Работа с образом: прикладное значение метафорических ассоциативных карт в образовании
- Авторы: Кошелева Ю.П.1,2
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет
- Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Психологический институт)
- Выпуск: № 3 (856) (2025)
- Страницы: 91-98
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2500-3488/article/view/346948
- ID: 346948
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обсуждается проблема экстериоризации образа в работе с метафорическими ассоциативными картами; рассматриваются вопросы соединения метафоры, слова и действия в образе, вербального и невербального, сознательного и бессознательного в работе с метафорическими картами; раскрываются механизмы работы с ними; обосновывается трансформация образа в процессе работы с метафорическими ассоциативными картами и ключевая роль педагога; приводятся примеры использования метафорических карт при работе со студентами - ролевые позиции, мотивация и ценностно-смысловая сфера.
Ключевые слова
Об авторах
Юлия Павловна Кошелева
Московский государственный лингвистический университет; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Психологический институт)
Автор, ответственный за переписку.
Email: yu.p.kosheleva@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент
доцент кафедры психологии и педагогической антропологии
Института гуманитарных и прикладных наук
Московского государственного лингвистического университета
ведущий научный сотрудник
лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии
Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (Психологического
института)
Список литературы
- Кац Г., Махаматулина Е. Метафорические карты. Руководство для психолога. (Электронное издание). М.: Генезис, 2025.
- Дмитриева Н. В., Буравцова Н. В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. М.: MACards. 2021.
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995.
- Смирнов С. Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2014.
- Морозовская Е. Мир проективных карт. Обзор колод, упражнения, тренинги. М.: Генезис, 2019.
- Аксютина З. А. Метафорические ассоциативные карты: работа с метафорой // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2023. № 208. С. 189-199. DOI: https://doi.org/10.33910/1992-6464-2023-208-189-199.
- Sims P. A. Working with Metaphor // American Journal of Psychotherapy. 2003. Vol. 57 (4). P. 528-536. DOI: https://doi.org/10.1176/appi.psychotherapy.2003.57.4.528.
- Торнеке Н. Метафора в практике психотерапевта: применение лингвистики в психотерапии. СПб.: Диалектика. 2021.
- Лазарус А. Мысленным взором: Образы как средство психотерапии / пер. с англ. Е. В. Курдюковой. М.: Класс, 2000.
- Кузнецов В. Г. Произвольность и мотивированность языкового знака: семитологический и лингвистический аспект. М.: МГЛУ. 2019.
- Нечаев Н. Н. «Двойственность» совместной деятельности как основа становления психологических новообразований: пути развития деятельностного подхода // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 3. С. 27-37. DOI: https://doi.org/10.17739/chp.2020160304
Дополнительные файлы



