educational institution for which the study was conducted. Statistically significant differences in the structure of motivation among students from Vietnam in the 1st and 3rd years of study were shown. For the first time, the features of the psychological climate in groups where Vietnamese students study were demonstrated, and key characteristics of the psychological climate were identified that demonstrate strong correlations with motivation for learning.

References

  1. Ибатова А. З., Волкова Е. А. Изучение межличностных отношений в учебной группе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 3 (36). С. 121-124. doi: 10.26140/anip-2021-1003-0029. EDN: MKXMCX
  2. Каргина Н. В., Полянская Е. Н. Психологические факторы, влияющие на качество получаемого образования и академические достижения современных студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2025. № 87-3. С. 119-121. EDN: ESCKUS
  3. Картавых К. С., Ларина Г. Н. Социально-психологические факторы сопротивления оптимизационным изменениям // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2024. № 4 (72). С. 355-364. EDN: BFUMOE
  4. Кодочигова А. А. Социально-психологический климат сотрудников организации // Экономика и социум. 2024. № 2-1 (117). С. 1595-1598. EDN: YMKULY
  5. Куклин С. Я., Куклина Л. В. Эмоционально-психологический климат как базовый компонент образовательной экосистемы вуза // Высшее образование сегодня. 2023. № 5. С. 10-17. doi: 10.18137/RNU.HET.23.05.P.010. EDN: ZRNLUS
  6. Ладыкина Т. А. Морально-психологический климат как фактор социальной адаптации студентов-юристов к образовательной среде вуза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 4-3 (91). С. 203-209. doi: 10.24412/2500-1000-2024-4-3-203-209. EDN: PSBDJQ
  7. Логвинова И. К., Логвинова И. К. Социально-психологический климат как пространство гармонизации рабочей среды // Естественно-гуманитарные исследования. 2024. № 4 (54). С. 419-425. EDN: GUCLSU
  8. Мусхаджиева Т. А., Махаева Г. М., Гитинова П. Ш. Сущность и содержание связи социально-психологического климата с мотивацией к учебной деятельности у студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 213-216. EDN: AXWVNB
  9. Пузиков Д. В., Шнайдер И. Р. Психолого-педагогический анализ мотивации и прокрастинации в профессиональном образовании с использованием дистанционных технологий // Современное педагогическое образование. 2025. № 5. С. 317-323. EDN: OKFEFU
  10. Ростовцева М.В., Дулинец Т.Г., Трофимова В.В., Поломошнова А.В., Десятова И.С. Исследование стратегий конфликтного поведения педагогов и психологической атмосферы в педагогическом коллективе // Конфликтология / nota bene. 2023. № 1. С. 94-102. doi: 10.7256/2454-0617.2023.1.39341 EDN: KPJOFU URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39341
  11. Старовойт Н. В. Особенности психологической атмосферы в инклюзивных группах студентов вуза // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2023. № 4. С. 104-118. doi: 10.5922/pikbfu-2023-4-11. EDN: QVZRGX
  12. Страчук А. М. Благоприятный психологический климат как средство повышения продуктивности обучения у студентов СПО // Вестник науки. 2024. Т. 4. № 11 (80). С. 1018-1022. EDN: FLMTIQ
  13. Суркова И. Ю., Егунова Е. С. Социально-психологический климат в воинском коллективе: специфика и факторы влияния // Гуманитарный научный журнал. 2024. № 1-1. С. 60-65. EDN: WPVNWM
  14. Татарчук Е. Р. Психологическая поддержка оптимального климата и атмосферы в женских высококвалифицированных командах по футболу // Теория и практика физической культуры. 2023. № 10. С. 78-78. EDN: JAMABU
  15. Шарова С. Н., Смирнова Н. Б., Вараева Н. В. Проблема оптимизации социально-психологического климата студенческой группы на занятиях английским языком // Проблемы современного педагогического образования. 2025. № 86-3. С. 300-303. EDN: ELTVQS
  16. Шкердина А. А. Значение роли руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата коллектива // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 402-404. EDN: YMBQJN
  17. Le Thanh Thao, Trut Thuy P. Navigating transitions: Vietnamese students' experiences and challenges in the first year of higher education // International Journal of Lifelong Education. 2024. Vol. 44, № 1. P. 38-56.
  18. Li X., Rahman M. S., Yu L. Is University Support Effective? A Longitudinal Study of Cultural Adaptation of South Asian Students in Chinese Universities // Journal of Studies in International Education. 2023. Vol. 28, № 4. P. 643-662.
  19. Li X., Yu Z. Teacher support, academic engagement and learning anxiety in online foreign language learning // British Journal of Educational Technology. 2024. Vol. 55. P. 2151-2172.
  20. Mulyadi E., Permatasari D., Soares D., Syarifudin M., da Silva Pinto T., Sarmento J. Culture Shock: Challenges of International Students // International Journal of Health Engineering and Technology (IJHET). 2024. Vol. 3, № 1. P. 98-112.
  21. Nguyen T. T. T., Hajek J. Motivation for learning Chinese in a study abroad context: Vietnamese students in Taiwan // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2021. Vol. 45, № 2. P. 444-458.
  22. Nguyen-Viet B., Nguyen-Viet B. Gamification in Vietnamese education: Assessing psychological need satisfaction, intrinsic motivation, and learning effectiveness // Learning and Motivation. 2025. Vol. 89. P. 102101. doi: 10.1016/j.lmot.2025.102101. EDN: LZPPGJ
  23. Zhang Y., Zhang X., Meng Z. Effect of interactive immediacy on online learning satisfaction of international students in Chinese universities: The chain mediating role of learning interest and academic engagement // Acta Psychologica. 2024. Vol. 244. P. 104202. doi: 10.1016/j.actpsy.2024.104202. EDN: UOTFNO

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».