К вопросу о социальных функциях иноязычного образовательного неравенства в российских школах
- Авторы: Примаков В.Л.1
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет
- Выпуск: № 3(860) (2025)
- Страницы: 101-108
- Раздел: Социологические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2500-347X/article/view/358247
- ID: 358247
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель статьи заключается в обосновании, определении и описании социальных функций такого социального феномена, как иноязычное образовательное неравенство. Целевая ориентация определяется, с одной стороны, недостаточной релевантностью широко распространенного типичного набора социальных функций неравенства в образовании для исследования конкретного анализируемого феномена. С другой стороны, обоснование социальных функций любого социального феномена предопределено той теоретико-методологической конструкцией, на которую опирается исследователь. При этом нельзя отрицать того факта, что осмысление роли социальных функций как внешних проявлений свойств объектов, их назначения в функционировании целостной социальной системы всегда были и остаются актуальной научной задачей. В качестве методологической основы для определения основных социальных функций иноязычного образовательного неравенства автором была использована парадигмальная функциональная сетка AGIL, разработанная Т. Парсонсом. В статье обосновывается использование этой методологической схемы для анализа социальных функций, рассматриваемого с соблюдением базовых принципов структурно-функционального анализа. Реализуя эту методологическую модель и опираясь на дедуктивную логику теоретического анализа, были выявлены основные функции иноязычного образовательного неравенства в современном российском обществе: селективная, регулятивная, стимулирующая и стратифицирующая. В статье описаны и охарактеризованы выявленные функции анализируемого феномена. Выводы и умозаключения подтверждены многочисленными статистическими данными и анализом результатов эмпирических социологических исследований. Проанализированные функции подтверждают вывод об объективном существовании и функциональной заданности иноязычного образовательного неравенства в современном российском обществе. Реализация этих функций способствует сохранению социальной стабильности общества и воспроизводству его социальной структуры.
Ключевые слова
Об авторах
Вячеслав Леонидович Примаков
Московский государственный лингвистический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vprim2007@yandex.ru
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук
РоссияСписок литературы
- Фурсова В. В., Ханнанова Д. Х. Социальное неравенство в системе образования: российские и зарубежные теории и исследования. М.: ДиректМедиа, 2013.
- Шолохов А. В. Неравенство в системе современного образования: основания и механизмы воспроизводства: автореф. дис. … д-ра философ. наук. Ростов-на-Дону, 2010.
- Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960 – начало 2000 гг.). М.: ЦСП, 2008
- Высоцкая А. В., Филипова А. Г. Образовательное неравенство в школе: от интерпретации понятия к детерминирующим факторам // Социальные исследования. 2018. № 2. С. 1–17.
- Карнаухов И. А. Языковой код как фактор образовательного неравенства (на примере детей из семей рабочего класса) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 12 (80). С. 225–228.
- Микерова Г. Г. Языковое развитие младших школьников как проблема социального неравенства // Концепт. 2015. Т. 37. С. 6–10.
- Олейникова О. Б. Иностранный язык как индикатор дифференциации студентов российских технических вузов: автореф. дис. … канд. социолог. наук. Новочеркасск, 2003.
- Примаков В. Л. Лингвистическое образовательное неравенство: постановка проблемы и оценка последствий // Вестник Московского государственного лингвистического университта. Общественные науки. 2021. Вып. 2 (843). С. 326–345.
- Свердлова Н. А., Барышникова У. Н. К вопросу о лингвистическом неравенстве в полилингвальном образовательном пространстве // Русский лингвистический бюллетень. 2022. № 1 (29). С. 19–22.
- Hudson R. A. Sociolinguistics. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.
- Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000.
- Парсонс Т. Социальная система. М.: Академический Проект, 2019.
- Сорокин П. А. Социальная стратификация и мобильность // П. А. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов ; пер. с англ. М.: Политиздат, 1992.
Дополнительные файлы


